Открытое письмо "Саморегулирование в автотранспортном комплексе России"


 

Открытое письмо Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП)

Министру транспорта Российской Федерации И. Е. Левитину, союзам, ассоциациям, некоммерческим объединениям, общественным организациям автотранспортного комплекса России

 

С января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях», которым обеспечиваются создание и деятельность саморегулируемых организаций как инструментов, замещающих механизмы государственного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности (например, лицензирование) в различных сферах социально-экономической жизни страны.

Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых ёмких по сравнению с другими отраслями экономики и по оценкам составляет порядка 3 трлн 800 млрд рублей в год.

В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 80-ФЗ от 2 июля 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменивший лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом как метод государственного регулирования, без введения альтернативных методов регулирования. Это привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. Отмена лицензирования как инструмента государственного контроля предполагает развитие новых инструментов регулирования, одним из которых является создание саморегулируемых организаций.

Вступивший в силу Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» лежит на перекрёстке интересов распределения полномочий между государством и самоорганизованным бизнесом. Это серьёзный механизм, который меняет систему взаимоотношений между государством и бизнесом. Саморегулирование тесно связано с политикой дерегулирования предпринимательской деятельности, созданием системы технического регулирования на автотранспорте, проводимой в государстве административной реформой.

Наличие в автотранспортном комплексе значительного количества некоммерческих структур, а также организаций, уже объединяющих субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и с целью саморегулирования, создаёт предпосылки для создания системы саморегулируемых организаций.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» носит рамочный характер и требует комплексного исследования вопросов, связанных с разработкой правовых механизмов регулирования отраслевых саморегулируемых организаций для их деятельности в конкретных условиях.

Созданная в 2005 г. в инициативном порядке Саморегулируемая ассоциация автомобильных перевозчиков разработала «Концепцию создания системы саморегулируемых организаций автотранспортного комплекса Российской Федерации». Разработаны механизмы и основные подходы к созданию оптимальной правовой среды для реализации Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе России.

Основные положения концепции широко обсуждались и в целом одобрены общественными организациями, представителями научного и экспертного сообщества, руководителями малого и среднего автотранспортного бизнеса, а также Комиссией Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства.

Анализ правовых проблем и перспектив развития саморегулирования в автотранспортном комплексе Российской Федерации, определения проблемных правовых, аналитических, иных факторов и выработки путей их решения, а также подготовки рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере изложен в научно-исследовательской работе «Правовые проблемы и перспективы развития саморегулирования в автотранспортном комплексе России», выполненной СААП по заказу Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Федерального Собрания РФ.

Реализация Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе РФ позволит решить следующие задачи:

– развитие системы технического регулирования за счёт стандартизации в отрасли;

– создание эффективной системы контроля автотранспортной деятельности, поднадзорной регулирующему органу – Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;

– обеспечение требований безопасности дорожного движения субъектами предпринимательской деятельности на автотранспорте;

– внедрение и развитие современных, инновационных технологий управления, в частности, оснащение коммерческого автотранспорта системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS путём установления требований в национальном стандарте;

– создание финансовых инвестиционных инструментов: компенсационных фондов саморегулируемых организаций и общефедерального компенсационного фонда Союза саморегулируемых организаций автотранспортного комплекса, средства которых, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях», могут инвестироваться в развитие транспортной инфраструктуры России;

– создание и внедрение механизмов страхования гражданской ответственности субъектов предпринимательской деятельности на автотранспорте;

– привлечение малого и среднего бизнеса к построению гражданского общества в России и общественно-политической деятельности;

– создание условий для использования автотранспорта как эффективного инструмента социально-экономического развития страны.

Для реализации Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе требуется активная законодательная поддержка, привлечение внебюджетных средств, координация действий как различных ветвей и уровней власти, так и власти и бизнеса, и просветительско-пропагандистская работа.

Обращаемся с просьбой к министру транспорта РФ, отраслевым союзам, ассоциациям, некоммерческим объединениям, общественным организациям принять активное участие в реализации положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях» для создания современного, эффективного автотранспортного комплекса Российской Федерации.

 

Президент Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков С. Е. Швагерус