Безопасность "Куда ты мчишься, тройка-Русь?.."


 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

– Девять человек пострадали при столкновении КАМАЗа и маршрутного автобуса в Советском районе Красноярска.

– На дорогах Алтайского края в прошлом году были зарегистрировано 4 тыс. 273 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 539 человек, а ещё 5 тыс. 251 получили травмы различной степени тяжести.

– За прошедшие сутки в Тюмени произошло 7 ДТП. В одном из них пострадал ребёнок.

– В Волгоградской области пассажирский автобус столкнулся с бензовозом, пострадали шесть человек.

Это лишь малая часть тех сообщений, которые каждый день звучат в сводках новостей. В России проблема обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте признана одной из важнейших, стоящих перед обществом и государством.

 

Вслед за остальными европейскими странами Россия активно вступила в эпоху автомобилизации: ежегодно парк автомобилей в стране увеличивается на 4 – 5 % и составляет уже около 27 млн единиц. При сохранении этой тенденции в течение ближайших 10 – 15 лет по показателям количества автомобилей на 1000 жителей будет достигнут среднеевропейский уровень. Это может повысить показатели смертности на дорогах.

Уже в 2007 г. рост ДТП увеличился более чем на 3,5 %, более чем на 5 % увеличилось число погибших. В целом за одиннадцать месяцев прошлого года в стране зарегистрировано 214,2 тыс. ДТП, в результате которых погибли 30,3 тыс. и получили ранения 268 тыс. человек. Очень часто жертвами халатности взрослых становятся дети, процент ДТП с их участием с каждым годом увеличивается, – отмечали представители исполнительной власти, работники транспорта, ГИБДД, здравоохранения, страхования и образования, собравшиеся в Государственном Кремлёвском дворце на Третьем международном транспортном форуме по проблемам безопасности дорожного движения.

 

Удельный вес количества ДТП с участием детей и подростков до 16 лет за 11 месяцев 2007 г., %

 

Практическая деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в России начинает приобретать по-настоящему большое значение в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В настоящее время проводятся массовые мероприятия с участием детей, в школах отдельных регионов введена обучающая программа, рассказывающая детям о правилах поведения на проезжей части, а также предусмотрено строительство детских автогородков.

Над повышением безопасности на дорогах активно работают СМИ. В телевизионных роликах, радиопередачах, на придорожных щитах представляется информация, призывающая пристёгиваться ремнями безопасности, находясь в автомобиле, не употреблять спиртных напитков за рулём, не превышать скорость и т. д.

 

Динамика основных показателей аварийности на автомототранспорте в Российской Федерации

 

По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. количество ДТП и количество пострадавших увеличилось в среднем на 3,4 %. В городах и населённых пунктах совершены 71,4 % ДТП.

Распределение количества ДТП по местам их совершения за 11 месяцев 2007 г.

 

 

На федеральных дорогах ДТП характеризовались высокой тяжестью последствий – 18 погибших из 100 пострадавших. В первую очередь это связано с большими скоростями движения и несвоевременным оказанием медицинской помощи участникам ДТП.

Самым распространённым видом ДТП (36 % от общего количества) по-прежнему остаётся наезд на пешехода. Он же характеризуется высокой тяжестью последствий – 12 погибших на 100 пострадавших. Наибольшее количество ДТП по вине пешеходов зарегистрировано на территории Чувашской Республики, в Калининградской и Тамбовской областях, а также Республике Ингушетия.

 

Основные виды ДТП в Российской Федерации за 11 месяцев 2007 г., %

 

 

 

 

Федеральная целевая программа на 2006 – 2012 гг., принятая Правительством РФ, предусматривает мероприятия по строительству надземных пешеходных переходов, созданию безопасных условий для движения пешеходов: их освещение, нанесение на них разметки, применение световозвращающих элементов, которые крепятся к одежде, улучшают видимость пешехода для водителей.

В России водители и пассажиры идут на всевозможные хитрости, чтобы не пристёгиваться ремнями безопасности. По имеющимся оценкам, в стране во время движения пристёгивается лишь около 20 % водителей (впрочем, год назад этот показатель был ещё ниже). В то же время, в других странах, где число погибших гораздо меньше, чем в РФ, этот показатель составляет 90 % и более.

В России есть такая проблема как несоблюдение скоростных режимов в дорожном движении, а также требований разметки. Это является причиной возникновения практически трети, а в ряде случаев – половины всех ДТП.

Итак, распределение количества ДТП по видам нарушений ПДД водителями: нарушение скоростного режима – 24,1 %, отсутствие права на управление транспортным средством – 14,5 %, несоблюдение очерёдности проезда – 13,3 %, выезд на полосу встречного движения – 9,8 %, вождение автомобиля в нетрезвом виде – 8,3 %. Из-за халатного отношения к себе и окружающим (прежде всего это касается пьяных водителей) возникает следующая статистика ДТП с их участием.

С 1 января 2008 г. вступило в силу положение, касающееся повышения административной ответственности водителей за управление в состоянии опьянения, не имеющих права на управление или лишённых такого права, а также ответственность за повторное управление в состоянии опьянения.

За последние годы в стране существенно увеличилось число желающих получить водительское удостоверение. В такой ситуации явно проявляется проблема системы подготовки водителей, которая эффективно решается только в Ярославской области. Во всех остальных регионах ситуация пущена на самотёк.

Остро стоит и проблема организации своевременной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Специалистам известно, что из-за отсутствия помощи в течение первого часа после получения травм количество летальных исходов увеличивается на треть, а по истечению трёх часов – уже на 60 %. Решение этой проблемы требует целого комплекса мер организационного, правового и технического характера в каждом регионе России. Но…

До настоящего времени региональная программа не принята в Калининградской области. В Смоленской области программа принята только на прошлый, 2007 г.

В Удмуртии она принята в августе прошлого года. В Коми имеется лишь подпрограмма на 2005 – 2008 гг. (По Указу Президента РФ должны быть разработаны и приняты программы по ОБДД.)

В Чувашии, Северной Осетии, Свердловской, Саратовской, Смоленской, Иркутской областях в 2007 г. финансирование программ не осуществлялось.

Практически во всех регионах отмечается значительное недофинансирование мероприятий региональных программ.

Исследования, проведённые Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ), показали, что свыше 50 % водителей превышают установленную ПДД скорость. Вероятность смертельной травмы для пешехода при наезде со скоростью 50 км/ч составляет свыше 80 %, а при 30 км/ч – 10 %. Во Франции снижение средней скорости всего на 5 км/ч уменьшило число погибших на дорогах на 30 %. Необходимо внести изменения и дополнения в ПДД и ограничить скорость в городах и населённых пунктах до 50 км/ч, в жилых зонах и придворовых территориях – до 30 км/ч.

В целях безопасного движения за счёт соблюдения режимов труда и отдыха водителя и скоростного режима, необходимо оборудовать тахографами транспорт общественного пользования, работающий на городских, пригородных и междугородных маршрутах.

В настоящее время МАДИ разрабатывает проект «Система контроля за обстановкой на дороге». Проверка системы осуществляется на участке федеральной автодороги № 1 «Беларусь» и курируется Министерством транспорта РФ. Система обеспечивает визуальный контроль за состоянием дорожного покрытия в разных погодных условиях, автоматически измеряя характер транспортного потока с определением по типам подвижного состава и оценками скоростных режимов. Автоматически измеряется скорость индивидуального автомобиля. В случае нарушения скоростного режима в момент прохождения зоны контроля фото транспортного средства и сведения о нарушении передаются в центр обработки данных.

Также в институте разработана уникальная система предупреждения засыпания водителя, основанная на кожно-гальванической реакции. Если измерить сопротивление запястья бодрствующего человека, то диаграмма имеет пикообразную форму, при засыпании эти пики «уходят» в ноль. Система определяет, что человека клонит в сон и происходит автоматическое отключение транспортного средства.

В настоящее время подобным оборудованием оснащён железнодорожный транспорт. Для автомобилей разрабатываются другие методы предупреждения аварийных ситуаций, ведь не всегда возможно использовать автоматическую остановку автомобиля.

Европа тоже занимается изобретением технологий, позволяющих повысить безопасность на дороге. Так, в Германии разработан оптический сенсор, призванный уменьшить количество автомобильных аварий. Устройство постоянно "просматривает" пространство перед автомобилем на 10 м вперёд. Если расстояние до объекта в зоне видимости начнёт уменьшаться слишком быстро, система активирует тормозную систему. Более того, если столкновение неизбежно, система может выпустить подушки безопасности, не дожидаясь удара. Однако при проведении испытаний убедительные результаты были получены только при скорости автомобиля не более 35 км/ч.