Дороги "По-богатому…"


 

Михаил ВИКТОРОВ

 

Мало кто, проезжая по белорусским автодорогам, задаётся вопросом – чего стоит та чистота и демонстративная аккуратность, которая бросается в глаза: стриженные «под линеечку» обочины, например. Между тем, в летнее время на дороге первой категории 80 % всех затрат приходится именно на траву и лишь 20 % – непосредственно на проезжую часть. Только один окос (один цикл) прилежащих к дороге площадей одного дорожного ремонтно-строительного участка (ДРСУ) на местной сети с 700 км требует затрат почти в 12 тыс. долларов. В сезон таких окосов набирается до восьми циклов. Даже если не принимать во внимание более высокие затраты на дорогах республиканского значения, то на косметическую обработку придорожных полос в год тратится до 15 млн долларов. По-богатому…

 

И тем не менее белорусские высокопоставленные функционеры обозначили задачу: все прилегающие к дорогам территории, обозримые из салонов автомашин, должны иметь пристойный вид. Правда, сие требование «забыли» подкрепить дополнительным финансированием.

– Куда денешься, – говорят дорожники. – Не дай бог, трава в полосе отвода вырастет на пару сантиметров выше невесть кем установленной нормы – отгребёшь по полной. А то, что две трети республиканской сети дорог эксплуатируются с просроченными межремонтными сроками, мало кого интересует.

Получается, что средства, выделяемые на содержание дорог, общая протяжённость которых – порядка 80 тыс. км, используются не по прямому назначению, а, к примеру, на покраску в весёленькие тона заброшенных ферм, развалин иных зданий и сооружений. Специалисты дорожной отрасли это понимают, но дружно молчат, дабы не получить по шапке от властей предержащих.

Сложилась ситуация, при которой требования эстетики придорожных полос довлеют над качеством самой проезжей части. Как-то на одной из дорог третьей технической категории с образцово выстриженным до самой защитной ёлочки газоном, довелось увидеть сорокаметровый участок «дышащего» вследствие зимнего пучинообразования асфальта на всю ширину покрытия. Руководитель местного ДРСУ развёл руками: «Надо восстанавливать земполотно, укладывать асфальт, за 30 км везти трейлером укладчик – это слишком дорого, и на работу нет денег. А насчёт того, что находятся средства на косьбу прилегающих территорий, так ведь трава – святое дело», – сказал он и горько усмехнулся.

К слову, когда белорусские дорожники, находясь в Германии, поинтересовались у коллег, почему вокруг автобанов не выкашивается трава дальше откосов или барьерного ограждения, им ответили, что, во-первых, слишком затратное это удовольствие, а во-вторых, оно не входит в компетенцию владельцев дороги.

Белорусские же чиновники не принимают во внимание, что как техническое сооружение дорога имеет нормативно определённые границы, обозначенные указателями полосы отвода. И именно в пределах этих границ должны вкладываться основные средства дорожного фонда. Не впору ли задуматься об их эффективном и целевом использовании?!