Премьера "ЛиАЗ на электротяге"
Ксения ДИТЯТКИНА
Фото Романа МУРАШОВА
До сих пор в российской глубинке на улицах можно увидеть доживающие свой век скрипучие ЛиАЗ 677, запущенные в производство ещё в 1972 г. и снятые с него спустя 22 года. Но прогресс остановился разве что там – в Богом забытой глуши. На Ликинском автобусном заводе после 677-й модели было разработано и усовершенствовано ещё шесть видов кузовов. А в начале декабря минувшего года состоялось торжественное открытие троллейбусного производства на базе кузовов ЛиАЗ.
ЛиАЗ производит троллейбусы с 2005 г., поставляя готовые машинокомплекты подрядчикам, которые оснащают кузова всем необходимым электрооборудованием. За два года было произведено более двухсот машин. Сейчас решено создать единую цепочку производства троллейбусов на базе завода ЛиАЗ, которая включит в себя полный производственный цикл, что позволит снизить себестоимость машины. Производительность нового цеха составит 500 троллейбусов в год при односменном режиме работы с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год. С 2008 г. в среднем в день на площадках цеха будет собираться до двух троллейбусов. Для их обязательной обкатки на территории ЛиАЗа будет построена испытательная контактная сеть, которая составит 700 м и начнёт работать с мая 2008 г.
Уже сегодня администрация Томска приобрела десять новых троллейбусов ЛиАЗ 5280, имеющих такой же вид, как автобусы ЛиАЗ 5256. ООО «ЦТД «Русские Автобусы» предложило поставить восемь троллейбусов ЛиАЗ 5280 по цене 2,461 млн рублей за каждый и два низкопольных троллейбуса ЛиАЗ 5280 по 3,415 млн рублей. Общая стоимость десяти троллейбусов составляет 26,52 млн рублей (на 7,9 млн меньше, чем троллейбусов «Тролза»).
Троллейбусы Ликинского завода производятся по той же технологии, что и автобусы, с использованием современных технологий и оборудования (на линии сборки основания кузовы применяются робототехнические комплексы Esab, далее – линия сборки-сварки крыши Schlatter и профилеровочная линия Nakata и т. д.).
Катафорезная обработка металлических внутренних и наружных поверхностей каркаса кузова и его обшивки методом окунания (аналогов этого процесса обработки кузовов таких габаритов в России, других странах СНГ и странах ближнего зарубежья нет) в сочетании с качественной окраской, применением нержавеющего металлического листа на арках колёс, ступенях, оцинкованного листа на наружной обшивке, наружных люков из алюминия, стеклопластиковой передней и задней облицовки позволяет значительно повысить коррозионную стойкость и продлить срок службы троллейбуса.
Гордость завода – окрасочный цех, оборудованный линией окраски кузовов Deico из 12 окрасочных, 10 сушильных камер, конвейера, поворотных столов и рольганги, 3 передаточных кранов и прочего оборудования. Окраска производится системой полиуретановых покрытий фирмы «AkzoNobel», которая совместно с ЛиАЗом реализует антикоррозийный проект, позволяющий давать 12-летнюю гарантию на кузов.
Передовые клеевые технологии используются при установке пластиковых масок, оконных накладок, герметизации панелей борта и крыши, установке шумоизоляционных материалов. Сборка автобусов производится на трёх нитках конвейеров.
Номинальная мощность двигателя новой пассажирской машины на электротяге – 115 кВт, рабочий принцип – смешанного возбуждения, с преимуществом последовательного возбуждения (Двигатель типа ДК-213 или ЭК-213 или ЭДК-213, тяговый.). Внедрение электронной системы управления на IGDT – транзисторах на низкопольных троллейбусах ЛиАЗ 52802 и 52803 позволяет экономить до 30 % электрической энергии, обеспечивает бесшумность переключения, плавный ход, возможность возврата электроэнергии в контактную сеть.
Ведущий мост – RABA (Венгрия) 718.20 с ресурсом 600 тыс. км. Система управления тяговым электродвигателем – реостатно-контакторная.
Поручни дверей троллейбуса изолированы от кузова. Три двери шириной по 1200 мм. Тип кузова – несущий, вагонной компоновки, цельнометаллический, сварной. Ресурс кузова – 12 лет.
Передняя пневмоподвеска – зависимая, с автоматической регулировкой положения кузова, двумя верхними и двумя нижними продольными реактивными тягами, одним регулятором положения кузова. Задняя – тоже зависимая, с автоматическим положением кузова, с четырьмя пневмобаллонами, двумя верхними продольными и двумя нижними продольными реактивными тягами, двумя регуляторами положения кузова.
Рулевой механизм оснащён гидроусилителем.
Тормозная система состоит из основного пневматического двухконтурного и запасного стояночного тормозов: тормозные механизмы задних колёс приводятся в действие от тормозных камер с энергоаккумуляторами Knorr Bremze. Стояночный тормоз обеспечивает стоянку максимально нагруженного троллейбуса неограниченное время в приостановленном состоянии при уклоне 12 %.
Троллейбусы будут оснащаться тремя разными видами систем управления: реостатно-контакторной, транзитной с двигателем постоянного тока и асинхронным двигателем. Пуско-тормозные реостаты, групповой контроллер, статические преобразователи, демпферные сопротивления вынесены на крышу троллейбуса: это позволяет максимально обезопасить пассажиров от поражения током в слякотную погоду.
Просторный и комфортабельный салон троллейбуса вмещает 110 пассажиров, 23 из них могут ехать, сидя на мягких сиденьях с мягкими съёмными подушками и полутвёрдыми спинками.
Максимальный подъём, который преодолевается троллейбусом – 12 %.
Ресурс рамы кузова до капитального ремонта – не менее 720 тыс. км.
«Группа ГАЗ» – второй по величине автомобилестроительный холдинг в РФ, сформировал полный ассортимент общественного транспорта: автобусы всех классов и назначений, троллейбусы, готов предоставить городам весь спектр продукции для решения их транспортных проблем. Продажи группы в 2006 г. составили более 4,5 млрд долларов.