Таможня "Здравствуй, Польша, Новый год!"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Аккурат накануне Всемирного дня таможенника, означенного в календаре 26-м января, на восточноевропейских рубежах Польши чуть ли не в полном составе исчезли сотрудники международных автодорожных пунктов пропуска для грузового и пассажирского транспорта. Нет, они не поехали на корпоративную вечеринку по случаю профессионального праздника. Просто одни разом ушли в отпуск, а других якобы сразил неведомый недуг, и они взяли больничные.

 

Пан таможенник пропал

В сложившейся ситуации Польша не закрыла свою границу на замок. Однако шлагбаумы в международных пунктах пропуска «Песчатка – Половце», «Козловичи – Кукурыки», «Варшавский мост», «Домачево – Славатыче», «Берестовица – Бобровники», «Брузги – Кузница Белостокская» на белорусско-польском участке настолько редко поднимались, что в мгновение ока стала выстраиваться очередь большегрузных машин, следовавших с товаром из стран Евросоюза в восточноевропейские регионы. Парализованными оказались и украинско-польские рубежи. К оформлению в основном допускались автотранспортные средства со скоропортящимися грузами, а также автобусы регулярного пассажирского сообщения.

Поначалу таможенные службы Украины и Беларуси пребывали в полном неведении, так как на официальные запросы в связи с происходящим польская сторона отмалчивалась. И лишь когда граница фактически оказалась заблокированной, прозвучало – ЗАБАСТОВКА. Паны таможенники, видите ли, посчитали, что их официальная зарплата не соответствует реальным трудозатратам, они недостаточно защищены юридически и нуждаются в улучшении условий выполнения своего служебного долга.

По польскому законодательству таможенники не имеют права на забастовку. Поэтому они и избрали ухищрённый способ протеста, который вполне уместно определить как САБОТАЖ: «умышленно-недобросовестное исполнение обязанностей, уклонение от работы или злостный срыв работы при соблюдении видимости выполнения её» (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова).

Впрочем, не в определении дело, а в сути. Вместо того чтобы выяснять отношения со своим правительством в пределах собственной кухни, паны таможенники решили «лоббировать» удовлетворение выставленных требований за счёт тех, кто никоим образом не имеет к этому отношения – водителей-международников. Последние, став заложниками внутрипольских разборок, оказались в приграничных «резервациях» шестидесятикилометровых очередей, сутками жили в автомобилях без элементарных бытовых удобств, медицинского обслуживания, денег, горячего питания и пр.

В подтверждение приведём строки из официального заявления Министерства иностранных дел Беларуси, распространённого в первые дни описываемых событий: «На польском участке границы Европейского союза фактически полностью парализована система перемещения граждан и грузов. Особую тревогу вызывают имеющиеся сообщения о фактах физических и моральных страданий людей, находящихся в многокилометровых очередях, сформировавшихся на польской стороне, включая отсутствие возможностей для оказания им медицинской помощи». Белорусская сторона призвала Евросоюз «безотлагательно обеспечить выполнение в должной мере своих международных обязательств в области беспрепятственного перемещения граждан и грузов на внешних границах ЕС и предотвратить дальнейшее нанесение ущерба интересам людей и экономике других государств».

 

Евросоюз смотрел с прищуром

Обращение «предпринять все необходимые меры по урегулированию в кратчайшие сроки возникших проблем на польском участке границы, включая направление туда представителей других европейских таможенных служб», Евросоюз оставил без внимания. (Видно, свежи ещё в памяти «польские капризы» в связи с принятием конституции ЕС, когда «новобранку» уговаривали практически всем еэсовским миром.) И даже аргумент, что простаивают-то грузы стран Евросоюза, которые по контрактным соглашениям следуют в восточноевропейские регионы, не разомкнул прищуренные веки.

«Руководство ЕС и европейские структуры устранились от решения проблемы с польскими таможенниками. Серьёзной реакции на данную ситуацию с их стороны не последовало. Хотя она, естественно, должна быть, и должна быть дана оценка действиям польских таможенников», – такое мнение высказал заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси.

Следует отдать должное: и Беларусь, и Украина, выказав в официальных заявлениях протест по поводу происходящего, предприняли ряд шагов, направленных на оказание практической помощи водителям грузовых автомобилей в очередях возле границы.

Ассоциация международных автоперевозчиков (АсМАП) Украины организовала оказание медицинской помощи, обеспечение горячим питанием, подвоз топлива для работы рефрижераторных установок и обогрева автомобилей. Наладила она и взаимодействие с таможенной и пограничной службами, транспортной инспекцией, МВД для решения возникающих проблемных вопросов.

Государственный таможенный комитет (ГТК) и Минтранс Беларуси перераспределяли транспортные потоки на автодорожные пункты пропуска Гродненской региональной таможни, белорусско-литовский участок границы. Здесь было увеличено количество смен, осуществляющих таможенное оформление товаров и транспортных средств.

К тому же была организована возможность отстоя большегрузных машин на стоянках и специализированных площадках в непосредственной близости от границы, что позволило избежать скопления автотранспорта именно на границе. Водителям обеспечили горячее питание, медпомощь, условия для отдыха, а милиция проводила профилактическое патрулирование.

В выездном терминале «Брестгрузавтосервис», расположенном в 10 км от пункта пропуска «Козловичи – Кукурыки», работали инспектора Брестской региональной таможни, которые продлевали сроки вывоза товаров за пределы таможенной территории Беларуси, чтобы автоперевозчики не подвергались штрафам за нарушение сроков доставки из-за вынужденного простоя на брестском участке белорусско-польской границы.

Как заметил сотрудник ГТК Беларуси: «Напрямую повлиять на ситуацию мы не могли, а наши обращения к руководству польской таможенной службы остались без ответа. Однако принятые превентивные мероприятия дали положительные результаты. О положении дел мы постоянно информировали правительство, совет безопасности, МИД, Министерство транспорта и коммуникаций. Помимо этого, Минтранс выступил с предложением к ГТК принять меры по оперативному изменению пунктов таможенного оформления во избежание длительных простоев перевозчиков в пунктах, на которых польскими таможенными службами временно не производится таможенное оформление».

 

Оплатите по счетам

АСМАП России намерена потребовать от польской стороны возмещения ущерба в размере полутора миллионов евро. «Это приблизительная оценка потерь от простоя, – сообщил представитель ассоциации. – Мы занимаемся сбором фактов и подсчитываем лишь те убытки, которые понёс перевозчик, а в чём могут выражаться другие финансовые потери – пока не оценивали. Совершенно не обязательно, что вся сумма будет представлена в одном иске. Наши грузоперевозчики в результате забастовки польских таможенников и простоя на польско-белорусской границе теряли порядка 75 тыс. евро ежедневно. Ассоциация обратится за помощью в составлении судебного иска в Минтранс и МИД России».

Беларусь также намерена предъявить иски в международные судебные инстанции по поводу ущерба, понесённого из-за забастовки польских таможенников. В Минюсте республики пояснили: «Идёт проработка фактуры понесённых убытков. Ущерб от простоя одного большегрузного автомобиля в течение суток составляет около 300 долларов. Урон также несёт государство как субъект международного права по причине того, что Польша не выполняет соответствующее соглашение. Кроме того, получатель груза может отказаться от услуг перевозчика, и он потеряет рынок».

Минюст республики зафиксировал нарушение трёх межправительственных договоров между Польшей и Беларусью. В частности, нарушено соглашение между правительствами обеих стран о пограничных переходах от 24 апреля 1992 г. В нём идёт речь об обязательстве одной стороны проинформировать в определённые сроки другую сторону в случае ограничения движения через госграницу. Это возможно лишь по обоюдному согласию сторон. Нарушено соглашение по организации перевозок от 30 марта 1992 г., в соответствии с которым стороны обеспечивают друг другу наиболее благоприятные условия для осуществления перевозок. Аналогичные нормы, связанные с уведомлением о возможных задержках и движении без задержек, изложены в соглашении между правительствами о железнодорожном сообщении через госграницу от 20 мая 1992 г. «Все три нормы учитывают создание благоприятного режима перевозок и поступление своевременной информации об их возможных задержках», – подытожили в Министерстве юстиции Беларуси.

В Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) пока не решили, в чём будет выражаться с их стороны помощь транспортным операторам в возмещении понесённых убытков. Во всяком случае, вместо того, чтобы оказывать содействие в комплексной защите интересов автоперевозчиков, представлять и защищать законные интересы своих членов перед национальными и иностранными компетентными органами (так записано в уставе ассоциации), пока БАМАП готовит образец заявления о возмещении ущерба, с которым транспортные компании… смогут предъявить иск польским органам власти.

Автоперевозчики Украины также намерены возместить свои убытки. По приблизительным подсчётам их потери составили более миллиона долларов.

Ущерб понесли не только транспортные организации, но и компании-экспортёры и импортёры товаров. Возможно они также будут добиваться компенсаций.

На данный момент не ясно, кто именно оплатит по счетам. Возможно, что это будут органы Евросоюза, раз Польша является членом ЕС...

***

В погоне за полнотой своего кармана страждущий, как правило, забывает о таких понятиях, как совесть, честь, порядочность и действует по законам курятника: бей ближнего, гадь на нижнего. (Впору вспомнить присказку, бытовавшую в памятные времена, что курица не птица, а Польша – не заграница.) Не берёмся судить, как у панов таможенников обстоят дела с общечеловеческими принципами, но, посчитав себя «униженными и оскорблёнными», они в итоге выместили свои обиды на других, получив свои сребреники.