Безопасность движения "ГАИ Украины начинает техническое перевооружение"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

Сейчас украинская ГАИ работает в усиленном режиме и, по местным меркам, строго карает нарушителей. В среднем, ежедневно составляется около 30 тыс. протоколов за нарушение Правил дорожного движения, а судами выносится около 3 тыс. постановлений о наложении штрафа и лишения прав до тысячи водителей. Это примерно в 14 раз больше, чем в прошлом году.

 

Конечно, беспределу на украинских дорогах давно пора положить конец. Но нельзя забывать, что граница между безответственностью водителей и своеволием гаишников весьма зыбкая, тем более что внесённый Президентом законопроект должен предоставить работникам автоинспекции ещё больше полномочий. При этом главный камень преткновения во взаимоотношениях водителей и инспекторов ГАИ – не строгость взыскания и даже не способ его наложения, а доказательная база, позволяющая чётко и однозначно определить вину водителя. Ведь до сих пор работающие в Украине схемы «слово против слова» и «свидетель против свидетеля» неэффективны и в большинстве случаев не позволяют установить истину.

Другое дело – фиксация нарушений при помощи фото- и видеотехники. В этом случае практически однозначно можно квалифицировать деяния водителя, снятого в момент нарушения ПДД, что существенно уменьшит работу судам и ускорит вынесение соответствующих решений. Да и до суда большая часть таких случаев просто не дойдёт, поскольку отпираться будет бессмысленно.

Поэтому ГАИ решила как можно шире внедрять технические средства фиксации нарушений, чтобы подстраховать себя на случай конфликтов с водителями. Впрочем, нужно отдать должное и тому, что в Департаменте ГАИ МВД Украины осознают необходимость «инструментального» контроля не только за водителями, но и за самими контролёрами, которые, как известно, не всегда чисты на руку. Всё это привело к тому, что нынешней зимой в арсенале Госавтоинспекции появился целый ряд технических новинок.

Компьютер для инспектора

Среди новшеств – компьютеры, позволяющие по имеющимся базам определить подлинность идентификационных номеров кузова автомобиля и их соответствие регистрационным данным. А по номерному знаку либо по номеру кузова можно установить, не числится ли данное транспортное средство в угоне. Для этого автомобиль проверяется по базе «Угон» Украины, Интерпола и СНГ. Кстати, таким же образом можно проверить подлинность водительского удостоверения либо свидетельства о регистрации транспортного средства.

 Прибор «Мобильный компьютер типа notebook «Samsung» может оперативно найти похищенное транспортное средство по государственным номерным знакам, номерам кузова (VIN), шасси и двигателя

 

Точно так же по фамилии водителя можно узнать, не находится ли он в розыске, а если да, то за что. Так, в частности, можно выявить водителей, лишённых прав, не сдавших их и продолжающих управлять автомобилем, а также тех, кто имеет несколько водительских удостоверений. Подобные «дубликаты» также вносятся в базу и их легко выявить как по номеру документа, так и по фамилии владельца. Естественно, базы данных регулярно обновляются.

 

За водителей возьмётся «Визир»

Для измерения скорости транспортных средств, а также для фото- или видеосъёмки различных нарушений ПДД служит прибор видеофиксации нарушений «Визир», главное предназначение которого – создать соответствующую доказательную базу, в том числе и для суда.

В приборе, который может работать как в ручном, так и в автоматическом режиме, совмещены видеокамера и радар. В ручном режиме с помощью «Визира» можно фиксировать любые нарушения. Например, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу, остановку в месте, где она запрещена, превышение скорости и т. д. А в автоматическом режиме можно установить порог скорости (от 20 до 250 км/ч), при котором видеосъёмка будет включаться сама. При этом прибор может работать и в стационарном, и в мобильном режиме (на движущемся автомобиле), фиксируя как встречный, так и попутный транспорт.

 Вот так выглядит «Визир»

 

Этот прибор питается как от бортовой сети автомобиля, так и от встроенной батареи, которой хватает на три часа непрерывной автономной работы. При этом информация записывается на съёмные карты памяти, которые после заполнения можно заменить, либо же сбросить с них информацию на архиватор, имеющийся в автомобиле. Соответственно, просмотреть зафиксированные нарушения можно прямо на месте нарушения либо на любом компьютере, в том числе и в суде.

По утверждениям специалистов, уже закуплено около 90 таких приборов, которыми в основном оснащены автомобили спецподразделения «Кобра».

 

Всех инспекторов – «под колпак»

Кроме того, все патрульные автомобили ГАИ намечено оснастить видеокамерами, фиксирующими общение инспекторов ГАИ с водителями. Установленная на торпедо и направленная вперёд видеокамера фиксирует всё, что происходит перед автомобилем и во время стоянки, и при движении. Для полноты информации инспектор должен носить и постоянно включённый радиомикрофон, который записывает все разговоры во время дежурства – тем самым аппаратура обеспечивает беспристрастие при возможных недоразумениях. Запись отснятого материала ведётся на съёмный жёсткий диск, установленный в специальном блоке, находящемся в багажнике автомобиля, и доступа к этому диску у членов патрульной бригады нет.

 

 Подобные миниатюрные видеокамеры и небольшие дисплеи обещают вскоре установить на все патрульные автомобили

 

Естественно, что инспектор ГАИ при беседе с водителем всегда должен быть перед автомобилем, иначе будет записан лишь звук. Но какая гарантия для водителей, что их дорожные контролёры всегда будут придерживаться столь строгих правил? Такую гарантию пообещал обеспечить начальник ДГАИ Сергей Коломиец. По его словам, скоро все сотрудники ГАИ станут служить по контракту, один из пунктов которого – строгий запрет переговоров с водителем вне зоны видимости видеокамеры. Если нарушения всё-таки будут, с таким инспектором придётся распрощаться.

Однако это не значит, что в случае ДТП нарушителю придётся терять время на доказательство его вины: в случае необходимости материалы видеосъёмки можно увидеть как непосредственно в автомобиле, на небольшом дисплее, установленном на торпедо, так и в подразделении ГАИ после завершения патрулирования. Кстати, там же все записи в ускоренном режиме обязан просматривать командир подразделения, чтобы определить, всё ли правильно делали во время дежурства инспектора ГАИ.