Подвижной состав "«Четыре кита» второго поколения минских автобусов: современный дизайн, низкий пол, экологичность и экономичность"


Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

 

Минский автомобильный завод – новичок на автобусном рынке: его автобусному производству всего каких-то полтора десятка лет от роду. Тем не менее предприятие, начинавшее производство автобусов с нуля, весьма успешно решает проблему обновления и расширения подвижного состава белорусских предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров в городах страны. Кроме того, сбалансированное соотношение цены и качества делает минские автобусы привлекательными для зарубежных покупателей – особенно на постсоветском пространстве.

Краткая биография предприятия (и отрасли) предполагает и весьма жёсткие темпы «взросления»: обновление модельного ряда здесь поневоле происходит рекордными темпами. Сейчас МАЗ продолжает расширение модельного ряда автобусов второго поколения.

 

Автобусное производство на Минском автомобильном заводе создано в 1992 г. Здесь производятся городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы. АМАЗ серийно выпускает 12 моделей автобусов и 50 модификаций на их базе, среди которых специальные автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях. По заказам потребителей машины оснащаются различными опциями, в том числе кондиционерами и ступеньками для инвалидных колясок. Половина выпускаемой продукции поступает на внутренний рынок, остальное – на экспорт. В минувшем году предполагается увеличить экспортную долю поставок. Минские автобусы эксплуатируются в Румынии, Сербии, Польше и Германии. В настоящее время наиболее активные поставки автобусов осуществляются в Россию и Украину.

Новый пригородный автобус среднего класса МАЗ 226, созданный на базе городского автобуса МАЗ 206 (в 2006 г. на Московском Международном автосалоне он получил приз жюри «Лучший городской автобус «ММАС-2006»), в 2007 г. стал победителем в конкурсе журнала «Автоперевозчик» на выставке «Интеравто-2007» в номинации «Лучший автобус средней вместимости». Он разработан на базе уже известной городской модели МАЗ 206 и предназначен для работы на пригородных маршрутах (до 100 км), а также может использоваться как ведомственный автотранспорт или маршрутное такси.

Современный салон удобен и вместителен

 

Идея создания подобного автотранспортного средства возникла одновременно с МАЗ 206. Но только после завершения всех испытаний 206-го автозаводцы приступили к её реализации. По сравнению с предшественником 226-й обладает рядом преимуществ – более элегантным салоном с измененными панелями потолка, поручнями и др. Малые габаритная длина, база, масса и низкий центр тяжести обеспечивают автобусу хорошую управляемость. Благодаря современным методам проектирования и рациональной компоновке в автобусе длиной 8,7 м поместилось 31 место для сидения повышенного комфорта при общей пассажировместимости 59 человек (больше, чем у предшественника, на шесть мест).

Автобус отличает низкопольная конструкция кузова, которая позволяет существенно ускорить посадку и высадку пассажиров и обеспечивает удобство доступа в салон пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Применение пневмоподвески спереди и сзади обуславливает плавность хода. Дисковые тормоза с электронным управлением приводом на передней и задней осях дают высокую эффективность и плавность торможения. В автобусе установлены двери пантографного типа, обеспечивающие герметичное закрывание.

На модели установлены соответствующий экологическим требованиям Евро-3 немецкий двигатель Mercedes-Benz OM 904LA мощностью 130 кВт (177 л. с.), причём МАЗ 226 может также комплектоваться  двигателем экологического стандарта Евро-4, автоматическая коробка передач ZF 6HP 504C  и испанские гипоидные мосты. Всё это обеспечивает высокие динамические характеристики и топливную экономичность 226-го. В общей сложности процент комплектующих белорусского производства достигает 70 %.

Второе поколение минских автобусов отличается своеобразным дизайном. МАЗ 226 не стал исключением. Наружные обводы и упругие линии сопряжений хорошо сбалансированы, здесь нет «зализанного» псевдо-модерна a`la China, однако эстетика этих пассажирских машин современна и в то же время не утратила классической строгости. В сентябре прошлого года презентации низкопольного автобуса среднего класса МАЗ 206060 для представителей администрации, частных и государственных автоперевозчиков состоялись в Самаре и Ростове-на-Дону. Посетители презентаций положительно оценили низкопольную конструкцию, сочетание большой пассажировместимости с компактными габаритами машины, современный дизайн, применение двигателя Mercedes, наличие в системе отопления автономных отопителей и конвектора.

А 31 января 2008 г. из ворот Минского автомобильного завода вышел первый 12-метровый городской низкопольный автобус второго поколения МАЗ 203, предназначенный для КУП «Минсктранс». Всего в первом полугодии этого года Минский автозавод планирует отгрузить 50 автобусов МАЗ 203, которые будут обслуживать автобусные маршруты Минска. До этого самая крупная партия МАЗ 203 (тоже из 50 автобусов) была поставлена в Казань.

Эргономика рабочего места водителя соответствует современным требованиям

 

Автобус МАЗ 203, как и МАЗ 226, полностью отвечает европейским требованиям для перевозки пассажиров (Правила ЕЭК ООН № 107). От городского автобуса предыдущего поколения МАЗ 103 его также отличает новый дизайн, новый технический и технологический уровень. Автобус полностью низкопольный: высота пола по всей поверхности – 340 мм от полотна дороги.

Зависимая пневматическая подвеска обеспечивает хорошую плавность хода. Номинальная вместимость – 100 пассажиров (из них для сидения – 26 мест).

Автобус оснащён двигателем Mercedes-Benz OM 906 LA мощностью 205 кВт (279 л. с.), который соответствует нормам Евро-3, автоматической коробкой передач ZF 6HP502 или Voith Diwa 851.3E. Кузов выполнен по технологии, общей для всех моделей автобусов МАЗ второго поколения. Стёкла вклеены в каркас, отсутствуют профили накладок на швах. Лобовое стекло – панорамного типа.

Рабочее место водителя также обновлено. Удобнее для пассажиров стал вход через переднюю дверь. Теперь она такая же широкая, как и всё остальные (это было слабым местом 103-го). Около средней двери в салоне – вместительная накопительная площадка. Обновлён интерьер пассажирского салона. Поручни стали более сложной и удобной формы. Согласно требованиям для городского автобуса, МАЗ 203 оборудован системой "книлинг", с помощью которой автобус наклоняется, а на бордюрный камень откидывается трап для заезда инвалидной коляски. В салоне есть спинка, на которую инвалид-колясочник опирается и пристёгивается специальным ремнём, а также четыре приоритетных места для людей с ограниченной двигательной способностью.

В ближайшие годы Минский автозавод планирует полностью обновить модельный ряд автобусами второго поколения. Это и автобус большой вместимости (длиной 15 м), конструкция которого станет низкопольной, и сочленённый автобус особо большой вместимости, 12-метровый междугородный автобус бюджетного класса. Наиболее востребованные из представленных сегодня на рынке автобусов первого поколения будут подвергнуты модернизации с обновлением внешнего вида и интерьера.

Автобусное производство Минского автомобильного завода (АМАЗ) планирует произвести в 2008 г. 1900 автобусов. В прошлом году предприятие изготовило 1795 единиц пассажирской техники, включая машинокомплекты троллейбусов. В начале 1990-х годов автобусное производство на МАЗе создавалось под мощности 500 единиц пассажирского транспорта в год.

Сейчас предприятие работает в три смены, в том числе и в выходные дни. В сутки производится в среднем восемь машин, в месяц – 156 – 158 автобусов. На конвейере стоят сразу более 20 моделей автобусов. Спрос на машины высокий, поэтому предприятие стремится его максимально удовлетворить.