Автобусный парк "Русские автобусы с бразильским акцентом - альтернатива китайским?"
Роман МУРАШОВ
На исходе зимы текущего года компания «Русские автобусы», входящая в «Группу ГАЗ», подвела итоги прошедшего года, поделилась планами на будущее и представила новинки модельного ряда своей продукции.
Andare 1000- турестический автобус большого класса
Междугородный 15-метровый автобус особо большого класса ГолАЗ 6228.28
Малый автобус Real для использования на городских и пригородных маршрутах
Компания производит автобусы под марками «ПАЗ», «ЛиАЗ», «ГолАЗ», «КАвЗ» и «КААЗ». Суммарный годовой объём выпуска машин в 2007 г. составил 22344 единицы. Предполагается, что в 2008 г. он останется почти таким же.
По заявлениям руководителей компании, «Русские автобусы» (без учёта микроавтобусов) занимают 60 % российского автобусного рынка и находятся на третьем месте в мире по количеству производимых автобусов.
Компания скорректировала свою рыночную стратегию на этот и ближайшие годы. Теперь «Русские автобусы» переориентируются на новые сегменты рынка – главный акцент сместится с муниципальных предприятий на частных автоперевозчиков, предполагается активизировать продажи в сегменте служебного автотранспорта.
Основные усилия компании сосредоточены на формировании гаммы автобусов в соответствии с требованиями двух основных сегментов рынка – автобусы для коммерческих перевозок и для служебного назначения. Тем не менее модельный ряд автомобилей, производимых компанией, будет охватывать все ниши по цене, назначению, пассажировместимости, уровню комфорта и ресурсу агрегатов. Постепенно будет производиться унификация кузовов автобусов, платформ (шасси) и основных узлов.
Подвергнется реорганизации и система сервиса: в первую очередь в географическом аспекте расширится сеть сервисных центров, компания обещает использовать более гибкий подход к гарантийному обслуживанию автобусов – сроки гарантийного ремонта сократятся до трёх дней.
«Русские автобусы» представили три новинки 2008 г. – автобусы ГолАЗ 6228.10, Andare 1000 и Real. ГолАЗ 6228.10 для перевозок в пригородном сообщении на рынке появится уже в июне 2008 г. Это междугородный автобус особо большого класса длиной 15 м, спроектирован на шасси Scania, ресурс которого – 1 млн км. Двигатель (дизельный) – Scania DC 921, пятицилиндровый, Eвро-3, КПП – ZF 5HP602C, рулевой механизм – ZF 8098 – интегрального типа, тормозная система пневматическая, двухконтурная, с дисковыми тормозными механизмами, ABS. Вентиляция смешанного типа: естественная – через люки и форточки, принудительная – через передний отопитель и приточную систему кондиционера, вытяжная – через турбовентиляторы крыши. Система отопления – конвекторного типа, интегрированная с системой охлаждения двигателя с независимым жидкостным подогревателем Ebershpeher и дополнительными отопителями у пассажирских дверей и водителя. Объём багажного отсека – 8 м3.
В различных вариантах комплектации автобус имеет 92 (для пригородных перевозок) или 63 (для междугородних) посадочных места. Дополнительно машину можно оборудовать видеосистемой, туалетом, мини-кухней и пр. Голицинский автобусный завод при односменном режиме работы сможет выпускать 100 автобусов в год. Некоторый опыт в производстве подобных машин у завода уже есть: с 2006 г. в Голицино серийно выпускают 15-метровые низкопольные городские автобусы на шасси Scania, которые хорошо зарекомендовали себя на дорогах крупных городов. Ориентировочная рыночная стоимость ГолАЗ 6228.10 (для пригорода) – 6,5 млн рублей. Первые автобусы ГолАЗ 6228.10 уйдут на опытную эксплуатацию в Московскую и Ярославскую области. До конца 2008 г. планируется произвести не менее 25 таких ГолАЗов.
Andare 1000 – туристический автобус большого класса – запущен в серийное производство с декабря 2007 г. Производство этих машин – совместное предприятие российской компании «Русские автобусы» и бразильской «Marcopolo». Проект так и называется – «Русские Автобусы Марко». Andare 1000 спроектирован и производится на шасси Scania и Hyundai Aero Express.
Силовых агрегатов тоже два – пятицилиндровый Scania DC 921 объёмом 8,97 л, мощностью 228 л. с. (310 кВт) и шестицилиндровый Hyundai D6CA 38B объёмом 12,92 л, мощностью 279 л. с. (380 кВт). Оба дизельных двигателя отвечают нормам экологической безопасности Eвро-3.
Рабочая тормозная система состоит из барабанных тормозных механизмов с кулачковым разжимом и автоматической регулировкой зазора, оснащена пневматическим приводом, АВS, ASR. Стояночная тормозная система использует тормозные механизмы задней оси с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Моторный тормоз играет роль вспомогательной тормозной системы. Автобус имеет длину 12,3 м, ресурс кузова – 12 лет, салон вентилируют кондиционер Webasto и два потолочных аварийно-вентиляционных люка. Система отопления конвекторного типа, интегрированная с системой охлаждения двигателя, с независимым жидкостным подогревателем Webasto.
Объём багажного отсека – 8,6 м3. Автобус удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к автобусам туристического класса.
В 2008 г. планируется произвести 185 машин Andare 1000 и сосредоточить 100 % производства всех комплектующих на территории РФ и ближнего зарубежья.
Ещё одна новинка российско-бразильского предприятия – городской (пригородный) малый автобус Real. Его длина чуть менее 8 м, ресурс кузова – десять лет. В салоне располагаются в зависимости от комплектации 22 – 29 посадочных мест, компоновка салона позволяет пассажирам разместиться стоя. Доступ в салон пассажиров и водителя обеспечивают две двери по правому борту автобуса. Персональной двери у водителя пока нет, поэтому в случае ДТП его эвакуация затруднена, но в обозримом будущем производитель обещает внести в конструкцию соответствующие изменения. Автобус оснащён четырёхцилиндровым дизельным двигателем Hyundai D4AL (Евро-2) рабочим объёмом 3,907 л мощностью 104,8 л. с. (145 кВт). КПП – механическая, пятиступенчатая Hyundai N3S5. Рулевой механизм – интегрального типа с гидроусилителем руля. Рабочая тормозная система – двухконтурная, гидравлическая с вакуумным сервомеханизмом, тормозные механизмы – дисковые с индексами износа, АБС. Стояночные тормозные механизмы – дисковые, интегрального типа – на валу у трансмиссии, а роль запасной один из основных контуров тормозной системы.
Вентиляция в салоне предусмотрена только естественная. Система отопления состоит из жидкостного подогревателя и трёх отопителей.
Автобус уже производится серийно на Павловском заводе и пока собирается на шасси Hyundai. «Русские Автобусы Марко», стремясь сделать свои машины более доступными по цене, стараются локализовать производство комплектующих на территории России – по месту нахождения сборочного предприятия. Половина кузовов Real уже производится в России с прошлого года, к концу нынешнего года здесь же будут произведены и оставшиеся 50 %. Также в качестве альтернативы импортному шасси рассматривается возможность использования для производства автобусов Real шасси «Валдай». Конечно, это удешевит продукцию, но сохранит ли её потребительские качества? Это один из основных вопросов, изучаемых инженерами российско-бразильского предприятия. В 2008 г. предполагается изготовить 800 автобусов Real.
Главного конкурента производители Andare и Real видят в продукции китайских автобусных заводов. Как утверждает бразильская сторона совместного предприятия, автобусы Marcopolo, изготовленные в России, по цене сопоставимы с импортируемыми в РФ китайскими автобусами, но превосходят своих конкурентов по качеству. Так ли это, рассудит практика эксплуатации. Ведь и те, и другие – машины для России новые, опыт их эксплуатации невелик.
Для ознакомления потребителей, исследования потребительских предпочтений и проведения эксплуатационных испытаний Andare и Real в числе других автобусов «Группы ГАЗ» в последние дни зимы отправились из Краснодара в масштабный автопробег по Южному, Приволжскому, Сибирскому и Уральскому Федеральным округам. Преодолев около 9 тыс. км, автобусы должны в апреле финишировать в Перми. Это испытание даст ответы на многие вопросы.