МАФ - Конференция "Российский автотранспорт сегодня: проблемы и решения"


 

О развитии услуг грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспорта в Российской Федерации, о повышении качества данных услуг, о возникающих на этом пути проблемах и путях их решения, о принимаемых Министерством транспорта РФ мерах участникам конференции «Автотранспортная отрасль XXI века», проходившей в рамках Третьего Международного Автотранспортного Форума, рассказал начальник отдела Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса России Л. Н. Соколов.

 

– Как вы все понимаете, целью государственной политики в сфере автотранспортного комплекса является удовлетворение транспортной потребности страны и её населения при условии обеспечения безопасности самой транспортной деятельности. В России уже более десяти лет идёт рыночная реформа. Она затронула и автомобильный транспорт. В ходе этой реформы была в основном ликвидирована существовавшая ранее административная система управления автотранспортным комплексом. Ей на смену приходят рыночные механизмы, при этом процесс реформ идет болезненно и противоречиво. Однако ежедневно тысячи автобусов и автомобилей всё же выходят на линию, чтобы обеспечить перевозки грузов и пассажиров и удовлетворить потребности российской экономики. Грузовой транспорт – один из наиболее развитых рыночных секторов транспортной отрасли, на его долю приходится около 80 % всего объёма внутрироссийских перевозок грузов. Этот сегмент транспортного рынка России продолжает расти, хотя и довольно медленно.

Доступность услуг пассажирского автотранспорта для населения является важнейшим фактором, влияющим на качество жизни населения и уровень развития экономики. Пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает около 85 % бытовых поездок населения в городском и пригородном сообщении и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. Автобусным транспортом Российской Федерации обслуживается 1120 городов и посёлков городского типа, почти 76 тыс. сельских населённых пунктов. Всего действует 8,9 тыс. городских и 14,9 тыс. пригородных регулярных автобусных маршрутов. Их обслуживает более 69 тыс. автобусов. Более того, к обслуживанию населения привлекается свыше 77 тыс. единиц транспорта, работающего в основном в режиме маршрутного такси – так называемого коммерческого транспорта. В последние несколько лет наблюдается устойчивый рост перевозок внешнеторговых грузов России. За первое полугодие 2007 г. рост объёмов автомобильных перевозок составил 10,7 %, причём российские перевозчики добавили почти 13,4 %, доля российских перевозчиков на рынке возросла до 40,9 % – почти на 2 % больше по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего. В настоящее время международные пассажирские перевозки осуществляются более чем с 30 странами, перевозятся более 11 млн пассажиров в год, удельный вес российских перевозчиков составляет 45,5 %. Доля перевозок пассажиров по регулярным маршрутам в 2006 г. составила 53,3 % и имеет тенденцию к снижению. В этом секторе перевозок функционирует 534 маршрута, привлечено около 2 тыс. автобусов и 200 российских фирм. Значительное количество пассажиров перевозится между Россией и Украиной – 1,9 млн пассажиров, Россией и Китаем – 0,4 млн, Россией и Казахстаном – 1,6 млн, Россией и Беларусью – 1,3 млн, Россией и Финляндией – 912 тыс., Россией и Польшей – 730 тыс. пассажиров. Это основные сопредельные государства, с которыми имеется большой объём перевозок пассажиров.

Однако в развитии международного автотранспорта имеются серьёзные диспропорции и нерешённые проблемы. За последние пятнадцать лет наблюдается резкое ухудшение состояния парка грузовых автомобилей и автобусов. Около 50 % уже полностью самортизированы и требуют списания. Объёмы перевозок с применением высокоэффективных технологий сократились в четыре-пять раз при перевозке грузов, более чем в три раза снизилась доля высокопроизводительного транспорта общего пользования и составила, по некоторым экспертным оценкам, от 7,5 до 8 %. Ежегодный рост грузового и пассажирского автопарка при этом не сопровождался увеличением объёмов перевозок. В результате выработка на грузовом автотранспорте снизилась более чем в два раза, на международных перевозках – в три раза.

Понимая важность проблем, накопившихся в отрасли, Министерство транспорта РФ в последнее время приняло ряд мер по устранению недостатков и улучшению работы автотранспортной отрасли. При этом особое внимание уделяется созданию и совершенствованию законодательной нормативно-правовой базы. Определённая работа по принятию Государственной думой законопроекта «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта». Продолжается работа по подготовке к утверждению правила перевозки грузов автомобильным транспортом, предусмотренных уставом. Они включают в себя общие правила перевозки грузов и правил перевозки грузов по установленной департаментом номенклатуре – всего 28 наименований, в том числе правил перевозки опасных грузов, перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и других видов грузов. В этих правилах особое внимание уделяется повышению качества оказываемых автотранспортных услуг и обеспечению безопасности перевозочного процесса. В настоящее время проходит межведомственное согласование проекта приказа Минтранса об утверждении порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автоперевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Принятие данного документа направлено на сокращение сроков оформления специальных разрешений на перевозку указанных видов грузов, а также возможность оперативного оформления и выдачи таких разрешений при незначительном превышении нормативных весовых, а в отдельных случаях – при переменных параметрах автотранспортных средств как уполномоченными органами, так и на Государственной границе РФ. Введение порядка обеспечит сокращение времени оформления специальных разрешений уполномоченной организацией в три-четыре раза по сравнению с сегодняшним. Оформление разрешений на государственной границе составит два-три часа. Это позволит значительно сократить финансовые и другие потери перевозчиков, повысить эффективность использования транспортных средств, а также увеличить поступления в бюджеты различных уровней от роста числа выдаваемых специальных разрешений.

Семнадцатого апреля 2007 г. подписан приказ Министерства транспорта России № 44 об утверждении порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, который зарегистрирован в Министерстве юстиции и вступил в законную силу 13 июля минувшего года. Утверждённый порядок значительно облегчает и упрощает процедуру выдачи специальных разрешений на перевозки таких грузов. При этом какая-либо плата за оформление разрешения взиматься не будет, а выдачу разрешений будет осуществлять Ространснадзор и его территориальные управления.

Одной из важнейших разработок департамента является проект Федерального закона об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ. Он также согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, включая Федеральную антимонопольную службу (хотя там и есть ещё некоторые трения). Законопроект принят Государственной думой в первом чтении, и в развитие этого законопроекта также подготовлен проект правил организации пассажирских перевозок.

С принятием всех вышеназванных правовых актов будет собрана в основном вся современная правовая база для развития автотранспорта. Также разработана концепция создания системы технического регулирования на автотранспорте. На первом этапе реализации этой концепции будет разработан основной комплекс технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на транспорте. Для установления требований потребительского свойства объектам транспортной отрасли, не подпадающим под действие технических регламентов, будут разработаны и введены в действие комплексы специальных стандартов – в частности, нормативная база системы добровольной сертификации.