Разрешительная система "Выяснение разрешений"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Российским транспортным операторам принадлежит чуть более 40 % рынка доставки грузов в страну из Западной Европы. Оставшийся сегмент занимают автоперевозчики Беларуси, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии. Однако они постепенно утрачивают свои позиции, получая с каждым годом от Минтранса РФ всё меньшую квоту разрешений на перевозки третьих стран.

 

Жёсткая позиция российского транспортного ведомства по снижению количества разрешений предопределена защитой интересов своих автоперевозчиков, которые, как регулярно заявляют российские транспортные чиновники, должны занимать не менее 50 % на международном рынке доставки грузов в страну из Европы. «Это дополнительные рабочие места, развитие социальных программ, – подчёркивают они. – Задача состоит в том, чтобы за счёт сокращения перевозок в/из третьих стран увеличить нашу долю на рынке».

 

Сначала нужно сил набраться

России весьма сложно конкурировать, например, с Польшей, где за последние три года парк автомобилей для международных перевозок увеличился с 40 до 80 тыс. единиц, или Литвой, у которой на маршрутах доставки грузов работает более 20 тыс. машин, т. е. столько же, сколько и в РФ. Преимущества польских и прибалтийских транспортных предприятий обусловлены не только доступными лизинговыми схемами приобретения подвижного состава, но и устоявшимися экономическими связями с западноевропейскими экспедиторскими структурами. Последний фактор весьма важен, учитывая, что в России международные автоперевозки обеспечивают в основном не экспорт, а импорт.

Сокращение количества разрешений по третьим странам в определённой степени предполагает экономические методы регулирования. Вопрос в том, хватит ли собственных ресурсов, чтобы занять ту часть рынка, которая в настоящее время принадлежит пришлым перевозчикам. Ведь необходим ежегодный рост парка подвижного состава на 5 – 6 тыс. единиц, тогда как при отсутствии у российских транспортных компаний льготных схем закупок машин, выгодных лизинговых предложений он увеличивается всего лишь на 2 тыс.

Помимо того есть номенклатура грузов, доставка которых в международном сообщении российским автотранспортникам не по плечу из-за отсутствия специализированных машин. Например, для перевозки наливных химических продуктов.

 

Логистика в помощь

Столкнувшись с проблемой получения российских разрешений на перевозки в/из третьих стран, прибалтийские государства начали активно применять логистические методы. Грузы из европейских стран концентрируются и сортируются на складах и в терминалах, владельцами которых являются перевозчики, логистические компании, и в Россию они уже следуют по документам двусторонней доставки, разрешений на которую вполне достаточно.

– Мы понимаем, что Россия защищает свой рынок, – говорит президент Латвийской ассоциации автомобильных перевозчиков Latvijas Auto Валдис Трезиньш. – Но, с другой стороны, как показывает наш опыт работы, административный подход на свободном рынке – не самое лучшее средство. В 1990-е годы прибалтийские государства «отпустили» рынок: литовцы могли свободно работать у нас, мы – в Литве. Не было никаких ограничений. Это стало стимулом для рынка, выиграли все. Подобные вопросы должны решаться исключительно экономическими методами. К сожалению, ограничения, вводимые Россией по третьим странам, имеют место уже и на двусторонних перевозках. При этом возникает проблема вывоза грузов из Рижского порта. Россияне почему-то не очень хотят работать на данном направлении (возможно, это связано с приграничными или визовыми проблемами), но нас тоже ограничивают. Я считаю, надо находить взаимоприемлемые решения.

 

Не вместо, а вместе

Восемь лет назад Россия в одностороннем порядке ввела разрешительную систему для белорусских перевозчиков при осуществлении ими доставки грузов в/из третьих стран. С тех пор белорусская сторона не раз предлагала закрепить безразрешительный принцип. Российская же ссылается на своё законодательство, в соответствии с которым все иностранные перевозчики, белорусские в том числе, обязаны иметь специальные разрешения для доставки грузов в Россию в/из третьих стран.

Белорусские транспортные компании теряют рынок доставки грузов из Западной Европы в Россию. Как следствие, они регистрируют предприятия в РФ, переводят туда подвижной состав и вступают в Ассоциацию международных автоперевозчиков (АСМАП). По этому поводу руководитель одной крупной фирмы признался: «У нас 250 машин в Беларуси и 200 – в России. Мы не хотели уходить из своей страны, но жизнь заставила. Какое может быть будущее при ежегодном уменьшении количества российских разрешений?».

– В целом мы находим взаимопонимание в вопросах допуска белорусских перевозчиков на российский рынок, – поясняет начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Негрей. – К примеру, в 2007 г. мы практически вдвое увеличили объёмы перевозок из Литвы в Россию, более чем на 60 % возросли доставки из Чехии. Без значительного сокращения согласовано количество разрешений в/из третьих стран по таким важным грузообразующим направлениям, как Германия, Польша, Франция и Бельгия.

Осознавая позицию российской стороны по защите интересов своего транспортного оператора, белорусские перевозчики постепенно осваивают новые рынки. Большие перспективы видятся в перевозках в Китай, налаживается сотрудничество по доставке грузов автомобильным транспортом с Сербией, Черногорией, а также рядом других стран.

Но и здесь без конструктивного сотрудничества с Российской Федерацией нам не обойтись. Я считаю, мы должны быть не вместо, а вместе, чтобы прирастала доля российских перевозчиков и при этом не сокращался сектор белорусских транспортников, – заключает С. Негрей.

На первый квартал текущего года Беларуси была установлена квота специальных российских разрешений в/из третьих стран на уровне того же периода 2007 г. Однако не факт, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. На переговорах между транспортными ведомствами двух стран, состоявшихся в конце прошлого и начале текущего года, белорусская сторона предложила согласовать для подписания проект соглашения о международном автомобильном сообщении, закрепив в нём безразрешительный принцип организации перевозок, в том числе в/из третьих стран. Представители России ответили, что политика Минтранса РФ направлена на развитие двустороннего сотрудничества и достижение паритета в работе российских и иностранных перевозчиков. При этом доставка грузов в/из третьих стран носит вспомогательный характер и затрагивает экономические интересы как российских перевозчиков, так и других стран, которые не входят в состав Союзного государства. Таким образом, в настоящее время российская сторона полагает, что заключение предложенного соглашения невозможно до урегулирования межбюджетных отношений в рамках Союзного, а также до установления межгосударственных отношений между Союзным и другими государствами, в том числе и со странами Европейского союза.

 

***

Сегодня эксперты транспортного комплекса не берутся прогнозировать, как поведёт себя в дальнейшем Россия по отношению к транспортным операторам третьих стран, осуществляющим доставку грузов на её территорию из Западной Европы. Тем не менее предполагается, что её позиция по защите собственного рынка международных автоперевозок останется неизменной. Более того, она будет более жёсткой по мере развития и укрепления российского рынка международных транспортных услуг.