Автоспорт "Несостоявшийся юбилей"


 

Александра НОВИЧКОВА,

Валентин ОЖГО

Фото авторов и компаний-производителей

 

В этом году в Лиссабоне в тридцатый раз должно было стартовать всемирно известное ралли «Дакар», которого его организаторы, участники и, конечно, болельщики, ждали с большим нетерпением. Однако впервые в истории автомарафона его организаторами было принято крайне сложное решение – гонка не состоялась.

 

Несмотря на огромные убытки, которые понесла французская компания «A.S.O.» (организатор автомарафона – прим. ред.), «Дакар-2008» был отменён из-за угрозы террористических актов на территории, по которой должна была проходить гонка. Накануне «Дакара» в Мавритании, через территорию которой должна была пройти внушительная часть ралли, произошло убийство четырёх французских туристов и трёх военных. Кроме того, возникла вполне конкретная угроза террористических актов, готовящихся непосредственно к «Дакару-2008». Французское правительство настоятельно рекомендовало организаторам автомарафона отменить его. К тому же директор ралли-рейда Этьен Лавинь лично встречался с представителями террористической группировки, но так и не смог прийти с ними к определённому соглашению. И… все участники, болельщики и СМИ, пребывающие в полной боевой готовности и находящиеся практически на старте гонки в португальской столице, вынуждены были разъехаться по домам. Конечно, разочарованию не было предела, однако, по мнению многих участников марафона, престиж «Дакара» в связи с таким решением его организаторов поднялся до небывалых высот.

Семикратный покоритель «Дакара» и прошлогодний серебряный призёр ралли «КАМАЗ-Мастер» готовился к гонкам тщательно. Специально для марафона в Набережных Челнах весь год кипела работа над принципиально новой спортивной машиной КАМАЗ 4326 VK. Кроме того, команда отправилась на «Дакар» в прекрасном боевом составе с тремя лучшими экипажами в составе Владимира Чагина, Сергея Савостина и Эдуарда Николаева; Фирдауса Кабирова, Айдара Беляева и Андрея Мокеева; Ильгизара Мардеева, Вячеслава Мюзикаева и Андрея Каргинова.

 

По традиции, за две недели до «Дакара» команда во главе со своим бессменным руководителем Семёном Якубовым провела в Москве пресс-конференцию, посвящённую старту «КАМАЗ-Мастер» на ралли. На ней было рассказано о той долгой и кропотливой работе, которую ребята начали проводить сразу же после окончания прошлогоднего марафона. А на следующий день, 22 декабря минувшего года, на Васильевском спуске Красной площади, по обыкновению, состоялся торжественный старт «КАМАЗ-Мастер» на «Дакар-2008».

 

 

Правила игры усложняются…

К «Дакару-2008» Международная федерация автоспорта (FIA) внесла довольно серьёзные изменения не только в технические требования к грузовикам, участвующим в марафоне, но и ужесточила регламент гонки. Так, на несостоявшемся «Дакаре» экипажи должны были проехать два этапа без механиков и доставки запасных частей.

Федерация значительно ужесточила требования по серийности автомобилей «грузового» зачёта. И если раньше партии машин, состоящей из 15-ти штук, было достаточно для того, чтобы позиционировать автомобиль как серийный и выступать на нём на «Дакаре», то теперь FIA выдвинула новое условие – для участия в марафоне необходимо брать за базу модель, выпускающуюся в количестве не менее 50-ти штук два года подряд. Далее машины могут быть подвергнуты значительным доработкам, однако производиться они должны в заводских условиях с использованием агрегатов, также выпущенных заводами, и произведённых в количестве, определённом правилами.

В прошлом году команда «КАМАЗ-Мастер» выступала на «Дакаре» на модели КАМАЗ 4911. Её серийность соответствовала требованиям FIA и даже превышала их почти в два раза. Однако до новых правил модель не дотянула, поэтому команда лишилась права брать за основу этот автомобиль. За базу была взята двухосная машина с индексом 4326, предназначенная как для гражданских, так и для военных целей.

 

Рукаводитель команды С.С. Якубов и директор информационной политике В.А. Самойлов на пресс-конференции в москве

 

Технические характеристики КАМАЗ 4326 VK* и КАМАЗ 4911 (серебряный призёр «Дакар-2007»)

 

Характеристики

КАМАЗ 4326 VK 

КАМАЗ 4911

ВЕСОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ И НАГРУЗКИ

Снаряжённая масса, т

8,5

7,3

Нагрузка на передний мост, т

4,9

5

Нагрузка на задний мост, т

3,6

2,3

ДВИГАТЕЛЬ

Модель

ЯМЗ 7Э846.10-07

ЯМЗ 7Э846

Тип

дизельный, с турбонаддувом

четырёхтактный

Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с.)

610 (830)

538 (730)

при частоте вращения коленвала, об./мин

2500

2500

Максимальный крутящий момент, Н·м

2700

2700

при частоте вращения коленвала, об./мин

1400 – 1600

1300 – 1400

Расположение и число цилиндров

V-образное, 8

V-образное, 8

Рабочий объём, л

18,47

17,24

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

140/150

140/140

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Вместимость топливного бака, л

1000

1000

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Напряжение, В

24

24

Аккумуляторы, В/Ачас

2х24/190

2х12/190

Генератор, В/Вт

28/2520

28/2520

СЦЕПЛЕНИЕ

Тип

фрикционное, сухое, однодисковое

Н. д.**

Привод

гидравлический с пневмоусилителем

Н. д.

Диаметр накладок, мм

430

Н. д.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Модель

ZF 16S-251

ZF 16S-251

Тип

механическая, 16-ступенчатая

механическая, 16-ступенчатая

Управление

механическое, дистанционное

механическое, дистанционное

ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА НА ПЕРЕДАЧАХ

1

13,80; 11,54

13,80; 11,54

2

9,49; 7,93

9,49; 7,93

3

6,53; 5,46

6,53; 5,46

4

4,57; 3,82

4,57; 3,82

5

3,02; 2,53

3,02; 2,53

6

2,08; 1,74

2,08; 1,74

7

1,43; 1,20

1,43; 1,20

8

1,00; 0,84

1,00; 0,84

12,92; 10,80

12,92; 10,80

РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА

Модель

Steyr VC2000/396

Steyr VG2000/300

Тип

механическая, двухступенчатая, с блокируемым межосевым дифференциалом

механическая, двухступенчатая, с блокируемым межосевым дифференциалом

Управление

электропневматическое

электропневматическое

ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА

первая передача (низшая)

1,536

1,536

вторая передача (высшая)

0,890

0,890

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА

Передаточное отношение

4,18

Н. д.

ТОРМОЗА

Привод

пневматический

пневматический

Размеры: диаметр барабана, мм

400

400

Ширина тормозных накладок, мм

220

220

КОЛЁСА И ШИНЫ

Тип колёс

дисковые

дисковые

Тип шин

пневматические, с регулированием давления

бескамерные, радиального переменного давления

Размер обода

10,75-20 (274-508)

10,75-20 (274-508)

Размер шин

14.00 R20XZL

14.00 R20 Michelin

КАБИНА

Тип

передняя, расположенная над двигателем, трёхместная

передняя, расположенная над двигателем, трёхместная

ПЛАТФОРМА

Платформа

металлическая, с откидными бортами

трубчатый каркас, обшитый алюминиевыми листами с поднимаемыми боковыми и задними крышками, стеллажами, ложементами и встроенными ящиками

ХАРАКТЕРИСТИКА А/М ПОЛНОЙ МАССОЙ 16 Т

Максимальная скорость, не менее, км/ч

165

165

Наибольший преодолеваемый подъём, не менее, %

36

60

Наружный габаритный радиус поворота, м

11,3

Н. д.

*VK – вариант комплектации.

**Н. д. – нет данных.

 

Как видно из таблицы, по техническим характеристикам предыдущая и новая модели КАМАЗов очень похожи. В частности, двигатель ЯМЗ 7Э846 не претерпел изменений. Единственное, над чем команда попросила поработать Ярославский моторный завод (ЯМЗ), традиционно производящий двигатели для «КАМАЗ-Мастер», так это над уменьшением дымности. И просьба эта неслучайна. Дело в том, что в этом году федерация ужесточила требования по степени дымности двигателей грузовых автомобилей. Новое правило FIA носит субъективный характер. На «Дакаре» должен был работать специальный комиссар, который измерял бы степень дымности грузовика. Это должно выглядеть следующим образом. Ежедневно комиссар находится в одном и том же месте и фотографирует каждую машину, проезжающую мимо него. Он визуально определяет, превышает ли степень дымности автомобиля установленные нормы. Поэтому все участники ралли, выступающие в «грузовом» зачёте, должны были быть подвергнуты испытанию, название которому – русская рулетка. Если повезёт – поедешь дальше, а если нет, то федерация установила соответствующие штрафные временные и материальные санкции. Причём штраф, повторяющийся в четвёртый раз, означает, что виновник покидает гонку досрочно. Работники ЯМЗ учли это замечание и изменили впрыск топлива в машине, к тому же КАМАЗ 4326 оснастили очистителями дыма, тем самым значительно уменьшив степень дымности. По словам С. Якубова, в результате испытаний, проведённых на КАМАЗе, удалось выяснить, что дыма не просто не стало, но он ещё и избавился от запаха. Чудеса, да и только…

Раньше автомобили многих участников гонки часто имели отклонения от заявленных организаторами параметров. Поэтому FIA отказалась от стандартов чёткого соответствия гоночных грузовиков машинам обычным, сделав категорию грузовых автомобилей более спортивной. Федерация узаконила многие отступления от нормы.

Согласно изменениям, разрешено смещение двигателя грузовика на 1,4 м от передней оси относительно разъёма двигателя и коробки передач. Работники «КАМАЗ-Мастер» перенесли двигатель своего спортивного автомобиля на 400 мм назад, а кабину – на 200 мм. Благодаря таким преобразованиям улучшилась развесовка и управляемость машины. В «свободных» 200 мм закабинного пространства были размещены различные системы охлаждения (радиаторы, вентиляторы, воздуховоды и другие). А поскольку колесо и бампер грузовика теперь стали находиться близко друг к другу, автомобиль стал более манёвренным.

– Раньше, спускаясь с крутой дюны, мы цеплялись бампером за поверхность, теперь же машина без особых помех переходит в горизонтальное положение, – рассказывает руководитель команды.

Серьёзным изменениям подверглась подвеска машины. На неё установлен передний стабилизатор поперечной устойчивости с гидроцилиндром, отключаемый тумблером, который расположен на кабине. Мосты сохранились от предыдущей модели. Кабина автомобиля подрессоренная, с четырьмя амортизаторами.

Также федерация определила уровень, до которого можно снижать вес машины – 8,5 т. По словам С. Якубова, на заводе долго работали над облегчением грузовиков, однако до озвученной отметки добраться так и не удалось, поскольку в результате таких изменений появилась угроза перейти границу надёжности узлов и агрегатов, которые стоят на КАМАЗах.

 

 

 

Время собирать камни

В этом году «КАМАЗ-Мастер» исполняется двадцать лет. Команда подошла к определённому рубежу, когда можно подвести итоги работы за столь долгий период времени. Безусловно, ребятам удалось выполнить две важные для страны задачи – сформировать победный дух российских граждан, которые самоотверженно болеют за команду и гордятся ей, и доказать всему миру, что Россия может не только конкурировать с ведущими европейскими компаниями, производящими грузовые автомобили, но и превосходить их.

 

Количество побед грузовых автомобилей в ралли «Дакар» по маркам

Марка автомобиля

Количество побед

Годы

КАМАЗ

7

1996, 2000, 2002 – 2006

Tatra

6

1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001

Mercedes

5

1982 – 1986

Perlini

4

1990 – 1993

Sonacone

1

1980

HINO

1

1997

ALM/ACMAT

1

1981

DAF

1

1987

MAN

1

2007

 

Интерес к КАМАЗу растёт. И во многом именно благодаря прославленным победам на «Дакаре». Ралли имеет огромное значение как для завода в Набережных Челнах, так и для «КАМАЗ-Мастер». Спонсорский пакет команды отличается своей стабильностью, не говоря уже о том, что с каждым годом она получает новые перспективные предложения от потенциальных спонсоров, готовых вкладывать свои средства в автоспорт.

– Достойный имидж завода влечёт расширение рынка сбыта – во многих странах о наших автомобилях узнали именно благодаря «Дакару». И сегодня наше участие в этой гонке серьёзно влияет на продажи, – сказал руководитель команды «КАМАЗ-Мастер».

 Только в январе этого года состоялись два события, укрепивших позиции челнинского завода на мировом рынке. Так, в середине месяца в Туркменистане были подписаны два договора, касающихся поставок российских грузовиков в эту страну, а также межреспубликанского сотрудничества в области нефтегазового комплекса. Первое соглашение предусматривает отгрузку в этом году 2549 грузовиков КАМАЗ в этот регион. Данный показатель в шесть раз превышает результаты прошедшего года. По словам генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина, такой масштаб поставок потребует тщательной отработки логистики, поскольку российские машины доставляются в Туркменистан самоходом до Астрахани, а далее – на пароме по Каспийскому морю.

Помимо этого через полгода на территории страны будет открыт новый сервисный центр КАМАЗа, а на его базе создан учебный комплекс для обучения специалистов Туркмении с последующим трудоустройством в этом центре.

КАМАЗ также планирует подписать контракт с компанией «Tatra Vectra» о совместном создании предприятия по производству российских грузовиков на территории Индии. По данным Российского агентства международной информации, этот завод должен стать крупнейшим сборочным предприятием КАМАЗа за пределами России. На предприятии будет производиться мелкоузловая сборка российских самосвалов и магистральных тягачей с полуприцепом.

Представители КАМАЗа считают, что российские машины должны пользоваться популярностью в Индии прежде всего за счёт более низкой стоимости при аналогичных технических характеристиках с западными конкурентами.

Новое производство, скорее всего, будет нацелено на реализацию не только на индийском рынке, но и на такие страны региона, как Бангладеш, Мьянма, Шри-Ланка, а в будущем, возможно, и Малайзию.

Минувший год КАМАЗ закончил с хорошими результатами. По данным пресс-центра ОАО «КАМАЗ», прирост основных показателей производителя в 2007 г. составил 20 % по сравнению с годом предыдущим. Предприятия группы в 2007 г. выпустили и сбыли автомобили на сумму 85 млрд 249 млн рублей, что на 22,75 % больше, чем в 2006 г. На внутреннем и внешнем рынках в прошлом году реализовано 52 648 грузовиков КАМАЗ, т. е. на 20,2 % больше, чем в позапрошлом. Из них на российского потребителя приходится 39 187 машин (+ 20,75 %), на зарубежного, соответственно, 13 461 (+ 18,55 %).

На условиях лизинга клиенты в прошлом году получили 4360 автомобилей, автобусов и прицепной техники. Таким образом, рост по сравнению с 2006 г. составил 44,3 %. Также на условиях лизинга группа «КАМАЗ» реализовала 1267 автобусов НефАЗ на базе специального шасси КАМАЗ (+ 16,4 %), 12039 прицепов, полуприцепов и другой прицепной техники (+ 19,4 %).

 

Галопом по Европе и… обратно

В этом году на «Дакаре» должен был дебютировать экипаж из Украины, состоящий из спортсменов холдинговой компании «АвтоКрАЗ». В рамках подготовки к следующей гонке, на которую украинский автопроизводитель собирается выставить спортивный трак и одну-две вспомогательные машины технического сопровождения, нынешний ралли-рейд мог стать доброй школой для экипажа и техники. Так что ехали украинские спортсмены в Лиссабон с надеждой и огромным желанием обкатать трассу. Такой порыв можно лишь приветствовать: пора заводу заявлять о себе и на спортивном уровне.

Поездку украинских спортсменов в Европу нельзя воспринимать, как ком от «первого блина». Наоборот, их появление вызвало интерес.

Почти сотня грузовиков, прибывших для участия в ралли, в капотной версии была представлена только двумя машинами. Одна из них – украинская. Серийный бортовой КрАЗ 5233ВЕ является точным аналогом машин, поставляющихся потребителю. Его лишь немного доработали, придав статус автомобиля технической поддержки. А так – обычная версия двухосного грузовика с колёсной формулой 4х4 и ярославским мотором мощностью 330 л. с. На грузовике модели КрАЗ 5233ВЕ установлено сцепление фирмы «Sachs» и КПП Eaton.

Что касается других комплектующих, то всё остальное на машине – собственного производства или закуплено у российских и белорусских партнёров. Практически это полная идентичность серийных машин. Здесь даже не стали менять резину – укатили в Лиссабон на привычных белорусских шинах. Это широкопрофильная резина с размерностью 16.00 R20 для повышенной грузоподъёмности. В «дакаровской» версии, как и в базовой, машина с берегов Днепра имеет одинарную ошиновку заднего моста с функцией централизованной подкачки передних и задних колёс.

 

Мощными украинскими грузовикам Африка обкатана давно и активно: завод в Кременчуге уже несколько десятилетий является экспортёром машин на Африканский континент. Но одно дело эксплуатировать машины в условиях, приближенных к трассе ралли-рейда, а другое – принимать участие в гонке сильнейших автопроизводителей мира, самых выносливых и умелых спортсменов планеты. И хотя собственной спортивной команды «АвтоКрАЗ» до сих пор не имел, экипаж он подобрал сильный. Место пилота украинского КрАЗа занял известный спортсмен, чемпион Украины по шоссейно-кольцевым гонкам, президент Киевского городского автомотоклуба Сергей Малик. Механиком команды на престижную гонку пошёл заводской водитель-испытатель Александр Маслий. Спортивного опыта у него, правда, нет, но это с лихвой покрывается опытом испытания автомобилей КрАЗ во многих странах мира, в том числе в приближенных к «дакаровскому» маршруту условиях. Получился прекрасный тандем, когда опыт спортивных достижений дополняется опытом эксплуатационных испытаний и наоборот.

По словам А. Маслия, по дороге в Лиссабон и обратно (более 10 тыс. км) техника ни разу не подвела, если не считать за поломку две сгоревшие электрические лампочки. Пилоту С. Малику особенно понравилась коробка передач – та в скоростном режиме и под нагрузкой просто «шепчет». И никаких посторонних шумов и сбоев. По словам спортсменов, на магистрали машина была экономична, расходовала около 25 л солярки на сотню километров. По дорогам со сложным рельефом расход топлива повышался – в среднем тратилось до 30 л на 100 км пробега.

В отличие от боевых машин неоднократных победителей гонки – команды «КАМАЗ-Мастер», салон грузовика КрАЗ 5233ВЕ не столь наворочен. Это всё-таки не спортивный трак, а всего лишь серийная версия бортового грузовика. Двойная кабина с обычным спальником в заднем отсеке, конечно, видоизменена. Вместо сплошной пассажирской «сидушки» по правую руку от водителя для штурмана установлено такое же кресло, как и у пилота. Посередине получился широкий проход. Лежак в спальнике вообще убрали, разместив там кресло для механика. Оно как раз по центру кабины. А вот опустевшие боковины салона слева и справа от кресла мастерового члены команды использовали для личных вещей и поклажи. Каких-либо полочек, рундуков и прочих «прибамбасов» там нет – просто, удобно, эргономично. Впрочем, на трассе престижного ралли-рейда подобные излишества ни к чему.

На следующий год «АавтоКрАЗ» готовит спортивный болид КрАЗ 5173РЕ, получивший название «Самум», что в переводе с арабского означает «горячий сухой ветер с песчаной бурей». Пока официальной презентации спортивной машины не было. Её вот-вот продемонстрируют специалистам и общественности.

 Через реки, горы и долины лежал путь украинских спортсменов к Атлантическому побережью

 

«Самум» является полноприводным спортивным грузовиком с запасом хода почти на девять сотен километров. У него два топливных бака по 450 л каждый, что вполне оправданно: экстремальные условия «дакаровской» трассы чреваты сильным перерасходом топлива даже на экономичных европейских машинах. Кременчугская машина исключением не будет. Чтобы находиться на одинаковом силовом уровне мотора с соперниками, завод адаптировал под своего новичка немецкий мотор Deutz модели BF 8M1015CP с турбонаддувом и пиковым моментом до 300 кг/м. Это «восьмёрка» мощностью 740 л. с. с угловым расположением цилиндров. У мотора две системы охлаждения – жидкостный радиатор и два охладителя наддувочного воздуха. Не исключён вариант комплектации некоторых машин этой серии ярославскими моторами.

Разработчики позиционируют машину как автомобиль последнего, пятого поколения семейства КрАЗ. Он может преодолевать подъёмы до 320 и уклоны до 250, брать перевалы на высоте до 5 тыс. м над уровнем моря, форсировать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

По инженерному исполнению всю конструкцию грузовика можно условно разбить на модули – моторный отсек, кабина, системный отсек и, собственно, фургон. В суммарном итоге это будет 16 т полной массы. На автомобиле КрАЗ 5173РЕ разработчики применили уже проверенную временем разнесённую схему главной передачи ведущих мостов. Конструкционно блок подвески встроен в раму автомобиля, объединив редуктор главной передачи, рычаги подвески и амортизаторы. Что касается трансмиссии, то это классическая состыковка двигателя с механической КПП Eaton модели RTLO20913А (Великобритания). Последние две цифры в индексе модели указывают на количество ступеней коробки передач. Кроме этого машину оснастили двухступенчатой австрийской «раздаткой» VG 2000/3000 ZF Steyer, которая распределяет крутящий момент двигателя на передний и задний мосты.

На дороге с хорошим покрытием кременчугский спортивный грузовик благодаря уменьшенному передаточному числу высшей передачи сможет держать скорость 165 км/ч. Если включить самую низкую передачу, то машине не страшны пески, крутые подъёмы или водные преграды.

Системный блок (по требованиям FIA) обезопасили мощной дугой. Чтобы сэкономить на массе, её параллельно использовали для крепежа двух вертикальных глушителей с выхлопными трубами и такого же количества вертикальных воздухозаборников. В грузовом модуле, представляющем собой алюминиевый фургон с внутренним трубчатым каркасом (полная разработка украинских смежников), размещается вспомогательный ремонтно-сервисный инвентарь. Его погрузка и выгрузка осуществляются через распашные двери заднего борта. У кормовой кромки фургона по левому и правому бортам стоят ячейки запасных колёс с механизмом опускания на землю.

Салон кабины лишь по внешним признакам напоминает очертания серийного КрАЗа. Это трёхместная конфигурация с расположенными в один ряд анатомическими креслами для пилота, механика и штурмана. У каждого члена экипажа своя приборная панель. По всему периметру кабина затянута в мощные трубчатые дуги, предназначенные для защиты спортсменов на случай опрокидывания машины.

Предполагается, что в заезд следующего ралли-рейда пойдут три машины КрАЗ 5173РЕ. Одна будет идти в боевом строю зачёта, а две другие предназначены для выполнения вспомогательных функций и технической поддержки. Как покажет себя машина на трассе, пока прогнозировать никто не берётся. Так что можно делать ставки.

 

Будущее «Дакара» – Южная Америка

По словам С. Якубова, команда «КАМАЗ-Мастер» уже получила официальное подтверждение «A.S.O.» того, что в следующем году автомарафон состоится. Только маршрут гонки претерпит колоссальные изменения. Стартует ралли в Аргентине (Буэнос-Айрес) и закончится в Чили (Сантьяго). Он будет состоять из горных участков и равнин, усеянных верблюжьей колючкой. И, что самое главное, на трассах будут встречаться песчаные этапы, близкие по своей сложности к африканским. И несмотря на то, что Южная Америка не богата таким количеством песка, как Африка, организаторы должны провести трассу по наиболее песчаным местам. Ведь ни одна из серьёзных команд не поедет на ралли-марафон, где не будет песка – машины специально «заточены» под это.

Помимо этого организатор «Дакара» готовит ряд небольших соревнований в Европе, чтобы предоставить спортсменам возможность реализовать накопленный к гонке потенциал. Вероятнее всего, они пройдут в Европе в апреле – мае этого года.