Анализ рынка "Азиатский прорыв"


Продажи грузовиков в Америке падают, в Европе – растут, в Азии – увеличиваются очень сильно

 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Прошлый год существенно перераспределил соотношение на мировой карте развития автотранспортных перевозок: сильные стали слабее, а слабые – сильнее. Это хорошо видно на примере изменения объёмов продаж нового подвижного состава в разных регионах мира. В первую очередь, за счёт бурного роста производства в развивающихся странах масштабы мирового автомобильного производства возросли они примерно на 2 % и впервые в истории превысили 70 млн единиц.

Продажи автомобилей в Европе составили около 19,2 млн единиц, ёмкость японского рынка снизилась примерно до 5,3 млн машин, а в Китае зафиксирован очередной рекорд продаж – 8,9 млн единиц. В целом в странах Азии и Тихоокеанского региона реализовано около 19 млн автомобилей.

Такая динамика позволяет сделать прогноз, что уже к 2009 г. страны Азиатского и Тихоокеанского регионов перегонят европейские страны по количеству проданных за год автомобилей. По прогнозу Национального агентства промышленной информации (НАПИ), предполагается, что в 2009 г. в Азии будет реализовано 23 млн. автомашин, в то время как в Европе – только 22,7 млн. Косвенным подтверждением значительной динамики роста сбыта автомобилей в Азии может послужить ежегодный прирост продаж в Китае, который составляет 25 %. При сохранении таких показателей автомобильный рынок Поднебесной к 2025 г. по объёмам реализации станет самым большим в мире, обогнав лидирующие сейчас США.

В перспективе глобальный автопром будет набирать обороты преимущественно за счёт так называемых развивающихся стран – Индии, Китая, Мексики, России и некоторых государств Восточной Европы. Тенденция перевода сборочных мощностей автомобильной промышленности из стран с дорогой рабочей силой и большой налоговой нагрузкой в страны с низкими издержками, по мнению экспертов НАПИ, будет усиливаться. В целом к 2009 г. объём мирового производства автомобильной техники приблизится к 73,3 млн. единиц.

Ключевой тенденцией развития отрасли средне- и крупнотоннажной грузовой автотехники является цикличность. Ускорение роста мировой экономики, начавшееся в 2001 г., обеспечило значительный спрос на грузовые автомобили полной массой свыше 6 т, в результате чего их производство в 2006 г. оказалось самым высоким за последние полтора десятка лет – 2,46 млн единиц. В то же время значительные инвестиции, вложенные в развитие инфраструктуры ряда развивающихся стран, явились стимулом ещё более значительного роста потребности в крупнотоннажном транспорте, способствуя тем самым дальнейшему эффективному развитию отрасли.

В 2007 г. объёмы производства тяжёлых грузовиков снизились относительно предшествующего года, главным образом, в результате резкого сокращения спроса на них в странах Северной Америки. В немалой степени этому способствовало введение новых экологических нормативов (EPA 07) в январе 2007 г. и предшествовавший ему потребительский бум.

Так, в период с января по октябрь прошлого года выпуск среднетоннажной техники, грузоподъёмностью от 6 до 15 т в США сократился на 32 %, а в секторе тяжёлого автостроения (свыше 15 т) зафиксирован ещё более существенный спад – примерно 40 %. Эксперты НАПИ полагают, что североамериканский рынок останется столь же нестабильным в течение ближайших трёх лет. Можно прогнозировать постепенный рост производственных показателей в течение 2008 – 2009 гг. и восстановление ёмкости рынка до уровня 2005 – 2006 гг. Далее, вероятно, последует очередной всплеск потребительской активности накануне введения в 2010 г. новых технических регламентов по эмиссии вредных веществ (EPA 10). Затем можно ожидать ощутимый спад продаж и соответствующую стагнацию производства грузовиков в США.

На западноевропейском рынке средне- и крупнотоннажной автотехники по итогам 2007 г. произошло двухпроцентное сокращение сбыта – до 335 тыс. единиц, однако можно предположить, что уже в следующем году объёмы продаж в регионе приблизятся к уровню 2006 г., а к 2012 г. ёмкость данного сегмента возрастёт до 360 тыс. единиц.

В то же время выпуск тяжёлых грузовиков в Западной Европе достиг рекордных значений. В прошлом году с конвейеров заводов западноевропейских компаний сошло 478 тыс. единиц крупнотоннажной грузовой автотехники; в 2007 г., по предварительным оценкам, – на 10 % больше (525 тыс. ед.) В дальнейшем прогнозируется среднегодовой объём производства в регионе на уровне 540 тыс. единиц. Ключевой фактор динамичного развития тяжёлой грузовой автоиндустрии в Западной Европе – расширение экспортного потенциала региона за счёт возросшего спроса на рынках Центральной и Восточной Европы, особенно в России. Этому, в свою очередь, способствуют интенсификация международных и межрегиональных грузоперевозок, ускоренное развитие нефтегазового комплекса и дорожно-строительного сектора в РФ.

А наиболее значимый прогресс в развитии сектора наметился в странах Азии. Совокупный объём продаж средне- и крупнотоннажных грузовиков здесь в 2007 г., по предварительным оценкам, впервые превысил 1 млн единиц, что также связано с общим подъёмом экономики Азиатско-Тихоокеанского региона и ростом объёмов грузоперевозок, особенно в Китае и Индии. Важно отметить, что в Индии ёмкость данного сегмента рынка растёт уже восьмой год подряд – за период с 2000-го по 2006 г. объёмы сбыта тяжёлых грузовиков в стране увеличились в четыре раза.

Небывалый и устойчивый рост потребительской активности на внутреннем рынке способствует динамичному развитию грузовой автомобильной индустрии в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2007 г. производство крупнотоннажных грузовиков в Азии увеличилось на 11 % (при том, что и точка отсчёта была небывало высокой динамика предыдущего года была довольно внушительной: + 18 %).

Наибольшие темпы прироста производства по итогам 2007 г. наблюдаются, как того и следовало ожидать, в Китае – на уровне 22 %, чему в полной мере способствуют бурное развитие экономики КНР в последнее десятилетие, небольшая доля автопарка, а также охвативший страну строительный бум накануне Олимпиады «Пекин-2008». Очевидно, по окончании Олимпийских игр потребительская активность в данном сегменте китайского рынка несколько спадёт, но в целом перспективы развития отрасли достаточно оптимистичны.

 

Прогноз мирового производства автомобильной техники

 

Страна

2006 г.,
тыс. шт.

Доля 2006 г., %

Прирост
2009/2006 гг.,
%

2009 г.,
тыс. шт.

Доля 2009 г.,
%

Япония

11 484

16,6

4

11 944

16,3

США

11 264

16,3

-4

10 813

14,7

Китай

7 189

10,4

39

9 992

13,6

Германия

5 820

8,4

2

5 936

8,1

Южная Корея

3 840

5,6

6

4 071

5,6

Франция

3 169

4,6

5

3 328

4,5

Испания

2 777

4

4

2 889

3,9

Бразилия

2 611

3,8

32

3 447

4,7

Канада

2 572

3,7

2

2 624

3,6

Мексика

2 046

3

24

2 536

3,5

Индия

2 020

2,9

23

4 504

6,1

Великобритания

1 648

2,4

2

1 681

2,3

Россия

1 508

2,2

53

2 308

3,2

Таиланд

1 296

1,9

39

1 802

2,5

Италия

1 211

1,8

18

1 430

2

Примечание. Источник – данные OICA, прогноз НАПИ.