Таможня "Тупик на западных границах"


 

Олег ЖАРКО

 

 

Уже несколько лет северо-западные границы России работают в режиме форс-мажора. Чем ближе очередной календарный праздник, выходные дни, а уж тем более – конец года, тем тревожнее становятся сообщения информагентств с северо-западных границ Российской Федерации. Многокилометровые очереди автопоездов выстраиваются на российско-финской, российско-латвийской, российско-эстонской границах.

 

Обречены на очереди?

Утром 24 декабря 2007 г. очередь на российско-латвийской границе составила 2100 автомобилей: 1200 – на международном автомобильном погранпереходе (МАПП) «Бурачки» и 900 – на МАПП «Убылинка». Спустя день она сократилась до 1630 (1000 – на МАПП «Бурачки» и 630 – на МАПП «Убылинка»). В конце прошлого года проблемные вопросы, касающиеся постоянно возникающих очередей на российско-латвийской границе, рассматривались на встрече руководителей таможенных органов России и Латвии. Тогда начальник Себежской таможни Сергей Опря заявил, что резкое увеличение транспортных средств, скапливающихся при въезде на территорию РФ, не поддаётся обоснованному анализу и прогнозированию и лишь со слов перевозчиков можно догадываться о причинах очередей.

Анализ ситуации говорит о том, что нагрузка на таможенном пункте пропуска «Бурачки» достигает пиковых показателей, как правило, в начале каждой недели при интенсивном ввозе в Россию грузов из стран Евросоюза и в преддверии выходных дней.

25 декабря на российско-эстонской границе въезда в Россию со стороны Эстонии ожидали 200 машин. Накануне очередь, по данным российских таможенников, состояла из 280 фур.

В эти же дни на одном из трёх погранпереходов на границе с Финляндией наблюдалась пробка из 240 фур, ожидавших въезда в РФ.

Проблема с пересечением российско-латвийской границы грузовиками стоит очень остро. Один из самых загруженных – погранпереход «Терехово – Бурачки» – расположен в Себежском районе Псковской области. Его пропускная способность рассчитана на 300 грузовиков в сутки. Первый серьёзный инцидент там произошёл в августе 2006 г. Тогда на границе «застряли» 800 фур. На ликвидацию пробки ушла неделя. К началу 2007 г. очереди грузовых автомобилей на границе РФ и Латвии пропали, но с июля стали образовываться вновь. С тех пор заторы на российско-латвийской границе случаются с удручающей регулярностью. В ожидании пересечения границы около него иногда скапливается до тысячи, а нередко – и больше большегрузных автомобилей.

Десятого октября 2007 г. в Риге прошло третье совещание таможенных служб России и Латвии, в котором приняли участие руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельяминов и директор Главного таможенного управления СГД Латвии Андс Друлле. На встрече с журналистами руководители таможенных департаментов двух стран сообщили, что удовлетворены работой двух пограничных пунктов пропуска, и та ситуация, которая сложилась в последнее время на границе, является следствием вступления Латвии в ЕС включая республики в зону свободного передвижения товаров и автотранспорта, когда клиенты выбирают наиболее выгодный маршрут, в данном случае – латвийскую границу с Россией. Однако в ближайшее время скорейшего решения вопроса очередей грузовых автоперевозчиков ожидать не приходится. Всё же стороны договорились, что будут реконструировать и модернизировать уже имеющиеся пограничных контрольных пунктов (ПКП) на границе.

А. Бельяминов отметил, что позиции двух таможен сблизились, и стороны понимают стоящие перед ними проблемы. При этом он особо подчеркнул, что не во всех трудностях на границе виноваты таможенники:

– Там присутствует большое количество служб. Кроме того, не все пункты попуска оказались готовы к такому обвальному наращиванию перевозок. Только в этом году объёмы перевозок увеличились с 17 до 20 %, а на ПКП – Терехово – Бурачки – произошло очень серьёзное увеличение, и инфраструктура оказалась не готова. Нужно быть реалистами: быстрого и радикального изменения ситуации, к сожалению, не произойдёт.

Латвийская сторона объясняет автомобильные очереди на границе в направлении России в том числе и тем, что российские таможенники работают гораздо медленнее латвийских. В подтверждение этому эксперты Министерства сообщений Латвии даже приводили данные аэрофотосъёмки, свидетельствующие, что «горлышко бутылки» автомобильной очереди возникает не у латвийской границы, а в нейтральной зоне перед российской зоной. На вопрос, затрагивалась ли на встрече эта тема, руководитель ФТС РФ пояснил:

– Мы обсуждали эту проблему: «горлышко» действительно существует, и игнорировать этот факт было бы просто неправильно. Тем не менее, когда мы посетили пункты пропуска, то с обоих стороны убедились, что технологии, по сути дела, одни и те же: техническая оснащённость российского пункта приближается к латвийскому.

А. Бельяминов заметил, что ему очень понравилась зона санитарного досмотра, которая организована на латвийской стороне:

– Я считаю, что это образцово-показательная часть, к которой нам надо стремиться. Имеющийся на латвийской стороне инспекционно-досмотровый комплекс в ближайшее время будет введён в эксплуатацию и с российской стороны: мы как бы уравняем наши возможности и улучшим качество таможенного оформления. И я бы не стал торопиться с оценкой, что кто-то работает хуже, а кто-то лучше, потому что таможенные правила едины для всех. Просто две таможенные службы оказались поставлены в форс-мажорные условия, поскольку никто не прогнозировал такого товарного потока. Латвийские коллеги говорили о том, что по их прогнозам подобного уровня он должен был бы достигнуть к 2010 г., а мы с этим столкнулись сейчас. Ведь инфраструктура не создаётся ни в один момент, ни за день и даже ни за полгода.

В совместный протокол по итогам совещания было также записано, что таможни обеих стран внесут свой вклад и в развитие альтернативного вида перевозок по железной дороге. Как рассказал А. Друлле, в конце сентября из Латвии отправились несколько контейнерных поездов, конкретно в Москву – около 400 контейнеров, и стороны внесли в протокол, что приложат усилия к тому, чтобы не создавать дополнительные препятствия данному направлению со стороны таможенных служб.

Одна из крупных латвийских компаний по автоперевозкам предложила своё решение проблемы – создать на границе Псковской области и Латвии центр логистики. Он будет принимать груз и заниматься его перецепкой, что частично позволит решить проблему со скоплением фур. Представители Псковской области поддержали эту инициативу, осталось только определить место, где будет располагаться центр.

А как недавно сообщил советник первого вице-губернатора Псковской области Александр Куренков, для разгрузки постоянных очередей на латвийско-российской границе в деревне Могили (Себежский район Псковской области) будет построен новый международный автомобильный пункт пропуска. По его словам, он будет иметь пропускную способность в 500 автомобилей в сутки. Затраты на строительство пропускного пункта будут осуществляться из федеральных бюджетов, поскольку его создание является компетенцией федеральных органов власти. Предварительно поставлена задача: начать строительство в этом году и завершить его в следующем. На апрель намечена встреча на уровне министра транспорта Игоря Левитина и Министерства сообщения Латвии с целью оговорить подробности реализации проекта.

– Безусловно, строительство пункта в Могилях является реальной мерой по сокращению очередей на границе. Хотя эту проблему надо решать комплексно: развивая инфраструктуру уже существующих пропускных пунктов, совершенствуя таможенное законодательство, снижая число контролирующих органов на таможенных постах, внедряя современные информационные технологии, – убеждён А. Куренков.

Так или иначе, но это – «светлое будущее». Сегодняшняя же реальность – бесконечные очереди на границе…

…Ненамного лучше, чем на латвийской границе, приходится и водителям, оказавшимся с грузом на границе Эстонии и России. По данным налогово-таможенного департамента Эстонии в Нарве в моменты пиковых нагрузок в очереди стоят 100 – 110 автомобилей, а время ожидания в очереди достигает 23 часов. А в пункте пропуска «Койдула» время ожидания в очереди составляет в среднем десять часов. В пункте пропуска «Лухамаа» – до 29 часов.

Девятнадцатого октября прошлого года водители автопоездов провели манифестацию на российско-эстонской границе. В митинге водителей, который прошёл на границе Эстонии с Россией – в Нарве, приняли участие около ста человек. Целью манифестантов было привлечь внимание правительств России и Эстонии к существующей проблеме многокилометровых очередей, а также полного отсутствия нормальных условий для ожидающих в очередях водителей фур.

– Мы бы хотели, чтобы были проведены переговоры с российской стороной и пропускная способность таможни РФ увеличилась, а наши власти активнее работали над сложившейся ситуацией, – сказал председатель профсоюза работников транспорта Эстонии Пеэп Петерсон. Профсоюз заявляет, что если ситуация не изменится, то демонстрация водителей грузовиков в Нарве повторится. Профсоюз ЕС пообещал оказать поддержку эстонским коллегам в виде пикетов у посольств России.

Ещё острее складывается ситуация на российско-финской границе. На таможенном пункте «Ваалимаа» на финско-российской границе грузовики стоят в километровых очередях почти круглый год. И когда таможенных документов собирается слишком много – границу на время закрывают. Владельцы простаивающего товара терпят убытки. Недовольны и местные жители, и, конечно, водители грузовиков, вынужденные подчас более двух суток жить в кабинах своих грузовиков, ожидая очереди на оформление.

– Очередь зачастую растягивается где-то на 40 км. Максимальная была – 55 км, – говорит руководитель таможенного пункта «Ваалимаа» Мика Поутиайнен. – Это создаёт трудности людям, которые живут здесь, и тем, кто путешествует по этим дорогам. А, например, в 2006 г. очередь у нас была около 300 дней в году.

С одной стороны, поток импорта из Европы через Финляндию увеличивается каждый год. С другой – пропускных мощностей на границе уже давно не хватает, да и процедура оформления товаров на таможне занимает немало времени.

Финны оформляют по 700 – 800 грузовиков в день, тратя на каждый всего по несколько минут. И несмотря на то, что финское правительство уже выделило 34 млн евро на строительство специальных приграничных территорий для ожидающих грузовиков, ситуация требует законодательного решения.

Руководитель таможенного пункта «Ваалимаа» отмечает: «Мы не располагаем электронной декларацией, так как соглашение имеется между ЕС и Россией, а не между Финляндией и Россией. А на уровне Евросоюза переговоры по решению этой проблемы всё ещё не закончены».

Между тем поток импорта только через этот таможенный пункт вырос за последние пять лет в два раза и уже перевалил за 3 млн т в год.

На российско-финской границе в самые напряжённые периоды образовываются гигантские очереди грузовиков: в минувшем ноябре – декабре на территории Финляндии длина очередей на участке Хамина – Ваалимаа достигала 42 км, на направлении Нуйямаа – 23 км, наблюдаются очереди и в сторону Иматра. В конце года очереди достигали 100 км. Финны опасаются, что скоро придёт время, когда скопления грузовиков могут достичь границ третьей кольцевой дороги вокруг Хельсинки и столичного пригорода Вантаа. Парковки на всех пограничных пунктах переполнены автомобилями. Автоперевозчики называют нынешнюю многокилометровую пробку на российско-финской границе беспрецедентной. Финские власти уже пожаловались на Россию в Евросоюз, настаивая на уменьшении количества бюрократических процедур и развитии дорожной сети. Кроме того, они изучают возможность введения для российских фирм платы за пользование дорогами.

По инициативе Министерства транспорта Финляндии в Ваалимаа будет построена новая стоянка на тысячу грузовиков; инвестиции в строительство составят 24 млн евро, работы рассчитаны на год. Правительство этой страны изучает возможность введения для российских грузоперевозчиков платы за пользование дорогами. Форма такой оплаты пока не определена, однако финские политики считают, что поскольку 90 – 95 % движения на этом участке обеспечивается транспортом, следующим в РФ, есть предпосылки к участию российских фирм в развитии финской дорожной инфраструктуры. Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен заявил, что надеется на введение платы до истечения четырёхлетних полномочий его правительства. Он связывает проблему очередей в первую очередь с ростом объёмов двусторонней торговли:

– За несколько лет количество грузовых автомобилей на границе увеличилось в два раза и в настоящее время приближается к 1 млн единиц транспортных средств, – подчеркнул глава государства.

Россия предпринимает меры, увеличивая штат таможенников на данном направлении и переводя таможню на технологии электронного декларирования, значительно сокращающего сроки прохождения таможенных процедур на границе, однако все эти меры пока не принесли ощутимого результата.

Российские перевозчики относятся к созданию такой стоянки отрицательно. Взаимный товарооборот России и Финляндии в 2007 году составил около 15 млрд евро. По мнению экспертов, это не решит проблем с очередями. При этом финская сторона заявляет, что в заторах виновата исключительно российская таможня. Ведь если финны оформляют один автомобиль за две-три минуты, то российская таможня уделяет аналогичной процедуре до получаса.

Между тем в ФТС РФ регулярно подчёркивают, что доля вины таможни в пробках на северо-западных границах составляет всего 5 %. Основной «источник зла» – нерасторопность фитосанитарных и ветеринарных служб, транспортных инспекций, пограничников (в целом пяти вспомогательных служб), которые не могут обеспечить бесперебойный процесс.

Бесконечные очереди трейлеров на западных границах России стали предметом дискуссий на самом высоком уровне. Страны Балтии требуют вынести обсуждение этого вопроса на саммит Россия – ЕС в Португалии. Однако Финляндия, являющаяся для России главными воротами в западный мир, пытается решить проблему на двустороннем уровне. В частности, президент Суоми Тарья Халонен говорила о пробках на границе во время встречи с Владимиром Путиным в Москве. Переговоры с финской делегацией на эту тему провёл заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичёв.

Глава Финляндии Т. Халонен заявила в интервью газете «Хельсингин саномат», что Владимир Путин был очень хорошо проинформирован на эту тему, что она лично побывала на границе, чтобы все увидеть своими глазами. Российская сторона приняла необходимые решения, теперь остаётся их лишь эффективно воплотить. Тем не менее именно воплощение правильных решений, по мнению финских СМИ и высокопоставленных чиновников, каждый раз натыкается на непреодолимые препятствия.

Как считает министр транспорта и коммуникаций Финляндии Сусанна Хуовинен, её страна сделала всё что можно, для ускорения пересечения границы трейлерами. Главная проблема – в неэффективности российской таможни.

Финские СМИ активно цитируют исследование специалиста по логистике Ильмари Ларьяваара, который длительное время собирал факты, что называется, «в поле». Помимо интервью с представителями различных компаний и официальными лицами Финляндии, он сам переезжал на грузовике границу, чтобы увидеть, как работает вся эта система. По мнению исследователя, российская таможня «саботирует» введение электронного декларирования грузов, что позволило бы по меньшей мере в два раза сократить срок прохождения границы. «Если бы электронное декларирование заработало, все данные о товарах и их стоимости автоматически передавались бы из Финляндии в Россию, – заявляет учёный, – весь процесс стал бы прозрачным. Сегодня же импортёры, чтобы не платить налоги в России, меняют на границе финские бумаги о товаре и его стоимости на такой же пакет, но с другими данными, предназначенный для российских властей. Таможня и импортёр в принципе договариваются друг с другом о подобном обмане государства».

По мнению г-на Ларьяваара финские компании, участвующие в обмане, признавались исследователю, что вынуждены это делать, чтобы сохранить российских клиентов: «Иначе они будут покупать у других, более «гибких» партнёров». При этом надо отметить, что подобные подтасовки бьют исключительно по российскому бюджету: в Финляндии законы не нарушаются.

Пробная попытка ввести электронное декларирование, так называемую Зелёную линию, была сделана ещё три года назад. В эту систему было включено несколько финских и шведских логистических компаний, работающих на Россию. Как заявил генеральный директор Финской таможни Тапани Эрлинг, российская сторона соглашалась распространить «Зелёную линию» ещё на 15 компаний, но такое увеличение списка «избранных» не может кардинально улучшить ситуацию. Вместе эти компании отвечали бы всего за 4 % грузооборота на финско-российских переходах.

Газета «Хельсингин саномат» цитирует Петра Иванова, начальника таможенного пункта «Торфяновка» – крупнейшего перехода на российско-финской границе, который, признавая тот факт, что «Зелёная линия» в два раза сокращает время таможенных формальностей, тем не менее заявлял на двусторонних встречах, что массовое введение электронного декларирования было бы контрпродуктивным. По его мнению, если большое число новых компаний будет включено в эту систему, таможенный коридор может оказаться перегруженным.

Напомним, что с 1 июля 2007 г. на российских таможенных границах должно было заработать «одно окно», а из проверяющих остаться только пограничники и таможенники. Однако это решение правительства до сих пор не выполнено.

– Для таможни сегодня официально установлен контрольный стандарт оформления товаров – 21 минута, для остальных служб таких нормативов нет, – рассказывает глава ФТС. Поэтому тот же ветеринарный контроль может занимать более трёх часов. Но спрос идёт почему-то с таможенников. В связи с этим он от лица своей службы ещё с начала декабря рекомендовал перевозчикам ввозить товары через более свободные белорусскую или украинскую границу.

Как отметил заместитель начальника Главного управления отдела таможенного контроля ФТС России Сергей Алексеев, «ввиду непрогнозируемого, в большей степени, роста импорта в Российскую Федерацию, ФТС предпринимает ряд мероприятий, но надо понимать, что скачкообразного нарастания пропускной способности пунктов пропуска не будет. Сегодня необходимо искать другие пути решения этой проблемы», – заявил он.

 

Есть ли выход?

Выход есть всегда. И проблему очередей на западных границах России тоже можно решить как минимум тремя путями.

Первый – подождать, пока проблема очередей рассосётся сама по себе. Глядишь, российские власти примут ряд мер, препятствующих чрезмерному укреплению рубля, и импорт резко уменьшится.

Второй – срочно вкладывать деньги в пограничную инфраструктуру и восстановление полуразрушенных приграничных дорог.

Третий – переориентация грузопотоков на транзит через Беларусь.

Самый дешёвый – третий вариант развития событий, но лично мне наиболее вероятным почему-то кажется именно первый вариант…

 

Белорусский коридор

Давайте разберёмся: что же мешает переориентации грузов на белорусское направление? При том, что там существуют прекрасные автомобильные дороги, хорошо развитая пограничная инфраструктура, словом, всё необходимое для того, чтобы основательно разгрузить северо-западные границы.

Более того, принятый летом прошлого года Указ Президента Республики Беларусь № 320 существенно упростил процедуры таможенного оформления. В сообщении пресс-службы Президента Беларуси подчеркивалось, что принятые изменения в полной мере соответствуют международным стандартам. Как известно, новый Таможенный кодекс РБ устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в документе таможенного транзита (ст. 108). Данный перечень состоит из девяти пунктов. Указом № 320 перечень этих сведений фактически разделён на «существенные» и «менее существенные». Так, контролю таможенными органами теперь подлежат только четыре позиции: наименование товаров, их количество, число грузовых мест и вес брутто. Иные сведения носят информационный характер, а это значит, что даже при наличии в них расхождений белорусские таможенные органы не вправе проводить дополнительные операции таможенного контроля в отношении перевозимых транзитом товаров.

Не секрет, что белорусская таможня, учитывая географическое местоположение Беларуси, в своё время приобрела славу «лихих людей» на транзитных дорогах, проверяя транспорт, следующий транзитом, и при каждом возможном случае конфискуя товары, а то и транспортные средства. Теперь информация о кодах товаров по ТН ВЭД, а также о получателе товаров отнесена к «информационным сведениям». Поэтому есть основания надеяться, что количество случаев конфискации товаров, перевозимых транзитом, уменьшится.

В то же время нельзя не отметить, что при выявлении в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах расхождений в сведениях, подлежащих таможенному контролю, а также в случае наличия в таможенных органах информации, позволяющей предполагать нарушения законодательства РБ, появляются основания для проведения дополнительных операций таможенного контроля. Если на транзитном транспортном средстве имеются указанные в документах наложенные пломбы, то досмотр товаров допускается только в случае наличия информации о нарушениях законодательства РБ. В таком досмотре принимают участие должностные лица таможенных органов.

В последние дни 2007 г. в Москве состоялось заседание Совмина Союзного государства России и Беларуси. Главы правительств двух стран Виктор Зубков и Сергей Сидорский обсудили возможность заключения соглашения о международном автомобильном сообщении, а также планы принятия новых совместных проектов в рамках двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

На повестку дня заседания были вынесены конкретные вопросы сотрудничества. Премьер-министр России и его белорусский коллега рассмотрели прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции и баланс топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2008 г. Кроме того, обсуждалась подготовка межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении, о правилах и принципах предоставления промышленных субсидий и применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, а также проекты новых союзных программ и другие вопросы.

Премьер-министр Беларуси охарактеризовал прошлый год как «плодотворный для союзного строительства». «В 2007 г. мы смогли поддержать и во многом развить положительную динамику строительства Союзного государства, – сказал он. – Нам удалось решить ряд назревших вопросов, снять значительную часть имеющихся проблем во взаимной торговле». По его словам, по инициативе белорусской стороны на рассмотрение Совмина были внесены четыре дополнительных вопроса, которые касаются в том числе участия двух стран в международном транспортном сообщении и предоставления промышленных субсидий.

В планах союзного правительства – реализовать проект создания единого рынка автотранспортных услуг. Решение этой задачи предусматривает полную либерализацию всех видов перевозок (двусторонних, транзитных, а также в третьи страны) и создание равных конкурентных условий для белорусских и российских перевозчиков. В рамках этого соглашения на транспортную инспекцию Минтранса Беларуси предлагается возложить контроль за автотранспортом, следующим транзитом в Россию и из неё. Это позволит ускорить доставку грузов до конечного потребителя, обеспечив при этом уменьшение конечной стоимости продукции за счёт снижения в затратах транспортной составляющей.

По данным Минтранса Беларуси, автоперевозчики республики готовы выполнить 110 тыс. поездок. Учитывая, что средняя фрахтовая ставка составляет порядка 4 тыс. евро за рейс в направлении Западная Европа – Россия и обратно, экспортная выручка может составить до 440 млн евро в год. Подписание соглашения станет важной вехой в строительстве единой транспортной системы в рамках Союзного государства и подтвердит выбранный курс на интеграцию и взаимовыгодное сотрудничество. Также это позволит диверсифицировать рынок автотранспортных услуг, открыв возможности для новых направлений автоперевозок.

В. Зубков считает транспорт одним из приоритетов развития двустороннего экономического сотрудничества. Он призвал активизировать деятельность по созданию единого экономического пространства в рамках Союзного государства. «Нужно активизировать деятельность по формированию единого экономического пространства, полноценного таможенного союза и снять все препятствия, мешающие взаимной торговле и кооперации», – заявил он.

А 12 декабря 2007 г. Палата представителей Национального собрания Беларуси ратифицировала Межправительственное соглашение с Россией о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух государств. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси заявил, что «реализация соглашения позволит установить единые условия перемещения товаров, закрепить статус применяемых в таможенных целях документов, используемых при транзите товаров, определить механизмы взаимного признания мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства». Также он отметил, что данное соглашение будет способствовать развитию сотрудничества между двумя странами в таможенной сфере и позволит увеличить транзитный поток в Россию через Беларусь.

Недавно на пограничных переходах «Брузги» и «Берестовица» Гродненской области открылись новые таможенные терминалы для грузовых и легковых машин. Таким образом, завершена реконструкция этих крупных пунктов пропуска на западном направлении.

Союзная программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры была принята ещё в 1997 г., в 2001-м её продлили. На главных магистралях шла модернизация восьми основных пропускных пунктов, в том числе «Брузги» и «Берестовица». Сегодня там фактически всё уже сделано. Теперь в уютных кабинетах и просторных залах устанавливается оборудование, мебель, проводится локальная компьютерная сеть, монтируются видеокамеры. Кстати, впервые система видеонаблюдения позволит полностью охватить территорию погранпереходов и фиксировать передвижение всего транспорта, за которым будут наблюдать 180 «глаз». Ещё одно новшество – современная рентген-установка, с помощью которой будут «просвечиваться» легковые автомобили. На грузовые терминалы поступит передвижной досмотровый аппарат. Если же понадобится оперативно освободить машину от товара, то таможенники это сделают в считаные минуты, используя новый японский погрузчик. Приобретён трактор для очистки территории от снега.

Главное, что теперь пункты пропуска на белорусско-польской границе не напоминают бутылку с узким горлышком. После того как по ту сторону границы, в Кузнице и Бобровниках, построили современные вместительные терминалы, белорусские заметно им уступали. Но всё это уже в прошлом, теперь длинных очередей не будет.

– Пропускная способность пункта «Брузги» увеличилась до 5 тыс. легковых и грузовых автомобилей в сутки, «Берестовицы» – до 3800, – поясняет начальник Гродненской региональной таможни Юрий Сенько. – Новые комплексы соответствуют строгим европейским требованиям и не уступают по оснащению соседним – польским. Если раньше мы вынуждены были использовать каналы для выезда не по назначению, чтобы обеспечить въезд, то теперь транспортные потоки разделены и не пересекаются.

На новом въездном грузовом комплексе в «Брузгах» впервые появилась специальная досмотровая площадка, на которой одновременно может разместиться 45 фур. Теперь водителям грузовиков не придётся в ожидании оформления занимать проезжую часть и создавать дополнительную очередь. В «Берестовице» тоже стало просторнее: на въезде из Польши дополнительно оборудованы семь «дорожек», в том числе две автобусные.

Комфортнее стало и в самом здании, где под одной крышей собраны все пограничные службы – от таможенной до ветеринарной. А это значит, что клиентам не понадобится тратить время на получение какой-либо справки. Здесь же, на информационных стендах, можно узнать ответы на многие вопросы по пересечению границы. Чтобы два комплекса действовали бесперебойно, созданы все условия для сорока работников, половина из них - сотрудники таможни. А сократить сроки оформления грузов на границе с Польшей в перспективе поможет электронное декларирование товаров. На первом этапе новшество коснётся только белорусских предприятий, а в будущем – и российских. Для его скорейшего внедрения потребуется не только обоюдная заинтересованность таможни и экспортёров, но и юридическое обоснование термина «электронная подпись».

Из средств союзного бюджета в модернизацию двух таможенных пунктов пропуска вложено 25 млн долларов, в том числе только в прошлом году освоено более 7 млн. Ю. Сенько убеждён, что это даст хороший эффект.

И хотя союзная программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры полностью выполнена, на этом точку ставить рано: в перспективе возможны другие обоюдовыгодные варианты. По мнению начальника Гродненской региональной таможни, теперь есть смысл обратить внимание на пункты пропуска в литовском направлении, где также наблюдается рост транзитных грузоперевозок. Однако обустройство, к примеру, погранперехода «Привалки» сейчас не соответствует возросшим требованиям. Поэтому там началось проектирование новых объектов, к строительству которых приступят летом 2008 г. Сообща это было бы сделать проще и быстрее.

Кроме того, для рассмотрения на заседании Совета Министров Союзного государства подготовлена Программа «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств-участников Союзного государства», рассчитана на 2008 – 2010 г. Общая её стоимость составляет 197 млн 35 тыс. российских рублей. Она призвана способствовать достижению качественно нового уровня организации таможенного администрирования на территориях Беларуси и России за счёт создания общих таможенных процессов и развития информационных технологий, которые их реализуют.

В Беларуси уже разработаны и сертифицированы две системы электронной подписи. Для их практического использования осталось согласовать некоторые законодательные и юридические моменты. Впрочем, уже сегодня большинство таможенных деклараций подаётся в электронном виде. Только единицы приносят от руки заполненные бланки, но и их сотрудники таможенного оформления и досмотра переводят в цифровой вариант.

– Сегодня практически полностью автоматизированы операции таможенного оформления и контроля, – говорит заместитель начальника управления информационных технологий ГТК Михаил Щербацевич. – Со всей республики информация о перемещении грузов стекается в вычислительный центр, расположенный в Минской центральной таможне. До начала 2000-х слабостью нашей системы автоматизации была низкая пропускная способность каналов связи. Сегодня эту проблему решили: к основным пунктам таможенного пропуска протянули оптоволоконные линии. Теперь обмен данными происходит в режиме реального времени.

Сегодня белорусская таможня полностью компьютеризирована, а система автоматизации ГТК по основным параметрам соответствует европейским стандартам.

– По вычислительной мощности нашей IT-системы мы практически сравнялись со странами ЕС, – утверждает М. Щербацевич, – а по функциональным возможностям Европе ещё далеко до нас. Ведь основная задача, скажем, итальянских таможенников – контроль за перемещением грузов и борьба с контрабандой. Большинство пошлин там взимают другие органы. На итальянскую таможню приходится всего 5 – 6 % фискальных платежей. Белорусский же ГТК обеспечивает до 40 % налоговых поступлений в государственный бюджет. А финансовая работа более трудоёмкая, чем контролирующая.

 

Так почему же?!

У Беларуси и России созданы отдельные элементы Таможенного союза, но оформление в полном смысле единой таможенной территории должно быть завершено до 2010 г. Об этом заявил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Гошин в интервью изданию «Союз». По его словам, там будут действовать единые правила таможенного оформления, как это происходит сегодня в ЕС.

Так, с 1997 г. Беларусь и Россия совместно осуществляют обустройство внешних границ Союзного государства. На эти цели из союзного бюджета израсходовано более 1,6 млрд рублей.

«Модернизировано восемь пунктов пропуска, из них четыре – в 2007 г. Например, пропускная способность пункта «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе более чем удвоилась, а в «Козловичах», на белорусско-польской – почти утроилась за счёт увеличения полос движения транспорта, оснащения таможенных постов современным оборудованием, сокращения времени на оформление грузов и транспортных средств», – отметил В. Гошин.

Так почему же автомобильный транзит российских грузов через территорию Беларуси вырос в 2007 г. на 30 %, в то время как нагрузка на северо-западные границы РФ возросла за это же время более чем на 70 %?

По словам В. Гошина, сегодня 75 – 80 % всех автомобилей, большинство из которых следует в Россию, въезжают в Беларусь через обновлённые пункты пропуска, а если убрать пункты принятия уведомлений с российской стороны на белорусско-российской границе, то грузы пойдут ещё быстрее.

«К сожалению, перед Новым годом очереди из грузовиков там достигали семи-десяти километров», – напомнил В. Гошин. Он пояснил, что с белорусской стороны общей границы таможенных структур нет – проезд свободный, но с российской стороны – в пунктах принятия уведомлений и на железнодорожных передаточных станциях – осуществляются таможенный контроль и оформление товаров из третьих стран.

«В основе лежит то, что пока не принят единый таможенный тариф. Различия в ставках пошлин указом Президента Беларуси недавно были сокращены до 5 – 7 % из примерно 14 тыс. позиций. А если где-то ставки ниже – туда товар и устремляется, отчего вторая сторона несёт потери», – прокомментировал замглавы ГТК. Он сообщил, что в ближайшее время белорусская делегация таможенного ведомства посетит Москву с рядом инициатив, чтобы найти компромисс.

Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Леонид Досов высказал своё мнение по поводу очередей на латвийско-российской границе: «Кому-то выгодно, чтобы товар шёл не по территории Беларуси, для этого и создаётся эта очередь». По его словам, «у нас не существует серых и чёрных схем, транзитные перевозки осуществляются прозрачно». При возникновении подобных очередей на определённых пограничных переходах «логично переориентировать транспортные потоки», считает Леонид Досов. Он также сообщил, что его коллеги из соседних стран в этом случае спрашивают, даст ли Беларусь гарантию, что их грузы «автоматически, гладко» пройдут по территории республики. В этом случае таможенные органы республики отвечают, что если документы в порядке, то никаких проблем не будет.

В этом ли всё дело?

Несколько иной точки зрения придерживается, первый вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Алексей Васильков:

– Без решения вопросов пропускной способности российско-белорусской и российско-украинской границ переориентация грузопотока на них с северо-западного направления приведёт к такому же образованию очередей, которые мы видим в настоящее время на российской северо-западной границе. Необходимо также отметить, что переключение потоков с финляндского и латвийского на белорусское и украинское направления будет невыгодно импортёрам и приведёт к удорожанию продукции.

Как одну из ключевых проблем перевозок грузов транзитом через Беларусь следует отметить высокий уровень количества транспортных средств, которым в Республике Беларусь при перевозках по процедуре МДП назначается таможенное сопровождение. Основной причиной этого является требование об обязательном конвоировании транспортных средств с грузом, таможенные платежи по которым превышают предел гарантии по книжке МДП в 50 тыс. долларов, в то время как российские таможенные органы подходят к назначению конвоя более избирательно. В результате из всех транспортных средств, прибывающих под белорусским конвоем в Смоленскую таможню (в последнее время до 2800 автомобилей в месяц), российская таможня ставит в конвой только пятую их часть (18 %). Причём те транспортные средства, которые российские таможенники не ставят в конвой, благополучно доставляются в установленные места доставки. В связи с этим предлагаем белорусской стороне рассмотреть вопрос унификации оснований назначения таможенного сопровождения при перевозках по процедуре МДП с требованиями российского таможенного законодательства. Отдельно необходимо отметить, что при перевозке грузов через территорию Беларуси перевозчики подвергаются фактически двойному таможенному контролю: сначала на белорусской, затем на российской границе. Видимо, настало время окончательно определиться, какая из таможен – белорусская или российская – отвечает за контроль товаров, перевозимых в Россию. Если белорусская, то в условиях существенного снижения фактов недоставки товаров и готовности национальных ассоциаций международных перевозчиков работать по принципу разделения ответственности перед таможенными органами следует рассмотреть вопрос целесообразности функционирования пунктов принятия уведомлений (ППУ) на российско-белорусской границе. Если российская таможня, то белорусской стороне необходимо определиться с объёмом контрольных процедур, проводимых в настоящее время в отношении транзитных грузов, следующих в Россию.

Однако ряд проблем продолжает оставаться сдерживающим фактором развития перевозок. В частности, отмечаются случаи требований документов, не предусмотренных для транзитных грузов, например сертификатов происхождения товаров, причём с их переводом на русский язык. Повышенные требования к описанию товаров в коммерческих документах, из-за чего происходит до 50 % всех задержаний транспортных средств. Требования белорусской таможни об изготовлении электронных копий книжек МДП, причём при большой номенклатуре перевозимых грузов стоимость изготовления такой копии достигает 200 – 300 долларов.

Белорусские таможенные органы проставляют соответствующие печати и штампы только на двух экземплярах транспортной накладной CMR, один из которых предназначен для белорусской таможни отправления, а второй – для российской таможни назначения. В результате таких действий российские международные перевозчики остаются без оригиналов CMR с отметками о пересечении границы, что не позволяет им подтвердить оказание услуги по выполнению международной перевозки грузов перед различными (налоговыми, таможенными) контрольными органами.

Существующая разница в размере таможенных пошлин в России и Беларуси почти по 2 тыс. товарным позициям, в результате чего на отдельные категории перевозимых грузов размер таможенных платежей в Беларуси превышает предел гарантии по книжке МДП, и перевозчика ставят под таможенный конвой, – говорит А. Васильков.

Теперь становится понятным, почему перевозчики предпочитают обходить Беларусь. Даже не сами перевозчики. Если вы предлагаете свои услуги западноевропейскому или российскому экспедитору, первый вопрос, который он задаст, будет касаться стоимости ваших услуг как перевозчика, а предполагаемого маршрута доставки груза. И если на его вопрос вы отвечаете: «Через Беларусь», то в восьми случаях из десяти он отвечает: «Спасибо за предложение, но если у вас нет других вариантов – до свидания».

Искать обходные пути грузоперевозчиков заставила довольно странная и устойчивая тенденция: транзитные грузы здесь принято конфисковывать. Когда за дело, а когда – и по совершенно надуманным поводам. А их для конфискации грузов любой ретивый таможенник, полу­чивший соответствующую команду, может найти сколько угодно, была бы задача... Например, то, что води­тели называют «придрался из-за запятой». Но придирается белорус­ский служащий в изумрудных пого­нах не к запятой в накладной CMR (хотя и такое бывает). Чаще всего он цепляется к несоответствию кодов ТН ВЭД (в Беларуси они – девяти­значные, а в Европе – десятизнач­ные). Не хватает цифры, значит ­«ты, родной, наш человек», контра­бандист. А уж тогда твоё имущество – наше имущество... Правда, тем же чехам или немцам невдомёк, что прежде чем грузить товар на маши­ну, которая следует через «центр Европы», стоит изучить прежде всего не Конвенцию МДП, а некоторые особенности здешнего законода­тельства (вернее, даже не самого законодательства, а подзаконных актов). Они-то думают, что поскольку все мы – участники единой для всех Конвенции МДП, то сюрпризов ожи­дать не приходится. Наивные...

Ещё один повод для конфискации - ­«сомнение в достоверности учреди­тельных документов российской ком­пании-импортера». Примерам – несть числа. Правда, чаще всего перевоз­чик или грузополучатель старается отмалчиваться в надежде, что рано или поздно удастся решить вопрос, так сказать, относительно полюбовно, за сравнительно невысокую цену…

Один из многочисленных примеров – задержание 24 ноября 2001 г. пять автомобилей, гружённых компью­терной техникой и комплектующими к ней стоимостью около 26 млн рублей. Сначала – задержа­ние, затем (10 января) – суд и кон­фискация, обращение груза в доход белорусского бюджета. Основание: подозрение в том, что учредителями компании-грузополучателя «Донэс­Люкс» являются подставные лица. Новополоцкий суд с подачи тамо­женных органов признал, что «лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено», а посему груз признал контрабандой. Мол, по адресу, указанному в доку­ментах (Россия, г. Москва, ул. Авиа­моторная, 28), даже дома под таким номером не существует.

Тем не менее, как оказалось, все ре­гистрационные документы, подтверж­дающие законное существование ООО «Донэс-Люкс», были предостав­лены в суд в надлежащем порядке. И договор на поставку, заключённый между двумя компаниями – «Донэс­Люкс» и «УСП «Компьюлинк». А дом № 28 по ул. Авиамоторной никто пока не сносил. Он зарегистрирован в ка­честве юридического адреса. Реально фирма расположена по другому адре­су. В России, в отличие от Беларуси, это не противоречит закону. Просто Новополоцкий суд не счёл нужным принять во внимание предоставленные ответчиком аргу­менты. А вышестоящий Витебский об­ластной суд оставил решение своего «младшего собрата» без изменений. Ответчики предоставили доказатель­ства, что «Компьюлинк» – уважаемая фирма, по­ставляющая оборудование, между прочим, и белорусским государствен­ным структурам, официальное письмо конечного получателя техники – ОАО «Таймыргеофизика», просившего ус­корить поставку оборудования, офи­циальные ответы московского банка. Во исполнение запроса Полоцкой та­можни от 18.12.2001 г. Главное уп­равление по борьбе с экономическими преступлениями Службы криминаль­ной милиции МВД России провело целевую проверку деятельности «До­нэс-Люкс». В её ходе была подтверждена легитимность деятель­ности Общества и его участников. Но всё бесполезно. Груз к тому времени уже давно пошёл на продажу. А как от­давать то, чего уже нет и за что уже прошёл отчёт?

По месту событий добиться ничего не удалось. «Донэс-Люкс» задался закономерным вопросом: для чего ему родное государство, которому он исправно платит налоги, но ничего с этого не имеет? «Таймыргеофизика», оказавшаяся к тому моменту в весь­ма сложном положении, требовала от «Компьюлинка» компенсаций: только прямые затраты на содержание от­ряда вибраторов составляют 1,3 млн рублей в месяц. Шёл ян­варь, а оборудование на Таймыр всё ещё не приходило.

«Донэс-Люкс» продолжает борьбу за «то, что упало с телеги». Даже об­заводится специальным представи­телем, в обязанности которого будет входить борьба с таможенным про­изволом. Появилось обращение в Госдуму России. В нём объяснялось, что груз был оформлен по правилам, действую­щим на всей территории СНГ, вклю­чая Россию. Белорусские же тамо­женники, действуя по своей же инст­рукции, должны были сами внести в книжку МДП дополнительные коды, но не сделали этого.

И депутатские запросы, и письма других официальных лиц пошли по ин­станциям соседнего государства. Де­путат Госдумы Сергей Митрохин направил запрос сразу по четырём адресам: в администрацию Президента России, в Представитель­ство ГТК РФ в РБ, в администра­цию Президента Республики Беларусь и Председателю Верховного Суда Ре­спублики Беларусь. Все вышеозна­ченные инстанции депутат просит оз­накомиться с 43 листами прилагае­мых документов и после этого разо­браться в вопиющей ситуации.

Но лишь ответ руководителя пред­ставительства российской таможни Валерия Евсютина пришёл незамедли­тельно. Он был уже в курсе дела и сам старался помочь попавшим в беду соотечественникам.

Прокурор Витебской области Николай Шахметов не поверил доводам полоцких таможенников и новопо­лоцких судей (аргументация письма В. Есютина кого угодно положила бы на лопатки), посчитал, что выводы суда «основаны на неполных и не­объективных сведениях, полученных в ответ на разрозненные запросы Полоцкой таможни в различные службы правоохранительных и нало­говых органов г. Москвы» и вынес соответствующий протест. Стоит привести его.

«Прокурорский протест

Постановлением судьи суда г. Но­вополоцка от 10.01.2002 по делу об административном таможенном пра­вонарушении NQ 12а-1-02 в отно­шениии установленного лица на ос­новании ч. 3 ст. NQ 28 КоАП РБ в доход государства обращён груз компьютерной техники и комплектующих согласно описи.

Данное постановление является не­законным и подлежит отмене по сле­дующим основаниям. Из материалов дела следует, что 24.11.2001 Полоц­кой таможней были задержаны пять минигрузовиков с грузом компьютер­ной техники и комплектующих, следо­вавших по процедуре МДП в адрес ООО «Донэс-Люкс», г. Москва. Осно­ванием для задержания послужило отсутствие в книжке МДП товарных кодов (л. д. 203). В ходе операций таможенного контроля было поставлено под сомнение существование ООО «Донэс-Люкс», зарегистриро­ванного по юридическому адресу: ул. Авиамоторная, д. 28 (25.01.2001 NQ 231247 Московской регистраци­онной палатой, 17.02.2001 ИНН 7722236632 ИМНС РФ № 22 по ЮВАО г. Москвы).

По информации Московской юж­ной таможни дом № 28 по указан­ному адресу не имеется, учредитель В. А. Арчаков и руководители компа­нии В. А. Тереникова и Н. Н. Карпушко не имеют к созданию и руководству деятельностью компанией никакого отношения. Таким образом, по мне­нию суда, неустановленным лицом таможенному органу были представ­лены документы, содержащие недо­стоверные сведения о грузополуча­теле, что охватывается составом правонарушения, предусмотренного ст. NQ 193 КоАП РБ. Вместе с тем обстоятельства, принятые таможенным органом и судом в качестве доказательств фиктивности 000 «Донэс-Люкс» основаны на неполных и необъек­тивных сведениях, полученных в от­вет на разрозненные запросы По­лоцкой таможни в различные служ­бы правоохранительных и налоговых органов г. Москвы, в том числе с ис­требованием сведений в отношении ООО «DONES – LIUKS».

В соответствии с национальным и международным законодательством о международной перевозке товаров по процедуре МДП наличие товарных ко­дов в книжке МДП не требуется, а при их наличии они не имеют юридическо­го значения для принятия таможенным органом решения о перемещении то­варов, что подтверждено заключения­ми Государственного таможенного ко­митета Республики Беларусь. Утверждение об отсутствии юридического ад­реса компании основаны на сведениях ГУП ДЕЗ р-на «Лефортово» г. Москвы (л. д. 241), исходя из имеющихся дого­ворных отношений на обслуживание эксплуатирующегося строения. Однако строение № 28 по ул. Авиамоторной зарегистрировано и состоит на учёте в Московском городском БТИ. В соот­ветствии со свидетельством прави­тельства г. Москвы № 10083 от 12.01.2001 собственником строения является ООО «АДЕНА».

Согласно Уставу ООО «Донэс-Люкс», представленных подлинников регист­рационных документов, карточки уча­стника В3Д № 05200/001953 обо значение «DONES – LIUKS» в отноше­нии компании не применяется.

Во исполнение запроса Полоцкой таможни от 18.12.2001 Главным управлением по борьбе с экономиче­скими преступлениями Службы криминальной милиции МВД России проведена целевая проверка деятельности ООО «Донэс-Люкс». Фак­тически 000 «Донэс-Люкс» нахо­дится по адресу: г. Москва, ул. Кос­монавта Волкова, д. 16, 3-й этаж, пом. 1, каб. 37, 38, что зафиксирова­но в карточке участника В3Д. Граж­данин В. Е. Арчаков действительно является учредителем ООО «Баско­на» и ООО «Донэс-Люкс». Граждане Терешкова и Карпушко с момента регистрации компании 25.01.2001 осуществляли руководство трудовым коллективом компании в качестве директоров. Для обеспечения финан­совых операций Карпушко предъяв­ляла образцы подписей в обслужива­ющий банк – ОАО «Метком банк». Задержанные товары приобретены ООО «Донэс-Люкс» по договору с 000 УСП «Компьюлинк» для испол­нения целевых контрактов с ОАО «Таймыргеофизика». Поставка това­ров в розничную торговлю не предусматривалась.

Изложенное опровергает вывод су­да о несуществовании ООО «Донэс­Люкс». Таким образом, в нарушение ст. №№ 9-11, 225 и 259 КоАП РБ при рассмотрении данного дела не были приняты все не­обходимые меры к всестороннему, полному и объективному выяснению всех имеющих значение для правиль­ного его разрешения обстоятельств и принятию решения в строгом соответ­ствии с законом. На основании изло­женного, руководствуясь ст. №№ 22, 35 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», ст. № 269 КоАП Республики Беларусь, ПРОШУ:

Постановление судьи суда г. Ново­полоцка от 10.01.2002 по делу об административном таможенном правонарушении № 12а-1-02 в от­ношении неустановленного лица от­менить, дело направить на новое рассмотрение. О результатах рас­смотрения протеста сообщить в Прокуратуру Республики».

Тут бы и поставить точку во всей этой истории: мол, погорячились, не разобрались, извинимся и пожмём друг другу руки.

Ан – нет! Председатель Верховного суда Беларуси Валентин Сукало отменяет приостановление исполнения по ад­министративному делу.

Практически с одинаковыми за­просами обратились в различные инстанции депутаты Госдумы России Анатолий Лукьянов и Вячеслав Иг­рунов, пытаясь добиться восстанов­ления справедливости. Где там!..

Тема конфиската стала настолько болезненной, что на уровне по­сольств решался вопрос совместно­го дипломатического демарша ряда стран СНГ, недовольных поведением белорусских таможенных органов. В некоторых СМИ утверждалось, что Россия, Польша, Литва и Казахстан направляют протесты в Междуна­родный союз автомобильного транс­порта с требованием исключить Бе­ларусь из Конвенции МДП. Это ока­залось лишь слухом. Впрочем, более или менее ценные грузы в Россию экспедиторы предпочитают отправлять уже не через Беларусь.

Александр Блохин, который был в те годы послом Российской Федерации в Республике Беларусь, в одном из интервью об­молвился: «Республика могла бы увеличить поступления от транзита в свой бюджет, но... есть фирмы, у которых 14 – 15 фур конфисковали. Кто же после этого будет ездить че­рез Беларусь? А через республику ежегодно проходит несколько сотен тысяч товарных партий, за которы­ми стоят конкретные интересы кон­кретных субъектов хозяйствования, и в этой связи нас не могут не тре­вожить те тенденции, которые в по­следнее время набирают обороты на белорусской таможне. Я имею в виду масштабную кампанию по кон­фискации грузов, следующих тран­зитом в Россию». А. Блохин обратил внимание на то, что белорусская таможня часто конфискует россий­скую собственность «по незначи­тельным формальным причинам, носящим часто неумышленный или вообще спорный характер».

В качестве примера посол привёл трактовку «бесхозный груз», по ко­торой, по данным российского по­сольства, на таможне изымается 70 % грузов. А. Блохин подчеркнул, что карательные санкции, избираемые белорусски­ми таможенниками, «часто несо­измеримы с теми проступками, ко­торые допускаются хозяйствующи­ми субъектами либо транспортны­ми организациями». Российской стороне, по словам посла, «совер­шенно непонятно, почему таможня Беларуси делает вывод о том, что груз бесхозный». Ведь если рос­сийское предприятие было неза­конно организовано, «это вообще не вопрос белорусской стороны, и он никак не связан с белорусским транзитом».

По мнению посла, если у белорус­ских компетентных органов есть сведения, что какая-то российская фирма, с их точки зрения, незаконно функционирует на территории РФ, то по существу­ющей мировой практике органы должны информировать об этом российских коллег. «Это дело российской стороны – разбираться с той компанией, которая, с точки зрения белорусов, функционирует незакон­но. Но это не белорусский, а российский вопрос».

Справедливости ради стоит отметить, что целые серии громких скандалов, связанных с конфискацией российских грузов на белорусской границе, относятся к 2000 – 2004 гг. То есть всё это как бы в прошлом. Тогда зачем именно сейчас поднимает эти вопросы? Да дело в том, что бизнес так устроен, что он не любит те места, где его грабят. И несмотря на то, что территория Беларуси сегодня действительно выглядит весьма привлекательной для транзитных перевозчиков, они опасаются… Бизнес любит страны, где до сих пор не отменён закон 1537 г., запрещающий отстреливать зайцев в городских парках. И зайцев тех давно нет, и парков, а закон остался… Остерегается бизнес перемен…

Уже оттаяли лесные полянки. Найдите муравьиную тропинку, насыпьте на неё, например, стирального порошка. Муравьи пошли другой тропой. А теперь уберите порошок. Думаете, муравьи вернутся? Нет, они по-прежнему ходят более длинным маршрутом, там, где у них пока ещё не было неприятностей…

 

Общая граница – миф или реальность?

Выход из положения есть, но он очень непрост. И перевозчики давно относятся к нему с изрядной долей скепсиса и пессимизма. Однако он есть, и был всегда – с тех пор, как только начал рушиться СССР. Речь идёт о переносе совместного таможенного контроля на внешнюю границу Союза России и Беларуси. Тогда, кстати, автоматически исчезнут не лишённые оснований подозрения в том, что белорусские таможенники сидят на лакомом участке, искушающем «подкормить» бюджет своей страны за чужой счёт.

– Однако для переноса таможенного оформления с белорусско-российской на внешнюю границу Союзного государства Беларусь и Россия должны принять совместное политическое решение, заявил недавно глава ФТС России на брифинге в Гродно. – Без принятия политического решения двумя странами этот вопрос не решить, но мы должны подготовить это решение. Наша задача – ни в коем случае не затягивать этот процесс, а дать возможность главам нашим государств принять политическое решение, – сказал А. Бельянинов.

Он отметил, что перенос таможенного оформления на внешнюю границу Союзного государства потребует также изменения нормативной базы как Беларуси и России, так и в целом Союзного государства. В то же время он подчеркнул, что «создание Союзного государства России и Беларуси идёт, в том числе, и через создание Таможенного союза». По словам А. Бельянинова, такая позиция двух стран будет способствовать сближению экономик двух государств. Глава ФТС добавил, что в результате переноса таможенного оформления на внешнюю границу будет необходимо изменить транспортные потоки и логистику, "чтобы не перегреть ситуацию". Он отметил, что в России на северо-западном направлении существует высокая напряжённость в пунктах таможенного оформления. По его прогнозам такая же ситуация может произойти в ближайшее время и на белорусском участке.

По словам главы ФТС России, перенос таможенного оформления на внешнюю границу Союзного государства будет идти поэтапно и в настоящее время чётких сроков начала завершения этого процесса назвать нельзя. В то же время он подчеркнул, что будет идти постепенная либерализация ситуации на белорусско-российской границе.