Дороги "Российская транспортная система: оправдают ли цели средства?"


 

Александра НОВИЧКОВА

 

О проекте новой редакции Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010 – 2015 годах» доложил на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта первому заместителю председателя Правительства РФ Сергею Иванову министр транспорта РФ Игорь Левитин в начале февраля текущего года.

 

Минусов больше, чем плюсов

Министр транспорта отчитался о ходе реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России в 2002 – 2010 годах».

По словам И. Левитина, эта программа позволила добиться неплохих результатов для российской транспортной системы. В частности, общий грузооборот по всем видам транспорта во время осуществления программы увеличился на 40 %, остановлено уменьшение пассажиропотока, а также достигнут рост транспортной подвижности населения. Роль автотранспорта во внешней торговле страны также увеличилась. Так, доля российских перевозчиков в освоении грузовой базы автоперевозок увеличилась на 32 % по сравнению с 2002 г.

Что касается российских дорог, то в ходе реализации Федеральной целевой программы уже закончен ряд работ по их строительству и реконструкции. Завершено строительство части кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга от Приозёрского шоссе до федеральной дороги М-11 «Нарва» с вантовым мостом через Неву. Помимо этого введены в эксплуатацию двенадцать внеклассных мостов и ещё девять должны быть построены до следующего года.

Проведены строительные и реконструкционные работы и на других видах транспорта. В частности, завершено переустройство участка железнодорожной линии Известковая – Чегдомын, закончена реконструкция нескольких взлётно-посадочных полос в российских аэропортах (Пулково, Калининград, Сочи, Самара, Хабаровск и мн. др.), введены в эксплуатацию новые морские нефтяные терминалы в таких портах, как Приморск, Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск и т. д. И это только малая часть из проведённых работ.

Однако, как признался министр транспорта, региональная неравномерность транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и сдерживает освоение ресурсов регионов. Наиболее существенные отличия наблюдаются между центральной Россией и Сибирью и Дальним Востоком. Многие населённые пункты, субъекты федерации и регионы либо обеспечены не всеми видами транспорта, либо не имеют ничего, кроме какого-то одного типа транспорта, либо отрезаны от остального мира вообще. Например, 40 тыс. российских населённых пунктов не обеспечены автотранспортом, пять субъектов РФ не имеют железнодорожного сообщения, а в 14 регионах авиатранспорт является единственным средством передвижения.

К негативной стороне развития российского автотранспорта относится и его недостаточное финансирование. Из-за этого образовалась диспропорция развития отдельных видов транспорта. В частности, слабо развиты внутренний водный транспорт и гражданская авиация. Это не позволяет использовать их конкурентные преимущества для роста объёмов грузовых и пассажирских перевозок.

Транзитный потенциал России используется очень мало и составляет лишь 5 – 7 %. Хотя геополитическое положение страны позволяет стать трансконтинентальным транзитным мостом, что должно привести к увеличению роли России на международном рынке транспортных услуг.

Рост перевозок несоизмерим с объёмом финансирования, что приводит к ещё большему ухудшению российского дорожного полотна. Плюс ко всему – увеличение автомобилизации в стране в пять раз превышает прирост протяжённости автодорог общего пользования федерального и регионального значений. Половина автоперевозок по дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. Лишь 8 % автодорог федерального значения имеют проезжую часть, состоящую из нескольких полос. Более трети части из них нуждаются в увеличении прочностных характеристик.

О пробках на дорогах и говорить не приходится. По оценкам экспертов, Россия теряет 3 % от ВВП из-за низкой пропускной способности автодорог. Этот показатель в шесть раз превышает аналогичный в странах Евросоюза.

Немало проблем связано и с другими видами транспорта. Железнодорожная сеть нуждается в финансировании хотя бы на восстановление изношенного подвижного состава. Количество российских аэропортов сократилось в три раза по сравнению с 1992 г. в связи с недостаточными государственными капиталовложениями. В отношении морских портов наблюдается неравномерная загрузка по бассейнам. И это лишь малая доля тех проблем, с которыми ежедневно сталкивается российская транспортная система.

 

Новая программа – панацея от транспортных проблем?

Именно поэтому, по мнению министра транспорта, необходимо как можно скорее разрабатывать новую Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы». В её основу положены наиболее важные положения Посланий Владимира Путина Федеральному Собранию РФ, решения Госсовета РФ, включая решения его Президиума от 13 ноября 2007 г., проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г., а также концепции и стратегии развития отдельных видов транспорта.

Государственным заказчиком-координатором программы является Минтранс РФ. Государственными заказчиками подпрограмм стали Минтранс РФ (по подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг»), Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта.

В основу новой программы заложены принципы проектного финансирования. Его объёмы и источники уже определены. Бюджетные средства будут выступать не в качестве основного источника, а как стимул для частных инвестиций в отрасль. Суммарные вложения в развитие российской транспортной инфраструктуры прогнозируются в объёме 21 трлн рублей, в том числе федеральный бюджет – 7,9 трлн, Инвестиционный фонд РФ – 2,27 трлн рублей. Объём внебюджетного финансирования составит 8,58 трлн рублей, или 40,8 % от общего объёма финансирования.

Акцент в документе будет сделан на скоординированное развитие всех видов транспорта и увязку с региональными транспортными системами страны. Кроме того, большое внимание будет уделено комплексным проектам развития других отраслей, которые предусматривают межвидовую увязку различных видов транспорта.

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» состоит из пяти основных частей:

1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

2. Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

4. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

5. Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Помимо основных пяти частей программа будет состоять из шести подразделов:

  1. Развитие экспорта транспортных услуг;
  2. Железнодорожный транспорт;
  3. Автомобильные дороги;
  4. Гражданская авиация;
  5. Морской транспорт;
  6. Внутренний водный транспорт.

Первый подраздел сформирован по функциональному принципу и состоит из мероприятий по комплексному развитию транспортной инфраструктуры. Они будут реализованы на основе государственно-частного партнёрства и направлены на повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного потенциала РФ. По сути эта подпрограмма служит связующим звеном всей Федеральной целевой программы. Она построена на базе комплексного подхода развития транспортных узлов и увязки между собой отраслевых подразделов, к которым относятся пять оставшихся подпрограмм. «Развитие экспорта транспортных услуг» направлено на переориентацию международных транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры, а также на рост доходов РФ от реализации транзитного потенциала страны. В будущем в России будут созданы портовые особые экономические зоны. Это станет одним из механизмов реализации мероприятий по развитию крупных транспортных узлов, включающих базовые морские порты.

Кроме того, Минтранс РФ намерен создать информаицонно-аналитический центр, который будет обеспечивать эффективный сбор, проверку и уточнение информации, поступающей из различных источников.

В рамках подраздела «Железнодорожный транспорт» планируется строительство более 6 тыс. км новых железнодорожных линий и почти 3 тыс. км дополнительных главных путей. В результате доля протяжённости участков железнодорожной сети с ограничениями пропускной и провозной способности должна сократиться до 0,5 %. Планируются работы по обновлению около 10 тыс. тепловозов и электровозов, 12 тыс. пассажирских вагонов локомотивной тяги, 7 тыс. мотор-вагонов и 340 тыс. грузовых вагонов.

Подпрограмма «Автомобильные дороги» разработана для реализации мероприятий по строительству и реконструкции 63,7 тыс. км автодорог общего пользования. Будет создана система автомагистралей и скоростных дорог по направлениям концентрации наибольших потоков автотранспорта. Сюда входит строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск – районы Черноморского побережья, строительство Центральной кольцевой автомобильной автодороги в Московской области и др. Кроме того, планируется строительство и реконструкция обходов городов и других населённых пунктов, строительство лесовозных дорог, которые соединяют населённые пункты и служат подъездами к лесоперерабатывающим предприятиям. По этой подпрограмме предусмотрен наибольший объём инвестирования в размере 9,93 трлн рублей, или 47,2 % от общих расходов по программе.

В ходе реализации этого подраздела будут приняты меры по совершенствованию системы финансирования автодорог с поэтапным переходом к увеличению доли прямого финансирования содержания и развития дорожной инфраструктуры.

В рамках подпрограммы «Гражданская авиация» в 2010 – 2015 гг. будет происходить формирование национальной опорной сети аэропортов, развитие хабовых технологий перевозок и развитие внутрироссийских региональных и местных аэропортов. Это должно привести к росту количества пассажиров, перевезённых на местных воздушных авиалиниях, на 70 %. Будут проводиться мероприятия, направленные на обеспечение транспортной безопасности. Намечено проведение категорирования, оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от существующих угроз. Также планируется создание интегрированных систем контроля безопасности на транспорте, обеспечения оперативного реагирования и расследования происшествий и чрезвычайных ситуаций на транспорте, оснащения органов надзора и контроля в сфере транспорта патрульными судами и вертолётами.

Подраздел «Морской транспорт» включает в себя мероприятия по увеличению производственной мощности российских морских портов. В эксплуатацию будут введены перегрузочные комплексы суммарной ежегодной мощностью 454 млн т грузов. В ходе реализации этой подпрограммы особое внимание будет уделяться строительству контейнерных терминалов – в порту Восточный производственная мощность будет достигать 50 млн т в год, в портах Усть-Луга и Балтийск – до 35 млн т в год в каждом.

Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» нацелена на обеспечение важнейших условий жизнедеятельности общества, являясь при этом важным инструментом достижения социальных и экономических целей. Реализация этого проекта должна позволить увеличить объём перевозок грузов и пассажиров по Единой глубоководной системе в 2 – 2,5 раза; снизить себестоимость перевозок на 25 – 30 %; сократить долю внутренних водных путей европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта с 75 до 14 %; ликвидировать аварийное состояние и опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях к 2015 г.

В случае достижения основных целей Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» транспортная подвижность российского населения должна возрасти в 1,3 раза (за счёт осуществления проектирования и строительства скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей, строительства и реконструкции 29 узловых аэропортов и 87 аэродромов, строительства пассажирских речных и морских причалов, приобретения 659 магистральных и региональных воздушных судов, а также обновления парка пассажирских вагонов в количестве 12 тыс. единиц). Благодаря строительству подъездов с твёрдым покрытием постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования будут обеспечены 8300 сельских населённых пункта. За счёт реконструкции аэродромов более 460 населённых пунктов будут обеспечены транспортной доступностью воздушным транспортом.

Согласно программе, объём экспорта транспортных услуг увеличится в 1,9 раза и составит 23,4 млн долларов. Возрастёт и объём транзитных перевозок грузов по территории России. Он должен увеличится в 1,4 раза и достигнуть 44,4 млн т в год. Это станет возможным благодаря комплексному развитию транспортных коридоров «Транссиб» и «Север – Юг», а также крупных транспортных узлов, логистических центров и аэропортов-хабов.

Всё это будет способствовать тому, что Россия выйдет на качественно новый уровень, который будет обеспечивать инновационный сценарий социально-экономического развития страны.