МАФ - Конференция "Заместитель руководителя Ространснадзора Николай Лямов: «Время одиночек на транспорте заканчивается»"


 

Олег ДОЛИЧ

 

Вряд ли кто из перевозчиков с восторгом вспоминает о своих вынужденных контактах с представителями Ространдснадзора. Однако большинство из них сегодня прекрасно понимают, что без жёсткой позиции этого контрольно-надзорного федерального органа на российских автомобильных дорогах уже мог бы наступить полный хаос.

О совершенствовании системы контроля и надзора в автодорожном комплексе Российской Федерации рассказал участникам конференции «Автотранспортная отрасль XXI века», проходившей в рамках Третьего Международного Автотранспортного Форума, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Николай Лямов.

 

Основная цель государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности – приоритетность сохранения жизни и здоровья людей в процессе всех видов транспортной деятельности. Главная задача федеральной службы по надзору в сфере транспорта – это качественное и безопасное функционирование транспортного комплекса. Именно обеспечение безопасности при перевозке людей и грузов, снижение количества аварий и сбоев, а также тяжести их последствий, относится к главной задаче контроля и надзора на транспорте.

Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта находятся практически во всех субъектах федерации, кроме того, транспортный контроль осуществляется и на Государственной границе Российской Федерации.

Одним из наиболее эффективных государственных механизмов является лицензирование, которое позволяет применять к хозяйствующим субъектам широкий спектр мер: от предупреждения до аннулирования действия лицензии и прекращения деятельности недобросовестного хозяйствующего субъекта. Отмена лицензирования ряда важнейших видов деятельности обеспечила свободный выход всех предпринимателей, в том числе недобросовестных, на рынок оказания услуг в сфере транспорта, без каких-либо ограничений. Это приводит к существенному снижению безопасности движения.

На сегодняшний день Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за более чем 570 тыс. хозяйствующих субъектов в сфере автомобильного транспорта. Из них около 90 тыс. осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию. Сегодня в стране более 820 тыс. автобусов задействовано в перевозке пассажиров (из них свыше 400 тыс. – по лицензии).

 

 

 

 

 

На данный момент транспортное обслуживание населения отдано на откуп местным властям (речь идёт о Федеральном законе № 131-ФЗ). В минувшем году приступили к проверке исполнения Федерального закона № 131-ФЗ органами исполнительной власти муниципальных образований субъектов Российской Федерации, на которых возложена функция обеспечения транспортного обслуживания населения. Было проведено 128 проверок. За девять месяцев управлениями Ространснадзора проверено более 500 муниципальных образований – речь не идёт об автотранспортных предприятиях, а именно об администрациях городов и районов. Результаты показали, что не везде при организации автоперевозок ответственными должностными лицами на местах уделяется должное внимание вопросам транспортной безопасности.

Сотрудники Ространснадзора обобщили тот материал, который они получили по всей Российской Федерации – получилась удручающая картина. Около 30 % из проверенных муниципальных образований вообще не имеют какой-либо нормативно-правовой базы. То есть не определён порядок допуска на маршруты, нет закрепления маршрутных сетей, практически отсутствуют должностные лица, которые должны заниматься вопросами транспорта. В ближайшее время планируется подготовить документ в Правительство РФ с тем, чтобы показать ту ситуацию, которая реально складывается в транспортном обслуживании населения. Основной вопрос, которым занимается Ространснадзор – это безопасная перевозка пассажиров. За девять месяцев 2007 г. снижение дорожно-транспортных происшествий на лицензируемом пассажирском автомобильном транспорте по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года достигло 4 %, уменьшение по погибшим – свыше 40 %, по раненым – тоже снижение порядка 6 % (для сравнения: анализ аварийности за семь месяцев в целом по автомобильному транспорту страны показывает, что количество ДТП имеет тенденцию роста в среднем на 10 %).

Этому уменьшению способствовали жёсткие меры предупредительно-профилактического характера, принимаемые территориальными управлениями Госавтодорнадзора.

В минувшем году за несоблюдение лицензионных требований, аннулировано и приостановлено действие 87 лицензий, 170 удостоверений допуска к международным перевозкам, 570 соискателям было отказано в выдаче лицензий. Сумма взысканных штрафов с автоперевозчиков – лицензиатов составила свыше 25 млн рублей. Общая сумма штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов автотранспортников превысила 75 млн рублей.

На решение задачи обеспечения безопасности автомобильных перевозок были направлены организационно-штатные изменения, проведённые в территориальных управлениях. За счёт высвобождаемых должностей был укреплен инспекторский состав. Это позволило усилить контрольно-надзорную деятельность на объектах транспортного комплекса.

Путём перераспределения инспекторского состава на малозагруженных и других автомобильных пунктах пропуска усилена работа по надзору международных автоперевозок. В таких субъектах Российской Федерации показатель аварийности выше. Это Владимирская и Орловская области, Ставропольский и Краснодарский края, г. Екатеринбург.

Вернёмся к тому, что порядка 800 тыс. автобусов осуществляет перевозку пассажиров, около половины из них – лицензируемый транспорт. Это говорит о том, что на лицензируемых автобусах степень аварийности снижается, а на нелицензируемом транспорте наблюдается ежегодный рост по аварийности и гибели в ней. Это при том, что лицензируемый транспорт или транспорт общего пользования эксплуатируется в семь раз больше, т. е. его эксплуатационная нагрузка в семь раз больше, чем у того, который эксплуатируется для собственных нужд. Видимо, всё же лицензирование – это один из действительно эффективных рычагов, которыми можно навести порядок на транспорте.

Большое значение уделяется и состоянию дорожного строительства. Сегодняшнее состояние автомобильных дорог рассматривается как один из факторов влияния на аварийность на автотранспорте.

В настоящее время контрольно-надзорную деятельность в сфере дорожного хозяйства осуществляют 189 инспекторов дорожного надзора. За семь месяцев 2007 г. инспекторами проведено более 6 тыс. проверок, выявлено 50 тыс. нарушений в содержании и эксплуатации дорог общего пользования. На их устранение выдано 3 тыс. предписаний, по выполнении которых устранено свыше 23 тыс. нарушений. Выявленные на федеральных дорогах нарушения стали предметом обсуждения на заседаниях правительств и администраций ряда областей России.

Проверка муниципальных образований показала, что сегодня в Российской Федерации по лицензируемому транспорту крупные автотранспортные предприятия составляют всего около 20 %, а весь остальной транспорт приходится на долю индивидуальных предпринимателей, у которых зачастую работает от одной до трёх машин. Совершенно очевидно, что при такой численности подвижного состава практически невозможно обеспечить своевременное качественное техническое обслуживание, диагностику техники, эффективно организовать безопасную эксплуатацию парка. Ространснадзор вырабатывает рекомендации для того, чтобы создать привлекательные с экономической и налоговой точек зрения условия функционирования более крупных предприятий – примерно до 50 машин. Министерство транспорта совместно с Министерством финансов прорабатывают предложения по льготному налогообложению таких предприятий.

– Сегодня вы пришли на выставку, приуроченную к Международному Автотранспортному Форуму, – значит, видимо, у вас есть интерес к современному качественному подвижному составу для перевозки пассажиров. В этом направлении мы тоже проводим работу. Тому есть немало веских причин. Сегодня «возраст» около 70 % парка достигает запредельного уровня – от 10 до 25 лет. Федеральный Закон № 122 открыл для автоперевозчиков отдушину – те, кто им умело воспользовался, начали приобретать современный транспорт. Более того: многие предприниматель стали приобретать транспорт уже в больших количествах – начинали с машин, бывших в эксплуатации, а сегодня существенно обновляют парк. Очевидно, есть смысл работать в этом виде перевозок. И есть надежда на то, что «возраст» автобусов в стране достигнет приемлемого с точки зрения безопасности уровня, – подчеркнул Н. Лямов.

Сегодняшнее состояние автомобильных дорог рассматривается как один из важнейших факторов влияния на аварийность на автотранспорте.

Сегодняшние задачи по строительству новых дорог и реконструкции старых носят масштабный характер. Они подкреплены выделением значительных финансовых средств.

Для решения задач по обеспечению безопасности автомобильных перевозок Ространснадзор:

– подготовил и направил в Министерство транспорта предложения для внесения изменений и дополнений в трёх Федеральных законах, четырёх постановлениях Правительства, инициировано издание двух нормативных актов Минтрансом России;

– подготовил и направил в Минтранс России предложения по структуре территориальных управлений Госавтодорнадзора и создании семи межрегиональных управлений с полномочиями контроля и координации деятельности территориальных управлений, расположенных в федеральных округах.

Создано Северо-Западное межрегиональное управление путём слияния двух управлений по г. Санкт-Петербургу и по Ленинградской области. За счёт реорганизации будут укреплены шесть других межрегиональных структур Госавтодорнадзора. В составе Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Службы образован новый отдел по оформлению и выдаче разрешений на международные перевозки опасных грузов.

Ещё один серьёзный вопрос: кто и как занимается у нас в стране межсубьектными перевозками? Сейчас Ространснадзор заканчивает проверку автовокзалов и автостоянок в Москве. Всего их узаконено девять. По результатам проверки был сделан неутешительный вывод: львиная доля пассажирских перевозок по Москве функционирует незаконною. О чём идёт речь? Под видом заказных в массовом порядке осуществляется перевозка пассажиров по расписанию без выдачи билетов. Сейчас Ространснадзор вырабатывает комплексные мероприятия, чтобы навести порядок. Очень много предприятий работает по «липовым» договорам – якобы заключён контракт о предрейсовом медицинском осмотре водителей с предприятием по Москве, а на самом деле предприятие существует лишь на бумаге.

Сейчас работа по российской столице завершается. Соответствующие письма уже отправлены, выданы предписания. Если они не будут выполняться – документы уйдут в прокуратуру, и затем будут предприниматься меры уже несколько иного характера. Потому что речь идёт о безопасной перевозке пассажиров, о безопасном функционировании транспортного комплекса.

– А о какой безопасности межсубъектных перевозок можно говорить, если в России сегодня на тысячу километров ходят «Газели» (и это называется маршрутными перевозками)? Ну, как можно провезти 12 человек в «Газели» на тысячу километров? О каких удобствах и о какой безопасности можно вести речь? Мы не успеваем высылать своих представителей по регионам для того, чтобы фиксировать транспортные происшествия, растаскивать разбитые и перевёрнутые автобусы, – сказал Н. Лямов.

Требования к перевозкам и перевозчикам ужесточаются. Но не с той целью, чтобы уменьшить их количество, а для того, чтобы навести порядок в этой отрасли, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно и безопасно, чтобы он знал, что он безопасно доедет из одного пункта в другой.

– Очередной шаг в этом направлении уже готовится. Сотрудники Ространснадзора будут проверять международные автобусные перевозки. Места отправления автобусов по той же Москве фактически не определены – что от трамвайной остановки, что от дома – откуда захотели, оттуда и поехали. Время одиночек на транспорте заканчивается. По крайней мере, на таких перевозках, как межсубъектные, пригородные и международные. Пора объединяться в крупные компании со своей серьёзной технической базой и с другими организационными возможностями, – заключил заместитель руководителя Ространснадзора.