Анализ рынка "Внимание: передел на украинском рынке грузовиков!"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

Минувший год украинский рынок грузовой и коммерческой техники впервые в новом тысячелетии завершил с ощутимыми потерями, недосчитав более четырёх тысяч автомобилей. Причём случилось это в момент усиления строительного бума и резкой активизации грузоперевозок.

 

Если быть точным, общее снижение продаж коммерческих автомобилей в прошлом году составило 4269 автомобилей, или 9,14 % общего объёма рынка. Впрочем, в отдельных сегментах рынка итоги очень разнятся. Например, грузовики полной массой 3,6 – 8 и 8 – 16 т потеряли более чем по 40 %, а на машины полной массой до 3,5 т спрос упал более чем на 20 %. При этом, кстати, на те же 20 с лишним процентов увеличились продажи пикапов и тяжёлых грузовиков, а вот уровень продаж лёгких коммерческих автомобилей практически сохранился, потеряв всего 1,63 % рынка.

 

Таблица 1. Динамика рынка грузовиков Украины за последние годы

 

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008, прогноз

пессим.

оптим.

Кол-во регистраций

17104

25512

27855

34568

46731

42462

45700

54800

Прирост, шт.

8408

2343

6713

12163

- 4269

3238

12338

Прирост, %

49,16

9,18

24,10

35,19

- 9,14

7,63

29,06

 

Сравнительная динамика продаж грузовиков в Украине в различных сегментах в 2006 – 2007 гг.

 

 

 

Однако, анализируя эти цифры, нельзя не отметить, что они лишь частично отражают реальность, поскольку на итоги продаж прошлого года (как, впрочем, и позапрошлого) в значительной мере повлияло введение в Украине стандарта Евро-2. Узаконив с 1 января 2006 г. эту экологическую норму, страна автоматически «проскочила» Евро-0 и -1, которые здесь так и не были приняты. А поскольку машины Евро-2 дороже предшественников, то на автомобили Евро-0 и -1 возник повышенный спрос, в том числе и неплатёжеспособный. Соответственно, часть этих автомобилей была раскуплена, а оставшиеся машины, которые уже нельзя было продавать на первичном рынке из-за их несоответствия экологическому стандарту (для машин украинского производства эта дата наступила 1 июля 2006 г.), были переоформлены торгующими организациями на себя либо на своих сотрудников. Эти машины без пробега, которые формально перешли в разряд «бэушных», продавались и во втором полугодии 2006 г., и в прошлом году, хотя официально они попали в отчётность позапрошлого года. Отчасти именно поэтому в 2006-м украинский рынок грузовиков так резко вырос на рекордные 35,19 %.

 

Пикапы

В прошлом году сегмент пикапов не только не потерял в продажах, но и оказался наиболее активно развивающимся, прибавив 2329 машин, или 23,96 % продаж. И хотя бессменным лидером спроса по-прежнему остался ЗАЗ 110557 на базе «Славуты», в целом продукция предприятия теряет покупателей, уступая позиции «европейцам». Так, в 2007 г. ЗАЗ потерял 11,32 % своего рынка, тогда как FIAT Doblo, опередил ИЖ 27175 и Renault Kangoo и вышел на второе место в сегменте, увеличив свою долю почти втрое (с 6,60 до 15,89 %). Не менее впечатляющих успехов добился и Volkswagen Caddy, который расширил свою нишу с 5,66 до 14,62 % и на рынке пикапов переместился с шестой позиции на третью. И если в этом году тенденция сохранится, ЗАЗ, в лучшем случае, переместится на третье место.

Это говорит о том, что потребитель начинает ценить качество, хотя извечная тяга к дешевизне по-прежнему присуща нашему человеку, о чём свидетельствуют первые успехи на украинском рынке китайских пикапов. Конечно, увеличение их доли с 1,03 до 1,87 % – результат более чем скромный. Но на фоне существенной потери рынка такими марками, как Chana, Great Wall и Zhong Xing, а также незначительного сокращения продаж пикапов Dong Feng, впечатляют успехи модели FAW 1011, доля которой в сегменте выросла в 27 раз (с 0,07 до 1,57 %). Таким образом, на всём рынке грузовых автомобилей FAW 1011 стал самым привлекательным. И хотя в прошлом году продано всего 189 этих машин, тенденции роста впечатляют.

 

Таблица 2. Динамика рынка пикапов в Украине в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

ЗАЗ

3691

37,98

3273

27,17

- 418

- 11,32

FIAT

641

6,60

1915

15,89

1274

198,75

Volkswagen

550

5,66

1762

14,62

1212

220,36

ИЖ

2531

26,04

1424

11,82

- 1107

- 43,74

Renault

946

9,73

1291

10,72

345

36,47

Citroёn

634

6,52

934

7,75

300

47,32

Peugeot

401

4,13

837

6,95

436

108,73

Ford

128

1,32

230

1,91

102

79,69

FAW

7

0,07

189

1,57

182

2600,00

Opel

53

0,55

156

1,29

103

194,34

Dong Feng

22

0,23

20

0,17

- 2

- 9,09

Soyat

0

0,00

7

0,06

7

Chana

49

0,50

7

0,06

- 42

- 85,71

Hafei

0

0,00

2

0,02

2

Nissan

0

0,00

1

0,01

1

Skoda

1

0,01

0

0,00

- 1

- 100,00

Chevrolet

2

0,02

0

0,00

- 2

- 100,00

Toyota

3

0,03

0

0,00

- 3

- 100,00

Zhong Xing

5

0,05

0

0,00

- 5

- 100,00

Great Wall

17

0,17

0

0,00

- 17

- 100,00

Mitsubishi

38

0,39

0

0,00

- 38

- 100,00

ВСЕГО

9719

100

12048

100

2329

23,96

 

И, конечно же, удивляет практически полное исчезновение с рынка японских и корейских производителей. При этом очень быстро растут продажи европейских машин, которых в прошлом году впервые продали больше, чем автомобилей из стран СНГ, что для украинского автомобильного рынка – событие знаковое.

 

Доля производителей различных стран в сегменте пикапов в 2006 – 2007 гг.


 

 

Лёгкие коммерческие автомобили

Наиболее стабильным, пожалуй, в 2007-м оказался сегмент лёгких коммерческих автомобилей полной массой 2,1 – 3,4 т, который за год «потерял» всего 49 машин, или 1,63 % от объёмов продаж предыдущего года.

Как и в случае с пикапами, в этом сегменте определился явный лидер – бренд Volkswagen (модель Transporter), который уже потеснил УАЗ и буквально наступает на пятки «Соболю», постепенно сдающему свои позиции. Не исключено, что по итогам 2008-го Volkswagen окончательно вырвется в лидеры, а европейские производители опередят ГАЗ и УАЗ.

 

Таблица 3. Динамика рынка лёгких коммерческих автомобилей в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

ГАЗ

1228

40,91

1054

35,69

- 174

- 14,17

Volkswagen

455

15,16

893

30,24

438

96,26

УАЗ

1036

34,51

721

24,42

- 315

- 30,41

Mercedes-Benz

171

5,70

186

6,30

15

8,77

Opel

19

0,63

25

0,85

6

31,58

Citroёn

5

0,17

18

0,61

13

260,00

Renault

10

0,33

15

0,51

5

50,00

Chevrolet

1

0,03

13

0,44

12

1200,00

FIAT

1

0,03

11

0,37

10

1000,00

Peugeot

11

0,37

6

0,20

- 5

- 45,45

Dodge

12

0,40

5

0,17

- 7

- 58,33

Jinbei

0

0,00

2

0,07

2

Nissan

3

0,10

2

0,07

- 1

- 33,33

Mudan

48

1,60

2

0,07

- 46

- 95,83

Hyundai

2

0,07

0

0,00

- 2

- 100,00

ВСЕГО

3002

100

2953

100

- 49

- 1,63

               

 

То есть и здесь наблюдается та же картина, что и на рынке пикапов: производители стран СНГ уступают своё место Европе, японцы и корейцы практически покинули рынок, и даже китайцы потеряли без малого 92 % предыдущих продаж – в первую очередь из-за резкого падения спроса на модель Mudan MD 4015.

 

Доля производителей различных стран в сегменте лёгких коммерческих автомобилей в 2006 – 2007 гг.


 

Грузовики полной массой до 3,5 т

Пожалуй, самыми популярными на украинском рынке остались лёгкие грузовики и фургоны полной массой 3,5 т, для управления которыми достаточно водительских прав категории «В». Но и здесь произошли изменения. До сих пор бесспорным лидером и единственным серьёзным игроком в этой рыночной нише был ГАЗ, контролировавший более 90 % продаж автомобилей грузоподъёмностью около 1,5 т. Но скорее всего эпоха безраздельного господства этого бренда подходит к концу, и в прошлом году «Газель» и её модификации потеряли более трети своего рынка (34,69 %), и это, по мнению экспертов, закономерность, вызванная вполне объективными причинами.

Какими? Цена на «Газели» непрерывно увеличивается, а вместе с тем растут и отказы этих машин, и сегодня по надёжности нижегородские автомобили сравнялись с китайскими JAC. Если графически изобразить изменение качества машин-конкурентов, то у китайцев эта кривая идёт вверх, а у нижегородцев – в обратную сторону. И точка пересечения уже пройдена… Поэтому неудивительно, что по соотношению цена – качество грузовики JAC уже сейчас выигрывают у ГАЗа и начинают отвоёвывать у него всё большую долю рынка.

Тем не менее «Газель» продолжает держаться «на плаву», но исключительно из-за дефицита предложений в этом сегменте техники. Ведь машины, которая могла бы заменить ГАЗ 3302, на рынке сегодня нет. Но когда он насытится, доля «Газели», несомненно, упадёт ещё больше.

Впрочем, это относится и к китайскому конкуренту. JAC во многих отношениях хороший автомобиль, но его 60-сильный двигатель слишком слаб. И если китайцев, думающих прежде всего об экономии, вполне устраивает «топливосберегающая» скорость 70 – 80 км/ч, то славянские водители такой «тракторный» режим не воспринимают. Кроме того, у JAC слишком узкая кабина, опять же не всех устраивают длина и ширина кузова. Поэтому нельзя сказать, что эта машина заменит «Газель». Впрочем, китайцы быстро учатся…

С другой стороны, если сегодня на рынок придёт аналог «Газели» с такими или чуть лучшими техническими характеристиками (двигатель, геометрия кабины, кузова и т. д.), то в Украине эта машина будет «обречена на успех». Если, конечно, нижегородцы вдруг не повысят качество своей продукции и не снабдят машину недорогим и надёжным дизельным двигателем. Таким образом, в сегменте грузовиков полной массой до 3,5 т «Газель» и в нынешнем году останется лидером – правда, до тех пор, пока на рынке не появится модель, которая сможет её заменить.

 

Таблица 4. Динамика рынка грузовиков в Украине полной массой до 3,5 т в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

ГАЗ

15588

92,43

10180

78,40

- 5408

- 34,69

JAC

233

1,38

1410

10,86

1177

505,15

Ford

323

1,92

686

5,28

363

112,38

Peugeot

115

0,68

214

1,65

99

86,09

Volkswagen

63

0,37

158

1,22

95

150,79

Mercedes-Benz

173

1,03

128

0,99

- 45

- 26,01

Renault

12

0,07

59

0,45

47

391,67

Citroёn

37

0,22

58

0,45

21

56,76

FIAT

23

0,14

50

0,39

27

117,39

Iveco

36

0,21

29

0,22

- 7

- 19,44

Hymer

2

0,01

7

0,05

5

250,00

Opel

8

0,05

3

0,02

- 5

- 62,50

Dodge

2

0,01

1

0,01

-1

- 50,00

Nissan

0

0,00

1

0,01

1

Foton

250

1,48

0

0,00

- 250

-100,00

ВСЕГО

16865

100

12984

100

- 3881

- 23,01

 

Поэтому если говорить о «географии» производителей грузовиков полной массой до 3,5 т, то СНГ ещё долго будет в лидерах благодаря всё той же «Газели». Хотя Китай (а вернее, JAC) уже сделал серьёзную заявку на своё лидерство в данном сегменте рынка. Да и европейские производители медленно, но верно отбирают у ГАЗа его покупателей. А вот японские и корейские производители в этом сегменте представлены разве что символически.

Подобное соотношение сил вызвано тем, что эти грузовики работают, как правило, в малом бизнесе, где больше всего ценятся утилитарность техники и максимальное соответствие цены и качества. А если учитывать рост благосостояния предпринимателей, то отдалённые перспективы «Газели» на украинском рынке весьма сомнительны.

 

Доля производителей различных стран в сегменте грузовиков полной массой до 3,5 т в 2006 – 2007 гг.

 

 

Малотоннажные грузовики (3,6 – 8 т)

Основную «погоду» в этом сегменте сейчас делают три производителя: ГАЗ, ТАТА и FAW, общая доля которых в прошлом году составила 73,27 %. И хотя в сравнении с 2006-м этот показатель практически не изменился, в численном выражении продажи этих производителей уменьшились на 2482 грузовика. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь данный сегмент в прошлом году понёс наибольшие потери и уменьшился на 3402 грузовика, или на 41,14 %.

Подобную негативную тенденцию можно объяснить следующими причинами. Прежде всего, вырос спрос на более качественные машины, которых на украинском рынке не хватает. Также вспомним неучтённые продажи техники Евро-0, о которых уже говорилось.

Что касается ГАЗов, то эти грузовики в 2007-м ежеквартально дорожали на 500 – 700 долларов, хотя качество машин оставалось на прежнем уровне. Так что точка пересечения кривых цена – качество российских и китайских автомобилей уже пройдена и в данном сегменте рынка. Показателен и тот факт, что если раньше только один ГАЗ 3307 занимал до 40 % украинского рынка, то сейчас его доля упала до 6,24 %, тогда как все ГАЗы вместе (прежде всего, благодаря всё той же «Газели») занимают 28,59 % рынка.

Тем не менее, спрос на ГАЗы всё ещё есть и сохранится в обозримом будущем. Так что несмотря на заметное падение спроса на грузовики этой марки, они ещё не один год будут находиться среди серьёзных игроков в своём рыночном сегменте. В то же время нельзя не отметить, что спросу на нижегородские грузовики в немалой степени способствует двухмесячный дефицит ТАТА и FAW.

Но этот перекос постепенно устраняется. Первыми начала продавать на украинском рынке грузовики LPT-613 в 2005 г. компания «Эталон». Но тогда индийские автомобили вызвали настороженность покупателей, и машина «не пошла». А уже в 2006 – 2007 гг. этот автомобиль был нарасхват, в результате чего ёмкость рынка этой машины в прошлом году составила около полутора тысяч. И если бы в торговой сети оказалось такое количество машин, они наверняка были бы проданы.

В 2008-м ТАТА планирует продать 1600 таких грузовиков. Подобные планы выглядят вполне реальными, поскольку LPT-613 хорошо зарекомендовал себя на украинском рынке и активно увеличивает своё присутствие в сегменте малотоннажных грузовиков. В результате, отобрав потенциальных покупателей у ГАЗа, ТАТА вполне может выйти на первую позицию в своём сегменте рынка.

Нельзя не отметить и стремительное вхождение в рынок грузовиков Isuzu, которые «с нуля» вышли сразу на четвёртое место, захватив 7,11 % сегмента.

 

Таблица 5. Динамика рынка малотоннажных грузовиков в Украине полной массой 3,5 – 8 т в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

ГАЗ

3555

44,03

1963

42,02

- 1592

- 44,78

TATA

731

9,05

970

20,76

239

32,69

FAW

1619

20,05

490

10,49

- 1129

- 69,73

Isuzu

0

0,00

332

7,11

332

ЗИЛ

188

2,33

232

4,97

44

23,40

Hyundai

210

2,60

176

3,77

- 34

- 16,19

Mudan

185

2,29

139

2,98

- 46

- 24,86

Iveco

89

1,10

127

2,72

38

42,70

Foton

552

6,84

113

2,42

- 439

- 79,53

Mercedes-Benz

88

1,09

47

1,01

- 41

- 46,59

Dong Feng

524

6,49

31

0,66

- 493

- 94,08

Mitsubishi

25

0,31

28

0,60

3

12,00

Juejin

99

1,23

8

0,17

- 91

- 91,92

Богдан

180

2,23

6

0,13

- 174

- 96,67

JAC

5

0,06

6

0,13

1

20,00

Renault

2

0,02

4

0,09

2

Volkswagen

22

0,27

0

0,00

- 22

- 100,00

ВСЕГО

8074

100

4672

100

- 3402

- 42,14

 

Что касается потери китайскими производителями заметной доли рынка (– 73,63 %), то это относится далеко не ко всем участникам. С рынка практически ушли Dong Feng и Juejin, суммарная доля которых в своём сегменте упала до 0,8 %. Покидают рынок также такие марки, как Mudan и Foton, доля рынка которых сократилась до 3 и 2,4 % соответственно.

 

Доля производителей различных стран в сегменте малотоннажных грузовиков полной массой 3,5 – 8 т в 2006 – 2007 гг.

 

 

Среднетоннажные грузовики (8 – 16 т)

В сегменте среднетоннажных грузовиков по-прежнему лидирует ЗИЛ, которого в нынешнем году может опередить FAW, наступающий ему буквально на пятки. Если в 2007 г. ЗИЛ потерял почти 47 % своей доли в 2006-м, то FAW – всего 7,66 % (общее падение продаж в сегменте 8 – 16 т составило 41,31 %).

Сильно упали продажи и пятитонного МАЗ 4370, – с 572 до 182 машин, или на 68,18 %. А Isuzu, завершивший 2006-й с неплохим результатом в 252 машины, и вовсе потерял 99,21 %.

В то же время реального увеличения доли в данном сегменте добился только Mercedes-Benz – благодаря своему Atego, рост продаж которого составил 136,62 %. Собственно, только Mercedes-Benz и вытянул «в плюсы» всю когорту европейских производителей, которые таким образом смогли завершить год не только с относительным приростом своей доли в сегменте, но и с ростом абсолютного числа проданных автомобилей.

 

Таблица 6. Динамика рынка среднетоннажных грузовиков в Украине полной массой 8 – 16 т в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

ЗИЛ

492

23,63

261

21,36

- 231

- 46,95

FAW

274

13,16

253

20,70

- 21

- 7,66

КАМАЗ

167

8,02

196

16,04

29

17,37

МАЗ

572

27,47

182

14,89

- 390

- 68,18

Mercedes-Benz

79

3,79

170

13,91

91

115,19

Dong Feng

74

3,55

46

3,76

- 28

- 37,84

DAF

36

1,73

43

3,52

7

19,44

MAN

69

3,31

41

3,36

- 28

- 40,58

Iveco

9

0,43

20

1,64

11

122,22

Богдан

56

2,69

6

0,49

- 50

- 89,29

Isuzu

252

12,10

2

0,16

- 250

- 99,21

Renault

0

0,00

1

0,08

1

100,00

Hyundai

0

0,00

1

0,08

1

100,00

Volvo

2

0,10

0

0,00

- 2

- 100,00

ВСЕГО

2082

100,00

1222

100,00

- 860

- 41,31

Доля производителей различных стран в сегменте среднетоннажных грузовиков полной массой 8 – 16 т в 2006 – 2007 гг.


Грузовики полной массой свыше 16 т

На трёх лидирующих позициях в сегменте крупнотоннажной техники по-прежнему находятся КАМАЗ, МАЗ и КрАЗ, хотя в прошлом году их суммарная доля существенно понизилась – с 81,39 до 63,43 %.

В то же время Volvo, Mercedes-Benz, MAN, Scania, Renault и DAF увеличили свою долю почти вдвое – с 16,37 до 31,22 %. А если бы эти машины не были в дефиците, их «кусок пирога» был бы ещё больше. Впрочем, то же можно сказать и о КАМАЗе, который в минувшем году существенно улучшил свои показатели (как абсолютные, так и относительные) и тоже оказался в числе дефицитом.

Тем не менее рынок тяжёлых грузовиков наиболее стабилен. Поэтому ожидать здесь какого-либо перераспределения позиций между постсоветскими и европейскими производителями не приходится (хотя Volvo уже и наступает на пятки КрАЗу).

Активно завоёвывает украинский рынок Foton, увеличивший в 2007-м свою долю в этом сегменте в 8,5 раз (с 15 до 128 машин). Правда, столь серьёзный рывок позволил бренду переместиться с 13-го лишь на 11-е место, но есть все основания полагать, что в нынешнем году Foton продолжит закреплять свой успех.

Неплохих результатов добился и FAW, доля которого возросла с 0,62 до 1,53 %. Казалось бы, немного, но эксперты прогнозируют развитие тенденции и ожидают, что в 2007-м этот показатель может увеличиться до 3 %.

Гораздо скромнее успехи у HOWO, который только-только появился в Украине: за весь прошлый год продано лишь шесть машин. Однако специалисты уверяют, что в этом году HOWO намерен активно пытаться увеличить свою долю на рынке – с нынешних 0,07 до 2 %.

Следующие за КамАЗом, МАЗом и КрАЗом европейские производители перераспределили между собой «взрослый» сегмент грузовиков так: наибольшего успеха добился Volvo, продав 690 машин и оттеснивший на пятое место Mercedes-Benz. Серьёзный рывок сделал и MAN, обойдя Scania и Renault. Дилеры, продвигающие этот брэнд, уже в этом году намерены выйти на первое место в «семёрке». Впрочем, поверить в это достаточно сложно.

А вот доля крупнотоннажных автомобилей Iveco в прошлом году упала до рекордно малой величины в 0,47 % от общего числа проданных в Украине машин этого класса. Продав всего 40 машин, этот производитель оказался на 14-м месте в своей группе, пропустив вперёд не только активно набирающих обороты FAW и Foton, но и Ford Cargo, и даже семейство «Уралов»!

 

Таблица 7. Динамика рынка грузовиков полной массой свыше 16 т в Украине в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

КАМАЗ

2269

32,47

2225

25,92

- 44

- 1,94

МАЗ

2251

32,21

2150

25,05

- 101

- 4,49

КрАЗ

1168

16,71

1069

12,45

- 99

- 8,48

Volvo

245

3,51

690

8,04

445

181,63

Mercedes-Benz

332

4,75

566

6,59

234

70,48

MAN

135

1,93

447

5,21

312

231,11

Scania

187

2,68

366

4,26

179

95,72

Renault

146

2,09

343

4,00

197

134,93

DAF

99

1,42

268

3,12

169

170,71

FAW

43

0,62

131

1,53

88

204,65

Foton

15

0,21

128

1,49

113

753,33

Урал

37

0,53

51

0,59

14

37,84

Ford

2

0,03

42

0,49

40

2000,00

Iveco

39

0,56

40

0,47

1

2,56

XCMG

0

0,00

32

0,37

32

Tatra

5

0,07

8

0,09

3

60,00

Hainuo

0

0,00

7

0,08

7

HOWO

0

0,00

6

0,07

6

MA3-MAН

2

0,03

2

0,02

0

0,00

Rigo

0

0,00

2

0,02

2

Zoomlion

0

0,00

2

0,02

2

Hanwoo

0

0,00

2

0,02

2

МЗКТ

6

0,09

2

0,02

- 4

- 66,67

Marchetti

0

0,00

1

0,01

1

Grove

0

0,00

1

0,01

1

Liebherr

2

0,03

1

0,01

- 1

- 50,00

ЗИЛ

2

0,03

1

0,01

- 1

- 50,00

Isuzu

1

0,01

0

0,00

- 1

- 100,00

Mack

1

0,01

0

0,00

- 1

- 100,00

Steyr

1

0,01

0

0,00

- 1

- 100,00

Tadano

1

0,01

0

0,00

- 1

- 100,00

ВСЕГО

6989

100

8583

100

1594

22,81

 

Что касается места изготовления машин данного сегмента, то «география» достаточно характерна: на фоне активного передела рынка между техникой, изготовленной в СНГ и в Европе (естественно, в пользу последней), наблюдается стремительный рост доли китайских грузовиков. Если эта тенденция сохранится и в нынешнем году, то «европейцы» вплотную подберутся к первому месту в сегменте, а «китайцы» могут добиться показателя в 5 – 6 %.

 

Доля производителей различных стран в сегменте грузовиков полной массой свыше 16 т в 2006 – 2007 гг.

 

 

Подводя итоги

Анализируя динамику рынка наиболее продаваемых в Украине марок, отметим, что объёмы продаж самых популярных марок сократились сильнее, чем весь рынок. Это признак того, что среди лидеров наметились изменения.

Наибольшую тревогу вызывает судьба ИЖ и ЗАЗ. Первая из этих компаний потеряла почти 44 % рынка, и в этом году наблюдается снижение продаж. А когда в Украине введут Евро-3 (с 1 января 2009 г.), то и ИЖ, и ЗАЗ могут вообще остаться «за бортом» рынка.

 

Таблица 8. Динамика рынка десяти наиболее продаваемых марок в Украине в 2006 – 2007 гг.

 

Марка

2006 г.

2007 г.

Прирост

штук

%

штук

%

штук

%

ГАЗ

20371

43,59

13197

31,08

- 7174

- 35,22

ЗАЗ

3691

7,90

3273

7,71

- 418

- 11,32

Volkswagen

1090

2,33

2813

6,62

1723

158,07

КАМАЗ

2436

5,21

2421

5,70

- 15

- 0,62

МАЗ

2825

6,05

2332

5,49

- 493

- 17,45

FIAT

665

1,42

1976

4,65

1311

197,14

Renault

1114

2,38

1713

4,03

599

53,77

ИЖ

2531

5,42

1424

3,35

- 1107

- 43,74

JAC

238

0,51

1416

3,33

1178

494,96

Mercedes-Benz

843

1,80

1097

2,58

254

30,13

ВСЕГО

35804

76,62

31662

74,57

- 4142

- 11,57

Весь рынок

46731

100

42462

100

- 9,14

 

Стремительно уступает свои позиции и ГАЗ, прежде всего из-за качества. А вот к МАЗу претензий нет, и на рынке он ещё долго будет востребован.

Из европейских производителей наибольший спрос на украинском рынке сложился на автомобили Volvo и FIAT, суммарная доля которых в прошлом году возросла с 3,75 до 11,28 %, или более чем втрое. Но комфортнее всего на украинском рынке чувствует себя китайский JAC, увеличив в 2007-м свою долю с 0,51 до 3,33 %.

 

По странам и континентам

В последние годы страны СНГ постоянно пугают нашествием китайской техники. Но если проанализировать динамику рынка в разрезе происхождения грузовых и коммерческих автомобилей, то мы увидим совсем иную картину: как в абсолютном, так и в относительном количестве в Украине активно растут продажи техники европейского производства, доля которой на рынке только за прошлый год увеличилась более чем вдвое и превысила 30-процентную отметку, тогда как грузовики, изготовленные в СНГ, теряют своих покупателей: в минувшем году сокращение их продаж превысило 27 %. Сохраняется эта тенденция и в нынешнем году, так что не исключено, что в конце года объёмы продаж в этих сегментах могут сблизиться. Но по-прежнему Россия остаётся основным поставщиком автомобилей на украинский рынок.

 

Общий итог грузового рынка в 2006 – 2007 гг.


 

 

Однако при этом всё же нельзя забывать о Китае, который, по мнению специалистов, уже в этом году может внести серьёзные коррективы на рынок коммерческой техники.

Первые «китайцы» вошли в Украину в 2005 г., а сегодня доля китайских машин в целом составляет уже 7,15 %, причём производители из Поднебесной всё увереннее чувствуют себя в сегменте коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т (11,7 % рынка), начали занимать нишу машин полной массой 2,1 – 3,4 т (0,03 %).

Здесь нельзя не отметить, что китайские автомобили пока только выходят на украинский рынок и на этом этапе продаются с минимальной рентабельностью, а цена максимально приближена к их себестоимости. Но когда они себя зарекомендуют, начнут расти не только объёмы продаж, но и цена этих машин.

Например, FAW (модели 51 и 61) уже преодолел первую волну недоверия, перевалил за «нулевую» точку и перешёл в разряд дефицита – спрос на него опережает предложение. И если бы этих машин было в избытке, то они вполне могли бы занять на 10,49 %, а 14 – 14,5% своего сегмента рынка, также отобрав кусок «пирога» у ГАЗа.

При этом и среди китайских брендов тоже идёт передел рынка. Например, с рынка почти ушли Dong Feng и Juejin, суммарная доля которых в сегменте 3,5 – 8 т упала до 0,8 %. Сворачиваются продажи таких марок, как Mudan и Foton, доля которых в сегментах 2,1 – 3,4 т и 3,5 т упала соответственно до 3 и 2,4 %. На их место пришли другие китайские производители – FAW и JAC.

Эксперты прогнозируют, что 2008-й может стать переломным для украинского рынка коммерческой техники. И, возможно «переломить» его смогут именно китайские автомобили.

 

При подготовке материала была использована информация «Национальной автомобильной компании».