Актуальное интервью "Здоровье – это самое дорогое. Его не купишь ни за какие деньги…"


 

Так считает Ирина Жарикова, главный врач унитарного предприятия «24-ая поликлиника спецмедосмотров», где, как видно из его названия, знают о здоровье водителей если не всё, то, по крайней мере, больше, чем в остальных медицинских учреждениях белорусской столицы. Медицинский осмотр проходят здесь от 86 до 90 тыс. водителей в год. Из них примерно треть составляют водители-профессионалы, из них около 10 тыс. заняты в международных перевозках. Своими профессиональными наблюдениями и рекомендациями Ирина Жарикова поделилась с читателями «АП».

 

Виктор СТЕПАНОВ

 

– Ирина Николаевна, как влияет вождение автомобиля на организм человека?

– Вождение автомобиля в наше время уже можно рассматривать в качестве экстремальной ситуации. Прежде всего, потому, что увеличивается количество машин, растёт интенсивность движения, а соответственно, растут и нагрузки на человеческий организм.

Особую сложность, конечно же, представляют собой перевозки на большие расстояния. Можно определить несколько факторов, которые существенно влияют на здоровье человека в ситуации длительного нахождения за рулём автомобиля.

Водитель в ходе длительной поездки находится в постоянном напряжении, поэтому важно, чтобы рядом с ним был второй человек, который мог бы подстраховать его в экстремальной ситуации. Насыщенность такими случаями создаёт почву для стрессов. Длительное нахождение в напряжённой неудобной позе может вызвать изменения в позвоночнике и, вследствие этого, радикулиты. Поток холодного воздуха из открытой форточки часто вызывает возникновение невралгии и невритов локтевого нерва или лица. Длительное нахождение в сидячем положении у мужчин может приводить к застойным явлениям в области таза и возникновению простатита и геморроя. Зачастую во время поездки водители-дальнобойщики экономят деньги и время, питаются всухомятку, надолго лишая себя горячей пищи. Из-за этого у них возникают гастриты, а в дальнейшем могут развиваться и язвы желудка. Наконец, для водителя, как и для любого нормального человека, весьма важен полноценный отдых и достаточный, не менее шести-семи часов, спокойный сон.

– Какие недуги чаще всего выявляются у водителей в ходе профосмотров?

– В русле общей тенденции наиболее часто выявляется повышенное давление. Страдает этим примерно четвёртая часть наших пациентов. Причём в большинстве случаев нельзя всё списывать на так называемый эффект белого халата, когда давление якобы повышается только во врачебном кабинете и провоцируется самой процедурой его измерения. Речь идёт об устойчивом повышении давления.

Дело в том, что все процессы в обществе и экономике ускоряются, окружающая обстановка очень быстро меняется, и жизнь современного человека насыщена стрессами. Человеческий организм реагирует на это, в частности, повышением давления, что часто усугубляется соответствующей врождённой склонностью.

Поражающие организм человека вследствие этого инфаркт или инсульт являются противопоказанием к вождению, особенно для профессионалов и в случае неврологических проявлений.

Достаточно много в нашей практике встречается миопий. Число людей с дефектами зрения в последнее время увеличивается, чему виной, в основном, телевизор и компьютер. По-видимому, есть также какая-то связь с экологией, поскольку ухудшение зрения распространяется нарастающими темпами. 

– Выделяются ли чем-либо дальнобойщики из массы других водителей, проходящих осмотр?

– Они особенно искусны в сокрытии своих недугов. Они знают, когда показаться врачам так, чтобы предстать перед ними полными сил и здоровья. Имея опыт прохождения осмотров, они после наступления определённого возраста уже хорошо изучили все свои "слабые места", и знают, что необходимо подлечить, чтобы пройти осмотр без проблем.

– А если перечислить встречающиеся у дальнобойщиков заболевания по степени распространённости?

– Давление и радикулит, затем идут нарушения сна и связанные с этим неврозы, а по мере увеличения возраста – проблемы с глазами.

– Давайте поговорим о профилактике. Так что делать, чтобы не болеть, и как узнать приближающуюся хворь?

– Если придерживаться определённого распространённостью заболеваний порядка, то начать стоит с давления. Когда у человека есть сосудистая неустойчивость, он зачастую даже не обращается к врачу, поскольку спорадические подъёмы давления, особенно у молодых, не создают особых трудностей. Проблемы, как показывает статистика, начинают появляться после наступления сорока лет. Как правило, к этому возрасту человек накапливает определённый груз социальных проблем. В этом возрасте он утверждается в определённой роли в обществе, как правило, много работает и меньше всего внимания обращает на состояние своего здоровья. Именно в этом возрасте бывает больше всего инфарктов.

Очень важно в этом случае, чтобы повышение давления фиксировалось и коррегировалось не только в нашей поликлинике во время осмотров. Я думаю, что после сорока человеку было бы разумно раз в год проходить обследование, включающее электрокардиограмму, а при необходимости – эхокардиограмму. Необходимо проверить сердце и то, как работают сосуды, сделать все анализы и, если возможно, УЗИ брюшной полости.

Кроме того, сейчас проводится много профилактических акций по измерению артериального давления. Ещё эффективнее было бы предусмотреть, чтобы, по примеру европейских стран, любой милиционер, пожарный или даже администратор в магазине мог бы измерить артериальное давление.

Указанием на повышенное давление могут быть плохой сон или раздражительность. Иногда пациенты жалуются, что у них «стучит в висках», так тоже проявляет себя повышение давления. Эти симптомы требуют самого серьёзного внимания, ведь здоровье – это самое дорогое, его потом не купишь ни за какие деньги. Поэтому уже первые проявления повышенного давления являются основанием для обращения к врачу и назначения лечения.

Сейчас в продаже имеется достаточное количество соответствующих препаратов, что позволяет подобрать тот, который наиболее эффективен для конкретного пациента. После обследования доктор может установить минимальную дозу определённого препарата, которую должен будет с определённой регулярностью принимать пациент, и тогда до развития у него настоящей артериальной гипертензии дело может и не дойти.

– Какую роль в возникновении этих проблем играют так называемые вредные привычки?

– Вредные привычки в развитии артериальной гипертензии участвуют самым непосредственным образом. Прежде всего, это курение.

– А насколько распространена эта привычка среди дальнобойщиков?

– Среди водителей-международников курящих становится меньше. Был период, он продолжался приблизительно с середины 1980-х до начала 1990-х годов, когда молодые люди, словно дорвавшись до активной самостоятельной жизни, не знали меры ни в чём. Было очень много пива, и в результате у молодых стали появляться пивные животики. Выявлялось очень много заболеваний, связанных с функцией печени. Курение тогда приобрело массовый характер, ширилась наркомания.

В этом поколении сложилась такая прослойка, которая, можно сказать, просто выпала из жизни. В сложное постперестроечное время их попытки самореализоваться не принесли успеха, и они взяли от жизни всё самое плохое, что можно было тогда найти.

Новое же поколение молодых относится к своему здоровью более разумно. Они много работают и стремятся чего-то в своей жизни добиться, у них есть цель. Видимо, поэтому они в массе своей начинают отказываться от злоупотребления спиртным и курения.

Причины, толкающие людей к вредным привычкам, чаще всего психологические: переживание однообразности, скуки и одиночества в пути, накопившаяся усталость и ощущение дискомфорта. Поэтому здесь важна соответствующая мотивация, положительный внутренний настрой: у меня всё хорошо, меня ждут дома, я скоро приеду на место, благополучно доставлю груз и в итоге хорошо заработаю.

Было бы вообще неплохо, если бы на предприятиях были устроены специальные комнаты психологической разгрузки, где водитель мог бы определённое время проводить перед выездом в рейс, особенно в дальний. В некоторых крупных предприятиях нечто подобное уже есть, и это наилучшим образом характеризует отношение к кадрам.

– Насколько помогают предотвратить возникновение заболеваний, в частности, радикулит и невралгии с неврозами, эргономичные кресла и кондиционеры в кабинах современных грузовиков?

– Следует, прежде всего, упомянуть о том, что иногда сами кондиционеры могут стать причиной простудных заболеваний, по крайней мере, у неадаптированных людей. Кроме того, если в кабине поддерживается температура + 20 °С, а снаружи холодно, водители также могут простужаться, выходя из кабины без верхней одежды.

Человек во время управления автомобилем находится в сидячем положении, руки, ноги и глаза напряжены – всё это в результате оказывает значительную нагрузку на организм. Конечно, сейчас производители автомобилей стараются сделать и кабины, и сиденья в них комфортными и физиологичными. Но это не отменяет необходимости соблюдать ритм движения, предусматривающий час отдыха после двух часов нахождения за рулём, с обязательным выполнением простейших физических движений: наклонов, поворотов туловища, упражнений на растяжение.

Ведь позвоночник во время управления машиной находится в статическом состоянии, поддерживающие его в нормальном положении мышцы спины бездействуют, а значит, слабеют. Поэтому их следует размять. Также позвоночнику нужно дать отдохнуть в горизонтальном положении (для этого можно использовать имеющееся в кабине спальное место).

Кроме того, организм человека, как в школьной задаче, состоит из сообщающихся сосудов. Движения руками и ногами приводят к активизации тока крови во всём организме.

Полезны дыхательные упражнения: глубокий вдох с задержкой дыхания и глубокий выдох.

Для предотвращения невралгии следует избегать сквозняков. Ну, а на крайний случай нужно иметь с собой специальные отвлекающие мази.

– Как водитель может помочь своим глазам? Когда, кстати, глаза водителя испытывают наибольшее напряжение?

– Больше всего глаза напрягаются в сумерки, а также при интенсивном движении на дороге. Именно в эти моменты водителю и следует поберечь глаза. В темноте легче двигаться, чем в сумерки, поэтому, если это возможно, лучше остановиться и дождаться наступления темноты. Остановиться хотя бы для кратковременного отдыха следует и тогда, когда устаёт мозг, и человек начинает зевать, моргать глазами.

Сейчас появились специальные очки для того, чтобы смотреть в них телевизор, в них глаза меньше устают. Для укрепления глаз используются и специальные витаминные капли. Но эти средства, пожалуй, в дороге применять не стоит. Так что самым лучшим отдыхом для глаз пока что остаётся нормальный сон.

– А если сон нарушен? Ведь седативные средства, насколько можно предположить, водителю принимать нельзя?

– Конечно, седативные препараты водителям противопоказаны. Дело в том, что никто не может точно сказать в каждом конкретном случае, какая реакция и через какое время наступит в результате приёма таких средств. Мы не можем предсказать, как отреагирует конкретный человеческий организм. Мы не всегда можем предположить, как будет действовать препарат в сочетании с другими веществами или медицинскими средствами. Алкоголь, например, потенцирует действие снотворного и нейролептиков. То есть от снотворного человек должен был бы заснуть, но присутствие алкоголя в крови вынудит его бодрствовать ещё пару часов.

– Что же остаётся водителю? Аутотренинг?

– Водителю остаётся вести здоровый образ жизни. Ради себя, любимого, нужно уделять очень много внимания здоровью.

– Что говорит медицина о том, как сказываются на организме дальнобойщиков длительные периоды времени, проведённые в отрыве от семьи, в частности, на их сексуальном и психологическом здоровье?

– Мне этого, к сожалению, неизвестно, поскольку таких опросов и исследований мы у себя в поликлинике не проводим. Но как врач я могу сказать, что человек – это гармоничный организм, и развиваться и функционировать он также должен гармонично. Любая физиология, конечно же, требует своего выражения.

Однако те многократно описанные в газетах услуги, которые могут найти дальнобойщики на дорогах, по моему мнению, их здоровью только вредят. Об этом хорошо знают дерматологи-венерологи, которые работают во втором нашем отделении, где проводится освидетельствование на профпригодность. Они нередко находят и инфекции, и вензаболевания. Поэтому обязательно следует помнить о необходимости предохранения.

Здесь будет к месту вспомнить, как все поначалу смеялись, когда автоинспекция стала требовать наличия презервативов в аптечках. Тем не менее, с точки зрения врача такое требование вполне обоснованно и разумно. Неизвестно, как поведёт себя человек в той или иной ситуации, однако средства для того, чтобы не заразиться самому и не допустить распространения болезни у него должны быть.

– Как избежать болезней, связанных с питанием?

– Прежде всего, существует общая проблема неправильного, несбалансированного питания. Несмотря на то, что о здоровом питании сейчас много пишут и говорят, а в продаже появились все необходимые продукты, заболеваний на этой почве возникает по-прежнему немало.

Проблемы с пищеварительным трактом у профессиональных водителей возникают, прежде всего, из-за нерегулярности питания, что, как правило, ведёт к гастриту. Длительное сидение за рулём в сочетании с питанием сухой пищей приводит к развитию колитов и энтероколитов, которые проявляют себя запорами или поносами. Поэтому, как уже было сказано выше, питаться в дороге следует регулярно и горячей пищей. Кроме того, вернуть активность находившемуся длительное время в одном положении кишечнику помогут гимнастика и ходьба.

Если же проблемы с желудочно-кишечным трактом уже появились, то, как считает современная западная медицина, избежать полномасштабного гастрита и язвы помогут специальные препараты. Но в любом случае при появлении болей и проблем с ЖКТ необходимо обратиться в поликлинику и пройти полное обследование с фиброгастроскопией и УЗИ. Если гастроэнтеролог выявит определённое заболевание, его нужно лечить. Тем более в таком случае необходимо придерживаться режима питания и соответствующего рациона. Отсюда следует, что отдыхать и питаться водители должны в гостиницах и других специально приспособленных для этого местах.

– В силу разных причин всё больше машин из стран СНГ устремляются в последнее время на так называемые нетрадиционные маршруты, ведущие преимущественно в азиатские страны с их непривычной для европейца кухней и экзотическими инфекциями. Как сохранить здоровье в такой поездке?

– К нам водители приходят, как правило, уже без инфекций. В районных поликлиниках, куда они обращаются с приобретёнными в таких поездках проблемами, отмечают, что большей частью эти проблемы связаны с употреблением непригодной для питья воды. Также достаточно много случаев обострения язвы, порой даже с кровотечением, в результате употребления острых восточных кушаний.

К сожалению, информация о перенесённых водителями в промежутках между осмотрами заболеваниях в полном объёме нам пока что недоступна, хотя для нас она очень важна. Я надеюсь, что с внедрением системы электронных медицинских карточек в рамках программы «Электронная Беларусь» у нас такая информация появится.