Шинный эксперт "Мировой рынок шин: растёт дефицит, растут и цены"


 Владимир ОГИЙЧУК,

Виктор ШУЛЯК,

эксперты компании «ТиДиСи»



Когда нам необходимы шины, мы ищем рекламу дилеров или обращаемся к постоянным поставщикам. А вот каким образом нужный продукт попадает непосредственно к ним, мы даже не задумываемся. Хотя именно от состояния мирового рынка шин зависит их цена для конечного потребителя – перевозчика.


По порядку рассчитайся!

В начале осени минувшего года были опубликованы официальные данные о работе мировой шинной отрасли за 2006 г. В соответствии с данными  TireBusiness, итоги позапрошлого года показали, что львиная доля рынка шин принадлежит четвёрке компаний: «Bridgestone», «Michelin», «GoodYear» и «Continental». Правда, все они, кроме разве что Bridgestone, заняли свои позиции во многом благодаря покупке других шинных компаний. В основном это различные предприятия западной и восточной Европы, в силу различных обстоятельств вынужденные сменить собственника. На фоне лидеров азиатским производителям пока досталась лишь роль догоняющих. Но это только пока. Темпы развития шинной промышленности Индии и, в особенности, Китая поражают. Не отстаёт и Южная Корея: Hankook и Kumho занимают, соответственно, восьмую и десятую позиции в мировом рейтинге; и китайцы: в первую двадцатку вошли производители таких известных брендов, как GT Radial, WestLake и DoubleCoin.

 

Китайский вопрос

Сегодня огромное влияние на мировой рынок шин оказывает Китай. Местные предприятия активно развиваются, увеличивая не только количество выпускаемой продукции, но и её качество. Здесь спрос на шины очень велик: представьте себе полтора миллиарда человек, пересаживающихся с велосипедов на автомобили! Причём 10 % этого населения относится к по-настоящему богатым людям, которые могут себе позволить как минимум одно транспортное средство. Поэтому вполне естественным выглядит приход мировых шинных лидеров в Китай. Здесь они построили собственные предприятия, работающие как на внутренний рынок страны, так и на экспорт – Европу и США. Во-первых, здесь дешёвая рабочая сила, а во-вторых, легко контролируется качество выпускаемой продукции. По сравнению с той же Африкой, где рабочая сила ещё дешевле, последний аргумент является ключевым.

Раньше китайские шинные заводы выпускали множество частных торговых марок и шины для именитых производителей. Теперь ситуация изменилась в сторону укрепления и развития собственных брендов. Экспорт шин из Китая тоже становится менее выгодным, потому как правительство перестало субсидировать экспортёров. В результате изменится цена, от чего в первую очередь пострадают американские покупатели, ведь именно США – главный импортёр китайских шин. Это грозит и России, и Украине, однако в гораздо меньшей степени, потому так доля китайских шин на рынках стран СНГ относительно невелика.


Иностранные компании-владельцы заводов в Китае

Компании

Продано шин в 2006 г., млн долл.

Кол-во заводов

Maxxis International/Cheng Shin Rubber

951

5

Hankook Tire Co. Ltd.

750

2

Cooper Tire & Rubber Co.

500

1

Bridgestone Corp.

Н. д.*

4

Kumho Tire Co. Inc. /Marshal Tire/

317

2

Group Michelin

Н. д.

2

GoodYear Tire & Rubber Co.

Н. д.

1

Sumitomo Rubber Industries Ltd.

112

1

Federal Corp.

77.5

1

Nankang

66.8

1

Kenda

Н. д.

2

Carlisle Tire

Н. д.

2

Yokohama Tire

50

1

Pirelli (JV)

Н. д.

1

 


 

Китайские владельцы национальных шинных компаний

Компании

Продано шин в 2006 г., млн долл.

Кол-во заводов

GiTi Tre Co. Ltd.

1,424

6

Hangzhou Zhongce Rubber Cp. Ltd.

1,082

1

Triangle Group Co. Ltd.

980

2

Shanghai Tyre & Rubber Co. Ltd.

799

4

Aeolus Tyre Co. Ltd.

658

1

Shandong Linglong Rubber Co. Ltd.

612.3

1

Guizhou Tyre Co. Ltd.

438.8

1

Qingdao Doublestar Industrial Co. Ltd.

393.8

1

South China Tyre & Rubber Co. Ltd.

341

1

Qingdao Yellow Sea Rubber Co. Ltddd.

114.1

1

Guangzhou Pearl Ruver Rubber Tyre Ltd.

78.9

1

Liaoning Long Marchh Tyres Grroup Co. Ltd.

71.7

1




Грузовых шин не хватает!

На сегодняшний день грузовые шины – товар дефицитный, несмотря на то, что их можно, в общем-то, свободно купить у различных продавцов.

В первую очередь на мировой рынок оказывает огромное влияние рост экономики Китая, Индии и Бразилии. Жители этих стран (а это более 2,5 миллиардов человек!) дружно пересаживаются с велосипедов на автомобили, что вызвало скачок спроса на шины. Местные шинные заводы, растущие, словно грибы после дождя, до сих пор не справляются с подобной потребностью. Как результат, это отразилось на мировом рынке. В первую очередь наступил сырьевой кризис, или другими словами – банальный дефицит. Натуральный каучук и даже технический углерод подорожали, приведя за собой рост цен на шины,  а производство грузовых и крупногабаритных – во многих случаях стало нерентабельным. В итоге мировой рынок ощущает дефицит грузовых шин в пределах 10 – 20 %, а нехватка крупногабаритных – достигает внушительных 30 %. В среднем цены возрастают на 3 – 5 % в год, хотя от ситуации на энергетическом рынке тоже зависит многое. Производство шин – процесс энергоёмкий, поэтому мировые цены на энергоносители (в первую очередь нефть и газ) во многом сказываются на стоимости шин.

Последние три года мировой рынок шин стабильно растёт. Количество автомобильного транспорта, особенно китайского, индийского и бразильского в мире увеличивается. На старых рынках (в США и Европе) спрос также растёт – количество продаваемых автомобилей здесь неуклонно возрастает. По данным за 2006 г. объём продаж достиг 112 млрд долларов, что на 9,4 % больше, чем в 2005 г.



Bridgestone остаётся лидером

Корпорация «Bridgestone» продолжает занимать первую строчку мирового рейтинга производителей шин, объём продаж которых достиг 19,4 млрд долларов. Такой результат был достигнут благодаря стабильному росту объёмов продаж, освоению новых рынков и, естественно, высокому качеству продукции этой торговой марки. Группа компаний «Michelin», ещё в 2004 г. опережавшая Bridgestone, уже второй год подряд уступает пальму первенства японской корпорации. При этом отрыв составляет всего 100 млн долларов. Рост объёмов продаж за 2006 г. составил 5,1 %. У GoodYear эта цифра несколько ниже: всего 3,6 %. Кстати, американская корпорация занимает почётное третье место с годовым объёмом продаж в 18 млрд долларов. Следует отметить, что тройка лидеров продает больше половины всех шин в мире, а первой десятке принадлежит 74,5 % рынка. 

Сенсацией стала китайская Hangzhou Zhongce Rubber Co. Ltd., попав на 14-ю позицию с почти 50-процентным ростом – до 1,08 млрд долларов. Из 75 компаний, представленных в рейтинге, 11 – из Китая, 10 – индийских, 9 – из США, по 5 – из Тайваня и Японии, 4 – российских, по три – из Ирана и Южной Кореи, по 2 – из Индонезии, Италии и Турции. В рейтинг также попала украинская Днепрошина, занимающая 54-ю позицию. 

По результатам 2007 г. лидеры останутся прежними. Корпорация «Bridgestone», которая приобрела Bandag Inc., получит к годовому доходу ещё 900 млн долларов. Более 358 долларов добавится к результатам Continental за счёт приобретения 51 % акций словацкой Matador A.S. В среднем на одного сотрудника шинной компании приходится 211 436 долларов продаж. Эта цифра плавает в достаточно  широких пределах: от 389 151 доллара у Toyo Tire & Rubber до 90 192 – у Cheng Shin/Maxxis. 


Рейтинг шинных компаний мира

Рейтинг 2006 г.

Рейтинг 2005 г.

Компания

Продано шин, млн долл.

2006 г.

2005 г.

1

1

Bridgestone Corp.

Токио, Япония

19,400.0

18,333.0

2

2

Group Michelin

Клермон-Ферран, Франция

19,300.0

17,920.0

3

3

Goodyear Tire & Rubber Co.

Акрон, Огайо

18,000.0

17,500.0

4

4

Continental A.G. 

Ганновер, Германия

6,800.0

6,350.0

5

5

Pirelli & C. S.p.A.

Милан, Италия

4,955.0

4,513.0

6

6

Sumitomo Rubber Industries Ltd. 

Кобе, Япония

3,702.7

3,616.0

7

7

Yokohama Rubber Co. Ltd. 

Токио, Япония

3,185.5

2,965.0

8

8

Hankook Tire Co. Ltd. 

Сеул, Южная Корея

3,110.0

2,477.5

9

9

Cooper Tire & Rubber Co.

Осака, Япония

2,676.2

2,155.2

10

10

Kumho Tire Co. Inc. /Marshal Tire/

Сеул, Южная Корея

2,448.0

1,911.4

11

11

Toyo Tire & Rubber Co. Ltd.

Осака, Япония

1,876.3

1,773.0

12

12

Maxxis International/Cheng Shin Rubber

Янлин, Тайвань

1,481.1

1,170.7

13

13

GiTi Tire Pte. Ltd. 

Сингапур

1,424.0

1,154.0

14

23

Hangzhou Zhongce Rubber Co. Ltd. /West Lake/

Ханджоу, Китай

1,082.0

762.9

15

14

Triangle Group Co. Ltd. 

Шандонг, Китай

н/п

980.0

16

18

Apollo Tyres Ltd. 

Керала, Индия

941.1

682.4

17

15

MRF Ltd. 

Ченнай, Индия

9903.2

752.7

18

16

Nokian Tyres P.L.C. 

Нокиа, Финляндия

900.0

750.0

19

19

Shanghai Tyre & Rubber Co. Ltd.  /Double Coin/ 

Шанхай,  Китай

799.0

637.2

20

21

Amtel-Vredestein N.V. 

Москва, Россия

750.0

573.0


У кого купить шину?

Экономика транспортной компании сводится к тому, чтобы минимизировать издержки. Сегодня этот бизнес приближается к границе рентабельности. Следовательно, конкуренция не даёт спокойно спать директорам. Уже многие из них задумываются над тем, как уменьшить эксплуатационные расходы. А поскольку шины занимают далеко не последнее место в статье затрат перевозчика, этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Покупка шин начинается с выбора. Казалось, что может быть проще: оценить условия эксплуатации, проверить техническую документацию на автомобиль (чтобы узнать, какие именно шины требует устанавливать завод-изготовитель), подсчитать выгод­ность ценового сегмента, и вперёд – за покупкой! Однако уже на данном этапе нередко совершаются ошибки. Перевозчики следу­ют советам и рекомендациям коллег, слушают водителей, опира­ются на собственный опыт, а порой и вообще не придают этому особого значения. Хотя единственно правильным было бы опи­раться на элементарный экономический расчёт.

Второй вопрос для транспортной компании – найти продавца шин. Ещё три-четыре года назад многие перевозчики предпочитали покупать шины за границей – в странах западной Евро­пы – дешевле. Сегодня ситуация изменилась: цены на европейские грузовые шины выросли, да и курс евро – тоже. Вот и получается, что ши­ны стало выгоднее покупать, не выезжая за пределы России или Украины.

Транспортные компании ищут, где можно купить дешевле. Здесь возникает ещё одна серьёзная ошибка: каждый пере­возчик считает, что дешевле купить у мелко­го продавца, поскольку накладные расходы меньше. На самом деле все импортные шины попадают в страну через крупных продавцов, поскольку мелкому частнику просто не под силу заниматься внешнеэкономической деятель­ностью. Следовательно, он просто перепро­дает шины, ввезённые одним из серьёзных игроков. Естественно, цена у него будет в лю­бом случае выше.

Мелким продавцам весьма сложно делать закупки у зарубежных производителей, пото­му как на данный момент в мире – дефицит грузовых шин, и вся произведённая продук­ция заранее распределяется между крупными покупателями. Возможность приобрести не­большую партию шин существует лишь тогда, когда по каким-то причинам покупатель от неё отказывается. Вот такие «случайные» ши­ны могут попасть в руки мелких продавцов.

Цены этих шин могут оказаться ниже, однако нет никакой гарантии, что завтра вы купите такие же шины у этого про­давца по такой же цене.

После того, как сделка совершилась, владельцу автотра­нспорта приходится искать шинный сервис. Ведь для начала шины нужно смонтировать и отбалансировать. В ходе эксплуатации они нуждаются в периодическом сервисном обслуживании (подкачке, перестановке, ремонте, баланси­ровке, проверке состояния элемен­тов ходовой части и т. д.). Все эти операции можно выполнить на лю­бом шинном сер­висе. Вот только га­рантии на такие ра­боты, как правило, никто не дает. Зна­чит, сервисное обслуживание должно проводиться, при этом не важно, будет ли это собственная сеть шинных серви­сов, или услуги компаний-партнёров. Главное, чтобы он был качественен и доступен.

Производители шин дают стандарт­ную гарантию на свою продукцию: в пе­риод четырёх-пяти лет с момента производства или до 80 % износа протектора в шине будут отсутствовать заводские дефекты. Этой гарантией теоретически может воспользоваться любой покупатель. Но на практике существует проблема: если ши­на вышла из строя, её следует отправить производителю, ко­торый в свою очередь проводит техническую экспертизу и принимает решение о выплате компенсации или отказе, что слишком дорого обходится перевозчику. Затраты времени, денег, а порой и нервов несопоставимы с возможной (под­чёркиваем: возможной!) компенсацией. Поэтому даже если шина выходит из строя по вине производителя, перевозчику проще купить другую. Однако неприятный осадок остаётся.

Поддерживать гарантии могут только крупные продавцы, имеющие контракты на постоянные поставки шин. Но даже в этом случае необходима договорённость с поставщиком на проведение экспертизы и выплату компенсаций. Следова­тельно, получить реальные гарантии можно только у единич­ных продавцов.

Гораздо чаще шины повреждаются в процессе эксплуата­ции, что является прямыми убытками. В таком случае транс­портная компания сама ничего сделать не может, кроме си­туации, когда шинный продавец предлагает ей особые усло­вия.

Увы, такое положение дел трудно назвать нормальным для современного рынка. Однако приходится считаться и с тем, что  рынок на постсоветском пространстве ещё долгие годы будет переживать трудности, связанные со становлением. О развитом рынке странам СНГ мечтать пока рановато. В компании «ТиДиСи» пытаются как-то обезопасить перевозчика от возможных рисков. Для всех брендов в фирме существует система расширенной гарантии, включающей в себя стандартную гаран­тию производителя, бесплатный первичный сервис и ремон­ты шины в течение пяти лет с даты производства или до 80 % износа протектора. Разумеется, делается это не бесплатно: разница в цене покрывается за счёт первичного сервиса (монтаж, балансировка), а на дальней­шем обслуживании владелец транспортного средства экономит. Вот простой расчёт (взят из реклам­ного проспекта).

Для двух ведущих брендов – Bridgestone и Firestone – компания разработала специальную програм­му, предусматривающую компенсацию за недопробег. Это касается шин, вы­шедших из строя по любой причине, при этом их возраст не должен превы­шать пяти лет с даты производства, а износ протектора – отметки индикатора износа шины (до полного износа). Вышедшая из строя шина доставляется на одну из сервисных станций, где определяется степень износа и рассчитывается сумма компенсации. Правда, наличными она не выпла­чивается, а учитывается при покупке новой шины. Кроме то­го, шины, приобретенные по системе полной гарантии, обслуживаются и ремонтируются бесплатно в период действия этой системы, что тоже – экономия. Приобретая шины по сис­теме полной гарантии перевозчик платит несколько больше (на 6 – 7 %), но ведь страховка чего-то да стоит!


Спрашивали? Отвечаем

 

Сколько проколов может выдержать шина и
камера?

Камеру можно ремонтировать неограниченное количест­во раз. Разве что место для заплаток закончится, да и стои­мость ремонтов не превысит стоимость новой камеры. А вот с шиной всё намного строже. Производители разрешают выполнять не более трёх ремонтов, причём если условно разделить шину на три сектора, то в каждом из них можно выполнить только один ремонт. Это связано в первую оче­редь с безопасностью, поскольку любой ремонт означает ос­лабление конструкции шины. Даже несмотря на то, что наг­рузку в зоны повреждения воспринимает ремонтный эле­мент – пластырь. А ослаблять конструкцию шины до беско­нечности нельзя – когда-то она просто взорвётся, и послед­ствия могут быть весьма плачевными.



 

Как правильно выбрать диск для бескамерного
колеса?

Существует следующее правило: каждому типоразмеру шин соответствует свой размер диска, который может быть рекомендуемым и допустимым для установки.

Например, шине 315/80R 22.5 соответствует диск: реко­мендуемый 9,00 – 22,5 и допустимый 9,75 – 22,5. У колёсных дисков различают типоразмер – посадочные ширина и диаметр в дюймах, а также вылет диска (офсет) – расстояние в миллиметрах между плоскостью симметрии и привалочной поверхностью диска к ступице.

Выбранный диск необходимо проверить по силовым ха­рактеристикам – индексам нагрузки и скорости. Рас­положение и размеры присоединительных элементов (отве­рстий), диаметр их делительной окружности, способ центровки на ступице и диаметр центрального отверстия за­шифрованы в цифровом коде диска.