Конференция "Практические особенности ТО отечественных и импортных автомобилей"


 

Роман МУРАШОВ

 

Мы продолжаем цикл публикаций, объединённых общей темой «Транспорт: собственный или наёмный? Что выгоднее?», который начали в «АП» ещё осенью прошлого года в № 9 за 2007 г. На этот раз речь пойдёт об обслуживании подвижного состава парка.

 

Далеко не все предприятия, имеющие в собственности некое количество коммерческих автомобилей, занимаются оказанием транспортных услуг. Но в процессе управления именно такими предприятиями, эксплуатирующими собственный коммерческий транспорт для нужд компании, возникает вопрос: где обслуживать автомобили? Имеет ли смысл организовывать собственную станцию технического обслуживания или же экономически выгоднее и технически эффективнее отдать этот вид работ, как сейчас говорят, на аутсорсинг, сертифицированным станциям технического обслуживания (СТО)?

Процесс принятия решения разбивается ещё множеством вопросов: автопарк состоит из автомобилей одной марки или в компании мультибрендовый парк? Немаловажно, автомобилями каких брендов владеет компания, от этого зависят межсервисный пробег, частота поломок, ходимость узлов и агрегатов машин, доступность запчастей на рынке, техническая политика производителя. Какие автомобили в компании – новые или подержанные? На каких условиях они принадлежат предприятию – в собственности, в лизинге или по кредитному договору и пр.? Связано ли предприятие соблюдением условий договоров на гарантийное обслуживание автомобилей? Наконец, компания собирается производить своими силами только ТО или плановый и внеплановый ремонт в том числе?

Безусловно, это лишь некоторые вопросы, на практике их возникает гораздо больше. О том, как коллеги наших читателей решают эту многогранную проблему, в сентябре прошлого года шёл разговор на Третьем Международном Автотранспортном Форуме (МАФ) в Москве в «Крокус Экспо» на конференции «Практика профессионалов».

Разбираться в этом вопросе нам помогал начальник управления транспорта сети магазинов «Перекрёсток» «X5 Retail Group» Василий Пискунов.

Практика показывает, что создавать на предприятии специальное подразделение для технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии даже семи-десяти автомашин нецелесообразно. И в первую очередь по экономическим причинам – затраты на организацию собственной СТО в обозримом будущем не окупятся. Дешевле и эффективнее пользоваться услугами сертифицированных СТО. В этом случае не имеет значения даже брендовый состав автопарка.

Если у предприятия в наличии от 10-ти до 50 грузовых машин, здесь, как говорится, возможны варианты – заниматься их обслуживанием и ремонтом самостоятельно или нет, нужно решать, исходя из конкретных условий.

Рассмотрим ситуацию, когда основу автопарка предприятия составляет не находящийся в лизинге и не «связанный» другими договорными обязательствами транспорт, произведённый заводами стран СНГ. Одна из основных особенностей этих автомобилей состоит в том, что поток отказов у них значительно выше, чем у грузовиков-иномарок. Поэтому без наличия на предприятии собственной ремонтной базы, действующей в режиме реального времени, эксплуатация такого подвижного состава будет крайне неэффективной.

Затраты на содержание российского или произведённого в других странах СНГ автомобиля при наличии собственной ремонтной базы распределятся по следующим основным направлениям: содержание помещения (арендная плата, коммуникации, охрана), закупка ГСМ и запасных частей, фонд оплаты труда (ФОТ) персонала, расходы на администрирование, затраты на наём транспорта на периоды ТО и его ожидания, затраты на наём транспорта на периоды ремонта и его ожидания.

Затрат на содержание российского или произведённого в странах СНГ автомобиля при отсутствии собственной ремонтной базы внешне может быть и меньше, но в финансовом выражении в совокупности они с лихвой превосходят затраты на содержание автомобиля при наличии собственной ремзоны. В этом случае затраты распределились по следующим направлениям: закупка ГСМ, затраты на наём транспорта на периоды ТО и его ожидания, затраты на наём транспорта на период ремонта и его ожидания, затраты на оплату услуг СТО, куда включается оплата нормочасов, ГСМ и запасных частей.

Российский и произведённый в других странах СНГ транспорт обладает только одним неоспоримым преимуществом – высокой ремонтопригодностью: запасные части широко доступны на рынке и в среде технических специалистов СТО, автомобили России и других стран СНГ являются наиболее изученными машинами. Поэтому отремонтировать такой автомобиль не является проблемой даже в отдалённой глубинке. Проблема в другом, как мы уже говорили, ремонтировать эти машины приходится слишком часто.

При расчётах затрат на эксплуатацию транспорта ошибочно относят потери от простоя автомобилей к упущенной выгоде. Это не так: когда транспорт простаивает, это влечёт прямые затраты. Например, по Москве грузовик стоит 500 рублей в час. Если машина любого известного иностранного производителя простаивает на СТО десять дней – две недели в ожидании, когда из-за границы привезут запчасти, то не сложно подсчитать, в какую сумму это выльется владельцу автомобиля.

С другой стороны, также необходимо иметь в виду, что содержание складского запаса каких-то неликвидных запасных частей к иномаркам при небольшом автопарке (от 10-ти до 50 машин) обходится владельцу слишком дорого. В этом случае ремонт и ТО автомобилей лучше производить на сертифицированных СТО. При увеличении парка предприятия, скажем, до ста с небольшим автомобилей логично выбирать компромиссное решение. Техническое обслуживание лучше производить силами специалистов собственной технической службы, поскольку на СТО даже постгарантийное ТО будет стоить несоизмеримо дороже. Если сертифицировать собственную ремонтную базу и получить все необходимые для этого документы от компании-производителя автомобилей, то собственными силами можно будет производить гарантийное ТО, замену технологических жидкостей, расходных деталей и некрупный ремонт, не требующий применения специального оборудования и знаний специалистов узкого профиля.

Но в организации собственного авторизированного технического подразделения по обслуживанию автомобилей определённого иностранного бренда кроется ещё одна немаловажная проблема, которую часто не берут в расчёт, – это качество знаний сотрудников. Как правило, технические специалисты проходят длительное обучение и стажировку на предприятиях производителя за рубежом – в Германии, Швеции и пр. Возвращаясь на работу на предприятие, которое их направляло на учёбу, специалисты сразу попадают в другой ценовой уровень оплаты труда и содержать их на балансе компании не представляется возможным. Поэтому при создании собственной ремонтной базы в парке дорогостоящей импортной техники всегда нужно рассматривать, целесообразно ли принимать на себя проведение всего перечня необходимых работ, которые обычно выполняются авторизированной СТО. Потому, что даже купив недешёвое специализированное оборудование для проведения необходимых работ, всё равно все вопросы будут упираться в наличие запасных частей, но ни одно из предприятий-эксплуатационников транспорта не сможет позволить себе содержать столь весомый складской набор запчастей, какой есть у компаний-производителей, например, Volvo. Заказанные запасные части придётся ждать, машина будет стоять, а потери от времени ожидания сопоставимы или часто выше затрат на многие виды ремонта на авторизированной СТО. Плюс к этим затратам уже замороженные активы в неликвидном специализированном оборудовании.

Особое внимание при создании собственной ремонтной базы (кроме финансово-экономических показателей) следует обратить на весьма высокие риски в области охраны труда, возникающие при работе с механизмами.

В качестве примера: хорошая система эксплуатации транспорта, когда ТО отдано на аутсорсинг, создана в компании «Volvo». Там заранее рассчитывается стоимость обслуживания и налогов в зависимости от особенностей эксплуатации транспорта. Предприятию, эксплуатирующему автомобили этого производителя, гораздо выгоднее закладывать в свой бюджет расходы на ТО, чем всё то, что может случиться во время эксплуатации транспорта, все ремонты, несчастные случаи и другие неприятности. Всё это уже делается за счёт Volvo.

Итак, в случае эксплуатации импортного транспорта, не находящегося в лизинге, при наличии собственной ремонтной зоны характерны следующие виды затрат: содержание помещения (арендная плата, коммуникации, охрана и пр.), закупка ГСМ и запасных частей, ФОТ персонала, расходы на администрирование хозяйства, затраты на наём транспорта на периоды ТО и его ожидания, затраты на наём транспорта на периоды самого ремонта и его ожидания.

Затраты на содержание импортного, не находящегося в лизинге автомобиля, при отсутствии собственной ремонтной зоны, выглядят несколько иначе: затраты на наём транспорта на периоды ТО и его ожидания, затраты на наём транспорта на периоды самого ремонта и его ожидания, затраты на оплату услуг авторизированной СТО (стоимость нормочасов, ГСМ и запасных частей).

При эксплуатации российского и импортного транспорта, который находится на предприятии в лизинговой форме владения, возникают дополнительные затраты: страховка КАСКО, затраты на наём транспорта на время оформления страхового случая.

Дополнительные затраты возникают и при увеличении парка свыше 50-ти машин. Сюда можно отнести представительские расходы в ГАИ и транспортную инспекцию, затраты на сертификацию гаража, на оборудование для проведения ТО, затраты на обучение и сертификацию персонала, на экологическое освидетельствование хозяйства, на ведение договоров по утилизации отработанных расходных материалов и пр., на организацию охраны труда, на пожарную безопасность. Возникают затраты на резкое увеличение ФОТ персонала за счёт разницы в оплате труда малоквалифицированных и обученных сотрудников. Сюда же относятся затраты, связанные с риском ухода высокопрофессионального сотрудника в специализированный автомобильный сервис.

В качестве резюме можно сказать следующее: при наличии парка свыше 50-ти машин целесообразно иметь собственное подразделение для проведения технического обслуживания автомобилей, выполняющее следующие виды работ: замена масла, фильтров, рессор, амортизаторов, тормозных колодок (накладок), лампочек и пр. Все остальные работы на автомобилях целесообразно проводить на специализированных СТО.