Топливо "Цены на ДТ: чудес не бывает…"


 

Олег ЖАРКО

 

Цены на дизельное топливо беспокоят российских перевозчиков. Сильно беспокоят. Информационные агентства с отвратительным постоянством приносят информацию о практически непрекращающемся росте цен на сырую нефть.

Эти сведения держат в напряжении всю отрасль: ведь совершенно очевидно, что вслед за ценами на сырую нефть последует и скачок на нефтепродукты, то есть – на топливо. А оно составляет уже больше половины затратной части любой перевозки.

Однако в прошедшем году перевозчики впервые за последнее время были приятно удивлены: несмотря на существенный рост оптовых цен, розница поднималась вяло, неуверенно и с большим отставанием. Так, в течение первых девяти месяцев года оптовые цены на ДТ топтались в «коридоре» между 13,50 и 14,50 рублей за килограмм. В литрах это, соответственно, 11,30 и 12,20 рублей. Розничные цены традиционно имели большой разброс в зависимости от региона, но ползти вверх не спешили. В московском и северо-западном направлениях всё движение цены было вокруг цифры «17». В то же время, во многих регионах России цены устойчиво держались в районе 15 рублей за литр ДТ.

Пессимистичные прогнозы о безудержном росте цен не оправдывались. И российские автомобильные перевозчики (особенно те из них, которые осуществляют внутренние перевозки) начали успокаиваться: вероятно, власти страны нашли «лекарство» от роста цен, и Россия, богатая углеводородными ресурсами, наконец-то перестала зависеть от международной конъюнктуры цен на автомобильное топливо?.. Но в экономике чудес не бывает…

 

 

Театр абсурда на рынке топлива

В последние дни ноября на внутреннем рынке сложилась абсурдная ситуация, противоречащая логике рынка. Во многих регионах сообщили, что автомобильное топливо дешевле купить в рознице, чем в мелкооптовой торговле, где цены выше. При этом самый высокий уровень цен сложился при отгрузке крупного опта. Водители бензовозов, подъезжая к АЗС на заправку, просили залить им топливо не в бак, а в бочку. Абсурдно, но – факт.

 

 

«Осеннее стояние»-2007

Осень 2007 года надолго запомнится участникам российского рынка нефтепродуктов: два месяца жёсткого товарного дефицита и галопирующего роста оптовых цен на дизельное топливо перевернули все представления о возможных пределах развития ситуации на оптовом рынке дизтоплива. В сентябре на оптовом рынке московского региона сложился острый товарный дефицит, вызванный ростом объёмов экспорта нефтепродуктов в преддверии повышения экспортных пошлин и на фоне высоких цен на энергоносители на западных рынках.

В итоге участники рынка не смогли подготовиться к профилактическим работам на МНПЗ и сделать достаточных товарных запасов. Профилактические работы на МНПЗ начались, как это и было заранее известно, в конце сентября, и уже в первых числах октября рост оптовых цен продолжился, потому что дизельное топливо в московском регионе, на западном направлении практически исчезло. Поставки по железной дороге с других заводов не влияли на ситуацию. Во-первых, они были явно недостаточного объёма – на профилактические работы встали заводы по всей стране. А во-вторых, заводы, расположенные в других регионах, ориентируясь на рост цен на московском рынке, также стали повышать цены.

Уже к середине октября дефицит наличного дизельного топлива стал критичным – нефтебазы в радиусе 300 км от Москвы опустели. Стоимость тонны дизельного топлива в этой ситуации 26 октября превысила значение в 21 тыс. рублей. Всего за два месяца, с 1 сентября по 26 октября, цены дизельного топлива на московском оптовом рынке выросли с 14 450 до 21 800 рублей за тонну. Двухмесячный рост цен составил 7 350 рублей на тонне или 51 %. Совсем не типичным для этого времени года стал резкий рост цен на летнее ДТ. Из года в год, традиционно в октябре – ноябре, происходило существенное снижение цен, вполне объяснимое падением спроса. Но в эту топливный дефицит привёл к тому, что хватают всё, что есть в наличии, тем более что осень выдалась мягкой.

 

 

Даёшь + 18 % в год!

Любая стабильность или нестабильность цен должна иметь разумное объяснение. Мы попросили разъяснить ситуацию, сложившуюся на российском рынке розничной продажи дизельного автомобильного топлива, генерального директора компании «Инфорком» Михаила Никина. Год назад в интервью нашему журналу он предрекал как минимум 18-процентнй рост цен… Его прогноз (по крайней мере, на момент нашей беседы – 10 декабря 2007 г.), похоже, готов сбыться…

– Нынешний год был очень стабильным: в цене практически в течение года потребительской цены на топливо рост был незначительным. Увеличение оптовых цен (я буду далее говорить только про дизельное топливо) составило по Московскому и Северо-Западному регионам за три месяца 53,8 %. Главная интрига заключается в том, что розничные цены к началу декабря выросли лишь примерно на 11 %. В отличие от опта привожу примерную цифру, поскольку в розницу разброс цен достаточно большой. Таким образом, розничная цена дизельного топлива сейчас примерно равна оптовой, причём даже без накладных расходов. Я только что беседовал с руководителем топливного отдела нашей компании, и он докладывает, что стабильная оптовая цена на рынке – 22,30 за 1 кг дизтоплива. Давайте посчитаем: 22,30 умножим на нынешнюю плотность 0,845 – получается, что 18,85 за литр– это оптовая цена топлива без накладных расходов. Арифметика проста: добавляем к этому 30 копеек (стоимость доставки на АЗС с нефтебазы). Получается, что просто топливо с доставкой – 19 руб. 15 коп. А дальше идёт собственно себестоимость АЗС (амортизация, персонал, электричество, налоги и т. д.). Эта цифра у всех заправок разная, она зависит от выборки на АЗС, от себестоимости самой заправки, но в любом случае эта цифра не может быть меньше рубля с литра. Меньше этой цифры в принципе быть не может. Получается, мы пришли к выводу, что 20,15 руб. – это сегодняшняя себестоимость топлива. Но по этой цене не продают топливо до сих пор. Брендовые компании держат на заправках цену пока еще в районе 19 руб. Правда, где-то уже начинают перешагивать через 20 рублей. Очевидно, что держать эту ситуацию могут только брендовые компании, у которых собственный нефтяной ресурс. И их прибыль заложена не в рознице, а в тех самых 22,30 за 1 кг – там уже у них сидит 8 – 10 руб. чистой прибыли. Поэтому в розницу они могут себе позволить продавать и даже дешевле, ниже себестоимости.

– Михаил Павлович, а Вам не кажется, что ситуация, мягко говоря, абсурдная?

– Не совсем. Чудес в экономике действительно не бывает. Рано или поздно процесс должен быть навёрстан. То, что мы сейчас видим на рынке, – это и есть то самое навёрстывание отсроченного удорожания топлива (точнее – начало этого процесса). Подхлёстывают его несколько факторов. Первое – то, что мировая цена на нефть в минувшем году выросла даже больше, чем в 2006 г.

 

Второе – такая ситуация весьма выгодна крупным брендовым нефтяным компаниям. Будучи держателями нефтяных ресурсов, они колоссально наживаются на росте оптовых цен. А вот независимые сети АЗС в очередной раз начинают подумывать: кому бы продаться.

А третье – и главное – выборы в Российскую Госдуму и, соответственно, директивное поддержание «благополучных» цен на топливо. Мы ещё долго не будем до конца рыночной экономикой. Традиции чиновного регулирования чисто рыночных процессов у нас есть, они всячески поддерживаются, и вряд ли мы могли бы представить себе ситуацию в какой-нибудь другой, традиционно рыночной стране, когда в угоду выборам в целом нефтяные компании держат цены. Могут, конечно, поддерживать какую-то конкретную партию. Но у нас в целом – раз выборы, дана команда изобразить видимость благополучия и стабильности. Поскольку прозевали рост цен на продукты – так давайте удержим хотя бы нефть или нефтепродукты.

– Но в той же Европе тоже регулируют цены – пусть и не такими методами.

– В Европе цены регулирует рынок, классические законы рынка.

– Государство – тоже…

– Государство регулирует цену своей долей в цене – то бишь, налогами, акцизами и пр. И пока что я не слышал, чтобы в Европе активно что-то меняли в акцизной или налоговой политике относительно цены. Поэтому пока что там регулирование цены – это рынок. А у нас это далеко не всегда так, и показателем этому является существующий сегодня разрыв между оптовой и потребительской розничной ценой, который сократился практически до нуля.

– Если исходить из этой логики, получается, что для поддержания иллюзии стабильности в одной отдельно взятой стране сейчас необходимо держать цену до выборов президента?

– Не думаю. Характерным показателем является ситуация, которая произошла на авиационном рынке: сейчас задним числом людей вынуждают доплачивать за путёвки в связи с удорожанием авиационного керосина. Отсроченное повышение цены произошло там в одночасье – сразу после выборов. Поэтому мой совет перевозчикам (чтобы не пришлось тоже потом задним числом говорить: «Доплатите нам за фрахт, потому что он нам убыточен»), заключается в том, что нужно либо отказываться от того фрахта, который не включает в себя стоимость хотя бы 20 рублей за литр дизельного топлива, либо бороться за его удорожание.

– Легко сказать!

– Конечно, многие скажут: это наивно – бороться за повышение фрахтовых ставок. Сколько дают – столько дают. Тогда лучше вообще поставить на прикол. Но это относится не к сегодняшнему дню, а к прогнозам. Но ведь транспортники уже заключают контракты на следующий год, и на месяцы вперёд…

– Цена на конец 2007 г. практически не зафиксировалась, она находится на взлёте. Поэтому не может быть отправной точкой для прогнозов на 2008 г. Но если идти по Вашей логике прогнозов, к цене начала года надо прибавить не менее 18 %. Соответственно, прогнозная цена на конец 2008 г. – это + 36 % к более или менее стабильной цене начала 2007 г.?

– Потребительские цены на дизельное топливо неизбежно наверстают и догонят 50-процентный рост оптовых цен. О цифре меньше 20,5 рублей за литр в ближайшее время можно даже не мечтать. Из чего я исхожу? Возьмём начало 2007 г. – если говорить о Московском регионе, средняя цена здесь была в пределах 17,50. К 17,50 руб. прибавляем 18 % – получается 20 руб. 60 коп. Эта цена должна была бы быть на 31 декабря 2007 г.

А в целом на 2008 г. рассчитывайте на 22 рубля. Наибольшее отсроченное удорожание, скорее всего, произойдёт в новогодние каникулы. Потому что ты ушёл водку пить на Новый год и Рождество с одними ценами, вернулся – они уже другие. И пока народ придёт в себя после отдыха и похмелья (ведь в эти дни никто особенно ни за чем не следит – вот цена и поползёт), к концу января цена наверстает упущенный уровень. И в февраль мы войдём с ценами приблизительно в 22 рубля за литр дизтоплива. И на следующий год нужно ориентироваться на потребительскую цену литра дизельного топлива не ниже этой цифры. Если мы говорим уже про следующий год – к этой цифре прибавим 18 % – то к концу следующего года эта цифра должна была бы быть 24,40. Причём по традиционному сценарию – переход на зимнее топливо в ноябре. И вот тебе то, что было более или менее стабильно в течение года в районе 22 рублей превратилось в 24. Ну, как же – ведь это зимнее! Правда, с переходом на летнее топливо весной цена на него почему-то не падает. Скорее всего, так оно и будет.

Показательный пример того, что нынешняя ценовая ситуация долго не может продержаться, является кризисная ситуация в Смоленской области. Если без продукта, без дизельного топлива за месяц второй раз оказывается один из крупнейших топливных операторов – уже брендовая компания «Роснефть», контрольный пакет которой принадлежит «Газпромнефти», и она второй раз извещает нас, что своего топлива у неё нет, либо вводит ограничения на отпуск топлива по пластиковым картам, это означает, что дисбаланс коснулся уже и крупных операторов. И долго это продолжаться не может, этот нарыв вот-вот прорвётся. А прорваться он может только одним – прорывом розничной потребительской цены на топливо.

Поэтому мой прогноз: готовьтесь, что уже в начале года будет 22 рубля за литр топлива. И 2008 г. закончится на цене, не меньшей 24 руб. Когда именно это в следующем году произойдёт – это отчасти непредсказуемо (2007 г. в этом плане – показательный: весь год цена стояла, стояла, в конце года поползла, а дальше – побежит, а может быть и полетит). Кроме того, нас ожидает ещё один повод для всеобщего, но краткосрочного благоденствия – президентские выборы. Остаётся надеяться, что фрахт тоже не останется на месте – потому что традиционно ноябрь – декабрь – это период, когда фрахт подрастает, грузовиков не хватает, и задача в том, чтобы подросший фрахт в ноябре – декабре – удерживать в следующем году на хотя бы чуть-чуть более высоких отметках.

 

Процессинг – в плюс или в минус?

– Кроме непосредственного роста цен на топливо, перевозчиков серьёзно ущемляет и ещё одно обстоятельство. Мы все прекрасно понимаем, что сегодня мало кто из профессиональных автоперевозчиков заправляется за наличный расчёт – надо уже совсем быть какой-то безналоговой компанией, работающей «в серую», «в чёрную», чтобы плевать на зачёт НДС, на иные прелести безналичных платежей за топливо. Поэтому все заправляются по тем или иным платёжным документам. А сегодня скидки, которые процессинговые компании получали у различных АЗС при заправке их клиентов по карточкам, существенно сокращаются. Потому как АЗС порой не из чего взять эти 5 – 7 %. Как результат – процессинговые компании ужесточат свои условия в отношении клиентов. Это может коснуться и сроков кредитования. Получить оплату за топливо по цене прошлого месяца, когда оно существенно подорожало, мало кому интересно. Напрашивается вопрос – реально ли как-то демпфировать, смягчить потери, риски, неприятности, неудобства, связанные с этим удорожанием?

Я бы несколько уточнил вопрос. «Инфорком» является не только процессинговой компанией, но и поставщиком нефтепродуктов. Поэтому проблемы чисто процессинговых компаний нас касаются в меньшей мере, но компенсировать удорожание нереально: у всех дорожает. Вопрос – как сделать этот процесс более комфортным и менее болезненным. Есть одна процессинговая компания, менеджеры которой начали обзванивать чужих клиентов, предлагая сейчас заправку по 18 рублей. Но это уж совсем какой-то местечковый бизнес – «предложим сейчас любые условия, лишь бы переманить клиента, всё равно цена сто раз поменяется». Удивительно, что этим не брезгуют крупные компании. Для всех, кто заправляется с отсроченным платежом – уже возникает комфортная ситуация, потому что ты платишь с определённой задержкой. Наоборот – это топливная компания – в частности, «Инфорком» – оказывается в зоне определённых рисков, потому что мы получаем деньги за уже отпущенное топливо. В среднем получается, что срок кредитования у нас составляет три недели. Спроецируем этот срок на ситуацию сегодняшнего рынка. Сегодня цена килограмма дизтоплива – 22,30 руб. Три недели назад она составляла 20,1 руб. Делим 22,3 на 20,1. Получается: за три недели оптовая цена повысилась на 11 %. Это то, что является нашей упущенной выгодой, но приобретённой выгодой наших клиентов. Ну и, скажем честно, мы на себе волосы от этого не рвём. Потому что – я не буду вдаваться во все нюансы того, как мы работаем – но мы для себя этот механизм тоже сглаживаем. И эти 11 % не являются для нас уж прямыми 100-процентными потерями. Но то, что эти 11 % являются 100-процентным выигрышем перевозчика – очевидно. Так что он для себя получил более дешёвое топливо. И этот процесс продолжается. Пока будет продолжаться удорожание топлива, перевозчик будет всегда в плюсе: он платит позже этого подорожания.

– Но, рано или поздно, маржа между оптом и розницей придёт в обычное русло. Что будет с ценой для тех, кто заправляется по картам?

– Предполагаю, что уже к февралю – марту маржа достигнет обычных 3 – 6 рублей с литра ДТ. Такой разброс цифр объясняется таким же разбросом розничных цен по стране. Специальные цены, т. е. цены ниже розничных на рубль, иногда даже на два, станут вновь нашей обычной практикой в работе с клиентами. Такая гибкость позволила нам удвоить количество заправляемого топлива в 2007 г. Это – рекорд за 16 лет нашей работы.

– Ещё одно последствие искусственно «регулируемого» рынка топлива – очередное поглощение независимых сетей АЗС нефтяными компаниями. Два таких крупных проекта на Северо-Западе с хорошо всем известными сетями АЗС уже вступают в рабочую стадию. Михаил Павлович, Вам ещё не было сделано предложений подобного рода?

– Были. От крупных европейских компаний.

– И?..

– Не вижу ни малейшего смысла продавать бизнес, который только в этом году удвоил показатели по продажам и прибыли. Кроме того, может быть, я скажу нескромную вещь, но «Инфорком» – это инструмент, который я создавал и отлаживал. Когда вы слышите прекрасную музыку Ростроповича, это не означает, что если вы купите у него виолончель, то и ваша музыка будет столь же прекрасна. Я не страдаю завышенной самооценкой – просто в этом бизнесе слишком много личностного. Став по объёмам выборки уже крупной компанией, по сути, по содержанию своей работы, мы стараемся оставаться представителем среднего бизнеса – где отношения с каждым клиентом имеют значение. В больших же корпорациях этого добиться практически невозможно.

 

Дефицит будет нарастать?

Есть все основания ожидать в недалёком будущем того, что ситуации товарного дефицита на внутреннем рынке дизельного топлива в России будут возникать не только чаще, но и вообще могут стать постоянным явлением. В последнее время появилась информация о том, что европейские нефтяники и потребители прогнозируют возникновение в ближайшее время серьёзного дефицита дизельного топлива. В решении этой проблемы они во многом надеются на Россию. Однако и иностранные, и российские эксперты уверены, что существенно наращивать выпуск дизтоплива российские нефтяные компании не будут.

В октябре, по данным газеты "КоммерсантЪ" (№ 195 (3771) от 24.10.2007), в Брюсселе завершилась конференция Platts European Refining Markets, главным вопросом которой стала проблема обеспечения Европы дизельным топливом в необходимых объёмах. Его дефицит к 2020 г. вырастет более чем в 3,5 раза. Как сообщает ведущий аналитик Wood McKenzie Джона Уотерло, спрос на дизтопливо в Европе в 2006 г. составлял 220 млн т, в 2015 г. достигнет 290 млн т, в 2020 г. – 295 млн т. "Причина – «дизелизация»: сейчас 30 % европейского автопарка занимают автомобили с дизельным двигателем", – отмечает глава Hellenic Petroleum Панос Кавулакос.

Основным поставщиком дизтоплива в Европу являются страны бывшего СССР, прежде всего Россия. Сейчас РФ экспортирует в Европу примерно 25 млн т дизтоплива. Как сообщила генеральный секретарь Европейской ассоциации нефтяной промышленности (Europia) Изабель Мюллер, ожидается, что к 2030 г. этот объём удвоится.

Привязка внутреннего рынка нефтепродуктов России к европейскому и мировому будет всё жёстче, создавая предпосылки для подтягивания потребительских цен на топливо до «рыночных». Но регулироваться этот процесс будет традиционными для России нерыночными методами. Не сомневаться можно только в одном – в том, что интересы российских добытчиков и переработчиков нефти будут свято соблюдены, чего, к сожалению, не скажешь об автоперевозчиках.