МАФ - Конференция "Учить и защищать"


Роман МУРАШОВ

 

Слова, вынесенные в заголовок, можно было бы избрать девизом к прошедшей в сентябре 2007 г. в рамках Третьего Международного Автотранспортного Форума в Москве в «Крокус-Экспо» Третьей научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении – важнейшая составная часть безопасности дорожного движения». Её организатором выступил Научно-методический центр подготовки водителей «Компания «Автополис-плюс».

 

Психология безопасного вождения

Психолог, доктор медицинских наук, профессор Валерий Козлов раскрыл негативные стороны безопасности дорожного движения. По его словам, в России функционирует система «производства» жертв на дорогах, поскольку каждый год в стране гибнет население целого районного города (почти 40 тыс. человек).

Документы, регламентирующие ситуацию на дорогах, часто характеризуются безответственной небрежностью в толковании терминов, акцентировании обязанностей участников движения.

Вот несколько примеров. Оказывается, «Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения…», а не сам «процесс перемещения людей и грузов с помощью ТС или без таковых в пределах дорог». Здесь неоправданная смесь высоких материй известной теории («общественные отношения») и канцеляризмов чиновничества («без таковых») не раскрывает сути термина.

В одном из важнейших разделов ПДД: «Общие обязанности водителей» и его части «Водителю запрещено» не указана главная обязанность водителя – «знать и строго соблюдать ПДД» и главный запрет для него – «нарушать ПДД».

Правила допускают «Пользоваться во время движения телефоном… без использования рук», хотя наукой доказано, что телефон, безусловно, требует «использования головы», отвлекая водителя от наблюдения за дорогой и не позволяя ему оценить ситуацию и вовремя предпринять манёвр для предотвращения ДТП.

Такие «погрешности» ПДД и других законодательных и методических документов, пособий затрудняют восприятие и исполнение требований к участникам дорожного движения.

Увеличение штрафов в период выполнения Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения без предложения и внедрения инновационных разработок в области улучшения подготовки водителей, совершенствования расследования ДТП и организации профилактической работы с водителями – нарушителями ПДД, иллюстрирует только лишь профессиональную слабость государственных структур, отвечающих за безопасность движения.

В. Козлов отметил основные проблемы подготовки водителей, требующих первоочередного решения:

– отсутствие эффективной системы подготовки высококвалифицированных преподавателей и инструкторов практического вождения для автошкол;

– отсутствие единой сертифицированной научно-обоснованной, использующей современные психолого-педагогические принципы методики обучения вождению, включая курс «Психология безопасного вождения»;

– отсутствие системы психологической помощи водителям, регулярно нарушающим ПДД и пережившим ДТП. 

В автошколах следует отказаться от формирования неточных, а то и неправильных стереотипов поведения водителей, таких как: в потоке следует ехать со скоростью потока; указатель поворота не обязательно включать при отсутствии других участников дорожного движения; думать за других водителей; соблюдение правил дорожного движения гарантирует безопасное вождение; только регулярная практика обеспечивает формирование навыков безопасного вождения и пр. Необходимо внедрить психологическую подготовку водителей с обязательным разбором психологических причин ДТП.

Курсантам автошкол нужно «заложить» в сознание «золотые» психологические правила безопасного вождения: постоянно владеть ситуацией и предвидеть её развитие, не спешить, не суетиться, осмотреться, уступить, привлечь внимание, не совершать резких манёвров (особенно сразу после подачи сигнала), оповестить об опасности других участников дорожного движения, поблагодарить или извиниться, помочь (если можете), постоянно подавлять сознанием такие собственные установки и убеждения, как: «не уступлю», «не пропущу», «не оповещу», «мне надо», «я спешу», «проскочу» и пр.).

 

В автошколы приходят новые технологии обучения

Об этом рассказал преподаватель кафедры автомобильной подготовки Академии ФСО Юрий Лукьянченков. На кафедре «Организации и проведения занятий по электропитающим устройствам и автомобильной подготовке» Академии ФСО РФ преподавательским составом совместно с обучающимися разработаны компьютерные программы, которые используются при изучении устройства автомобильной техники, ПДД, основ безопасности дорожного движения. Это электронные учебники, интеллектуальные тренажёры, контролирующие, обучающие, моделирующие программы, мультимедийные системы, а также автоматизированные рабочие места.

Компьютерные программы в учебном процессе служат средством общения и создания проблемных ситуаций, источником информации, контролируют действия обучаемого, помогают освоить новые способы деятельности. Целесообразна разработка программных средств учебного назначения в виде автоматизированных обучающих комплексов (АОК), предоставляющих пользователю унифицированный интерфейс, и инструментальные программные средства прикладного назначения (Power Point, EWB, Mathlab, Mathcad, Labwie, Authorware 6 и пр.).

Однако для подготовки высококвалифицированного водителя одних теоретических знаний недостаточно. Необходимо приблизить будущего специалиста к его реальной профессиональной деятельности. Именно такую задачу выполняет АОК. Состав комплекса определяется в процессе его проектирования на основе модели содержания учебного материала. АОК, применяемый в процессе подготовки кандидатов в водители в Академии ФСО РФ, включает в себя компьютеризированный учебник, информационно-справочную систему, автоматизированные курсы, электронные практикумы и комплект компьютерных функциональных тренажёров.

Компьютеризированный учебник представляет собой взаимосвязанные электронные копии печатных пособий, электронные интерактивные учебники, мультимедиа-презентации, системы компьютерного тестирования и обзорные лекции. Эти программные продукты реализованы на основе интерфейса Windows-XP, пакета Microsoft Office, MathlLab, Macromedia Flach, 3DStudioMax и др.

Электронные конспекты лекций имеют двойное назначение: с их помощью обучающимся предоставляются в электронном виде краткие конспекты изучаемого материала и одновременно предусматривается возможность их использования при чтении преподавателем лекций, практических или факультативных занятий, путём демонстрации через проекционную аппаратуру.

Информационно-справочная система представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий) и включает электронный словарь-справочник по терминам дисциплин кафедры. Он разработан на основе графического интерфейса Windows-XP и виртуальных библиотек Borland Database Engine.

Автоматизированные курсы включают структурированную информацию и систему упражнений для осмысления и закрепления учебного материала после изучения пособия. Электронный практикум представляет собой модели изучаемых систем и элементов автомобиля, разработанных в среде автоматизированного проектирования (Electroniks Workbench, LabVIEW, Delphy и др.), позволяет проводить диагностирование и исследования основных параметров виртуальных элементов в различных режимах работы.

Основное назначение комплекта компьютерных функциональных тренажёров – формирование и развитие практических умений и навыков, ускоренное накопление профессионального опыта. Результаты апробации АОК позволяют сделать вывод об эффективности его внедрения в образовательный процесс.

Современные информационные технологии повышают эффективность самостоятельной работы обучающихся, предоставляют новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков.

Одно из противоречий современного учебного процесса оказалось в том, что обучающиеся в настоящее время более восприимчивы, а в ряде случаев имеют больше навыков работы с применением этих технологий, чем преподаватели.

Подводя итог, Ю. Лукьянченков ещё раз заострил внимание участников конференции на том, что педагогические коллективы, занимающиеся подготовкой водителей транспортных средств, должны в полной мере осознавать полноту ответственности за качество обучения. Ведь за видимой лёгкостью стоит сложная задача: в короткий срок подготовить человека, который должен самостоятельно выполнять профессиональные требования по безопасному управлению автомобилем, содержания его в технически исправном состоянии, соблюдать правила дорожного движения, не допускать ситуаций, приводящих к возникновению ДТП.