Таможня "В таможенном глазу бревно не узреть"


 

Александр МИХАЙЛОВ

Фото Олега ЖАРКО

 

Под занавес прошлого года и в начале текущего украинские международные автоперевозчики на рубежах своего отечества наступили на те же грабли, что и их российские коллеги на северо-западном участке границы РФ, где периодически образуются многокилометровые очереди большегрузных автомашин.

 

Пограничный Майдан

И если в России информация о простоях на пунктах пропуска уже набила оскомину и воспринимается не столь болезненно, как это было поначалу, то на украинских погранпереходах страсти накалялись, что на Майдане в Киеве.

Вот лишь некоторые сообщения, которыми пестрела электронная и «бумажная» пресса в конце минувшего года:

«Очередь большегрузных автомашин перед контрольно-пропускным пунктом растянулась на 50 км от границы. Время ожидания – четверо суток.»

«В пункте пропуска «Ягодин – Дорохуск» в очереди на выезд из Украины около 200 автопоездов, въезда в Украину ожидают почти 450 грузовых транспортных средств.»

«Возле пунктов пропуска через польско-украинскую государственную границу скопилось большое количество грузовых транспортных средств. На подъезде к пункту пропуска «Корчова (Польша) – Краковец (Украина)» стоят около 400 грузовиков, возле пункта пропуска «Медика (Польша) – Шегини (Украина)» – 150 машин. Кроме того, значительное количество грузовых транспортных средств столпилось в пограничных районах на паркингах и стоянках.»

Словом, украинская отрасль международных автотранспортных услуг накануне новогодних праздников получила «подарок» в виде пробок.

 

 

Открестились от проблемы

Однако Государственная таможенная служба Украины своей вины в создавшейся ситуации не узрела. Рост же грузопотока и, как следствие, многодневные заторы транспорта чиновники от таможни увязали с активизацией работы субъектов внешнеэкономической деятельности по выполнению договорных обязательств за 2007 г. Они даже вспомнили, что аналогичная ситуация накануне рождественских и новогодних праздников, которые в странах ЕС начинают отмечать с 24 декабря, наблюдалась на венгерско-украинской границе и в предыдущие годы. Также в качестве объективного аргумента была названа ещё одна причина – расширение шенгенского пространства. Мол, именно на внешних границах ЕС с Украиной образуются пробки.

Мало того, что Гостаможслужба Украины самоустранилась от возникшей проблемы, она обвинила чуть ли не в саботажных действиях самих международных автоперевозчиков. Чего стоит хотя бы вот такое заявление: «Принимаемые на границе меры направлены на обеспечение законного пересечения границы и уплату предусмотренных законом Украины таможенных платежей. Правоохранительные и контролирующие органы будут и в дальнейшем проводить осмотры транспортных средств и грузов на их соответствие товаросопроводительным документам, как того требует законодательство Украины. В этой связи международным автоперевозчикам и субъектам внешнеэкономической деятельности напоминают, что не следует надеяться на возможность уклонения от уплаты таможенных налогов. Государственная пограничная служба и Служба безопасности Украины рекомендуют не создавать искусственных очередей и заторов возле пунктов пропуска, а уплатить все предусмотренные пошлины и свободно продолжать свою деятельность на законных основаниях.» Вот так – заплати налоги и поезжай с Богом, а не пеняй на таможенников.

 

Вместо слов – дело

Проще всего откреститься от проблемы, занять выжидательную позицию и наблюдать со стороны. Но кому как не таможенной службе всё же выявлять первопричины ситуации, которая наверняка ещё не раз даст о себе знать?

За примером далеко ходить не надо. Когда Россия столкнулась с проблемой заторов на северо-западном участке границы, Федеральная таможенная служба стала активно предпринимать все возможные меры для её устранения. Вдвое было сокращено время таможенных досмотров, российские пропускные пункты вплотную занялись внедрением системы предварительного электронного информирования таможенных органов. При этом таможенники бросили клич всем заинтересованным службам подключиться к решению проблем заторов на КПП и обозначили ещё ряд объективных причин создавшейся ситуации: плохое состояние дорог, недостаточные пропускные мощности самих пунктов пропуска, отсутствие должной инфраструктуры и пр. То есть российские таможенные службы, в отличие от украинских коллег, заняли активно-объективную позицию и стали устранять проблемы, а не искать виноватых.

Мерило работоспособности автопредприятия на рынке международных транспортных услуг – оборачиваемость принадлежащего ему подвижного состава. Если вертеться как белка в колесе, будет и рост доходов, и развитие. Простои же весьма ощутимо бьют по карману не только перевозчика, но и государства. По подсчётам специалистов, перевозчик за простой одного автомобиля ежедневно теряет около 300 евро. Хотя карман автоперевозчика таможенников интересует лишь в определённых случаях, и уж, конечно, им нет дела до того, как предприятие сведёт дебит с кредитом.

Водители, которые стояли на украинско-польской, украинско-венгерской и украинско-словацкой границах, меж собой поговаривали о необходимости увеличения количества таможенников, ремонте и расширении дорожного полотна в пунктах пропуска и т. д. Пока же они слышат только обещания, общий смысл которых можно выразить словами одного из руководителей украинской таможенной службы: «Если в дальнейшем будут проблемы, обещаем реагировать». Вопрос только, как: пенять на всех, кроме себя, или всё же конкретными поступками?

А пока суд да дело, в декабре прошлого года Киев гостеприимно распахнул двери для проведения международного круглого стола на тему «Облегчение пересечения границ и надлежащее управление в таможенном секторе». Никто не против проведения таких мероприятий, где обсуждается широкий круг вопросов, связанных с развитием международной торговли и устранением имеющихся препятствий на пути её устойчивого развития. Только, может быть, на фоне глобальных проблем не стоит забывать и о внутренних?