Автобизнес "Вольво Восток – 35 лет в России"


 

Александра НОВИЧКОВА

 

Отпраздновавшую 80-летний юбилей в прошлом году группу компаний «Volvo» ждёт очередная торжественная дата с текущем.

В далёком 1972 г. по СССР колесили лишь грузовики отечественного производства. Однако уже год спустя компания «Volvo» стала первой среди других западных брендов поставлять грузовики в огромную страну. Прошло 35 лет, а грузовики Volvo и по сей день не только экспортируются в Россию и другие страны СНГ, но и являются здесь лидерами продаж новой и подержанной грузовой техники среди иностранных производителей.

В начале марта текущего года компания «Вольво Восток» (представительство Volvo в России) вместе со своими структурными подразделениями (Trucks, Financial Services, Construction Equipment и Penta) провела очередную ежегодную пресс-конференцию, подводящую итоги сложного, но успешного для компании 2007 г.

 

На сегодняшний день сервисная сеть Volvo в России увеличилась на пять станций по сравнению с 2006 г. (их количество составило 37 центров). К тому же к функционирующему на протяжении двух лет собственному центру Volvo в Санкт-Петербурге прибавился второй собственный трак-центр, но уже в российской столице. Центр Volvo Truck «Москва-Север» начал свою работу в декабре прошлого года. Он расположен на Московской кольцевой автодороге (МКАДе). В нём обслуживаются клиенты Volvo Trucks – производятся продажи автомобилей, осуществляется сервисная поддержка, даются консультации, предоставляются лизинговые услуги – словом, всё собрано под одной крышей. Таким образом, комплексные транспортные решения от Volvo Trucks стали более доступными для российских потребителей. В планах компании на этот год – расширение географии в России. Руководство Volvo Trucks намерено открыть пять-восемь новых станций технического обслуживания, а также один-два трак-центра и офиса продаж.

Сеть офисов продаж Volvo в РФ насчитывает 27. По словам генерального директора ЗАО «Вольво Восток» Ларса Корнелиуссона, компания занимается продажей своих грузовиков самостоятельно, не подключая к этой работе своих дилеров, которые занимаются исключительно сервисом грузовых автомобилей и продажей запасных частей к ним. Это связано с необходимостью получения прямого контакта с клиентами. Сотрудники Volvo Trucks лично изучают их потребности и получают от них необходимую информацию о положительных и отрицательных моментах обслуживания, а затем распространяют её по своим дилерам. Таким образом, компания получает дополнительный стимул для дальнейшего развития.

Сегодня Volvo предлагает российским потребителям не только свою технику, но и расширенный пакет предложений. Это консультирование при покупке, обучение водителей, call-центры, запчасти, сервис и профилактическое обслуживание. Услуги включают в себя: финансирование – пакет предложений и финансовых услуг, составленный с учётом возможностей и требований заказчика; сервисные контракты, а также страхование.

Гамма грузовых автомобилей Volvo, которая реализуется на территории России, составляет шесть моделей. В 2007 г. было продано 4582 новых грузовика Volvo в России, что на 2146 единиц больше, чем в 2006-м. Лидером продаж является модель FM13 (в прошлом году в России было реализовано 1729 грузовиков этой модели), вторую строчку занимает FH13 (реализовано 1416 машин), на третьем месте прочно укрепился грузовик FM9 (продано 894 единиц). Далее места распределились следующим образом: FE – 328 штук, FL – 212 единиц, FH16 – 3 машины. Кстати, уже летом этого года стартует европейский проект Volvo Trucks по выпуску нового поколения тяжёлых грузовиков. Существенной доработке подверглись модели FH и FH16. Их производство намечено на осень 2008 г.

 

Продажи новых грузовых автомобилей Volvo Trucks в России по моделям в 2007 г.

 

 

 

 

Место сборки – Калуга

В прошлом году руководство Вольво Восток приняло решение об инвестировании в строительство полномасштабного завода Volvo в Калуге. Именно начало строительства завода Volvo Group в Калуге руководство компании считает главным её проектом в 2007 г. Свой выбор генеральный директор Вольво Восток объясняет несколькими факторами. Во-первых, Volvo получила внушительную поддержку со стороны Калужской администрации. Во-вторых, строительство данного завода – это близость к основным рынкам сбыта. В-третьих, присутствие Volvo в Калужской области должно создать конкурентные условия в отношении использования ресурсов. К тому же руководство компании относит Калугу к стратегическому месторасположению для экспорта при высоком уровне ввозных пошлин.

Итак, в июне прошлого года состоялось подписание инвестиционного соглашения руководства Вольво Восток с властями Калужской области на строительство завода в городе. Это и стало отправной точкой в масштабном проекте компании. В октябре 2007 г. прошла церемония закладки первого камня завода. В декабре – подписание соглашения с генеральным подрядчиком – Renaissance Capital – на застройку здания завода. На лето текущего года запланировано возведение под крышу здания завода, а уже в январе 2009 г. должно состояться его открытие.

Завод Volvo Trucks в Калуге будет представлять из себя здание на земельном участке в 40 гектаров. Кроме того, ещё 15 га будет отведено для строительного подразделения Volvo. Размер инвестиций в строительство завода составил 100 млн евро. Начальная мощность предприятия – 10 тыс. единиц техники Volvo Trucks + 5 тыс. – Renault Trucks. Общий штат сотрудников составит 1 тыс., из них 850 – 900 человек будут приходиться на технический персонал. В производственную гамму машин в Калуге войдут входить модели Volvo FH, FM, FL и FE, а также модели Renault Premium и Kerax. Технология сборки – полноценная на базе номенклатурных номеров.

По ловам Л. Корнелиуссона, компания ожидает от этих инвестиций прежде всего повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной промышленности России, развития рынка российских комплектующих, а также развития российских кузовостроительных компаний. Кстати, сотрудничество с российскими производителями кузовов Volvo начала ещё при запуске завода в Зеленограде. К ним относятся Бецема, ИнтерпайпВан, Тигарбо, Новтрак, Мосдизайнмаш. И калужский завод поможет развиваться и этим производителям. Конечно, появление такого предприятия в небольшом городе создаст большое количество новых рабочих мест, а это станет толчком к развитию всей Калужской области.

 

И снова лидер

В прошлом году совокупные продажи новых и подержанных грузовиков Volvo составили 9566 автомобилей (в позапрошлом – 7149). Это позволило компании в десятый раз подряд стать лидером продаж по итогам года среди иностранных производителей грузовых автомобилей.

Продолжает расти производство техники Volvo на зеленоградском заводе. Как видно из диаграммы, в прошлом году там было собрано 506 единиц техники, что на 106 единиц превышает показатели 2006 г.

 

Количество единиц техники Volvo, собранных на заводе Volvo Truck Corporation в Зеленограде в 2004 – 2007 гг.

 

На фоне показателей продаж новых грузовиков среди других мировых брендов Volvo занимает долю в 21 %, что меньше показателей лидера – Scania – всего лишь на 4 %. На рынке подержанных грузовиков Volvo также прочно удерживает второе место с долей в 17 % после Freightliner, доля которой составляет 20 %. Таким образом, по сумме долей компаний на рынке новых и бывших в эксплуатации тяжёлых грузовиков за 2007 г. Volvo лидирует среди других мировых брендов с долей в 18 % (по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 0,6 %).

По показателям популяции иностранных тяжёлых грузовых автомобилей в прошлом году Volvo также находится на первой позиции с долей в 24 %, т. е. каждый четвёртый грузовик иностранных производителей ездит по территории России под брендом Volvo.

 

Финансовая сторона

Во всех европейских компаниях группы AB Volvo торговые и финансовые подразделения работают вместе. И несмотря на то, что компания «Volvo Financial Services Восток» начала своё существование только в 2003 г., ещё за десять лет до этого началось финансирование продукции группы AB Volvo в Швеции. Финансовая компания добавляет существенную долю к прибыли группы AB Volvo, увеличивает продажи продукции, участвует в комплексных предложениях, оказывает профессиональную помощь по финансовым вопросам при продаже техники, а также консультирует по налогообложению и другим правовым вопросам.

Сегодня VFS Восток осуществляет финансовый лизинг грузовой техники и строительного оборудования Volvo, делает своим клиентам новые спецпредложения: «Region», «Region Profi», «Black Russian» и «Volvo FH Ocean», производит продажу в рассрочку и кредит, страхование, консультационные услуги, а также регистрацию техники в органах ГИБДД.

Прошлый год стал для компании периодом значительного роста объёмов финансирования, совершенствования видов предоставляемых услуг, интенсивной работы, направленной на общий успех Volvo по продажам грузовой и строительной техники. Теперь финансирование стало осуществляться не только в иностранной валюте, но и в рублях, как и было обещано руководством компании год назад.

Финансовый портфель увеличился почти в два раза по сравнению с 2006 г. и составил 450 млн евро (в 2006-м – 244,9 млн евро). Почти 80 % сделок пришлось на Северо-Западный регион (29 %), Москву и Московскую область (48 %). Другие части России являются перспективными для развития. Пока их показатели не столь высоки. Так, на Урал и Сибирь приходится 15 % новых контрактов, заключённых в прошлом году, на Юг – 6 %, а на центр России и вовсе 2 %. Так что работать есть над чем. Среди новых контрактов, заключённых VFS в 2007 г., большая часть – 77 % – приходится на грузовую технику Volvo, а оставшиеся 23 % – на строительную.

Сегодня география представителей VFS Восток в России включает такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В текущем году планируется увеличить присутствие компании в России. Намеченные города – Ростов, Казань и Новосибирск.

 Начиная с 2004 г. VFS Восток – ежегодный лидер российского рынка лизинговых услуг в сегменте грузового транспорта. По итогам 2007 г. компания вновь была определена независимым рейтинговым агентством «Эксперт РА» как № 1 в области лизинга грузовых автомобилей в России.