Анализ рынка "Беларусь: российских разрешений хватило для роста"


 

Олег МАЗАЕВ

 

Прошедший год стал удачным для белорусских перевозчиков. Согласно официальной статистике, предоставленной Министерством статистики и анализа РБ, транспортные предприятия Беларуси в 2007 г. увеличили объём грузоперевозок на 6,2 %.

 

В Беларуси всеми видами транспорта общего пользования в минувшем году перевезено 232,8 млн т грузов, что на 6,2 % больше, чем год назад. Грузооборот транспорта составил 55,1 млрд ткм.

Объём грузоперевозок организациями автомобильного транспорта общего пользования вырос на 7,2 % и составил 87,6 млн т, в том числе организациями Минтранса – 61,2 млн т. В то же время перевозки грузов железнодорожным транспортом увеличились на 5,3 % и составили 140,7 млн т. При этом нефти и нефтепродуктов перевезено 21,4 млн т, строительных грузов – 21,8, химических и минеральных удобрений – 12,5, лесных грузов – 3,8, чёрных металлов – 2,1, цемента – 3,1 млн т.

Для сравнения: воздушным транспортом за этот же период перевезено 20,8 тыс. т грузов, или 81 % к аналогичному периоду 2006 г., внутренним водным транспортом – 4,5 млн т, или 116,2 %. Магистральными трубопроводами перекачано 90,9 млн т нефти (92,5 %) и 70,2 млрд м³ газа (107,9 %).

За январь – октябрь 2007 г. Минтранс республики отчитался об обеспечении выполнения повышенного задания по экспорту услуг автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта – 1,1 млрд   долларов (124,8 % к соответствующему периоду предыдущего года). При этом рост обеспечен по каждому виду транспорта: автомобильный – 390,8 млн долларов (135,8 %); железнодорожный – 578,7 млн долларов (118,4 %); воздушный – 123,1 млн долларов (124,3 %).

В течение всего года фиксировался стабильный рост положительного сальдо внешней торговли транспортными услугами – 830,4 млн долларов по автомобильному, железнодорожному и воздушному (124,6 %), в том числе: автомобильный – 307,7 млн долларов (132,3 %); железнодорожный – 430 млн долларов (120,3 %); воздушный – 92,6 млн долларов (121,5 %).

Наибольший прирост экспорта в прошлом году сформирован по автотранспорту. В белорусском Минтрансе подчёркивают: «Это достигнуто в основном благодаря недопущению уменьшения доступа резидентов Республики Беларусь на рынок услуг Российской Федерации при осуществлении перевозок в (из) третьих стран (количество разрешений на уровне 2006 г.)». Злые же языки поговаривают, что российские власти в ушедшем году не уменьшили количество выданных белорусским коллегам разрешений на перевозки в (из) третьих стран лишь потому, что в 2008 г. состоятся выборы Президента РФ, и очередной розыгрыш «союзной карты» не помешает. Так это или нет – узнаем, когда будет определяться квота российских разрешений в (из) третьих стран на второй, третий и четвёртый кварталы 2008 г.

Как бы там ни было, но этот результат обеспечит по итогам года получение сальдо внешней торговли транспортными услугами выше уровня планового задания (план – 910 млн долларов). При этом темпы роста импорта внешней торговли транспортными услугами выше расчётных: план
108,5 – 109,5 % (229 млн долларов), факт – 125,4 % (262,2 млн долларов), что свидетельствует о некотором резерве наращивания сальдо за счёт вытеснения импорта транспортных услуг.

В январе – ноябре 2007 г. по системе Министерства транспорта и коммуникаций в основной капитал инвестировано более одного триллиона рублей (около 470 млн долларов), т. е. на 13,1 % больше уровня соответствующего периода 2006 г. в сопоставимых условиях, что позволит по итогам года выполнить задание (110 %).

В целом по республике процент обновления   пассажирского подвижного транспорта составил 12,8 %, в то время как по Минтрансу – 9,3 %.

По итогам работы за январь – ноябрь 2007 г. программа работ на республиканских автомобильных дорогах выполнена на 101,9 %, (969,1 млрд рублей), в том числе: содержание – 100 % (219,0 млрд рублей); текущий ремонт – 100,5 % (192,3 млрд рублей); капитальный ремонт – 103,3 % (366,9 млрд рублей); реконструкция и строительство – 103,1 % (190,9 млрд рублей).

Большинство транзитных автоперевозчиков отмечают добротное состояние основных белорусских автомагистралей.

Выполнение действующей в Беларуси Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 гг. в части модернизации автодорог общего пользования составило 323 млрд рублей (101,6 %). Государственная программа выполнена по всем областям.

Свою долю транспорт внёс в достижение роста объёмов оказываемых услуг населению в республике. Объём транспортных услуг составил 1,2 трлн рублей, что соответствует темпам роста в сопоставимых условиях – 102,8 %. Это выше на 0,8 процентных пункта верхнего предела установленного задания (101 – 102 %). По организациям Минтранса темп роста   транспортных услуг составил 103 %, в то время как по транспорту коммунальной собственности – 101 %.

Уровень заработной платы по отрасли в январе – ноябре составил 789,1 тыс. белорусских рублей (около 9400 российских рублей). При этом, как информирует Министерство статистики и анализа РБ, обеспечен опережающий рост производительности труда на 7,3 %.

По итогам работы за десять месяцев 2007 г. по Минтрансу в целом получена чистая прибыль в сумме 261,1 млрд рублей. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 14,7 %.

В 2008 г. белорусские транспортники рассчитывают:

– увеличить темп роста экспорта транспортных услуг на уровне 170 %, для чего необходимо дополнительно к уровню 2007 г. экспортировать указанных услуг на сумму 938 млн долларов. При этом сальдо внешней торговли услугами данных видов транспорта должно возрасти до уровня 1660 млн долларов;

– привлечь инвестиций в основной капитал на сумму 1484 млрд рублей, или обеспечить темп роста 118 % в сопоставимых ценах к уровню   прошлого года, т. е. дополнительно освоить 331 млрд рублей;

– снизить расход топливно-энергетических ресурсов на 11 %;

– оказать платных транспортных услуг в республике на сумму 1400 млрд рублей, или 107 % в сопоставимых условиях к 2007 г.;

– перевезти 63,2 млн т груза автомобильным транспортом, или 102 % к   уровню 2007 г., железнодорожным – 145,8 млн т, или 104 %, воздушным – 25 тыс. т, или 109 %, перевезти морским транспортом не менее 3 млн т внешнеторговых грузов. Получить доходы от перевозок грузов и пассажиров   по видам транспорта с ростом соответственно 110 и 115 %.