Сотрудничество "Не бороться, а договариваться"


Намерен Белорусский союз транспортников. И в этом видит перспективы роста отрасли

 

Олег ЖАРКО

 

Ситуация на белорусском транспортном рынке во многом уникальна и парадоксальна. С одной стороны, географическое расположение страны весьма удобно и привлекательно для транзита, в наследство от СССР республике досталась серьёзная перевалочная логистическая инфраструктура, нет полномасштабной границы с восточным соседом – Россией (с которой уже давно продекларировано единой транспортное пространство, существует полноценная законодательная база, регламентирующая транспортную деятельность). С другой стороны, положению транспорта позавидовать трудно: по ряду причин транзит хотя и растёт, но далеко не теми темпами, какими набирает обороты внешнеэкономическая деятельность России на западном направлении, логистическая инфраструктура практически не используется, а отношения с российскими коллегами у белорусских транспортников складываются весьма непросто.

Казалось бы, теоретически есть всё, чтобы сделать работу транспортного комплекса страны современной и эффективной. Но чего-то не хватает…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Председатель правленияБСТ Г. Федоров

 

Двенадцатого декабря минувшего года в Минске состоялся четвёртый съезд Белорусского союза транспортников (БСТ), который несколько подкорректировал цели и задачи этого общественного объединения. Председателем Правления БСТ на съезде избран Григорий Фёдоров.

Мы попросили Григория Константиновича рассказать об этих новых задачах общественного объединения белорусских транспортников.

 

С небес на землю. Штрихи к портрету…

Интересно, что сам факт выдвижения кандидатуры на этот пост Григория Фёдорова привлёк интерес к БСТ не только   автоперевозчиков, но и авиаторов, железнодорожников, речников. Он авиатор: более 6 тыс. часов налетал на АН-24, АН-26, ТУ-134 и ТУ-154. Вершина карьерного роста – председатель Госкомитета по авиации, член Правительства Республики Беларусь. Главы авиационных администраций стран СНГ избрали Фёдорова Председателем Совета по авиации и использованию воздушного пространства стран СНГ. По сей день он остаётся советником председателя Межгосударственного авиационного комитета СНГ.

При этом пять лет возглавлял Белорусскую федерацию футбола, был членом одного из комитетов Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА).

А интерес к перспективам БСТ с его избранием на пост председателя правления проснулся у лётчиков, речников и железнодорожников потому, что они хорошо знают его. И на съезд многие пришли уже с ворохом неотложных проблем и за получением задач…

 

– Григорий Константинович, так чего не хватает белорусскому транспорту для действительно современной и эффективной работы?

– Да всего хватает. Нужно только добавить согласованности действий и взаимопонимания. Есть политическая воля власти, но зачастую не хватает общего языка – не только между ветвями власти и транспортниками, но и между самими транспортниками, между нашими транспортниками и их зарубежными коллегами.

Транспортную политику формирует не только Министерство транспорта и коммуникаций, но и транспортная общественность. Рыночные механизмы, при помощи которых мы сегодня творим в транспортном бизнесе, требуют их соответствующего восприятия и постоянного совершенствования. Многое за последние 10 – 15 лет существенно поменялось в нашей транспортной жизни. И немало ещё предстоит сделать, чтобы эффективно конкурировать в новой среде хозяйствования, в условиях глобализации экономики, реформирования собственности, постоянного обновления технологий, прежде всего – информационных.

Транспортное законодательство, созданное в Республике Беларусь, во многом более прогрессивно и системно, чем у наших основных российских партнёров, но у россиян больше значимых успехов в институциональных и рыночных преобразованиях, в развитии логистики. Заслуживает внимания общероссийская открытая Программа содействия реформам городского пассажирского транспорта. В России создан специальный центр, координирующий деятельность в рамках этой программы. Как мне кажется, следует ускорить и изучение работу Российского координационного совета по логистике. Эта задача настойчиво стучится и в белорусскую дверь. В России сегодня продуктивно работает несколько транспортных союзов и ассоциаций, как федеральных, так и региональных. Мне удалось недавно побывать и в Российском автотранспортном союзе, и в объединении автопредприятий Московской области «Мострансавто». Они заинтересованы в сотрудничестве с БСТ и даже, как мне показалось, в не меньшей степени, чем мы. По этому вопросу, другим направлениям работы, которые закреплены в Уставе БСТ, необходимо в целом активизировать деятельность нашего Союза (и не только с российскими общественными и транспортными образованиями).

Нам есть чему поучиться не только у россиян, но и у других наших ближайших соседей: литовцев, поляков, латышей, в том числе по обновлению парка транспортных средств,   разобраться в причинах, почему это у нас происходит медленнее. Например, в Латвии на транспорт (в котором занято 9 % работающих) приходится около 1/3 всех инвестиций в экономике, а иностранных из них – более половины. Инвестиции – наша больная тема. Речь идёт не только об автотранспорте, но и об авиации, речном и морском флоте. Да и на железной дороге – при всём уважении к эффективности и бесперебойности её работы – износ основных фондов составляет около 80 %. Это тревожный звонок. Потребность в инвестициях актуальна практически по всем видам транспорта. В БСТ предполагается принятие участия в ряде инвестиционных проектов по привлечению источников для производителей транспортных работ и услуг.

Анализируя более понятный нам российский рынок, отмечу, что по вопросам регулирования транспортной деятельности в реальной направленности по созданию структур, отвечающих рыночной модели, немало положительного, что можно брать за основу и белорусам. Вместе с тем есть и в Беларуси транспортные формирования, работающие на современном уровне. Мне было интересно недавно побывать на производственных советах Витебского и Гродненского объединений автомобильного транспорта.

Кстати, во взаимоотношениях российских и белорусских транспортников накопилось, «навязалось» немало сложных узлов. Я уже сказал, что недавно был в нескольких транспортных объединениях и крупных автотранспортных компаниях, разговаривал с коллегами. Есть у нас взаимопонимание, с российской стороны я вижу открытость, желание идти навстречу. Нужна инициатива – не пустая и не голословная. Для начала – с нашей стороны. Причём у российских коллег столько хороших идей и направлений, и совершенно открытый обмен конкретной и полезной информацией.

Нам есть что с чем сравнивать. Если у нас после развала СССР начался парад суверенитетов со всеми вытекающими отсюда (далеко не всегда положительными) последствиями, то в Европе в то же время начался качественно новый этап в транспортной политике, цель которого – образование единого рынка транспортных услуг. Ставка делается на комплексное развитие транспортной инфраструктуры, её модернизацию, а также поступательное упрощение порядка пересечения границ и устранение административных барьеров при выполнении международных перевозок. Регулярно стали проводиться европейские конференции по транспорту, в работе которых принимают участие парламенты, правительства и общественные транспортные организации.

Вот и давайте сравним: чего за это время добились наши европейские коллеги, и чего – мы в рамках Транспортного Союза России и Беларуси. Комментарии, как говорится, излишни…

– Какими Вам видятся взаимоотношения с Министерством транспорта и коммуникаций?

– Я уже встретился с министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимиром Сосновским. И, говоря откровенно, тот объём задач, в решении которых министерство хотело бы видеть нас своим помощником, весьма внушителен. Мы с ним долго беседовали о перспективах нашего сотрудничества. Мне импонировал этот откровенный разговор, и я получил для себя подтверждение, что эта структура (БСТ) необходима для совместного решения довольно сложных задач. Здесь нет никакого параллелизма: своя тема – своя ниша. 

А общественная трибуна, каковой призван стать Белорусский союз транспортников, позволяет выработать определённые компромиссы и решения – и при их помощи реализовать государственную транспортную политику и найти точки соприкосновения.

Обеспечение конструктивного взаимодействия с министерством, представляющим единую транспортную систему государства и формирующим соответствующую единую транспортную политику, является одной из основных наших задач. В структуре Минтранса объединены все виды транспорта. Но это пока, насколько мне известно, только юридическое решение. Для их реального взаимодействия, выработки общих принципов транспортной политики, конструктивного сотрудничества придётся ещё серьёзно поработать, в том числе и Белорусскому союзу транспортников.

Надо работать синхронно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по реализации задач – особенно тех, то которых сегодня у Минтранса просто «не дотягиваются» руки – в частности, в силу того, что попросту невозможно административным путём решать многие вопросы в ситуации, которую принято считать рыночной. Наша деятельность дополняет работу министерства. Консенсус в этом вопросе достигнут достаточно надёжный, как говорится, работы хватит всем. Единственное, чтобы было поменьше наблюдателей и побольше людей с активной жизненной позицией, с желанием сотрудничать. Новые творческие инициативы принимаются!

– Не пересекаются ли сферы перспективного влияния БСТ с Белорусской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (БАМАП)?

– Нет. Деятельность, осуществляемая    БАМАП, получила признание не только в Беларуси, но и за её рубежами. Однако при всём уважении к профессиональной активности данной ассоциации международных автоперевозчиков, есть ещё много других проблем, которыми необходимо заниматься для улучшения работы транспортной системы страны.

И прежде всего – нарастающей проблематикой в пассажирских перевозках, а именно необходимостью совершенствования законодательного регулирования работы общественного транспорта, в частности – взаимоотношений перевозчиков, справедливой конкуренции предприятий различных форм собственности, эффективного использования бюджетных средств и государственной поддержки со стороны местных органов власти. Речь здесь идёт и других насущных вопросах – защите собственности, принятии адекватной системы налогообложения. Это большой перечень вопросов, которые нам надо сообща неотложно решать.

На пассажирском транспорте особенно остро стоит и   вопрос обновления парка транспортных средств для обеспечения социальных транспортных стандартов в Республике Беларусь.

– Но чем Союз может помочь в этом перевозчикам?

– Многим. Участие в инвестиционных проектах здесь, наверное, даже не главное. Основа – в лоббировании интересов перевозчиков во властных структурах. Стесняться этого подхода мы не намерены, поскольку интересы транспортников зачастую ущемляются лоббизмом во властных кабинетах иных отраслей и субъектов хозяйствования, то нам тоже ничего другого не остаётся. Наличие противовеса, по крайней мере, позволит государству взвешивать на весах не одну, а две позиции. А ведь транспорт является важнейшим фактором общественного развития, главная задача которого – реализация конституционного права человека на обеспечение надёжной возможности передвижения, гарантия свободного обмена товарами и услугами. Общественный транспорт должен быть доведён до того уровня комфорта, качества и скорости, которое от него ожидают пассажиры. Возможно ли этого добиться при существующем подвижном составе? Ответ, думаю, очевиден. Вместе с тем, взаимоотношения с промышленностью у перевозчиков складываются непростые. Здесь необходимо чётко определить баланс интересов на сегодняшний момент и попробовать заглянуть в день завтрашний. Потому что если мы будем только бороться и противоречить друг другу, противопоставлять собственные интересы чужим, то, во-первых, уничтожим потенциал, во-вторых, из отрасли, а то и из страны уйдут наши люди – высококвалифицированные специалисты (этот процесс идёт уже полным ходом). Поэтому и с промышленностью надо находить контакт, и с налоговыми органами, и с таможенными органами… Опыт развитых стран свидетельствует о постоянном повышении требований к автоперевозчикам, и касаются они разных аспектов: наличия современных транспортных средств, опыта работы, хорошей репутации по безопасности и качеству транспортного обслуживания и финансовой устойчивости, которая должна обеспечивать обществу и клиентам экономическую безопасность. Кадры предстоит научиться ценить по-новому: нет у нас такого конвейера, который серийно бы их плодил… Да и потом, мы в ответе перед этими людьми. Это тоже надо понимать. В авиации США, например, подготовка квалифицированного пилота обходится в 25 млн долларов. Не готов назвать аналогичную цифру по автомобильному и железнодорожному транспорту у нас, но пусть даже в 50 раз меньше. Привыкли мы к тому, что люди – это всего лишь люди. Их не оценишь по ведомости основных фондов и степени вложений и износа, как автомобиль…

– Кадровая проблема, действительно, стоит остро…

– Для обеспечения наращивания конкурентоспособности транспортных предприятий существует необходимость путём повышения квалификации специалистов и руководителей всех категорий формировать высокий уровень транспортного обслуживания населения.

Без внедрения новых технологий в транспортный процесс на серьёзный прогресс в нашей отрасли трудно рассчитывать. Данная работа требует единой скоординированной политики.

Подготовка кадров, постоянное повышение их квалификации, обучение перспективным методам хозяйствования, подпитка современной информацией и выработка совместной программы действий по защите профессиональных интересов – ещё одна животрепещущая тема, и она, безусловно, касается всех работников транспортной системы. Однако с особым вниманием БСТ предстоит отнестись к кадровому потенциалу руководящего и директорского корпуса. Статистика свидетельствует, что 80 % банкротств происходит не из-за некачественных продукции или услуг, а из-за плохого менеджмента, низкой квалификации руководителей, прежде всего, их юридической безграмотности. Для оперативного и неформального решения возникающих проблем нам предстоит создать рабочую группу из наиболее активных директоров и ведущих специалистов.

Сегодня нашему Союзу надо укрепиться. Причём сделать это предельно быстро и эффективно. Помимо постоянной текущей информационной и аналитической работы в интересах членов Союза, БСТ предстоит набирать и профессиональный вес – в выработке законодательной базы, взаимодействии с общественными транспортными формированиями в республике и за рубежом, участии в их деятельности, а также в работе на местах в регионах. Для этого предполагается в ближайшем будущем создание региональных представительств Белорусского союза транспортников. Мы намерены вступить в Международный союз общественного транспорта и надеемся на помощь «Минсктранса», который уже является членом этого Союза (генеральный директор «Минсктранса» Леонтий Папенок входит в состав исполнительного комитета евразийской секции Международного союза общественного транспорта (МСОТ).

Мы также активно должны работать над решением задач социальной направленности. Нам необходимо участвовать также и в Национальном совете Республики Беларусь по трудовым и социальным вопросам в сфере социального партнёрства, в вопросах безопасности на транспорте, информационном обеспечении членов Союза о функционировании транспортной системы. Большое поле деятельности и в сфере профилактической работы, обеспечении участия местных представительств в общей работе и формировании обратной связи с членами Союза. Продолжая начатое, хочется сделать так, чтобы Белорусский союз транспортников стал нашим транспортным профессиональным домом. Смысл слова «союз» ко многому обязывает. Прежде всего к тому, чтобы была сохранена атмосфера доброжелательности и взаимопонимания в поддержке и защите общих интересов. В Союзе существует особая притягательная, жизнедеятельная атмосфера. И нам надо, сохранив данное начало, построить наш общий дом, куда было бы стремление приходить.

Хочу выразить признательность всем тем, кто в своё время создал эту структуру и не только сумел её сберечь, но и сделал для неё немало. В жизни белорусских транспортников начинается новая глава. И писать мы её будем вместе.