Дороги "Трос удержит и спасёт"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото Олега ЖАРКО

 

Пару лет назад во время делового визита в скандинавские страны белорусские дорожники обратили внимание, что их коллеги вместо традиционных металлических барьеров-отбойников используют на разделительных полосах и обочинах автомагистралей тросовое ограждение. Тогда и возникла идея возможного применения данной технологии на дорогах Беларуси.

 

Вопрос был поднят на специализированном семинаре по современным методам обеспечения безопасности движения на дорогах с интенсивным транспортным потоком, организованном департаментом «Белавтодор» Минтранса республики. Тогда участникам мероприятия был продемонстрирован видеофильм, красноречиво свидетельствующий о высокой пассивной безопасности тросового ограждения на примере краш-тестов. Так, автомобиль, въезжающий на скорости свыше ста километров под углом в 25 градусов в традиционное металлическое барьерное ограждение, конструкция которого практически на сто процентов исключает возможность выезда на полосу встречного движения, после столкновения получал серьёзные повреждения, а водитель и пассажиры – травмы, порой несовместимые с жизнью.

Совсем другая картина вырисовывалась на краш-тесте с тросовым ограждением. Та же скорость и тот же угол, но при аварии удар смягчается, и ни транспортное средство, ни пассажиры не получают существенных повреждений.

Дело в том, что тросовое ограждение равномерно поглощает нагрузку. При этом несущая способность не уступает металлическим отбойникам. Меньше страдает и само удерживающее сооружение: ломаются лишь стойки, замену которых можно осуществить весьма быстро. Преимущество ещё и в том, что такое ограждение гораздо ниже по металлоёмкости, чем одинарное оцинкованное. Стоимость его обслуживания, по подсчётам специалистов, чуть ли не в два раза меньше, чем затраты на традиционные металлические барьеры.

В порядке эксперимента тросовое ограждение по скандинавской технологии было установлено на пятикилометровых участках разделительных полос автомобильных дорог М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации и М6 Минск – Гродно.

– Это запатентованная разработка. Практика применения тросов подтвердила высокую эффективность повышения безопасности дорожного движения и спасения человеческих жизней, – пояснили нам в департаменте «Белавтодор». – Ограждение обеспечивает повышенную безопасность для всех видов транспортных средств за счёт обтекаемой формы стойки и расширенного распределения тросов. Также к достоинствам разработки относится повышенная гибкость, достигаемая путём расчёта оптимального прогиба. Помимо этого обеспечивается высокая экономическая эффективность за счёт быстрого ремонта после наезда транспортных средств и текущего содержания. Конструкция практически исключает возможность выезда как грузового, так и легкового транспортного средства на полосу встречного движения.

Следует отметить, что даже столь небольшая протяжённость установленного на белорусских дорогах тросового ограждения уже доказала эффективность применения: на этих участках случилось несколько дорожно-транспортных происшествий, в которых ни один человек серьёзно не пострадал, – отметили в департаменте «Белавтодор». – Учитывая преимущества тросового ограждения перед традиционными, в будущем планируется значительно расширить практику его применения на разделительных полосах дорог для предупреждения лобовых столкновений, которые относятся к категории ДТП с наиболее тяжкими последствиями.