Автобизнес "Пер Густав Нильссон: «Мы развиваемся и готовы стать лидером продаж"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Экономическое развитие стран Западной Европы и значительное расширение сектора международных транспортных услуг в восточноевропейском регионе привели к существенному росту спроса на грузовые автомобили. И даже включение максимальных производственных возможностей не позволило автопроизводителям удовлетворить в прошлом году почти пятую часть спроса потребителей. Каждая из семи европейских компаний, выпускающих большегрузную технику, в среднем могла бы продать на две тысячи машин больше. К примеру, в России спрос на новые грузовики в два раза превышал уровень продаж.

 

В сложившейся ситуации каждый европейский автопроизводитель ищет дополнительные резервы расширения своих возможностей. Насколько это удаётся компании «MAN», каковы стратегия автопроизводителя в восточноевропейском регионе сегодня и перспективы развития в будущем – эти и другие темы обсуждались на пресс-конференции, которую провело ООО «МАН Автомобили Россия».

– По данным Best Statistics, за последние несколько лет объёмы продаж грузовых автомобилей MAN в России увеличились в десятки раз, – обратил внимание журналистов генеральный директор ООО «МАН Автомобили Россия», региональный управляющий в России и в других странах СНГ Пер Густав Нильссон. – Это говорит о высокой надёжности и качестве наших автомобилей, сплочённой работе сотрудников компании, её филиалов и партнёров.

Если ещё три года назад мы поставляли на рынок России немногим более 550 машин, то в 2007-м продано 4503 грузовых автомобиля MAN.

Ранее мы существенно уступали Scania и Volvo. Сегодня же впору вести речь о тройке лидеров продаж, в которую входит и наш концерн с весьма незначительным отставанием. Достаточно сказать, что доли рынка грузовой техники Scania, Volvo и MAN в прошлом году составляли соответственно 24, 23 и 22 %.

Прошлый год стал годом ускоренного развития нашей компании в Украине. Мы поставили 469 единиц техники, а в первом квартале текущего уже продано 250 автомашин. Вообще, в течение года в этой стране мы намерены продать свыше одной тысячи единиц автотехники.

В Азербайджан за 2007 г. было продано 200 единиц автомобилей, а в 2008-м объём заказов составит 370 автомобилей.

В Беларуси приобретено 113 машин. В текущем же году планируется реализация не менее 400 единиц техники.

Если вести речь об итогах прошлого года, то в завершающем, четвёртом квартале мы поставили техники в три раза больше, чем в первом, и в этот период заняли лидирующую позицию на рынке.

 

Продажи грузовых автомобилей MAN в России в 2007 г., ед.

 

 

Продажи грузовых автомобилей MAN по регионам, ед.

Регион

2006 г.

Δ, %

2007 г.

Западная Европа

55400

11

61400

Восточная Европа

8700

35

11800

СНГ

1800

180

5100

Остальные страны

13900

7

14900

ВСЕГО

79800

17

93200

 

В этом году мы сохраним высокий темп работы. Наша основная задача – не только поставлять много надёжных и комфортных автомобилей, а сделать так, чтобы покупатель стал нашим партнёром на много лет. Без лишней помпезности скажу, что мы хотим стать лидерами по качеству предоставляемого нашим клиентам набора услуг для каждого проданного автомобиля марки MAN.

В 2008-м мы планируем резкое расширение партнёрской сети в России и качественное улучшение предоставляемых сервисных услуг.

– К 2015 г. MAN планирует производить 200 тыс. единиц техники в год по всему миру, из них 185 тыс. грузовиков и 15 тыс. автобусов. Это означает, что производственные мощности должны вырасти на 65 %. Планируется ли строительство завода MAN в России? Ведь лично Вы сказали, что MAN решит вопрос об открытии производства в России после того, как будет достигнут объём продаж в 5 тыс. автомобилей в год.

– Вопрос по-прежнему остаётся на повестке дня. В ближайшие два-три года нам будет достаточно мощностей завода в польском Кракове, который заработал несколько месяцев назад. За это время предстоит найти место для строительства предприятия в СНГ, я обращаю внимание – в СНГ, а не обязательно в России, закупить оборудование, наладить отношения с субподрядчиками и т. д.

В России мощность производства должна составлять не менее 12 тыс. единиц в год или даже больше. Тогда оно будет рентабельным.

– Сколько времени проходит с момента заключения контракта до непосредственной поставки техники потребителю?

– К сожалению, немало. Порядка шести месяцев. Впрочем, этот временной фактор свойствен и другим европейским автопроизводителям.

– Не настораживает ли фактор вторжения на российский рынок коммерческого транспорта китайского производства?

– Собственно, европейские автопроизводители сами приоткрыли этот «чёрный» ход. У китайских производителей короче сроки поставки техники, поэтому её потребители и обратили на них внимание.

Китайские производители завоёвывают часть рынка, это видно по итогам продаж прошлого года. По нашей оценке они реализовали около 10 тыс. автомобилей. Но их успех был бы не столь значителен, если бы европейские производители могли поставить 30 вместо 20 тыс. машин и в более сжатые сроки. Но у китайских производителей те же проблемы, что и у российских: более низкая грузоподъёмность техники, высокий расход топлива, неконкурентная остаточная стоимость. Да и в обслуживании они обходятся дороже.

Но как бы там ни было, любой грузовик – наш конкурент, будь то Scania, Volvo, КАМАЗ, корейский или китайский автомобиль.

– Ещё два года назад шла речь об объединении компаний «Scania» и «MAN». Какова актуальность этого вопроса сегодня?

– Наш основной акционер – корпорация «Фольксваген» – такой вопрос не рассматривает и не обсуждает. Так что всё это слухи и домыслы.

– Насколько конкурентны по цене грузовики MAN в сравнении с другими автопроизводителями?

– Нельзя сказать, чтобы наши грузовики были дорогими в сравнении с моделями других западных производителей. Кроме того, автомобили MAN в сравнении, к примеру, с российскими автомобилями обладают большей грузоподъёмностью, а перевозки, как известно, оплачиваются, исходя из перевезённого объёма. Наши машины перевозят за раз 15 – 16 кубометров груза и потребляют при этом меньше топлива, т. е. рентабельность эксплуатации западных моделей на 60 % выше, чем российских. К тому же следует учитывать остаточную стоимость машины, стоимость обслуживания и надёжность.

Кстати, в России тоже есть достаточно надёжные автопроизводители, например, КАМАЗ. Вопрос только в том, что с повышением технического уровня машины значительно возрастает стоимость автомашины. На мой взгляд, это происходит потому, что машины «начиняются» запчастями западноевропейских производителей, которые продают их россиянам по европейским ценам. Надо развивать западноевропейские технологии, а не закупать запчасти, тогда и вопрос стоимости будет намного корректнее.

– А как обстоят дела с продажей автобусов?

– Через дилерскую сеть в 2007 г. были проданы 37 автобусов MAN и Neoplan, в том числе 27 новых и 10 подержанных. Всего за 2007 г. было поставлено 132 автобуса. Это достаточный успех департамента автобусов MAN в России, поскольку мы преодолели своеобразный рубеж – поставили нашим клиентам более ста единиц автобусов. И это действительно хороший показатель.

 

Продажи автобусов MAN и Neoplan в России, ед.

 

 

В текущем году мы продолжим динамику увеличения объёмов продаж автобусов MAN и Neoplan. Компания предлагает комфортабельную технику, адаптированную к сложным дорожным и погодным условиям России. Многие российские компании обновляют свои автобусные парки, отдавая предпочтение надёжной технике европейского качества. Эксплуатационные показатели автобусов MAN и Neoplan свидетельствуют об оптимальном соотношении мощности двигателя и расхода топлива, они оборудованы двигателями Евро-3, мощность которых обеспечивает плавное и скоростное движение.

– Насколько широко развита дилерская сеть MAN в России?

– Это предмет нашей особой гордости, это надёжные тылы автопроизводителя на рынке.

На начало текущего года у нас есть 40 дилерских станций, а к 2010 г. их будет 100. Уровень предлагаемого на них сервиса аналогичен европейскому. Вообще Россия станет самым крупным экспортным рынком для MAN.

В развитии дилерской сети одно время мы отставали от основных конкурентов, но на данный момент этого нет.

На территории России – от Калининграда до Новосибирска – работают 20 сервисных станций. Они построены по самому последнему слову техники. В 2008 г. в Москве будет открыто четыре сервисные станции.

Кстати, в конце января текущего года состоялось торжественное открытие нового сервисного центра MAN в Подольске. Новый сервисный центр MAN – очередной шаг в стремлении компании расширить свою сервисную и дилерскую сети.

– В 2006 г. было открыто российское представительство лизинговой компании «MAN Finance». Её доля в продажах MAN составляет 10 – 15 %. Скромный показатель…

– Показатель скромный, ведь у многих потребителей уже имеются наработанные связи с российскими и западноевропейскими лизинговыми компаниями. Но смысл деятельности этой структуры несомненен. Ведь сильная сторона лизинговой компании автопроизводителя – возможность трансграничного финансирования. Российским компаниям это не под силу.

В ООО «МАН Автомобили Россия» клиентам предлагают различные привлекательные схемы покупки в лизинг с учётом всех особенностей бизнеса того или иного предприятия. Поскольку создатели MAN являются только специалистами в области грузовых автомобилей, для принятия решений в области финансирования мы привлекаем специалистов высочайшего класса из финансовых компаний. Гибкий подход к каждому клиенту приводит нас к необходимости работать с зарубежными и российским лизинговыми компаниями, банками и другими финансовыми институтами.

– Какие основные выводы можно было бы сделать по итогам работы в 2007 г. и каковы перспективы дальнейшего развития?

– Мы развиваемся, догоняем конкурентов, готовы стать лидерами продаж, заботимся о своих клиентах на всех этапах: от продажи до эксплуатации. При этом желаем удачи всем нашим конкурентам.

Наша цель – продажа на рынке СНГ к 2012 г. 25 тыс. единиц техники. В целом же ёмкость российского рынка на грузовую технику грузоподъёмностью более 4 т свыше 130 тыс. единиц.

Наш коллектив – отличная команда специалистов, и мы будем доказывать это своим клиентам каждый день. У нас есть дополнительные силы для успеха, мы вкладываем душу в наш бизнес, внутри нас есть огонёк, который горит в глазах каждого сотрудника. Успех – в высокой работоспособности и профессионализме всей команды. Все они работают на благо компании и потребителя, которого сопровождают с первого шага. Это создаёт у наших клиентов чувство уверенности и доверия.