Дороги "Цепи для перевозчика"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

Фото автора

Любой водитель хорошо знает, чем для него чревато несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, особенно если он запрещающий. Но как быть, если эти требования, мягко говоря, не столько невыполнимы, сколько нелепы? Над этим сейчас ломают голову тысячи водителей, которым необходимо проехать по киевской окружной дороге, и руководство столичной ГАИ помочь им ничем не может…

 

В начале ноября минувшего года в самом конце киевской ул. Заболотного (столичная окружная дорога) перед началом длинного подъёма появился знак «Движение запрещено» с информационными табличками: «Автобусам и грузовикам без цепей противоскольжения» и «Зона действия – 4 км». Тем не менее ожидаемой пробки, которая вполне могла бы протянуться на не один десяток километров, нет – и автобусы, и грузовики спокойно проносятся мимо знака, на который водители не обращают никакого внимания. Но ведь кто-то же этот знак установил…

Впрочем, несмотря на все старания, узнать, кому именно пришла в голову столь «замечательная» идея, корреспонденту «АП» так и не удалось. Чиновники разных рангов только переадресовывали друг к другу, туманно намекая, что данная инициатива была проявлена по указанию «сверху».

Абсурдность появления в столице Украины этого знака, место которому разве что на обледенелых горных дорогах и заснеженных перевалах, просто поражает. Впрочем, даже если допустить, что украинским дорожникам борьба со снегом и гололёдом на столичной Окружной дороге в принципе не по зубам, остаётся немало других вопросов.

Прежде всего, откуда может знать транзитный водитель, что здесь установлен соответствующий знак? И куда ему в подобном случае деваться: продолжить движение через центр города (а другого выхода у него нет, а в центре грузовое движение запрещено), проследовать в ближайший магазин, где продаются цепи, или возвращаться за ними домой? Впрочем, загадкой остаётся и то, где этот магазин искать. И не факт, что цепи противоскольжения найдутся в родном гараже, ведь сейчас ими пользуются разве что на альпийских дорогах, да в Скандинавских странах. Но и там, кстати, их устанавливать нужно не «по календарю», а лишь при наличии соответствующих дорожных условий.

Но допустим, что каждый водитель, проезжающий транзитом через Киев, будет иметь эти цепи с собой. Остаётся открытым вопрос, где именно их надевать. Ведь если по этому участку двухполосной дороги проходит несколько сотен фур в час, а на то, чтобы надеть цепи, нужно, по самым скромным подсчётам, около получаса, то нетрудно подсчитать, что для выполнения требований знака необходима площадка, вмещающая около сотни трейлеров. Причём не одна, поскольку через 4 км эти самые цепи придётся снимать.

Обратите внимание, мы вспомнили только об автопоездах, а ведь цепи должны быть на всех грузовиках и автобусах, которые здесь ездят – так сказано в табличке.

Напрашиваются две возможные причины появления «цепного» знака. Во-первых, это инициатива дорожников, которые таким образом решили снять с себя ответственность за возможные ДТП с автобусами и грузовиками на этом участке дороги в зимний период. И во-вторых, желание гаишников «срубить» лёгкие деньги, ведь под этим знаком инспектор ГАИ может собирать обильную «дань» с проезжающих водителей, потому что грузовики здесь проносятся один за другим.

Впрочем, за знаком пока никто не прячется. Да и нерентабелен подобный бизнес – за несоблюдение требований дорожных знаков, в соответствии со ст. 122 Админкодекса Украины, предусмотрен штраф на сумму 3,4 – 8,5 гривен (17 – 43 рубля). И то, его могут взыскать лишь после соответствующего решения суда.

Тогда в чём дело?

В «Киевавтодоре» вопросу по поводу установки «цепного» знака очень удивились и посоветовали обратиться в «Киевоблавтодор», в ведении которого находится этот участок дороги. Там, в свою очередь, объяснили, что есть распоряжение «Укравтодора» об установке таких знаков в зимний период на спусках, подъёмах, и других опасных участках дорог. Естественно, что установка знака была согласована с УГАИ Киева.

Как рассказали инженеры по организации дорожного движения из Голосеевской РайГАИ, курирующей этот участок дороги, знак, запрещающий движение грузовиков и автобусов без цепей противоскольжения, был установлен потому, что при выпадении снега автопоезда не могут выехать по ул. Заболотного на подъём. В подтверждение привели пример двухлетней давности, когда в гололёд здесь развернуло фуру поперёк дороги, и в результате несколько часов движение по окружной дороге было полностью парализовано. Сейчас уже никто не помнит, что послужило причиной того инцидента: неопытный водитель или «лысые» шины его тягача, но по чьему-то указанию тут же было решено: впредь на этом участке спасут только цепи!

Вопрос же о том, как действовать водителю той же фуры, подъехавшей к вышеупомянутому знаку, застал районных инженеров врасплох. И они, посчитав этот вопрос провокационным, посоветовали обратиться в УГАИ города. Там тоже не смогли ответить, в чью именно голову пришла эта идея и, в свою очередь, вспомнили об уже упомянутом случае двухлетней давности. Не смогли пролить свет на этот вопрос и в пресс-службе Департамента ГАИ МВД Украины, посоветовав обратиться в УГАИ Киева – круг, как говорится, замкнулся…

Впрочем, «знаковое» головотяпство всё-таки может отразиться на водителях. С приходом к власти нового руководства ГАИ эта служба активно взялась за наведение порядка на украинских дорогах, и акцент сделан на резкое повышение штрафов. С тем, что крупный штраф – хороший контролёр, никто не спорит. Но когда прежде «нерентабельное» наказание станет увесистым источником пополнения госбюджета, кто может гарантировать, что нелепый горный знак не превратится в «дойную корову»?

А вот что по этому поводу думают водители.

Ярослав, Киев, водительский стаж – 14 лет, в международных перевозках – 11 лет:

– По-моему, киевские дорожники просто решили застраховать свою бездеятельность на случай аварии из-за сколькой дороги, чтобы потом всё списать на водителя, который ехал без цепей. Это единственный подобный знак, который я встречал в Украине. Да и за границей, где хорошо работают дорожные службы, на автобанах подобного знака не встретишь, разве что только на дорогах местного (национального) значения. Правда, в Словению в зимнее время без ведра, лопаты и цепей могут вообще не впустить, но и там надевать цепи нужно только в зависимости от конкретных дорожных условий.

Необходимо иметь цепи также в ряде северных стран, например, в Норвегии и Финляндии. Устанавливать их мне пришлось всего один раз, когда на дороге были действительно сложные дорожные условия. Мне постоянно приходится ездить через Карпаты, но местные дорожники, в отличие от киевских, почему-то в состоянии очистить дороги от снега и льда.

В Киеве же устанавливать цепи просто бессмысленно. Учитывая, что здесь нет площадок ни для установки, ни для снятия цепей, их, по логике, надо устанавливать перед Киевом, а затем бить асфальт по всему городу, и уже где-то за городом снимать. И ведь никто из организаторов движения даже не задумался, что произойдёт, если хоть одна машина остановится для установки цепей. А если требования данного знака надумают выполнить десяток-другой водителей…

 

Ростислав, Закарпатье, водительский стаж 7 лет, в международных перевозках 5 лет

Цепи у меня есть и в зимнее время я вожу их с собой постоянно, куда бы ни ехал. Хотя устанавливать их мне пришлось только один раз, года три назад, когда на Яблуницком перевале в Карпатах выпал глубокий снег.

Но в данном случае, по-моему, нужно руководствоваться не знаками, а здравым смыслом. Понятно, что на чистой дороге цепи я ставить не буду, даже несмотря на наличие знака. Ведь это бессмысленно и приводит не только к потере времени (два раза по полчаса на установку и снятие цепей), но и к повышенному износу шин, а заодно и к разрушению дорожного полотна.

А вот если выпадет глубокий снег или будет гололёд, я надену цепи, несмотря на наличие или отсутствие соответствующих знаков.

Подобный знак я встречал на горных дорогах в Карпатах и в Словении. Правда, в той же Словении устанавливать цепи требуют лишь когда на дорогах действительно выпадает снег, а когда его убирают, то цепи не нужны. А в Украине подобный знак может стоять и зимой и летом