Безопасность движения "Украинским водителям не по вкусу жёсткие меры ГАИ"


 

Александр МИХАЙЛОВ

 

С 10 января по 10 февраля текущего года на дорогах Украины местная Госавтоинспекция проводила «оперативно-профилактические мероприятия», направленные на повышение безопасности дорожного движения. За месяц сотрудники ГАИ изъяли 33 тыс. водительских удостоверений. Около 85 тыс. водителей оштрафованы на различные суммы. По словам министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, водительские права изымались при проезде на красный свет, за обгон по встречной полосе и вождение в нетрезвом виде. Согласно статистике по нарушениям, предоставленной ГАИ, в период с 10 января по 10 февраля 2008 г. было задержано 38047 нетрезвых водителей. При этом права изъяты у 33 тыс. человек. Тут, видимо, то ли министр цифры перепутал, то ли его подчинённые дали ему некорректную информацию, либо они по каким-то причинам «пожалели» 5047 пьяных водителей.

Впрочем, называются и другие, ещё более впечатляющие цифры. Так, во время проведения круглого стола член правления института «Республика» сказал, что работниками ГАИ в течение месячника борьбы с нарушениями правил дорожного движения изъято более 124 тыс. удостоверений водителя.

По его словам, 109 тыс. дел было принято к рассмотрению в судах, рассмотрено 80 тыс. Из этого количества дел суды приняли решение о лишении прав водителя в 24 тыс. случаев. «То есть почти 60 тыс. фактов изъятия удостоверений работниками ГАИ судами признаны незаконными», – отметил он.

Вопрос относительно практики изъятия удостоверений работниками ГАИ без решения суда был вынесен на рассмотрение общественного совета при Министерстве внутренних дел, членом которого является правозащитник. Но, по утверждению украинских СМИ, министр проигнорировал этот вопрос, аргументируя это таким образом: «мы делали это и будем делать».

Что же, собственно говоря, происходит на украинских дорогах? Во исполнение Указа Президента Украины от 20 ноября 2007 г. № 1121/2007 «О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и стабилизации состояния аварийности на автодорогах государства в течение месяца, с 10 января по 10 февраля нынешнего года подразделения Госавтоинспекции проводили широкомасштабную оперативно-профилактическую отработку. По информации пресс-службы ГАИ МВД Украины, было создано 300 мобильных групп, которые были призваны немедленно реагировать на все нарушения требований Правил дорожного движения его участниками. При этом основные усилия сотрудников ГАИ направлялись прежде всего на выявление грубых нарушений правил, которые могут повлечь тяжёлые последствия. Отработкой были охвачены не только областные центры, большие города и магистральные автодороги, не остались без внимания и райцентры и автодороги местного значения. Было обеспеченно постоянное дежурство опытных экспертов-криминалистов, которые могли оперативно провести необходимые исследования задержанных по подозрению в подделке документов водителей и на транспортные средства, а также номерных узлов и агрегатов автомобилей. Во время проведения отработки уделялось внимание и раскрытию преступлений по линии уголовного розыска, в частности, выявлению фактов незаконной перевозки оружия, взрывчатки и наркотических веществ. Для осуществления этих мероприятий в помощь подразделениям Госавтоинспекции были предоставлены наряды милиции быстрого реагирования «Беркут».

Для большей объективности инспекторов ГАИ сняли с мест постоянного дежурства и перевели в другие регионы.

Сотрудники ГАИ не просто штрафовали за нарушения, но и отбирали права. На дорогах наступило затишье. Из-за активной деятельности ГАИ оказались перегруженными суды. Но столь жёсткие меры со стороны Госавтоинспекции оказались не по вкусу украинским водителям. Сначала зашумела свободолюбивая украинская пресса: мол, репрессиями на дорогах порядка не добьёшься, мол, за высокой статистикой кроется банальное желание представить достижения на бумаге, выполняя указ президента, тогда как в реальные проблемы высокой аварийности на украинских дорогах ГАИ предпочитает не вникать. Мол, всё дело в том, что активность ГАИ в Украине напрямую зависит от настроения президента, который периодически интересуется ситуацией на дорогах Украины (впервые такой интерес возник у него в августе 2005 г., когда глава государства предписал МВД упразднить ГАИ, создав вместо неё государственную патрульную службу. И само президентское распоряжение, и приказы главы МВД были саботированы и спущены на тормозах).

Не стали молчать и украинские водители. Некоторые активисты готовятся к акциям протеста, в частности, «SOS ГАИ». Первого марта водители планировали остановить свои авто на десять минут с включённой «аварийкой» в знак требования проведения служебного расследования относительно незаконности действий ГАИ, а 10 марта – на двадцать минут в знак требования прекращения «милицейских репрессий на дорогах».

Новая политика ГАИ вызвала волну негодования не только среди владельцев личного автотранспорта, но и среди автоперевозчиков. Дело в том, что вместо изъятых прав водитель получает приглашение в суд. Довезти груз внутри страны с таким «документом» ещё возможно. Но выехать за пределы страны нельзя: на границе неизбежно возникнут проблемы.

Представители Ассоциации международных перевозок Украины говорят, что если маршрут зарубежный, то выполнить условия контракта вовремя просто нереально. Объясняют это тем, что водители грузового транспорта не так хорошо знают законодательство, не всегда могут позвонить адвокату, и права у них отбирают чаще. А адвокат, как оказалось, в таких ситуациях просто необходим. (Правда, напрашивается вопрос: что же за водители работают в предприятиях, осуществляющих международные перевозки грузов? Как же они границы пересекают, общаются с таможенниками, с полицейскими других стран? Как они вообще умудряются не нарушать ПДД в той же Германии? Там ведь слеза типа «Простите, дяденька, я не местный» – не «катит»).

Некоторые юристы утверждают, что изъятие прав у водителей сотрудниками ГАИ незаконно. В 2001 г. Верховная Рада отобрала у Госавтоинспекции эту возможность и передала эти вопросы в компетенцию судов. В случае незаконного изъятия водительских удостоверений до решения суда эксперты рекомендуют водителям писать жалобу руководству ГАИ и тут же подавать иск в суд на незаконные действия инспекторов ГАИ. Кроме того, необходимо сразу звонить свидетелям и адвокату, а также просить инспектора на месте составить протокол об административном задержании.

Всё это верно. И всё это очень важно. И закон надо блюсти. Но есть ещё одно, не менее важное обстоятельство. И только одного вопроса не задают ни пресса, ни водители в Украине: а что делать, если пьяный садится за руль, если под знак «100» он едет со скоростью 190 км/ч, если на закрытом повороте он с чистой душой пересекает две сплошные и изображает из себя Александра Маресьева, идя в лобовую атаку на ещё невидимый встречный транспорт?

А кто вообще считал запылённые венки, которые столь обильно висят на столбах и деревьях вдоль украинских дорог (человеку приезжему это обилие бросается в глаза)?

В Германии, Англии, Франции и США за нарушения ПДД – особенно грубые и злостные – штрафуют так, что не хватит пятилетнего дохода среднего украинца, включая все «левые приработки». И прав лишают. И на нары отправляют. В почему-то считающихся эталоном демократии и либерализма Соединённых Штатах Америки за каких-то полчаса-час легко можно наездить себе за рулём пару пожизненных сроков (не верите – включите телевизор и посмотрите «Самое шокирующее видео»). Чтобы узнать, как достигается относительный порядок в других странах, попробуйте в Литве или Беларуси хоть одним колесом наехать на «зебру», на которую уже ступила нога пешехода… Впрочем, не стоит: это очень дорого…

Один мой московский коллега – журналист как-то после новогодней ночи рискнул появиться с лёгким амбре от шампанского за рулём в Минске – так с тех пор он не пьёт вообще, а уж тем более – на Новый год.

И ни литовский, ни немецкий, ни американский, ни французский, ни белорусский водитель не в восторге от столь жёстких карательных мер государства. И денег своих кровных жалко, и отдавать не хочется, и за водительское удостоверение готовы зубами уцепиться, и на нары вовсе не тянет.

Но – приходится. И платить, и права отдавать, и за решётку отправляться. Если не нашлось способа дешевле…

В этих и многих других странах, которые принято называть цивилизованными, водители нашли самый дешёвый способ избавиться от «полицейского произвола на дорогах» – ездить, соблюдая Правила дорожного движения, где каждая буква написана чужой кровью.

Так дешевле и спокойнее.

Более того, в этих странах без малейшего зазрения совести «сдают» полиции водителей, нарушающих ПДД, не экономя на мобильной связи. Человек – странное создание: ко всему привыкает. Даже к безопасности на дороге…