Презентация "Первый двигатель Евро-4 в СНГ"


Екатерина ЖАРКО


С 1 января 2008 г. вступили в силу нормы Евро-3, а с 1 января 2010 г. – Евро-4. В Минске состоялся первый запуск двигателя Евро-4.


Двигатель Д-249 соответствует экологическим требованиям Евро-4


Первый запуск автомобильного двигателя Д-249, удовлетворяющего требованиям экологического стандарта Евро-4, состоялся на Минском моторном заводе. Это дебютный силовой агрегат, выпущенный на территории бывшего СССР, который соответствует данным требованиям. Мощность двигателя – 190 л. с., объём – 4,75 л. Это совершенно новый силовой агрегат, а не модернизация уже известного мотора.

Д-249 является частью одного из двух реализуемых на ММЗ инвестиционных проектов. Во-первых, это разработка конструкции, создание мощностей и организация производства автомобильных и тракторных дизельных двигателей современного технического уровня, отвечающих требованиям международных стандартов по экологической безопасности в мощностном диапазоне:

– четырёхцилиндровые дизельные двигатели – 60 – 160 л. с.;

– шестицилиндровые дизельные двигатели – 130 – 300 л. с.

На ММЗ производятся три основные модели четырёх- и шестицилиндровых дизельных двигателей 44 модификаций мощностью от 60 до 350 л. с. (существенная деталь: цена минских двигателей на 45 – 60 % ниже зарубежных аналогов). Среди них – тракторные мощностью 130 – 350 л. с., комбайновые – 210 л. с., автомобильные – 185 – 230 л. с. Ежемесячно предприятие выпускает более 10 тыс. двигателей. ММЗ поставляет продукцию на 26 конвейеров машиностроительных заводов России, выпускающих различные виды техники – автомобильную, тракторную, дорожно-строительную, для генераторных энергоустановок. Предприятие работает также по кооперации с 87 российскими заводами. Оттуда поступает топливная аппаратура, клапанные механизмы и другие компоненты для двигателей ММЗ. Минский моторный завод является одним из участников продолжающейся программы Союзного государства России и Беларуси по развитию дизельного автомобилестроения.

…Всё началось с того, что в XVIII веке французский военный инженер Николя Кюньо изобрёл паровую повозку... Мог ли он представить такое стремительное развитие и усовершенствование своего изобретения? На протяжении нескольких веков его отшлифовывали и насыщали самыми оригинальными идеями гибкие умы Европы.

Много лет предприятия, занимающиеся производством двигателей, стремятся показать более низкий уровень выбросов химических элементов, содержащихся в выхлопных газах. В конце прошлого века начинают разрабатываться и вводиться в эксплуатацию такие автомобильные нормы экологического стандарта, как Евро-1, -2, -3 и -4.

Параллельно вводятся тракторные модификации Tier-1, -2, -3A и -3В. В последние годы эти технологии успешно развиваются. Чаще всего производители двигателей заимствуют разработки технологий друг у друга и применяют к своей продукции.

ММЗ принял решение о самостоятельной разработке своих уникальных технологий, и последующему внедрению их в производство. На научно-техническом совете, где рассматривалась концепция развития предприятий и выпуска серийных двигателей уровня Евро-4 и -5, состоявшемся в ноябре 2005 г., члены совета приняли решение о доработке новой конструкции двигателя, которая будет поставлена на серийное производство в 2010 г. Администрация ММЗ нашла подход к молодым специалистам – создала благоприятные условия для работы, обеспечив конструкторскую службу современным оборудованием ведущих производителей. Результат не заставил долго ждать…

И вот, девятого ноября минувшего года конструкторы, технологи и металлурги ММЗ со вполне обоснованной гордостью представили новую разработку дизельного четырёхцилиндрового двигателя Д-249. Новый мотор сохранил традиционные для двигателей размерность (110х125 мм) и рабочий объём (4,75 л). По габаритным размерам и массе он также близок к серийной модели Д-245. Однако это практически всё, что связывает новинку с предшественником. В остальном сделан ощутимый шаг вперёд.

Основным техническим решением был переход на электронное управление топливоподачей и применение системы впрыска топлива Common Rail. Одним из партнёров в создании двигателей уровня Евро-3 и поставщиком компонентов выступила немецкая компания «Robert Bosch». ОАО «ЯЗДА» предложена конструкция системы топливопередачи с электронным управлением типа «Компакт-40» (двигатели с этими системами прошли сертификационные испытания и в настоящее время подвергнуты эксплуатационным испытаниям в составе автобусов ПАЗ, грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и МАЗ). Но Евро-3 – это ещё не Евро-4. Потребовалось ещё немало эффективных технических решений, чтобы добиться от двигателя характеристик следующего экологического стандарта. Вот самые существенные из них:

– топливная система аккумуляторного типа с электронным управлением и максимальным давлением впрыска до 180 МПа, обеспечивающая требуемые экологические показатели при сохранении приемлемого уровня топливной экономичности, а также шума, вибрации и т. д.;

– блок цилиндров повышенной жёсткости с удлинённой нижней частью. С целью уменьшения габаритов двигателя, номенклатуры применяемых деталей и упрощения сборки принята конструкция блока с встроенными полостями всасывания водяного насоса и жидкостно-масляного теплообменника;

– головка цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр. Для улучшения процесса смесеобразования форсунки установлены вертикально по оси цилиндра. Болты крепления головки цилиндров расположены равномерно по окружности цилиндров с целью улучшения работы газового стыка;

– коленчатый вал откован совместно с восемью противовесами, что значительно упрощает конструкцию и снижает затраты на механообработку. Увеличены в сравнении с предшественником (Д-245) диаметры коренных и шатунных шеек;

– поршни с камерой сгорания открытого типа конструкции. Для уменьшения теплонапряжённости поршня и повышения работоспособности поршневых колец при высоком уровне форсировки двигателя применено галерейное охлаждение;

– заднее расположение «гитары» шестерён для снижения влияния скручивания коленчатого вала на фазы газораспределения, снижения уровня шума, улучшения компоновки агрегатов в передней и задней частях двигателя;

– отдельный привод вентилятора и водяного насоса с возможностью изменения положения вентилятора. Для обеспечения постоянного натяжения поликлинового ремня применён автоматический натяжитель. Эти решения позволили уменьшить габариты двигателя и упростить сборку;

– применена обязательная для двигателей данного технического уровня закрытая система вентиляции картерных газов.

Как сказал технический директор завода Игорь Анушкевич, «начиная со стандарта Евро-4 меняется процедура создания двигателей: вместо статистических цифр приходит динамика». Сохранив лишь некоторые характеристики мотора Д-245, двигатель Д-249 порадовал потребителей возросшей с 90 до 140 кВт мощностью, существенно (до 145 г/л. с.) сниженным расходом топлива. Этот мотор расширит производственную гамму ММЗ до 190 л. с.

Технический директор ММЗ И. Анушкевич отметил, что разработанные предприятием дизельные двигатели способны работать на биотопливе. «Согласно директиве ЕС, стандарт биотоплива В5 допускает наличие 5 % биокомпонентов в топливе. В ЕС хотят к 2012 г начать использовать топливо стандарта В20. Мы разрабатываем дизельные двигатели, которые могут работать на биотопливе стандарта В30», – сказал технический директор ММЗ.

Благодаря этому, новые двигатели помогают подойти ближе к решению вопроса об экологической безопасности. Д-249 рассматривается как базовая модель для достижения норм Евро-4, -5 и выше. Серийное производство силовых агрегатов уровня Евро-4 Минский моторный завод начнёт в 2009 г. По словам генерального директора ММЗ Николая Лобача, опыт разработки, организации производства и эксплуатации моторов на предприятии не оставляет сомнений, что серийное производство нового двигателя Д-249 будет освоено в срок.

Проект не оставил многие заводы равнодушными. В числе первых заказчиков – Павловский автобусный завод, Горьковский автомобильный завод, Минский автомобильный завод и др. Продукция предназначена для крупносерийных поставок на машиностроительные предприятия Беларуси, а также на экспорт – в том числе для российских заводов «Группы ГАЗ», АМО "ЗИЛ".


На церемонии первого запуска двигателя. Генеральный директор УП "ММЗ" Н.И. Лобач, заместитель министра промышленности Республики Беларусь В.А. Гуринович, технический директор Минского моторного завода И.К. Анушкевич