Компоненты "Встретить зиму с комфортом"
Инна ЗАЕЦ
Когда последние осенние дни сменяются колючей экипировкой, а температура окружающего воздуха достигает -5 ºС, пора поприветствовать зимушку и серьёзно задуматься о подготовке своего автомобиля к морозам. Эксплуатация машин в зимних условиях осложняется из-за низких температур, наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а так же сокращения светлого времени суток. Низкая температура затрудняет пуск двигателя, сбивается работа всей его системы, ухудшается испаряемость бензина, поддержание теплового режима, увеличивается плотность воздуха, что приводит к значительному обеднению горючей смеси.
В российских условиях подогрев двигателя и салона автомобиля перед пуском – необходимое условие эксплуатации. Что же говорить о таких видах транспорта, как «Скорая помощь», фургоны, перевозящие чувствительные к холоду грузы, дальнобойные грузовики, микроавтобусы, когда тепло в кабине – жизненная необходимость. Обледеневшие стёкла, рулевое колесо, приборы управления – всё это способствует аварийной ситуации. Переохлаждение двигателя в процессе его работы вызывает ухудшение смесеобразования и усиление конденсации горючего, в результате чего увеличивается его расход, и снижается мощность двигателя. Конденсат горючего смывает масляную плёнку со стен цилиндров и разжижает масло в картере, что способствует резкому нарастанию износа деталей двигателя и сокращению срока его службы. Холостой прогон двигателя приводит к негодности и чрезмерному расходу топлива.
Сегодняшний рынок популяризует автономные отопительные приборы, работающие независимо от двигателя автомобиля, на топливе из его бака. Главная особенность всех отопителей – автономная работа от двигателя. Ассортимент всегда осложняет выбор. Попробуем разобраться в разнообразии автономных отопительных приборах, выделить их преимущества и недостатки, воспользовавшись, в качестве примера, продукцией Eberspaecher.
Жидкостные предпусковые подогреватели
Жидкостные предпусковые подогреватели – это компактные устройства, которые монтируются в систему охлаждения автомобиля и за считанные минуты подогревают двигатель и салон.
Рассмотрим преимущества жидкостного отопителя HYDRONIK 10. Преимущество систем водяного подогрева состоит в одновременном предварительном нагреве кабины и двигателя, т. е. отопитель служит и предпусковым подогревателем двигателя. Жидкостные подогреватели могут также работать в качестве дополнительного отопителя, если тепла двигателя в процессе работы не хватает для прогрева системы охлаждения и отопления кабины. Эти приборы обеспечивают значительную экономию топлива: когда машина бездействует, двигатель должен работать на холостом ходу, чтобы не остыть и обеспечить комфорт водителю. Если в автомобиле установлен подогреватель, двигатель можно заглушить. Прибор будет поддерживать рабочую температуру в системе охлаждения, потребляя при этом приблизительно 250 мл топлива в час. А это, сами понимаете, выгодно. Кроме того, экономится моторесурс двигателя, примерно втрое снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами. Но у жидкостного отопителя есть существенный недостаток – этим прибором сложно оборудовать кабину оператора спецтехники, например, крана, если она расположена отдельно от кабины водителя: для этого пришлось бы прокладывать длинные шланги от двигателя, которые легко повредить при работе техники.
Технические характеристики отопителя HYDRONIK 10
Отопительная мощность, кВт |
9,5 |
Номинальное напряжение, В |
12,24 |
Топливо |
дизельное |
Расход топлива, л/ч |
1/2 |
Потребляемая электрическая мощность, Вт |
125 |
Расход воды, м³/ч |
1400 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм |
330x134x166 |
Вес, кг |
6,5 |
Вид в разрезе:
Примечание: 1 – мотор горелки; 2 – индикатор пламени; 3 – камера сгорания; 4 – блок управления; 5 – штифт накаливания; 6 – датчик температуры; 7 – жаровая труба; 8 – теплообменник; 9 – датчик перегрева; 10 – водяной насос; 11 – глушитель отработанных газов; 12 – глушитель воздуха для сгорания; 13 – дозировочный насос; 14 – ответвление топливопровода; 15 – жгут проводов; 16 – держатель предохранителя; 17 – реле для включения вентилятора системы отопления автомобиля; 18 – таймер.
Примечание: I – монтаж отопителя должен быть произведён в радиусе 70º; II – максимально допустимое отклонение в радиусе 20º.
Лучше всего доверить установку и монтаж профессионалам, тогда вы будете точно уверены в своей безопасности и исправной работе техники. Надёжное функционирование отопителя зависит от качества используемого топлива. Для бензина не характерно замерзание в холодную погоду, в отличие от дизельного топлива, которое при отрицательных температурах имеет свойство замерзать. Поэтому рассмотрим случай с дизельным топливом, здесь затруднения могут возникнуть только при резком падении температуры, что сказывается на двигателе. Если отопитель питается из отдельно установленного топливного бака, то необходимо соблюдать следующие правила: при температурах свыше 0 °C можно применять любое дизельное топливо. Если при низких температурах не имеется в распоряжении специального дизельного топлива, то в таких случаях рекомендуется подмешивать к имеющемуся керосин, или бензин, или специальное зимнее дизельное топливо (арктическое дизтопливо).
Температура, ºС |
Зимнее дизельное топливо, % |
Присадка |
0 – 25 |
100 |
– |
25 – 40 |
50 |
50 % керосина или бензина |
Топливопровод и топливный насос рекомендуется заполнить новым топливом посредством 15-минутного режима работы. Для контроля за работой всех узлов отопителя и регулирования процесса сгорания используется блок управления. Он же обеспечивает пожаробезопасность, не допуская перегрева, и высокие экологические показатели выхлопа. Система управления воздушных и жидкостных отопителей практически одинакова. Она позволяет запускать систему в заданное время или пользоваться дистанционным управлением, а потом, на удивление соседей по стоянке, – садиться в кабину и запускать уже прогретый двигатель.
Воздушные отопительные системы
Воздушные отопительные системы обеспечивают быстрый подогрев воздухом. Очень эффективны, экономичны и незаменимы для тех, кто вынужден ночевать в автомобиле. Мощность отопителей зависит от типа бортового напряжения, а также для вида топлива.
Рассмотрим преимущества воздушного отопителя на примере AIRTRONIC D2. Автономный воздушный отопитель позволяет создать комфорт в кабине или салоне (например, автобуса), продувая их в жару – прохладным воздухом с улицы, а при холодной погоде – тёплым или даже горячим. Однако он не позволяет разогревать перед пуском остывший при длительной зимней стоянке двигатель.
Теплоносителем в воздушных отопителях является воздух, поэтому они не связаны с системой охлаждения двигателя. Преимуществом автономного воздушного отопителя является его полная независимость от теплового режима двигателя транспортного средства – он сразу же, с момента включения начинает прогревать воздух в кабине, тогда как в жидкостном подогревателе нужно сначала повысить температуру жидкости в системе. К тому же воздушные системы более экономичны по энергопотреблению, чем жидкостные. В отличие от жидкостного отопителя, воздушный легко установить в кабине оператора крана. Проходящий через теплообменник воздух забирается либо снаружи кабины, либо внутри – в режиме рециркуляции. Воздушные отопительные приборы устанавливают в кабинах погрузчиков, строительных и сельскохозяйственных механизмах, а также на любых тяжёлых машинах как дополнительное оборудование. Воздушный отопитель может поддерживать комфортную температуру в кабине в течение восьми – десяти часов подряд, например, ночью. Это очень важно, когда машина работает вдали от города. Автономные воздушные отопители поддерживают в кабине, салоне, спальном или грузовом отсеке заданную температуру (от +5 до +30 ºС) без запуска двигателя! Они нагревают воздух, забираемый из отапливаемого помещения, и подают его обратно, могут работать в режиме вентиляции и с подсосом наружного воздуха
Вид воздушного отопителя в разрезе:
Примечание: 1 – крыльчатка нагнетателя воздуха для отопителя; 2 – блок управления; 3 – крыльчатка камеры сгорания; 4 – штифт накаливания; 5 – крышка; 6 – теплообменник; 7 – комбинированный датчик; 8 – модульный таймер; 9 – переключатель; 10 – держатель предохранителя; 11 – электромотор; 12 – подвод топлива; 13 – фланцевое уплотнение; 14 – камера сгорания; 15 – кожух отработанных газов; 16 – патрубок воздуха для сгорания; 17 – дозировочный насос; 18 – топливный фильтр, встроенный в дозировочный насос; 19 – выход воздуха; 20 – гибкий выхлопной коллектор; 21 – глушитель отработанных газов.
Подача воздуха
К отопителю подсоединяется глушитель (2). Всасывающий трубопровод воздуха (1) для сгорания может быть дополнительно удлинён за счёт гибкого шланга. Воздух, необходимый для сгорания, должен всасываться снаружи, а не из пассажирского салона или багажного отделения. Отвод отработанных газов осуществляется по трубопроводу (4), через глушитель (5) и выхлопную трубу (6).
Принципиальное отличие жидкостного отопителя от воздушного состоит в том, что он включается непосредственно в систему охлаждения двигателя и разогревает циркулирующую в ней жидкость. Такой отопитель служит предпусковым подогревателем для мотора, избавляя водителя от «прелестей» холодного пуска, уменьшает выброс в атмосферу вредных веществ, содержащихся в отработавших газах непрогретого двигателя, и одновременно позволяет быстро прогреть кабину через штатную систему отопления.
Инна ЗАЕЦ
Когда последние осенние дни сменяются колючей экипировкой, а температура окружающего воздуха достигает -5 ºС, пора поприветствовать зимушку и серьёзно задуматься о подготовке своего автомобиля к морозам. Эксплуатация машин в зимних условиях осложняется из-за низких температур, наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а так же сокращения светлого времени суток. Низкая температура затрудняет пуск двигателя, сбивается работа всей его системы, ухудшается испаряемость бензина, поддержание теплового режима, увеличивается плотность воздуха, что приводит к значительному обеднению горючей смеси.
В российских условиях подогрев двигателя и салона автомобиля перед пуском – необходимое условие эксплуатации. Что же говорить о таких видах транспорта, как «Скорая помощь», фургоны, перевозящие чувствительные к холоду грузы, дальнобойные грузовики, микроавтобусы, когда тепло в кабине – жизненная необходимость. Обледеневшие стёкла, рулевое колесо, приборы управления – всё это способствует аварийной ситуации. Переохлаждение двигателя в процессе его работы вызывает ухудшение смесеобразования и усиление конденсации горючего, в результате чего увеличивается его расход, и снижается мощность двигателя. Конденсат горючего смывает масляную плёнку со стен цилиндров и разжижает масло в картере, что способствует резкому нарастанию износа деталей двигателя и сокращению срока его службы. Холостой прогон двигателя приводит к негодности и чрезмерному расходу топлива.
Сегодняшний рынок популяризует автономные отопительные приборы, работающие независимо от двигателя автомобиля, на топливе из его бака. Главная особенность всех отопителей – автономная работа от двигателя. Ассортимент всегда осложняет выбор. Попробуем разобраться в разнообразии автономных отопительных приборах, выделить их преимущества и недостатки, воспользовавшись, в качестве примера, продукцией Eberspaecher.
Жидкостные предпусковые подогреватели
Жидкостные предпусковые подогреватели – это компактные устройства, которые монтируются в систему охлаждения автомобиля и за считанные минуты подогревают двигатель и салон.
Рассмотрим преимущества жидкостного отопителя HYDRONIK 10. Преимущество систем водяного подогрева состоит в одновременном предварительном нагреве кабины и двигателя, т. е. отопитель служит и предпусковым подогревателем двигателя. Жидкостные подогреватели могут также работать в качестве дополнительного отопителя, если тепла двигателя в процессе работы не хватает для прогрева системы охлаждения и отопления кабины. Эти приборы обеспечивают значительную экономию топлива: когда машина бездействует, двигатель должен работать на холостом ходу, чтобы не остыть и обеспечить комфорт водителю. Если в автомобиле установлен подогреватель, двигатель можно заглушить. Прибор будет поддерживать рабочую температуру в системе охлаждения, потребляя при этом приблизительно 250 мл топлива в час. А это, сами понимаете, выгодно. Кроме того, экономится моторесурс двигателя, примерно втрое снижается выброс вредных веществ с отработавшими газами. Но у жидкостного отопителя есть существенный недостаток – этим прибором сложно оборудовать кабину оператора спецтехники, например, крана, если она расположена отдельно от кабины водителя: для этого пришлось бы прокладывать длинные шланги от двигателя, которые легко повредить при работе техники.
Технические характеристики отопителя HYDRONIK 10
Отопительная мощность, кВт |
9,5 |
Номинальное напряжение, В |
12,24 |
Топливо |
дизельное |
Расход топлива, л/ч |
1/2 |
Потребляемая электрическая мощность, Вт |
125 |
Расход воды, м³/ч |
1400 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм |
330x134x166 |
Вес, кг |
6,5 |
Утановку отопителя в грузовом автомобиле предпочтительнее произвести под кабиной водителя в области двигателя автомобиля.
Лучше всего доверить установку и монтаж профессионалам, тогда вы будете точно уверены в своей безопасности и исправной работе техники. Надёжное функционирование отопителя зависит от качества используемого топлива. Для бензина не характерно замерзание в холодную погоду, в отличие от дизельного топлива, которое при отрицательных температурах имеет свойство замерзать. Поэтому рассмотрим случай с дизельным топливом, здесь затруднения могут возникнуть только при резком падении температуры, что сказывается на двигателе. Если отопитель питается из отдельно установленного топливного бака, то необходимо соблюдать следующие правила: при температурах свыше 0 °C можно применять любое дизельное топливо. Если при низких температурах не имеется в распоряжении специального дизельного топлива, то в таких случаях рекомендуется подмешивать к имеющемуся керосин, или бензин, или специальное зимнее дизельное топливо (арктическое дизтопливо).
Температура, ºС |
Зимнее дизельное топливо, % |
Присадка |
0 – 25 |
100 |
– |
25 – 40 |
50 |
50 % керосина или бензина |
Топливопровод и топливный насос рекомендуется заполнить новым топливом посредством 15-минутного режима работы. Для контроля за работой всех узлов отопителя и регулирования процесса сгорания используется блок управления. Он же обеспечивает пожаробезопасность, не допуская перегрева, и высокие экологические показатели выхлопа. Система управления воздушных и жидкостных отопителей практически одинакова. Она позволяет запускать систему в заданное время или пользоваться дистанционным управлением, а потом, на удивление соседей по стоянке, – садиться в кабину и запускать уже прогретый двигатель.
Воздушные отопительные системы
Воздушные отопительные системы обеспечивают быстрый подогрев воздухом. Очень эффективны, экономичны и незаменимы для тех, кто вынужден ночевать в автомобиле. Мощность отопителей зависит от типа бортового напряжения, а также для вида топлива.
Рассмотрим преимущества воздушного отопителя на примере AIRTRONIC D2. Автономный воздушный отопитель позволяет создать комфорт в кабине или салоне (например, автобуса), продувая их в жару – прохладным воздухом с улицы, а при холодной погоде – тёплым или даже горячим. Однако он не позволяет разогревать перед пуском остывший при длительной зимней стоянке двигатель.
Теплоносителем в воздушных отопителях является воздух, поэтому они не связаны с системой охлаждения двигателя. Преимуществом автономного воздушного отопителя является его полная независимость от теплового режима двигателя транспортного средства – он сразу же, с момента включения начинает прогревать воздух в кабине, тогда как в жидкостном подогревателе нужно сначала повысить температуру жидкости в системе. К тому же воздушные системы более экономичны по энергопотреблению, чем жидкостные. В отличие от жидкостного отопителя, воздушный легко установить в кабине оператора крана. Проходящий через теплообменник воздух забирается либо снаружи кабины, либо внутри – в режиме рециркуляции. Воздушные отопительные приборы устанавливают в кабинах погрузчиков, строительных и сельскохозяйственных механизмах, а также на любых тяжёлых машинах как дополнительное оборудование. Воздушный отопитель может поддерживать комфортную температуру в кабине в течение восьми – десяти часов подряд, например, ночью. Это очень важно, когда машина работает вдали от города. Автономные воздушные отопители поддерживают в кабине, салоне, спальном или грузовом отсеке заданную температуру (от +5 до +30 ºС) без запуска двигателя! Они нагревают воздух, забираемый из отапливаемого помещения, и подают его обратно, могут работать в режиме вентиляции и с подсосом наружного воздуха
Вид воздушного отопителя в разрезе:
Примечание: 1 – крыльчатка нагнетателя воздуха для отопителя; 2 – блок управления; 3 – крыльчатка камеры сгорания; 4 – штифт накаливания; 5 – крышка; 6 – теплообменник; 7 – комбинированный датчик; 8 – модульный таймер; 9 – переключатель; 10 – держатель предохранителя; 11 – электромотор; 12 – подвод топлива; 13 – фланцевое уплотнение; 14 – камера сгорания; 15 – кожух отработанных газов; 16 – патрубок воздуха для сгорания; 17 – дозировочный насос; 18 – топливный фильтр, встроенный в дозировочный насос; 19 – выход воздуха; 20 – гибкий выхлопной коллектор; 21 – глушитель отработанных газов.
Подача воздуха
К отопителю подсоединяется глушитель (2). Всасывающий трубопровод воздуха (1) для сгорания может быть дополнительно удлинён за счёт гибкого шланга. Воздух, необходимый для сгорания, должен всасываться снаружи, а не из пассажирского салона или багажного отделения. Отвод отработанных газов осуществляется по трубопроводу (4), через глушитель (5) и выхлопную трубу (6).
Принципиальное отличие жидкостного отопителя от воздушного состоит в том, что он включается непосредственно в систему охлаждения двигателя и разогревает циркулирующую в ней жидкость. Такой отопитель служит предпусковым подогревателем для мотора, избавляя водителя от «прелестей» холодного пуска, уменьшает выброс в атмосферу вредных веществ, содержащихся в отработавших газах непрогретого двигателя, и одновременно позволяет быстро прогреть кабину через штатную систему отопления.