Логистика "Кому альтернатива, а кому… конкурент"


Валентин ОЖГО

 

В украинском сегменте автомобильных перевозок небольших партий грузов и отправлений пачечного формата долгое время монополистом считались почтовики. О качестве тех услуг можно не вспоминать: у монополиста на сей счёт собственные правила и порядки. Поскольку в чужой монастырь у нас со своими уставами ходить не принято, то интерес к такому поставщику услуг сразу же упал с появлением альтернативных вариантов…

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это сладкое слово «аутсорсинг»

Появившиеся в обиходе специфические термины, позаимствованные в дальнем зарубежье, слух хотя и режут, но в некоторых случаях настроение поднимают. Особенно когда содержание такого слова направлено на содействие и помощь. В нашем обиходе слово «аутсорсинг» (от англ. «out sourcing» – передача исполнения непрофильных вспомогательных функций другому лицу либо организации) вошло не так давно. Применяется оно практически повсеместно.

Зачем, спрашивается, небольшому строительному предприятию создавать транспортный цех, если переброс какого-либо оборудования на другой объект ему нужно произвести один раз в квартал? В этом случае экономически оправдано доверить дело автоперевозчикам, специализирующимся на доставке строительных машин и оборудования, у которых и техника соответствующая есть, и опыт имеется. Аналогично происходит и в том случае, когда та же строительная организация на стадии завершения объекта приглашает на монтаж систем отопления или газоснабжения субподрядчиков. Это тоже аутсорсинг. Его преимущество в том, что позволяет применять стратегию управления производством лишь по профильному циклу, не задерживаясь на несвойственных такому предприятию или организации задачах.

Есть аутсорсинг и в сегменте малых, средних и даже больших грузовых перевозок. Вспомните случаи, когда вы на свой страх и риск передавали с водителем рейсового автобуса продуктовые передачи детям-студентам в другой город или же тёплые вещи, срочно понадобившиеся им из-за похолодания. Этакий неофициальный вид доставки небольшого багажа был, есть и будет экономически выгодным. Первое – не теряете время на дорогу. Второе – не нужно платить за проезд туда – обратно. В крайнем случае, с вас возьмут лишь 50 % стоимости проезда в один конец, хотя на практике средняя такса составляет где-то треть от стоимости билета. Работающие по найму у мелких частных автоперезвозчиков водители обычно дерут половину от стоимости билета. Сумма, понятное дело, остаётся у него в кармане, поскольку владельцу транспорта трудно проконтролировать этот вид дохода. Правда, в этом случае нет гарантии сохранности вашей передачи.

Нынешний рынок услуг облагородил неофициальный способ доставки груза посредством автобусного сообщения. Многие операторы пассажирских перевозок Украины внедрили у себя дополнительный вид услуг по официальной доставке ваших пакетов, посылок, бандеролей и даже коробок с товарами в другой город. Благо современные автобусы сегодня оснащены большими багажными отсеками, куда, кроме пассажирской поклажи, можно дополнительно разместить груз объёмом 2 – 3 м3. Выигрыш в том, что за принятый груз оператор несёт ответственность, начиная с момента его получения в специальной службе диспетчерского пункта и заканчивая выдачей адресату с такого же пункта в городе доставки.

Это стало хорошим подспорьем предприятиям и компаниям, которые нуждаются в оперативной доставке пакетов с документами, пересылке срочно понадобившихся запчастей или товара в другой город. Согласитесь, нерасторопному почтовому ведомству до таких экспресс-услуг ещё далеко. К тому же дерут почтовики «по всей программе».

У автоперевозчиков же наоборот и тарифы щадящие, и сроки доставки минимальные. Спрос на их услуги оказался настолько большим и динамично возрастающим, что специально под эти цели пришлось закупать грузовые фургоны лёгкого и среднего классов грузоподъёмности, которые следуют по тем же маршрутам, что и автобусы. Более того, под склады отправки и хранения доставленных грузов дополнительно арендуются помещения автовокзалов или терминалов. По такой схеме сейчас работают крупные компании-перевозчики Украины, среди которых «ГЮНСЕЛ», «Автолюкс» и другие. У них основной вид деятельности – всё-таки пассажирские перевозки. Услуга по доставке груза клиентов вначале была дополнительной, но сейчас переросла в самостоятельный вид бизнеса.

 

Каждый день и регулярно

Одной из первых на рынок специализированной маршрутной доставки мелких и средних партий грузов по городам Украины вышла запорожская компания «Ин-Тайм». В прошлом месяце исполнилось ровно пять лет, как она стала вести активные операции в данном сегменте услуг, охватив за этот период своими департаментами все областные центры, крупные города и посёлки. Первое, что понравилось клиентам, – это оперативность и безопасность доставки грузов. Второе, очень важное средство, положительно действующее на клиента, – это наличие складских площадей. Даже если прийти получать пакет, бандероль или ящик с грузом не к приходу маршрутного ТС, а позже, можно быть уверенным: ни пылиться, ни мокнуть ваш товар или деловые бумаги не будут.

Менеджер отдела маркетинга компании Юлия Парпалак уже который год при каждой встрече убеждала корреспондента «АП», что за всё время у них не было ни одной потери или порчи груза. В искренность слов ведущего специалиста компании, конечно, вериться, но услышанное никак не вяжется с устоявшимся мнением о качестве услуг всё того же почтового ведомства. И хотя это всё-таки разные структуры, со своими подходами и стандартами, осторожность до недавнего времени оставалась. И лишь в ноябре, отправив в середине дня небольшой гостинец родственникам из орденоносного города Житомира в не менее орденоносный город Харьков, он убедился в её словах. Уже утром по телефону ему сообщили, что посылка дошла в целостности и сохранности. Правда, за то, чтобы её доставили домой, нужно доплатить. А за пересылку 10-килограмовой посылки ушло 11 гривен 50 копеек, что в перерасчёте равно 2 долларам и 5 центам. Согласитесь, переправить такую же посылку традиционным путём с помощью почтового ведомства на расстояние 596 км было бы дороже и, главное, дольше.

По словам уже упомянутой Ю. Парпалак, для компании нет разницы, кто оправлял посылку – юридические и физические лица пользуются одинаковыми правами. А оператор маршрутной доставки, т. е. аутсорсер, несёт перед ними одинаковую ответственность. Что касается тарифов, то они идентичны. Всё зависит от веса, габаритов или объёма.

Для примера можно рассмотреть один заказ на доставку из Киева в Одессу запчастей, упакованных в ящики. Общий вес груза составляет полторы тонны. По расстоянию это 500 км. На таком маршруте действует тариф 0,6 грн. (0,11 долл.) за каждый килограмм груза. Нехитрый арифметический подсчёт показывает, что маршрутная доставка запчастей отправителю обходится в 900 грн. Правда, это ещё не всё, поскольку за оформление груза, что является обязательным, как и его страховка за счёт оператора, нужно внести в кассу ещё 4,5 грн. (около 1 доллара). Если это доставка «от двери до двери», то дополнительная услуга потянет на 150 гривен, т. е. 29,7 доллара. В итоге получается не 904, 5 грн. (179,1 долл.), а 1054,5 грн. (208,01 долл.).

Будет ли такая отправка выгодной, пока утверждать не будем, а сравним затраты доставки такого же груза отдельным автомобилем того же отправителя. Поскольку машина будет идти туда – обратно, то это уже все 1000 километров. Если к примеру, у отправителя имеется грузопассажирский автомобиль грузоподъёмностью до 1,5 т, то средние затраты машины такого класса составляют 1,2 грн./км (0,23 долл.), что в итоге обойдётся 1200 грн., т. е. 237 долл. Если же у отправителя не найдётся такой машины, а будет лишь грузовик грузоподъёмностью 2 – 2,5 т, что чаще всего и бывает, то затраты на каждый километр выльются в среднем в 1,3 грн., что в общем итоге составит 1300 грн. А это уже 257,4 доллара. 

 

Сравнительная динамика затрат на доставку 1,5 т груза из Киева в Одессу отдельным автомобилем и в составе сборного груза силами маршрутного перевозчика


  

 

В привёдённой графической таблице видно, что мелкие и средние партии грузов доставлять удобнее маршрутным транспортом. По сути, это тот же рейсовый автобус, только грузового сегмента перевозок. А вот более крупные грузы всё-таки удобнее и экономичнее доставлять отдельно от сборных.

 

Варианты «за» и «против»

Для начала поставим себя на место отправителя грузов. Все аргументы «за» указывают на то, что у него всегда под рукой машина. Нужно – поехал, отвёз. Здесь уже действуют правила логистики, которые в нынешние времена даже руководителям не всегда понятны. Как положительный фактор можно принять и то, что себестоимость перевозки у него будет низкая, хотя этот вопрос по-прежнему остаётся спорным. Несомненно, отправитель всегда будет в курсе, где находится водитель, самостоятельно сможет отслеживать движение груза. На этом, пожалуй, перечень всех «за» можно завершить.

А вот позиция «против» будет насыщенней. Самая главная строчка касается постоянных расходов на содержание, обслуживание и обновление транспорта. Добавьте сюда затраты на персонал. И если вы послали машину с теми же запчастями из Киева в Одессу, то у вас нет гарантии, что обратно машина пойдёт загруженной. Скорее всего, она вернётся порожняком, так что холостой пробег гарантирован. В крайнем случае, водитель захватит в обратную дорогу сельского дядьку с десятком ящиков первых помидоров или редиски для продажи в столице, но вы этого не проконтролируете, поскольку это уже его «законный» заработок, который он ни под каким предлогом не отдаст. Точнее, не признается в этом.

Ещё одно, но значимое обстоятельство. Отправляя машину в ту же Одессу, вы в спешке и просто по принципу «авось пронесёт» вряд ли оформите страховку на груз. Так что связанный с транспортировкой риск налицо. И уже при хорошо поставленной организации работы транспортного подразделения добавьте сюда дополнительное информационное обеспечение, затраты на оформление документов, аренду добавочных площадей под гараж или стоянку.

А теперь рассмотрим альтернативный вариант перевозки грузов по системе аутсорсинга с помощью маршрутного автоперевозчика. Опять же начнём со всё тех же «за». Во-первых, отправителю груза нет надобности содержать собственный транспорт. Во-вторых, доставка гарантируется в точно оговорённый срок, нет необходимости порожняком возвращать машину. В-третьих, себестоимость доставки малой и средней партии груза ниже. Считай, каждая четвёртая маршрутная оправка получается бесплатной, сравнительно с отдельной транспортировкой. Добавляем сюда минимизацию складских затрат за счёт оперативного движения груза. При необходимости оператору можно доверить упаковку товара, предоставление тары и т. д.

Если брать шире, то практически можно исключить все несвойственные предприятию или организации функции, связанные с подготовкой документации и отправкой, а при необходимости – и конкретной доставкой по адресу всей партии груза («от двери до двери»).

Однако, при всех положительных сторонах действия этой схемы, можно найти и целый ряд «против». Главное то, что в ежедневном рейсе по нужному маршруту нет гарантии на свободное место, т. е. на площадь под ваш груз. Особенно если партия большая или единица груза габаритная по объёму. Так что здесь налицо некая неопределённость, схожая с той, когда вы пришли в билетную кассу, а мест на нужный вам автобус уже нет. Приплюсуйте сюда привязку к жёсткому графику отправки маршрутного грузовика в рейс. Каких-нибудь пять-десять минут, которые можно наверстать в дороге, водитель по просьбе диспетчера для вас задержится, но не больше, поскольку в другом городе его ожидают к точно расписанному времени. Под это формируются бригады грузчиков, техники, на такой же час прибытия рассчитывают получатели груза.

Однако главного аргумента о преимуществах, получаемых от аутсорсинга, пока никто из украинских потребителей опровергнуть не в состоянии. Это действительно хороший бизнес-инструмент, способствующий экономии за счёт снижения себестоимости функций, переданных аутсорсеру.

В упомянутой выше компании «Ин-Тайм» груз в самую дальнюю точку движется в течении суток-полтора. В некоторых случаях, когда адресат находится вдалеке и не по маршруту следования, срок доставки может увеличиться, поскольку на ближайшей транзитной точке его вначале выгрузят, а потом переадресуют адресату на местный транспорт.

Заказчику не обязательно самому везти свою партию груза в службу приёмки аутсорсера. Тот сам по заказу подъёдет за грузом не только к вам, но и к вашему партнёру в другом городе, где у него есть свой департамент. Впрочем, акцентировать то, что услуга возможна только там, где есть представительство главного офиса, не следует. Практически в любой точке Украины груз могут забрать или доставить туда. В таком случае к нужному месту направится транспорт ближайшего к указанному месту департамента.

Здесь важен ещё один фактор привлекательности. Поскольку не каждое предприятие владеет запасами упаковочного материала, аутсорсер может произвести транспортную упаковку из своего материала. За ваши деньги, понятное дело. Цены не то чтобы высокие, но и не низкие. Впрочем, это бизнес: не хочешь – пакуй сам из своего материала или материала оператора маршрутной доставки. К примеру, полипропиленовый мешок обойдётся вам в 5 гривен (почти 1 доллар), коробки из гофрированного картона стоят 6 – 9 гривен.

Вопрос паковочного материала затронут неспроста, поскольку и аутсорсер, и перевозчик, и заказчик услуги вполне оправданно беспокоятся о сохранности груза. Серьёзная проблема в первую очередь возникает из-за состояния украинских дорог. Это, как понимаете, не те европейские автобаны, а всего лишь условные направления. Везти-то приходится бытовую технику, стекольные, фарфоро-фаянсовые изделия, керамику, медицинскую аппаратуру, компьютеры и т. п. К дорожным условиям транспортировки смело добавляйте операции по погрузке и разгрузке, и будет ясно, почему упаковке придаётся такое значение. Если, к примеру, на доставке задействованы грузовые автомобили с улучшенными амортизационными качествами только импортного производства, то на погрузке или выгрузке любое неосторожное движение может испортить товар. Таким образом, кроме обычной упаковки заказчика, аутсорсер применяет для стекла и других хрупких или мелких грузов деревянные ящики с мягким наполнителем, универсальные пластиковые контейнеры.

Конечно, в практике почтового ведомства, работающего по собственным стандартам, подобного опыта работы нет. Попытайтесь прямо со своего офиса отправить посылку или бандероль, попросить почтовиков уложить вашу посылку с подарочной вазой в специальный контейнер с мягким наполнителем и… у вас вряд ли что получится: укранинские «поштари» себе цену знают и на такие формы обслуживания пока не идут. А это несомненный проигрыш.

Исключение может быть лишь при договорных отношениях с фельдъегерской службой, но там ограничиваются размерами и весом отправлений. К тому же тарифы спецпочтовиков-курьеров заоблачные. Потому клиент обычно выбирает специализированных аутсорсеров или службу доставки, действующую при операторе пассажирских автоперевозок – по срокам быстрее, а по стоимости дешевле.

 

Автобусно-грузовые курьеры

На сегодняшний день сегмент междугородней доставки деловых пакетов, бандеролей и мелких коробочных грузов прочно удерживают «ГЮНСЕЛ» и «Автолюкс», связавшие пассажирским и грузовым сообщением практически все города Украины. В сегменте срочной доставки мелко- и среднетоннажных грузов также выделяются «Ночной Экспресс», «САТ» и «Евроэкспресс». Несколько других операторов, начавших работу на рынке курьерской перевозки грузов и багажа, существенно на ситуацию не повлияли из-за малых объёмов работы.

Впервые воспользоваться услугами курьерской доставки «Автолюкса»корреспонденту «АП», когда нужно было срочно передать коллеге из пресс-службы Львовской региональной таможни книгу об опыте организации музея в Волгоградской таможне. Откровенно говоря, отсылать подарок российских коллег по почте было боязливо: а вдруг потеряют? К тому же сроки у почтовиков растягивались на три-четыре дня, если не больше. «Автолюкс» брался доставить маленькую бандероль во Львов за полдня. Именно столько идёт туда рейсовый автобус или малотоннажный грузовик. Сейчас доставку всех отправлений автоперевозчик осуществляет грузовыми машинами. Они, как и весь автобусный парк компании, тоже узнаваемые, имеют такую же сине-фиолетовую раскраску. Доставка бандероли обошлась всего в какие-то 12 гривен, уплаченных в кассу, т. е. 2 доллара с мелочью. Примерно такие же тарифные расценки действуют у других операторов доставки.

Наш журнал сопоставил тарифы некоторых компаний, взяв за основу маршрут Киев – Винница. Расстояние между городами где-то 273 км. Условно обозначим наш багаж габаритом 50х90х50 (0,225 м3) общим весом 50 кг, т. е. одно место. Декларируем оценочную стоимость – 500 грн. (99 долл.). Вот как калькулирует этот груз «Ночной экспресс». У него тариф 0,28 грн. (5 центов) за каждый кубический дециметр, оформление заявки обходится в 5,16 грн. (1 доллар и 2 цента). Стоимость по объёму равна 63 грн. (12,47 долл.). Страховка в размере 0,6% добавляет ещё 3 грн. (59 центов). В итоге доставка из Киева на склад в Виннице выливается в 71,6 гривны, т. е. 14,17 доллара.

Вообще здесь есть маленькая хитрость. В большинстве случаев заказчику удобнее заявлять место не в кубическом объёме, а в массе. Рассмотрим всё те же упомянутые 50 кг багажа, приготовленные к отправке в Винницу. В качестве примера для калькуляции возьмём другую компанию – «Евроэкспресс». Если у него заявлять только массу груза, то в чистом виде (без оформления документов, страховки и т. д.) стоимость по весу будет 35 грн. (6,93 долл.). Когда заявляешь тарификацию по объёму (0,225 м3), то это с расчёта 200 грн./м3, уже обойдётся 45 грн. (8,91 долл.). Прочувствовали разницу стоимости отправки груза по массе и объёму?

 

Тарифный диапазон операторов маршрутной доставки 50-килограмового груза из Киева в Винницу

 

При доставке груза по схеме «от двери до двери» стоимость возрастёт. К примеру, «Евроэкспресс» за выезд по груз запрашивает 35, а за доставку 30 гривен, что составляет соответственно 6,93 и 5,94 доллара. К этому, правда, очень редко кто прибегает. В основном груз доставляется к складу перевозчика, где получатель забирает адресованный ему багаж. Теперь сопоставьте перевозку этого же багажа с доставкой отдельным транспортом своей компании или арендованных машин. Даже не специалисту понятно, что 50-килограммовый ящик тем же автомобилем «Жигули» или грузовой машиной «Газель» доставить из столицы в Винницу будет дороже. Правда, при всей объективности обзора, ни один из операторов этого вида услуг не смог привести пример, когда маршрутная доставка мелкой или средней партии груза по стоимости была бы выше отдельной транспортировки. И это, наверное, главный аргумент в пользу того, что маршрутная доставка экономически оправдана. А вот сравнивать любого из операторов негосударственной маршрутной доставки груза с классическим вариантом работы почтовиков, наверное, не стоит, поскольку когда-то мощное ведомство почтовой связи «Укрпочта» проигрывает здесь по всем позициям. По мнению экспертов, ситуация на этом рынке услуг ещё добрых пять-семь лет будет не в пользу медлительных почтовиков, которым сейчас уже не только трудно восстановить свои прежние позиции, но и войти в сегмент оперативных грузодоставок вообще