Логистика "Экспресс-доставка в России, её состояние, проблемы и перспективы"


Уже не почта, но ещё не грузоперевозка


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

Анализ российского рынка экспресс-доставки, проведённый независимой исследовательской компанией «Ромир», показывает, что последние несколько лет ситуация в этой сфере характеризуется высокой динамичностью. Однако, отмечают авторы исследования, на фоне быстрого развития не преминули сказаться "проблемы роста", которые явно проявили себя только в 20052006 гг. До этого они вызревали подспудно, не бросаясь в глаза, не особо тревожа сознание даже активных игроков рынка.

 

Что считать “экспресс-доставкой”?

– Парадоксально, отмечает старший исследователь компании “Ромир” Ирина Шевлякова, – но обострению проблем в этом виде деятельности способствовало экономическое пробуждение России, повышение спроса на услуги экспресс-перевозчиков. Перевозить стали больше, причём разных товаров и грузов, – и тут выяснилось, что проблемы рынка в значительной мере коренятся в неопределённости самого понятия "экспресс-доставка".

Исследование компании “Ромир” проводилось в нескольких регионах России методом экспертных интервью. В опросе приняли участие ведущие менеджеры крупных экспресс-операторов. Выяснилось, что принявшие участие в исследовании эксперты по-разному понимают этот термин и ссылаются на отсутствие законодательно утверждённого определения этой сферы бизнеса. После попыток (или отказов) дать более или менее точное определение эксперты ставили запятую, говорили "но" – и далее следовали упоминание об отсутствии адекватной законодательной базы и ряд оговорок, дополнений, уточнений по поводу "специфики российской действительности".

– Экспресс-доставка – понятие, никем, я считаю, не определённое. В законодательстве нас путают с почтой, с экспресс-почтой, просто с транспортно-экспедиторскими услугами. Это понятие довольно сложное с точки зрения законодательства. Поэтому сейчас я не стал бы давать точное определение, – заметил генеральный директор "Сити Экспресс" Андрей Княжинский.

В связи с развитием российской промышленности в последние два года изменилась структура экспресс-отправлений. Наряду с документами всё больше стали пересылать лёгкие и средние грузы – от 100 до 1500 кг. Тут-то и выяснилось, что они не подходят под юридическое определение "почтовых отправлений", оказание почтовых (курьерских) услуг. В результате и возникла правовая неразбериха. Если на оказание почтовых услуг, т. е. доставку отправлений весом до 31,5 кг, требуется лицензия Минсвязи РФ (а получение всяких разрешительных документов в России – традиционно дело очень непростое), то на перевозку грузов такой лицензии не нужно. Это позволяет коммерческим операторам самостоятельно решать, работать ли им на основании лицензии Минсвязи РФ на оказание почтовых услуг, или обходиться без неё. Как отмечает И. Шевлякова, на практике многие компании, в том числе международные – представители "большой четвёрки" – предпочитают не заниматься получением лицензии, и декларируют, что они занимаются грузоперевозками.

Руководители компаний, работающих по лицензии, считают, что государственная лицензия на определённый вид деятельности со стороны государства должна стать гарантией того, что компания-оператор имеет возможности для соблюдения всех технологических стандартов, необходимых для оказания услуги, начиная от региональной сети и заканчивая соблюдением сроков доставки, конфиденциальности, сохранности отправлений и т. д.

Согласно оценкам экспертов, последние несколько лет рынок экспресс-доставки развивается весьма быстрыми темпами. Только "естественный спрос" на услуги экспресс-перевозчиков, т. е. рост потребности в услуге со стороны компаний-клиентов, обусловленный их внутренним развитием, последние несколько лет составляет около 20 – 30 %. Успешные игроки рынка, грамотно выстраивающие свою маркетинговую стратегию, имеют до 100 % прибыли в год. Многие руководители ведущих экспресс-операторов полагают, что уже недалеко то время, когда в этой сфере станет тесновато, и компании "начнут драться за куски пирога".

По мнению авторов исследования, подтверждает это и возросшая неудовлетворённость состоянием дел в законодательной базе, и возникновение профильных ассоциаций (год назад возникла Ассоциация негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС), в которую вошли российские компании, немного раньше - объединение международных экспресс-перевозчиков (АЭС), обе организации активно занимаются регулированием вопросов почтового и таможенного законодательства), и возрастающая потребность знать состояние рынка в целом, а не только положение дел в своей компании.

 

Ёмкость, вес и сроки

Согласно выводам авторов исследования, среди топ-менеджеров компаний, занятых экспресс-доставкой, назревает понимание необходимости унификации подхода как к определению самого понятия, так и тех показателей, по которым оценивается состояние и развитие рынка. В частности, очень важный статистический показатель положения дел на рынке – это его ёмкость. Но каким образом рассчитывать этот показатель, если размыты весовые границы экспресс-отправлений и временные сроки доставки, не решён однозначно вопрос о том, какие направления экспресс-доставки включать в объём внутреннего рынка?

Так, долгое время международные операторы в своих вычислениях ёмкости российского рынка учитывали импортные перевозки - поскольку международная экспресс-доставка является основным направлением деятельности "большой четвёрки", и они – несомненные лидеры в этом сегменте. Российские же компании настаивают на том, что доставка импорта не должна учитываться при определении внутреннего объёма рынка, так как оплачивают эту услугу в данном случае зарубежные потребители.

А поскольку международные перевозки по стоимости в несколько раз дороже внутренних, этот теоретический спор приобретает весьма весомое практическое выражение – в разнице и неопределённости тех числовых показателей ёмкости рынка, которые время от времени мелькают в прессе.

Если вернуться к первым двум пунктам: весу отправлений и срокам доставки, то достигнуть согласия и чёткого определения критериев здесь, как отмечают специалисты компании “Ромир”, также непросто. Поскольку спрос на перевозку грузов возрастает, оказывать этот вид услуг выгодно. Многие компании делают шаги в направлении этого сегмента. При этом авторы исследования отмечают, что, с одной стороны, наблюдается тенденция диверсификации деятельности экспресс-операторов в сторону перевозки грузов, с другой – активизация внимания транспортных компаний, традиционно занимающихся грузопервозками, к собственно экспресс-доставке.

Однако, подчёркивает старший исследователь компании «Ромир», такое взаимопроникновение сфер бизнеса значительно усложняет выработку единого алгоритма определения ёмкости рынка.

– Вообще рынок и методика его подсчёта очень разные. На сегодняшний день ранок оценивается в диапазоне от 200 млн до 1 млрд долларов. И столь большой интервал наблюдается потому, что, скажем, крупногабаритные грузы резко увеличивают объём рынка (если мы начинаем быструю доставку некоторых транспортных компаний считать курьерской, хотя она просто связана с удобными транспортными маршрутами и короткими расстояниями). Если же мы отсечём крупногабаритные грузы, то остаётся, в основном, только корреспонденция, и объём рынка резко сокращается. Поэтому нет такой методики по вектору сравнения, – говорит коммерческий директор новосибирского подразделения "Экспресс-Курьер" Сергей Егоров. А если ещё учитывать, что доставить груз весом 1 – 1,5 т так же, как и письмо либо посылку до 30 кг, невозможно – нужны другие технологии, другие активы и мощности, сопроводительные документы, становится понятно, что в реальности – это совершенно другие сроки.

– Надо быть реалистом и понимать, что организовать экспресс-доставку неделимого места, которое весит одну тонну, практически невозможно, – полагает генеральный директор UPS в России Иван Шацких.


“Экспресс” по-русски -- неделя?

На практике доставка грузов в России – это зачастую доставка так называемых сборных грузов. По мнению И. Шацких, сборная доставка грузов не может быть экспресс-доставкой по двум причинам. Во-первых, сборные грузы какое-то время лежат на складе, ждут полной комплектации отправления в тот или иной регион, а не отправляются сразу, как только поступил заказ. И во-вторых, сборные грузы, особенно в России, доставляются автомобильным, а не авиационным транспортом, что, конечно, значительно увеличивает сроки доставки. Поэтому, если на Западе экспресс-доставка в любой конец земного шара – это доставка в пределах 72 часов, и основной вид транспорта – авиация, то российские внутренние нормативы раздвигают эти временные рамки до семи суток.

По данным специалистов компании "Ромир", ни одна из компаний экспресс-доставки, включая международных операторов, не имеет в России своего авиапарка, что опять же связано со сложностью российского законодательства. Все операторы вынуждены пользоваться услугами одних и тех же авиакомпаний, поэтому сроки доставки, например, в отдалённые районы страны, куда самолёты летают не каждый день, у всех экспресс-перевозчиков стандартные.

В целом авторы исследования отмечают многочисленность услышанных в ходе встреч с экспертами нареканий в отношении транспортной составляющей экспресс-перевозок, как авиа, так и авто.

– Транспортная составляющая в России очень плохая: в стране отвратительные дороги, авиация хромает, и никаких приоритетов мы не получаем. Даже имея почтовую лицензию, мы в последнюю очередь грузимся и т. д. Со стороны государства никакой поддержки нет. Плюс милиция "дружественные" досмотры устраивает, – рассуждает генеральный директор "Сити Экспресс" Андрей Княжинский.

– Самый большой тормоз развития – транспортная авиасеть, у которой существует максимальная загрузка. Сейчас наблюдается её колоссальный перегруз. Существуют определённые стандарты, и всё уже выбрано. Самолётов не добавляется. Люди готовы платить, но всех интересуют сроки. А из чего они складываются? Когда полетит очередной самолёт, и будет ли в нём место, – говорит, заместитель генерального директора "СПСР Экспресс" (Владивосток) Виталий Казазаев.

 

Рынок “сырой”…

По мнению гендиректора UPS в России, различия в определении специфики рынка экспресс-доставки – это во многом отражение его несформированности:

– Рынок во многом сырой, несложившийся. Спрос часто превышает предложение. Работы хватает всем компаниям. Мы практически не пересекаемся. Сейчас наблюдается уникальная ситуация, когда рынок даёт возможность работать всем, – говорит И. Шацких.

Естественный прирост рынка способствует появлению новых компаний, особенно на уровне отдельных регионов, позволяет компаниям-лидерам не делать резких шагов в плане изменения своей рыночной стратегии, и пока ещё нельзя говорить об активном стремлении ведущих операторов рынка к интеграции, слияниям и поглощениям. Хотя в то же время этап поглощения и слияния компаний уже прогнозируется основными игроками рынка. В профессиональной среде циркулируют разговоры о взаимовыгодности объединения компаний, их сотрудничестве, формировании доверия между операторами рынка.

– Рынок экспресс-перевозки развивается сам. Не только компании-игроки, но и рынок растёт из года в год. Я думаю, что, скорее всего, стратегии компаний в ближайшее время меняться не будут. Когда рынок станет стабильным, участники будут делить доли «пирога» внутри него самого. Вот тогда речь пойдёт о смене стратегии, а пока – нет, – говорит директор по продажам DHL Express (Екатеринбург) Наталья Гусева.

– "На полочку" рынок выйдет только лет через десять, т. е. на максимальный объём рынка. Начали недавно это дело, образование экспресс-операторов, даже переделов сферы ещё не было, переделов рынка, не было слияний компаний. По всем законам экономики, когда рынок наполняет свою ёмкость, компании начинают объединяться, потому что узко на рынке и каждого не удовлетворяет то место, которое он занимает, – отмечает директор филиала "СПСР Экспресс" (Екатеринбург) Николай Воронов.

 

…зато развивается быстро 

По темпам развития российский рынок опережает западный в полтора-два раза. Причём региональный рынок рос в последнее время более быстрыми темпами, чем московский, и тенденция эта, по мнению экспертов, сохранится и в будущем. Помешать положительной динамике развития российского рынка экспресс-доставки, по мнению авторов исследования, может только политическая нестабильность.

Внутрироссийский рынок экспресс-доставки растёт более быстрыми темпами, чем рынок международных отправлений. Доля "большой четвёрки" на внутреннем рынке постепенно уменьшается. Большинство экспертов оценивает её не более чем в 50 – 60 % в 2006 г. (в 2005 г. это соотношение оценивалось в 60 – 70 %). Кстати, как отмечается в исследовании, представители международных операторов, принявших участие в исследовании, считают такое направление развития национального рынка "нормальным процессом", отражающим экономический рост в стране.

Однако следует учитывать, что цена международных перевозок значительно превышает стоимость услуг на внутренние перевозки. Поэтому в денежном эквиваленте международные операторы на сегодняшний день удерживают лидирующие позиции. Российские компании-перевозчики, согласно выводам специалистов компании “Ромир”, догоняют международных операторов по уровню и качеству предоставления услуг. Этот технологический разрыв и в дальнейшем будет сокращаться, считают они, причём достаточно быстрыми темпами.

– Ведущие игроки российского рынка экспресс-доставки активно следуют тенденциям развития западного рынка, и в ближайшем будущем они смогут выполнять не только функции по перевозке грузов, но и оказывать услуги по их складированию и перегрузке... Уже сегодня компании стремятся расширять собственный транспортный парк разнотоннажным транспортом, увеличивать складские площади, создавать перевалочные склады на важнейших логистических маршрутах, повышая тем самым рыночную привлекательность и качество предоставляемых услуг, – отмечает генеральный директор EMS Почта России Александр Тимофеев.

Повышение требований к качеству услуг экспресс-перевозчиков приведёт, по мнению экспертов: к сокращению сроков доставки; предоставлению комплексных услуг, когда оператору экспресс-перевозок будет передаваться всё больше функций компании-клиента – не только собственно логистических, но и стратегических – планирования и управления цепочкой поставок, активного использования Интернет-логистики; развитию прямых транспортных связей между крупными городами РФ, минуя Москву как основной транспортный узел, связующий различные региональные центры.

Продолжит расти спрос на перевозку грузов, компании будут активно развивать свой сервис в этом направлении. Многие эксперты предполагают, что будет расти спрос на услуги экспресс-доставки и со стороны физических лиц. Этому будет способствовать, в частности, развитие дистанционной и Интернет-торговли, крупных торговых сетей, утверждение в России цивилизованных стандартов пользования услугами.

В целом, российский рынок экспресс-доставки оценивается как очень перспективный.

– На протяжении ближайших лет очень высокие темпы роста экспресс-перевозок внутри России сохранятся. Этому ничего не может помешать, это очень долгосрочное будущее страны. Самое большое государство в мире не сможет существовать без экспресс-перевозок. И если сейчас огромное внимание уделяется развитию экспресс-перевозок в Китае, вся "четвёрка" вкладывает туда сумасшедшие деньги, то через 15 лет эти деньги будут здесь. И может быть, больше, чем сейчас вкладывается в Китай, – считает И. Шацких.

– Мы обречены на развитие этой сферы услуг именно спецификой русской действительности – своими расстояниями, отставанием в уровне жизни от развитых стран, необратимостью тех преобразований, которые начались в 1990-е годы, и, пожалуй, уважением к самим себе, – делает вывод старший исследователь компании “Ромир” И. Шевлякова.