Тест-драйв "Универсальная линейка: кому город, а кому… магистраль"


 

Для автоперевозчиков основной постулат производственной деятельности – даже не столько хорошие заказы и объёмы грузоперевозок, сколько надёжность эксплуатируемой техники. Скрупулёзно подсчитывая каждую копейку, опытные хозяйственники перестают мелочиться, когда речь заходит о покупке надёжного грузовика с большим ресурсом пробега, ведь это важнейший инструмент для заработка. Очередной тест-драйв, проведённый корреспондентом «АП», поможет определиться с этим непростым выбором.

 

Валентин ОЖГО

 

 

Всё начинается с малого…

Грузовые автомобили Hyundai, особенно малого класса грузоподъёмности, сегодня полностью южнокорейскими можно назвать с натяжкой: с мая 2005-го Таганрогский автозавод собирает лёгковые грузовички под брендом Hyundai, дополнив лицензионное производство легковых машин коммерческим транспортом. О том, что такой шаг был хорошо подготовлен, свидетельствует хотя бы тот факт, что таганрогский Porter с южнокорейскими корнями два года подряд становился победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России».

Удивляться тут нечему: рыночная ниша автомобилей этого класса, столь востребованная перевозчиками стран СНГ, пустовала. Для доставки небольших партий грузов транспортники довольствовались «каблучками» и «пирожками» на базе автомобилей «ИЖ» и «Жигули» грузоподъёмностью до 500 кг, некоторыми аналогичными машинами европейских производителей, а вот однотонной машины не было. Оппоненты могут возразить, что это по силам той же «Газели», да вот только будет ли тогда перевозка 300 или даже 500 кг экономически целесообразной?

 

Ниша автомобилей Porter в сегменте транспорта лёгкой грузоподъёмности

 

 

А вот малолитражный автомобиль Porter оказался хорошим подспорьем для городских предпринимателей средней руки, торговых компаний и фирм по курьерской доставке товаров. В сегменте LCV (лёгкий класс грузоподъёмности) Porter среди зарубежных автомобилей чувствует себя уверенно. И хотя ему в «спину дышат» китайцы, им ещё далеко до тех объёмов, которые обеспечивает российская сборка, а главное – до такого же качества автомобилей. Европейцы тоже не прочь закрепиться в этой нише, но их «конёк» всё-таки в диапазоне грузоподъёмности от полутора до 40 и более тонн.

Специалисты предполагают, что и впредь конкуренция в сегменте сверхлёгкого городского грузового транспорта будет усиливаться не столько между европейскими производителями, сколько среди южнокорейских и китайских компаний, отчасти – японских. Но машины из Страны восходящего солнца для нас дороги: перевозчики стран СНг предпочитают более доступную технику. Например, лёгкие грузовички, производимые в Таганроге, дешевле японских машин (но, правда, дороже китайских). И эта ценовая «вилка» сформирована таким образом, чтобы разница в стоимости не сказалась на спросе, поэтому-то российское производство Hyundai Porter продолжает динамично набирать обороты. Так, в прошлом году таганрогский завод произвёл 10347 машин этой марки, что на 3216 единиц больше, чем в предыдущем.

Выпуск таганрогских грузовых малолитражек будет расти и в этом году, ведь машинокомплектов из Южной Кореи приходит всё больше. При этом торговые предприятия и дилеры Hyundai заказывают грузовики с российской кузовной надстройкой (борт, тент, фургон), поскольку в таком случае коммерческий автомобиль заметно дешевле, а автоперевозчики в первую очередь ценят качество ходовой базы, мотора, электрооборудования, скрупулёзно рассчитывают грядущие эксплуатационные расходы.

 

Хоть и маленький, но проворный

Теперь расскажем о габаритных преимуществах этого автомобиля. Водителям особенно пришлась по вкусу манёвренность маленького бескапотника в условиях городской эксплуатации: расположенные под водительским местом колёса легко управляются с помощью гидроусилителя руля, поэтому даже в плотном потоке машин грузовичок юрко втискивается в любое «окно», быстро перестраивается на трассе, «ювелирно» паркуется. Бортовые и тентованные кузова не выступают за габаритную ширину кабины, и это ещё один плюс – хорошо видно, что происходит сзади. Исключение составляют лишь версии с изотермическими и промтоварными фургонами, которые несколько шире кабины. Правда, есть небольшое «но»: коренастый водитель в небольшом салоне будет чувствовать себя не очень комфортно, особенно зимой, когда на человеке «семь одёжек», ведь базовая ширина кабины – 1,69 м, включая толщину стенок и дверей.

Есть и третье неоспоримое преимущество грузовичка Porter – его грузоподъёмность. Поскольку машина берёт не более тонны поклажи, то на неё не распространяется ограничение на въезд в центр Москвы, где расположены многочисленные торговые предприятия, учреждения и организации, постоянно нуждающиеся в подвозе товаров, оргтехники и т. п.

 



Колёсная пара находится под посадочным блоком водителя и пассажира

 

Теперь о том, что из себя представляет сам Porter. Его передняя подвеска выполнена в классическом стиле – пружинный тип с дисковыми тормозами. Задняя подвеска из-за грузоподъёмности усилена рессорами, а колёса имеют барабанные тормоза. Поскольку центр тяжести от двух посадочных мест и мотора приходится на переднюю ось, неровность дорожного покрытия практически не ощущается: амортизационные пружины гасят все колебания. Шума в салоне практически нет: работа 80-сильного дизеля (1,5 MPI DOHS, объём – 2,476 см3) слышна лишь при открытом кожухе моторного отсека, который одновременно служит основой для пассажирского сиденья.( лучше на писать, что это хорошая проверенная машина с мощным двигателем)

 


Моторный отсек автомобиля таганрогской сборки – копия оригинального Hyundai Porter

 

Как рассказали в компании «Хёндэ КомТранс», сегодня лёгкий грузовик Hyundai Porter рекламировать уже не надо: несмотря на жёсткую конкуренцию, популярность машины среди городских автоперевозчиков постоянно растёт – сказывается не только высокая манёвренность грузовичка, но и хороший моторесурс, а также низкие эксплуатационные затраты, что очень важно при росте цен на ГСМ.

 

Не лидер спроса, но среди фаворитов

Кстати, машины южнокорейского производителя Hyundai представлены во всех грузовых диапазонах и по всему спектру назначения. И хотя на дорогах РФ бесспорное лидерство принадлежит средне- и крупнотоннажным автомобилям из стран Европы, в суммарном подсчёте азиатские и европейские производители идут на рынке практически «ноздря в ноздрю». Так что если Европа лидирует в сегменте средних и тяжёлых машин, то Азия опережает по числу коммерческих автомобилей грузоподъёмностью до 5 т. А по итогам третьего квартала прошлого года вперёд вырвались азиаты – именно за счёт лёгкого сегмента грузовиков (LCV). Поднебесная побила свой прежний рекорд и за девять месяцев ввезла в РФ 6095 грузовиков (в основном грузоподъёмностью до 5 т и самосвалы).

 

Ввоз в РФ новых и подержанных грузовиков за третьем квартала 2007 г., шт.


 

 

Южнокорейцы в сегменте средних и тяжёлых машин пока держатся скромно: Европа позиции не уступает, а Китай изо всех сил рвётся «задавить» как европейских, так и азиатских конкурентов низкой ценой. Но что любопытно: на этом фоне спрос на бортовые машины, тягачи и спецтехнику под брендом Hyundai не падает. Грузовики Hyundai HD 65/72/78 уже стали «своими» на улицах городов стран СНГ, реже встретишь «середняков» Hyundai HD120/170, а также «тяжёловесов» Hyundai HD 250/260 или HD320.

Чем привлекательны эти машины? Этот вопрос возникал всякий раз, когда на престижных автомобильных выставках встречались грузовики Hyundai HD 250, вокруг которых постоянно было много профессионалов, «пробующих» машину, как говорится, «на зуб». Зимой возможность прочувствовать грузовик на ходу представилась и нам: компания «Хёндэ КомТранс» предложила редакции «АП» провести тест-драйв почти 12-метрового магистрального грузовика.

Сразу скажу, это не Porter, не HD 72 или HD 78, а самый что ни есть длиннобазный трёхосник для междугородних перевозок. Рабочее место водителя, как и в других бортовых машинах, расположено высоко, но ниже, чем у других магистральных тягачей. Взбираться в салон с одной и другой стороны нужно по двум ступеням с противоскользящими литыми насадками. Казалось бы, мелочь, но когда зимой подошва ботинка не скользит от налипшего снега, а в слякоть ступеньки счищают грязь, начинаешь ценить заботу конструкторов об экипаже.

Литые насадки на ступеньках и практичны, и удобны

 

Панель приборов практически не отличается от других производителей. Вот только привычный рычаг парковочного тормоза я не нашёл ни возле панели справа, ни у кресла. Он здесь не рычажного или зажимно-джойстикового типа, а кнопочный, и размещён слева под приборной панелью. Непривычно, хотя, как оказалось, очень удобно.

Пока мотор прогревается, осматриваюсь. Кабина трехместная, со спальником. Между сиденьями прохода нет, и в полный рост не выпрямишься. Впрочем, автомобиль рассчитан не на международные рейсы, а на межгородское плечо. Зато спальный лежак с подогревом, а сверху, по периметру кабины, карниз для занавесок.

 

Пируэты на московских улицах

Тем временем заиндевевшие зеркала заднего обзора от электроподогрева постепенно оттаивают, отражая длинный фургон (его длина – 9,62 м, а всей машины – 11,7 м) и всё, что сзади. В городском потоке на таком длинномере не сладко, несмотря на то, что передняя осевая балка находится немного сзади линии сиденья, что упрощает процесс управления. Но борта фургона, практически не выступающие за габариты кабины, не позволяют контролировать ситуацию за «кормой», где в плотном городском потоке, порой игнорируя дистанцию, «зависают» бесшабашные автолюбители. Впрочем, с этим сталкивается любой водитель грузовика-фургона.

Как и у большинства российских грузовиков Hyundai, фургон – российский, сделан на обнинском ООО «Техпро», где налажено производство промтоварных, мебельных, изотермических фургонов практически на все модели южнокорейских грузовиков, начиная от однотонки. К примеру, мебельный кузов выполнен из оцинкованного листа, внутри фургона стены обшиты листами влагостойкой фанеры толщиной 6 мм, по периметру стоит обрешётка из доски, вся оцинкованная фурнитура окрашена. Двустворчатые двери открываются на 270 градусов, хорошо фиксируются в открытом и закрытом положениях, надёжно запираются. Вот только уровень пола в фургоне высок, чего не замечаешь на месте погрузки (выгрузки), где есть рампа, но во всех остальных случаях возникают сложности. Так что гидравлический лифт (борт-подъёмник) консольного, выдвижного или подворачивающегося типа лишним не будет. Впрочем, у потребителя есть выбор, какая опционная комплектация фургона ему больше подходит.

Но вот мотор, на котором установлена система подогрева впускного коллектора, прогрелся, и автомобиль готов к движению. Правда, мигающее красное табло на панели упорно напоминает пристегнуть ремень безопасности – лишь после этого машина двинется с места.

Здесь шестиступенчатая (это  является недостатком – убрать!) КПП, первая передача находит своё место сразу, без каких-либо рычаний и скрежета. Парковочный тормоз после нажатия на кнопку издаёт характерный звук, но срабатывает не сразу, приходится выждать пару секунд. С места девятитонный грузовик снимается легко. Небольшого нажатия на педаль акселератора вполне достаточно, чтобы 340-сильный мотор вошёл в рабочий режим. Как и у «малыша» Porter,а, его практически не слышно. Вверх передачи идут прекрасно. Правда, в городском цикле движения на прямую передачу выйти не удаётся из-за низкой скорости, а вот на МКАДе (если нет «тянучки») или на магистрали – она в самый раз. Однако магистральный режим движения не так интересен: машина по своим ходовым качествам, устойчивости, тормозным свойствам сравнима со многими европейскими аналогами и, по мнению корреспондента «АП», она даже проще «скандинавов» или «немцев».

К габаритам я привык быстро и больше внимания стал уделять маневрированию. На одной из сравнительно тихих московских улиц нахожу место, где можно покрутиться. Увы, незнание города завело в тупик, в котором вперёд ехать нельзя, а толкать назад до места, где можно развернуть почти 12-метровый грузовик, не с руки. Правда, с полсотни метров всё-таки приходится идти на задней передаче.

Движение «по зеркалам», несмотря на высокий и длинный кузов, особых сложностей не создаёт. Главное – не задеть подъезжающий сзади автомобиль. Поэтому то и дело приходится останавливаться и пропускать легковые и грузовые машины, подкатывающие сзади. Наконец, нашёл «окно» и развернулся.

Из-за смещения фургона к центру поворота приходится брать сначала правее, а потом резко уходить влево – благо, там въезд на какой-то завод. Расстояния хватило, чтобы выровнять машину к проезду задним ходом на стоянку машин (правда, кабина грузовика на каких-то полтора метра всё-таки вторглась на территорию предприятия). Ещё один приём задним ходом, потом снова первая передача и длинная фура вышла из тупика.

Возвращаюсь обратно тем же путём. Машина уже облеплена жидким месивом с дороги, но это не помеха. На всех режимах Hyundai HD 250 ведёт себя прекрасно. Правда, упражнения на манёвренность грузовика не закончились. Теперь их заставляет делать ещё недавно полупустая улица, на которую вышла снегоуборочная техника – грейдер, подборщик и самосвалы. В одном месте, преодолев сугроб, значительно обгоняю транспортный поток небольшим «коридором» прямо по снегу. Бело-серый покров толщиной 15 – 20 см на тяговых усилиях мотора практически не сказывается.

Влиться обратно в транспортный поток удалось быстро, поскольку сразу за подборщиком снега, который следовал навстречу, появилось «окно» из-за отъехавшего самосвала. Пока к уборочному транспортёру не подкатил другой автомобиль, успеваю втиснуться в образовавшийся проём. Вот только потом пришлось покрутиться между стоящими по обеим сторонам узенькой дороги грейдером и самосвалами.

Южнокорейская машина хотя и стала после тест-драйва «мурзилкой», на самом деле оставила хорошее впечатление

 

Если бы это был Porter – влез бы в любую щель, а здесь за спиной 12-метровая фура. Однако это испытание HD 250 выдерживает стойко. Правда, ползти «змейкой» на первой передаче среди коммунально-дорожной техники  приходится почти впритирку. В гололедицу на такой манёвр вряд ли согласился бы. К счастью, дорога после уборки уже чиста от снега и наледи, а руль с гидроусилителем чутко реагирует на малейшее усилие. И всё-таки метров 30 до ворот так и не докатил: у складской площадки техники «Хёндэ КомТранс» формировалась колонна из проданных машин, которые и заняли все свободные места. Но это не очень расстроило: проданные грузовики ещё раз подтвердили то, что спрос на южнокорейскую те