Буква закона "Всем указам указ"


Ирина ЧИЖЕВСКАЯ,

юрист

Таможенное законодательство является одним из наиболее динамично развивающихся, поскольку часто меняющиеся таможенные правоотношения требуют своей реализации на правовом уровне. Таможенный кодекс (ТК) Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 июля текущего года, как раз и является актом, принятие которого обусловлено несоответствием действовавшей ранее редакции ТК условиям осуществления внешнеэкономической деятельности. Однако, подобно кругам по воде, возникшим из-за большого брошенного камня, издание новой редакции основного акта таможенного законодательства требует принятия множества нормативных правовых документов во исполнение его норм. Одним из них является Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2007 г. № 425 «О внесении дополнений, изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования».

 

Большинство изменений, внесённых комментируемым Указом, обусловлены введением новой терминологии, используемой новым ТК. Однако мы уделим внимание нововведениям, которые изменили содержание ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам таможенного регулирования.

 

Особенности таможенного режима временного ввоза

В Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2004 г. № 211 «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров» комментируемым актом были внесены довольно значительные изменения.

Подпунктом 1.1 этого Указа определён перечень товаров, которые не облагаются таможенными платежами при помещении под таможенный режим временного ввоза. К ним, в частности, относились ввозимые нерезидентами РБ транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах и осуществляющие международные перевозки пассажиров и товаров, а также запасные части, принадлежности и иное транспортное оборудование, входящие в обычную их комплектацию, ввозимые с данными транспортными средствами, а также ввозимые резидентами РБ прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в иностранных государствах и используемые исключительно для международных перевозок товаров. Обе вышеназванные категории ТС были исключены комментируемым актом из перечня товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов.

Исключение произошло, прежде всего, потому, что новой редакцией ТК для таких случаев предусмотрено применение специальной процедуры – таможенной процедуры ввоза ТС международной перевозки. Данная процедура представляет собой специальный порядок использования ТС международной перевозки на таможенной территории в течение определённого срока и допускает вывоз таких ТС с таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. Таможенная процедура ввоза ТС международной перевозки используется для завершения международной перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров на таможенной территории либо за её пределами или для начала международной перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров на таможенной территории либо за её пределами. Срок действия процедуры составляет 30 календарных дней. Течение данного срока начинается со дня выдачи таможенным органом разрешения на ввоз ТС международной перевозки, которое является документом, подтверждающим помещение ТС под данную процедуру.

Итак, в связи с тем, что ТС международной перевозки уже не будут помещаться под таможенный режим временного ввоза, определение порядка уплаты таможенных платежей при временном ввозе таких ТС (в том числе их освобождения от уплаты), равно как и установление срока их временного ввоза, уже не относятся к предмету правового регулирования Указа № 211.

Комментируемым актом был исключен пп. 1.5 Указа № 211, появившийся в названном акте после принятия Указа Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 129 «О некоторых мерах по развитию международных перевозок». В соответствии с этим подпунктом при помещении временно ввезённых ТС под таможенный режим выпуска для свободного обращения таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, уплаченные (взысканные) в составе периодических платежей при таможенном режиме временного ввоза, засчитываются в счёт причитающихся к уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость.

Возможность зачёта таможенных платежей, уплаченных в рамках режима временного ввоза, в счёт платежей, причитающихся к уплате при заявлении в отношении временно ввезённых ТС таможенного режима выпуска для свободного обращения долгое время являлась камнем преткновения между перевозчиками и таможенными органами, и до принятия Указа № 129 такое противостояние разрешалось в пользу последних. Вместе с тем, с учётом того, что зачёт вышеназванных платежей до 2002 г. применялся в белорусском таможенном законодательстве на основании логического домысливания ч. 5 ст. 71 ТК 1998 г., а также принимая во внимание наличие такого зачёта в практике российских таможенных органов при аналогичных нормах таможенного законодательства двух стран, его применение в отношении всех временно ввозимых товаров представлялось бы оправданным.

Так или иначе, точка в данном вопросе поставлена после вступления в силу с 1 июля 2007 г. новой редакции ТК, которой предусмотрен собственный порядок уплаты таможенных платежей. В соответствии с ним при помещении временно ввезённых товаров под таможенный режим свободного обращения ввозные таможенные пошлины и налоги уплачиваются в размере разницы между исчисленными суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения, и суммами трехпроцентных платежей, уплаченных в таможенном режиме временного ввоза. С сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения, уплачиваются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза.

Кроме того, из Указа исключена норма ч. 2 пп. 1.5, применение которой позволяло осуществить выпуск ТС для свободного обращения в случае, если сумма таможенных платежей, уплаченных в период нахождения ТС в таможенном режиме временного ввоза станет равной сумме таможенных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы в день помещения этих ТС под режим временного ввоза они были бы помещены под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Данная норма была исключена потому, что новая редакция ТК хотя и не допускает превышения сумм трёхпроцентных платежей над суммами, которые подлежали бы уплате, если бы товары были помещены под таможенный режим свободного обращения, однако и не содержит упоминания о том, что в случае, если вышеназванные суммы сравняются, товар считается выпущенным для свободного обращения.

 

Свободные экономическая и таможенная зоны

Комментируемым актом были исключены как не соответствующие новому ТК отдельные положения Указа от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».

Например, нормы пп. 1.5 Указа касались определения принадлежности территории СЭЗ с находящимися на ней свободными таможенными зонами таможенной территории РБ. Такие зоны признавались частью таможенной территории РБ, однако при этом периметры свободных таможенных зон являлись таможенной границей РБ. Данные нормы в совокупности с нормами ст. 3 прежней редакции ТК вносили некоторую неопределённость в правовой статус данных зон, поскольку в ТК говорилось о том, что территории свободных таможенных зон (СТЗ) и таможенных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории РБ.

В то же время новым ТК установлено, что территория РБ составляет единую таможенную территорию РБ, а пределы таможенной территории являются таможенной границей, без исключений. Наличие данных положений в новой редакции ТК послужило причиной исключения пп. 1.5 Указа № 262.

В связи с вышеописанным изменением подходов к определению таможенной границы утратили свою актуальность положения пп. 1.6 и 1.7 прежней редакции Указа № 262.

Наиболее принципиальные изменения данного Указа коснулись порядка вывоза товаров с территории СТЗ в Российскую Федерацию. В соответствии с новым порядком, для вывоза с территории свободной таможенной зоны в РФ товары, помещённые под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товары, образовавшиеся в результате их переработки, подлежат помещению под таможенный режим свободного обращения. Напомним, что ранее Указ № 262 не требовал производства таможенного оформления при вывозе с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории РБ или в РФ товаров, находящихся в свободном обращении на территории РБ, товаров, ввозимых из РФ, не подлежащих таможенному оформлению, а также полностью произведённых из них товаров.

Ранее порядок уплаты таможенных платежей при вывозе товаров, являющихся продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории РБ и в РФ, основывался на следующих принципах:

– вывозимые товары, относящиеся к импортозамещающим, полностью освобождались от уплаты таможенных пошлин и налогов;

– товары, не относящиеся к импортозамещающим, облагались ввозными таможенными пошлинами и налогами в части иностранной составляющей – иностранных товаров, вошедших в состав вывозимых товаров при производстве.

В соответствии с порядком, введённым в действие комментируемым Указом, товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения таможенными платежами и без применения ограничений на ввоз и вывоз товаров по основаниям экономического характера, при одновременном соблюдении следующих условий:

– такие товары признаны происходящими с территории РБ;

– такие товары являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ либо продукцией, изготовленной непосредственно резидентами СЭЗ из материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, принятых на давальческих условиях, с использованием работ (услуг) собственного производства;

– относятся к импортозамещающим товарам.

Если же вышеназванные товары не относятся к импортозамещающим, и обороты по их реализации облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, плательщику предоставляется отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов на срок, не превышающий 100 дней со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения, без уплаты процентов за пользование ею и без предоставления обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых таможенными органами. При этом, если в течение вышеуказанного срока плательщик представит заверенное налоговым органом Республики Беларусь подтверждение применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении вывезенных в Российскую Федерацию товаров, ввозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. Если применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость не подтверждено до истечения срока отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, уплате подлежат суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, исчисленные при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения с взиманием процентов за фактически использованную отсрочку. Плательщик вправе представить документ, подтверждающий применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость, по истечении стодневного срока предоставленной отсрочки, но до истечения трёх лет после помещения товаров под таможенный режим свободного обращения. В такой ситуации производится возврат или зачёт уплаченных ввозных таможенных пошлин и налогов без учёта процентов, которые взимались за предоставление отсрочки.

Освобождение от обложения таможенными платежами также предусмотрено и в отношении отходов, образовавшиеся при производстве товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ и предназначенных для передачи организациям, осуществляющим деятельность по их сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию).

Особое внимание следует обратить на нормы Указа, касающиеся порядка уплаты таможенных платежей в отношении товаров, образовавшихся в результате переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ. В соответствии с п. 2 ст. 225 ТК, при помещении таких товаров под таможенный режим свободного обращения уплачиваются суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении товаров, которые помещались под таможенный режим СТЗ и вошли в состав товаров, образовавшихся после переработки. Однако пп. 1.9 Указа № 262 был установлен иной порядок уплаты платежей, в соответствии с которым при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения суммы ввозных таможенных пошлин и налогов исчисляются, как если бы товары были ввезены на таможенную территорию в этом, уже переработанном, состоянии. Положения п. 2 ст. 225 ТК РБ при этом не применяются. Таможенная стоимость и ставки ввозных таможенных пошлин и налогов определяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения.

Данные изменения коснулись следующих категорий товаров, речь о которых велась выше:

– образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим свободной таможенной зоны и отвечающих условиям освобождения от обложения таможенными платежами;

– образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещённых под таможенный режим СТЗ, признанных происходящими с территории РБ и являющихся продукцией собственного производства резидентов СЭЗ и не относящиеся к импортозамещающим, обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;

– отходов, образовавшихся при производстве товаров, помещённых под таможенный режим свободной таможенной зоны и предназначенных для передачи организациям, осуществляющим деятельность по их сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию).

Комментируемым актом в новой редакции изложено Положение о СТЗ, созданных на территориях СЭЗ, утверждённое Указом Президента РБ от 31 января 2006 г. № 66. Новая редакция Положения содержит, в основном, малозначительные редакционные изменения, связанные с приведением текста Положения в соответствие с новой терминологией ТК, и не оказывающие существенного влияния на его содержание.

 

Исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость

Несколько подробнее необходимо остановиться на изменениях, внесённых в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 397 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость».

Так, изменения, внесённые в п. 3 Положения об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, утверждённого данным Указом, затронули порядок определения момента возникновения налогового обязательства по уплате акцизов при ввозе товаров с территории государств, с которыми отсутствует таможенные контроль и оформление. Такое налоговое обязательство теперь возникает при ввозе товаров на таможенную территорию РБ. Прежняя редакция данного пункта определяла момент возникновения налогового обязательства по уплате акцизов в отношении всех товаров и связывала его наступление с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

В Положении о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), утверждённом Указом № 397, произошла корректировка названий некоторых таможенных документов, изменившихся после принятия ТК.

 

О таможенных сборах

Вступление в силу новой редакции ТК потребовало внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах».

В соответствии со статьей 197 ТК в редакции 1998 г., за осуществление таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности взималось три сбора: за подачу заявления об осуществлении таких мер; за включение в реестр соответствующего решения; за продление срока осуществления таких мер. В связи с тем, что новая редакция ТК содержит упоминание единого таможенного сбора, взимаемого за осуществление таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности, соответствующие коррективы потребовалось внести в пп. 1.1 Указа № 443, в котором упомянуто название данного сбора.

В связи с тем, что по новому ТК аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается, из наименования сбора за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению были исключены слова, позволявшие взимать сбор при возобновлении действия аттестата.

Подпунктом 1.2 Указа № 443 ранее определялись плательщики таможенных сборов. Однако, в связи с тем, что названные вопросы урегулированы новым ТК и НК, данный подпункт был изложен в новой редакции, содержащей отсылочную норму к положениям вышеназванных актов при установлении плательщиков таможенных сборов и отдельных элементов обложения применительно к названным сборам.

По аналогичным основаниям были исключены нормы Указа № 443, касающиеся определения момента возникновения налогового обязательства по уплате таможенных сборов, а также сроков его исполнения. В то же время порядок определения сроков исполнения налогового обязательства при использовании налоговых льгот по уплате таможенных сборов за таможенное оформление, сопряжённых с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, по-прежнему регулируется пп. 1.4 Указа.

Положения Указа № 443, затрагивающие вопросы исчисления и уплаты таможенных сборов, также были исключены, поскольку уже урегулированы нормами ТК, и не в полной мере данным нормам соответствуют.

Отдельные изменения были внесены в нормы Указа, определяющие случаи, когда сборы за таможенное оформление не уплачиваются. Корректировка данных норм обусловлена изменившимися предписаниями ТК, в частности тем, что перемещение через таможенную границу ТС, осуществляющих международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, теперь осуществляется в соответствии с таможенной процедурой ввоза и вывоза ТС международной перевозки и припасов, а также тем, что транзит товаров является не режимом, а таможенной процедурой.