Международные перевозки "Между Европой и Азией: от заборов – к мостам"


 

Александр МИХАЙЛОВ

 

Два раза в год постоянное представительство Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в странах СНГ совместно с посольствами стран, которые председательствуют в Евросоюзе, организовывают круглые столы, посвящённые проблемам автотранспорта. А поскольку с 1 июля и до конца минувшего года таким государством была Португалия, то очередное заседание, которое состоялось в конце 2007 г., проводилось совместно с посольством Португалии в РФ.

 

Россия – Евросоюз: диалог продолжается

Во время своего председательства в Евросоюзе Португалия успела многое сделать. В частности, в октябре 2007 г. в Лиссабоне состоялось общее собрание промышленников России и ЕС и саммит Россия – ЕС. По словам представителя Еврокомиссии в России Тимо Хаммерена, одним из ключевых вопросов, обсуждаемых на встрече, было вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В частности, на саммите было достигнуто соглашение о торговле сталью между Россией и ЕС. Это, по мнению Т. Хаммерена, является важным шагом для вступления России в ВТО. Другая договорённость была достигнута в области энергетики, а конкретно – в продолжении создания механизма раннего предупреждения в отношении поставок и спроса на энергоносители из России в Евросоюз. Он основан на обмене информацией, в том числе и между Россией и ЕС, о потенциально проблемных ситуациях и путях их решения в сфере энергетики.

И, конечно, на саммите был обсуждён вопрос, касающийся того, что будет происходить после вступления России в ВТО. И в этом плане обе стороны рассматривали возможность заключения в будущем соглашения о свободной торговле между Россией и ЕС. Оно должно включать не только товары, но и торговые услуги, а также регулирующие компоненты, а именно гармонизацию технических стандартов, ключевых элементов законодательства по закупкам, по работе таможни и т. д. По мнению представителя Еврокомиссии в России, это очень важно для развития свободной торговли. И как только РФ станет членом ВТО, импортные пошлины будут значительно снижены для обоих партнёров.

Большое внимание было уделено проблеме инвестиций. На сегодняшний день между европейскими инвестициями в Россию и российскими – в Европу существует большая диспропорция. Если ЕС инвестировала в России 30 млрд долларов, то РФ в Евросоюзе – в десять раз меньше – 3 млрд долларов. На саммите Президент РФ Владимир Путин предложил обсудить меры для того, чтобы эти показатели стали более сбалансированными.

Что же касается автотранспорта, то на встрече обсуждалась проблема огромных очередей грузовиков на границе России с Финляндией и другими странами Балтии. На данный момент приняты три типа действия, чтобы уменьшить количество пробок. Во-первых, обмен электронной информацией между определённой группой стран. Во-вторых, улучшение российской инфраструктуры при прохождении таможни. И в-третьих, таможенные процедуры с российской стороной. Сегодня РФ увеличивает пропускную способность своих портов для борьбы с этой проблемой. Для улучшения их работы выделено 120 млн евро.

 

Комментарий эксперта

Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России

На мой взгляд, сегодня отношения между Россией и ЕС начали улучшаться.

Однако по поводу вступления России в ВТО могу сказать следующее. До сих пор не решены проблемы, которые мешают РФ вступить в эту организацию. И их нужно решать. В частности, это выравнивание цен на внутрироссийские железнодорожные перевозки для российских и иностранных граждан, а также ликвидация компенсационных выплат за транссибирские перелёты.

 

Сегодня в России есть несколько перспективных проектов в сфере автотранспорта. В частности, это строительство Западного скоростного диаметра, которому придаётся стратегическое значение как части девятого международного транспортного коридора. Он будет финансироваться как из государственного бюджета, так и из частных источников. Плюс проекты по строительству скоростных автотрасс между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Минском. Евросоюз готов участвовать в финансировании этих проектов, а также принимать участие в строительстве в техническом плане, – заявил представитель Еврокомиссии в России Ульрих Вайнс.

По его словам, сегодня в Евросоюзе идёт работа по упрощению законодательной базы в области автотранспорта. Это касается транспортной составляющей в отношении доступа к рынку и к профессиям, с тем чтобы ликвидировать несправедливую конкуренцию; снижения административных нагрузок; соответствия дорог техническим требованиям, и, в частности, снижение доли пустых грузовых машин. Все эти директивы вскоре должны стать более доступными для понимания.

В мае прошедшего года были выдвинуты предложения по поводу общих правил доступа, возможности работы дорожных операторов и общие правила доступа к международным дорогам и грузовым автоперевозкам. Основные перемены, которые возникнут в случае принятия данных инициатив, это не только упрощение законодательства, но и изменения в процесс приёма на работу квалифицированных менеджеров дорожного хозяйства. В частности, они должны будут проходить квалификационные экзамены.

Также в 2008 г. должна вступить в действие новая директива, касающаяся дорожных сборов. В 2006 г. в закон «О дорожных сборах» были внесены некоторые изменения, и этот процесс не останавливается. Добавлен сбор за нанесение вреда окружающей среде, которое происходит оттого, что тяжёлые грузовики скапливаются на границах. Эта система направлена на регулирование сборов согласно тому, кто наносит больший ущерб внешней среде, а не только дорожному полотну.

– Если мы создадим систему экономических стимулов, то сфокусируем внимание на дорожных сборах не как на обязательной, а как на добровольной основе, которую могут применять страны-участницы ЕС, – отметил У. Вайнс.

– Евросоюз – это развивающаяся структура, которая находится в постоянном движении. Сегодня в ЕС входят уже 27 стран. И то, что происходит в его рамках, кардинально отличается от того, что наблюдается на уровне отдельных стран. В ЕС есть и определённые правила и принципы, которые также постоянно совершенствуются. И, в частности, уже подписан Лиссабонский договор, который установит более эффективное общение между странами-членами ЕС, и тем самым будет влиять на отношения с внешними партнёрами, в том числе и с Россией, – заявила советник-посланник посольства Португалии в России Граса Гонсалвеш Перейра.

Лиссабонский договор, подписанный в конце прошедшего года, формирует принципы функционирования Евросоюза. Документ будет ратифицирован в странах ЕС и вступит в силу в 2009 г. Это соглашение принято вместо Европейской конституции.

В России уже более года функционирует Европейский учебный институт (ЕУИ) при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Основной задачей ЕУИ является обучение европейской проблематике и особенностям ведения диалога Россия – ЕС. Аудиторию ЕУИ составляют те, кто по роду деятельности связан с обеспечением сотрудничества России и ЕС в интересах их сближения и более эффективного партнёрства.

Предъявите вашу визу

В июне 2007 г. между Россией и ЕС было заключено соглашение, касающееся облегчения процедуры выдачи виз определённым категориям граждан, куда вошли и профессиональные водители. Казалось бы, теперь российские автоперевозчики могут вздохнуть спокойно. Ведь до вступления в силу этого документа ситуация с выдачей виз была крайне сложной. Только две страны – Италия и Финляндия – выдавали визы российским автоперевозчикам по стандартным условиям. Остальные же государства требовали разное количество документов (от 5-ти до 22-х), а сроки действия визы колебались от трёх месяцев до двух лет. Таким образом, единого подхода выдачи виз не было.

Однако после вступления соглашения в силу консульства разных стран приняли к сведению только один его пункт, по которому сразу же приступили к работе. Он гласит, что виза оформляется в течение десяти дней. Все остальные графы во внимание приняты не были. Поэтому Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) совместно с консульским департаментом, Министерством иностранных дел РФ и комитетом по наблюдению за этим соглашением начали планомерную работу с каждым консульством страны отдельно, а также с Европейской комиссией в Брюсселе по побуждению отдельных государств придерживаться положений, прописанных в этом соглашении.

 Распределение международных перевозок грузов российскими автотранспортными предприятиями по странам Шенгенского соглашения на 2007 г., %

Важнейшим положением соглашения являются сроки выдачи виз. Согласно документу каждые полгода виза может давать разрешение на пребывание в стране не более 90 дней. Этот пункт вызвал множество споров, в связи с чем были проведены переговоры со многими государствами. На сегодняшний день только в шести из 27-ми стран Европейского сообщества (в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии и Финляндии) фактическое ограничение дней соответствует соглашению. Ограничение нахождения перевозчика, к примеру, в Германии, составляет восемь дней.

Около 8 % своего времени водитель тратит на оформление визы. Поэтому возникают опасения, как будут развиваться события в связи с введением нового европейского кодекса, особенно в части требований по сдаче биометрических параметров, когда каждый водитель будет вынужден присутствовать в консульстве лично. По мнению представителя АСМАП Дмитрия Коновалова, таким образом 8 % быстро превратятся в 28 %. Консульские службы Румынии и Словении оформляют визы со сроком действия до шести месяцев и ограничением дней пребывания не более 30. При расширении Шенгенской зоны эти требования будут трудновыполнимы.

 

Мнение

Анатолий Пинсон, советник генерального директора «Совтрансавто»

Соглашение, которое так долго ждали, не дало нужного эффекта. Оно намного ухудшит положение российского автоперевозчика. Теперь в те 45 дней присутствия водителя в Германии, которые ему отводились ранее, будет включено время прохождения через Польшу и Прибалтику, т. е. реального времени на пребывание в Германии у перевозчика становится в два раза меньше.

 

Другое не менее важное для России положение соглашения касается роли национальных транспортных ассоциаций. Применительно к водителям (ст. 4 п. 1) достаточным для подтверждения цели поездки на территорию другой страны является письменное обращение национальных ассоциаций перевозчиков с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок. В этом ходатайстве должны содержаться все необходимые сведения, которые позволили бы консульству идентифицировать цель пребывания водителя в стране. На сегодняшний день только 11 из 27-ми стран ЕС принимают письменное обращение АСМАП и не требуют никаких других документов. Это Латвия, Венгрия, Болгария, Чехия, Словакия, Польша, Литва, Эстония, Италия, Швеция и Германия, с которой АСМАП пришёл к соглашению только в ноябре 2007 г.

С 2006 г. в ассоциации начали проводиться специальные мероприятия, которые позволяют уже на этапе подачи документов проверить и сами подаваемые документы, и практику использования предыдущей визы. Учитывая, что АСМАП является национальным гарантом по системе МДП, в ассоциации имеются необходимые информационные ресурсы, которые позволяют с достаточной степенью вероятности выяснить, нарушал ли водитель правила использования предыдущей визы. На сегодняшний день эта система отработана.

Наиболее благополучно ситуация с оформлением годовых виз складывается в 11-ти консульских службах: Венгрии, Чехии, Польше, Болгарии, Финляндии, Италии, Швеции, Франции, Литве, Латвии и Германии.

Согласно соглашению (ст. 4 п. 3) применительно к водителям визы всех видов выдаются в соответствии с упрощённой процедурой, без предъявления требования о предоставлении какого-либо иного подтверждения, приглашения или обоснования цели поездки, предусмотренного законодательством сторон.

Многократные визы сроком до года могут быть открыты после добросовестного использования сначала разовых виз, а потом краткосрочных (трёхмесячных). Эта мера принята для проверки добросовестности водителя. Дипломатические представительства и консульские учреждения государств-членов ЕС и РФ оформляют многократные визы сроком действия до одного года (ст. 5 п. 2) водителям при условии, что им в течение предыдущего года хотя бы единожды выдавалась виза, которую они использовали в соответствии с законодательством о въезде на территорию посещаемого государства и пребывании в нём.

Что касается долгосрочных виз, то на сегодняшний день только одна страна – Финляндия – выдаёт визы сроком более одного года (на два года). В других государствах такой практики пока нет. Дипломатические представительства и консульские учреждения государств-членов ЕС и РФ оформляют водителям (ст. 5 п. 3) многократные визы сроком действия от двух до пяти лет при условии, что они в течение предшествующего двухлетнего периода использовали годовую многократную визу в соответствии с законодательством о въезде на территорию посещаемого государства и пребывании в нём, и что сохранены основания для обращения с запросом об оформлении им многократной визы.

Консульский сбор за оформление виз (ст. 6 п. 1) составляет 35 евро. До вступления соглашения в силу сумма сбора варьировалась в разных странах. Однако в связи с этой унификацией возникла проблема. Многие консульства стали активно использовать так называемого визового посредника (таможенного брокера), который принимает документы от водителей и якобы проверяет их на подлинность. Однако, по мнению представителя АСМАП, непонятно, как можно проверить транспортника, не зная, по каким разрешениям он ездил и какие книжки МДП использовал. За свою «работу» брокер берёт с перевозчика от 900 до 1200 рублей. Таким образом, положение об унификации консульских сборов в таких странах, как Франция, Испания, Великобритания, Бельгия и Нидерланды, не соблюдается.

АСМАП предлагает следующие меры по облегчению выдачи виз российским автоперевозчикам:

1. Многократные визы профессиональным водителям оформлять со сроком действия не менее одного года, сроком пребывания 90 дней каждые полгода и с неограниченным сроком пребывания за одну поездку (согласно Соглашению Россия – ЕС).

2. Признать статус национальных ассоциаций автоперевозчиков в качестве посредников, уполномоченных осуществлять сбор данных у водителей (в том числе и биометрических) с последующей передачей этих данных и сопроводительных документов в консульские службы при оформлении визовых документов и одновременно гарантов, подтверждающих профессиональный статус водителей и их законопослушность.

3. Сократить до минимума перечень документов, необходимых для получения визы и прописать его в Соглашении.

4. Сократить сроки оформления виз на всех уровнях возможностей пересмотра применения принципа «страны конечного назначения» для профессиональных водителей так, чтобы не затруднять транспортные операции, выполняемые в период действия долгосрочной визы.

 

 О визовых проблемах водителей-международников

Петер Крауз, глава Департамента IRU 

Профессиональные водители грузовиков и пассажирских автобусов играют незаменимую роль в развитии внешней торговли и туризма. Таким образом, неоспорима необходимость упрощённой процедуры получения виз для профессиональных водителей с целью их въезда на территорию зарубежного государства, требующего визу на своей территории. Сегодня понятно, что процедура выдачи виз международным автоперевозчикам стран СНГ со стороны ЕС является излишне бюрократической, что делает визу одним из главных препятствий для осуществления международных автоперевозок.

Водители, выполняющие международные автоперевозки, представляют особую категорию заявителей на получение визы. От быстроты её получения и срока действия визы зависит реализация их основного права – права на труд.

Сегодня сложилась сложная ситуация с получением визы в некоторые страны ЕС для водителей многих стран СНГ. Международный союз автомобильного транспорта, понимая важность визовой проблемы для развития международных автоперевозок, на своей Генеральной ассамблее принял позицию IRU по вопросу упрощения выдачи виз профессиональным водителям, в которой, в частности, IRU предлагает:

– признать особый статус профессиональных водителей международных грузовиков и пассажирских автобусов, как заслуживающих упрощённой процедуры получения визы;

– усилить посредническую роль транспортных ассоциаций как составной части процедуры упрощённого получения визы;

– предусмотреть получение долгосрочных (минимум один год) многократных виз;

– обеспечить упрощение процедуры подачи документов для получения визы (включая срочную доставку, сокращённый перечень требуемых документов, разумную оплату за визу, ограничение необходимости лично присутствовать при подаче документов и т. д.);

– не применять ограничения по использованию визы (по времени или предписанным маршрутам).

IRU приветствует заключение двусторонних соглашений, направленных на упрощение визовых процедур для различных категорий граждан, включая профессиональных водителей-международников, между ЕС и другими странами, такими как РФ, Украина, Молдова и западно-балканские страны, и в этой связи настаивает на:

– быстром, беспрепятственном и гармонизированном выполнении этих соглашений посольствами упомянутых стран;

– чётком выполнении ассоциациями-членами IRU их посреднической роли, т. е. предоставлении профессиональным водителям помощи в получении виз, сохраняя при этом право водителей при желании индивидуально подавать документы для получения визы;

– внесении Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС упрощённой процедуры получения виз для профессиональных водителей в готовящийся новый Кодекс ЕС по визам.

IRU предлагает другим международным организациям и правительствам других географических регионов искать многосторонние и двусторонние решения визовой проблемы с целью улучшения условий выдачи виз профессиональным водителям. В частности, призывает правительства стран региона Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) быстрее подписать, ратифицировать и принять к исполнению Соглашение об упрощении процедуры выдачи визы профессиональным водителям стран ОЧЭС.

Позицию IRU следует довести до сведения компетентных органов IRU и соответствующих международных организаций, а ассоциациям-членам IRU необходимо довести её до сведения своих правительств.

 

О визовых проблемах водителей-международников

Михаил Манцев, заместитель начальника Департамента информационных систем АСМАП

Сегодня на долю стран-членов ЕС приходится 76 % от общего объёма международных автомобильных грузоперевозок, выполненных российскими транспортными предприятиями. В 2007 г. российские перевозчики выполнили 800 тыс. рейсов между РФ и странами Евросоюза, а количество водителей, занятых в доставке грузов на данном направлении, достигло 26 тыс. человек.

К основным негативным факторам, связанным с получением и использованием виз в консульствах стран ЕС, можно отнести:

– количество документов, требуемых для получения виз – до двадцати документов;

– сроки оформления виз – до пяти недель;

– сроки действия выдаваемых виз – в основном три и шесть месяцев;

– использование визы для поездок в страну, открывшую визу, – не менее 70 % рейсов;

– ограничение времени пребывания в стране, выдавшей визу, не более восьми дней.

 

О визовых проблемах водителей-международников

Геннадий Цаулян, глава информационного департамента Ассоциации международных автоперевозчиков Молдовы AITA 

В 1990-х годах, когда молдавские перевозчики в течение недели получали годовые шенгенские визы, основная часть перевозок осуществлялась в направлении западноевропейских стран (Германия, Франция, Италия).

Сейчас, когда Европейская конференция министров транспорта говорит о стремлении к созданию единого европейского рынка транспортных услуг на основе либерализации доступа на национальные рынки и создания равных условий конкуренции, страны шенгенского региона вводят ограничения на выдачу виз. Мы имеем:

– необоснованные отказы в выдаче визы (Германия, Бельгия);

– сокращение сроков действия виз (Греция – один-три месяца, порой на одну или две поездки);

– длительные сроки рассмотрения документов (Австрия – три-четыре недели, Бельгия – шесть недель, Италия – с момента записи на приём документов для визы – два и более месяца);

– увеличение количества представляемых документов как в копиях, так и в оригинале (Италия – до 40 документов + простой транспортных средств);

– увеличение стоимости виз (Венгрия – 180 долларов годовая);

– персональная сдача документов.

Это привело к тому, что молдавские перевозчики были вытеснены с рынка транспортных услуг региона западноевропейских стран.

О визовых проблемах водителей-международников

Александр Черемисов, директор УП «БАМАП-Сервис»

Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков озабочена ситуацией, которая сложилась вокруг процедуры оформления виз для профессиональных водителей-международников в посольствах иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь. С сожалением мы вынуждены констатировать, что одной из причин, сдерживающих развитие перевозок, являются определённые сложности, связанные с процедурами получения виз водителями.

Проблемы с визами для профессиональных водителей-участников международного товарообмена тормозят процессы европейской интеграции и не способствуют свободному передвижению через границы товаров и услуг, равенству торгово-экономических условий и прочим устоям европейского экономического сообщества.