Анализ рынка "Российский рынок грузовиков: под натиском «китайцев»?"


 

Александра НОВИЧКОВА

   Прошлый год стал рекордным для российского рынка грузовиков, увеличившись по сравнению с предыдущим на 42 %. И если динамика рынка подержанных тяжёлых грузовых автомобилей сокращается, то рынок новых тяжёлых грузовиков, напротив, растёт в геометрической прогрессии. Но теперь это происходит не только за счёт увеличения поставок грузовиков «большой европейской семёрки» (Volvo, MAN, Scania, Mercedes-Benz, Iveco, Renault и DAF), но и благодаря производителям из Америки, Кореи и в особенности – Китая.

 

Китайская экспансия

Стремительное развитие российского рынка грузоперевозок приводит к постоянному увеличению динамики спроса на тяжёлые грузовые автомобили. И в данном случае спрос серьёзно превышает предложение, что привело к появлению новых импортёров грузовиков на российский рынок. Причём в основе своей это техника китайского производства, которая уже не только прочно закрепилась в России, но и занимает здесь определённую нишу в развитии рынка тяжёлых грузовиков. Многие эксперты и вовсе считают, то в ближайшие несколько лет доля российского рынка, захваченная и прочно удерживаемая «большой семёркой», начнёт сдавать свои позиции в пользу китайской техники.

Однако сегодня рост поставок китайских грузовиков в Россию сдерживают несколько факторов. К ним относятся недостаточно развитая дилерская и сервисная сети, нехватка запчастей, отсутствие техники, отвечающей экологическим нормам Евро-3. К тому же китайская техника явно уступает европейской по качеству, да и транспортировка этих машин увеличивает их стоимость за счёт весомых логистических затрат. Но всё же чаще всего определяющим фактором при покупке грузовой техники, особенно для небольших российских транспортных компаний, является цена. К тому же, как считают дистрибьюторы, сегодня китайская техника стала более конкурентоспособной по сравнению с российской за счёт своей надёжности. Ведь при сборке своих машин китайцы используют технологические решения европейских компаний. В прошлом году впервые в таможенной статистике появились китайские автомобили, которые  с ходу заняли 10 % рынка. К слову, китайцы начали поставлять свою тяжёлую технику на российский рынок только во второй половине 2006 г.

В прошлом году в Россию было импортировано 61947 новых и подержанных тяжёлых грузовиков. Причём, как видно из диаграммы, третье место по объёмам продаж всех импортных грузовиков заняла китайская техника Howo, которая официально вышла на российский рынок только в марте 2007 г. Эта компания импортировала в Россию 6563 автомобиля, из них 6523 новых и 40 подержанных грузовиков. Лидером по этому показателю по-прежнему остаётся компания «Volvo»: 9566 машин, из них 4582 новых и 4984 подержанных грузовика. Между ними расположился MAN. Цифры этой компании таковы: 7100 грузовиков (4085 новых и 3015 подержанных грузовика).

 

Статистика импорта новых и подержанных
тяжёлых грузовиков в 2007 г.


 

В 2007 г. в России было продано 128876 единиц тяжёлых грузовиков грузоподъёмностью свыше 12 т. Для сравнения, в 2006-м году на российской территории был реализован 90 341 грузовик, что на 42 % меньше показателей прошлого года. Причём эти данные являются общими для всех иностранных (в том числе китайских) производителей, а также брендов из России и других стран СНГ.

 

Динамика объёма продаж производителей из России и стран СНГ продолжает сокращаться. В прошлом году её показатель достиг лишь половины с небольшим от общих продаж грузовиков в России и составил 52 %. Для сравнения, всего лишь семь лет назад эти грузовики занимали подавляющее большинство российского рынка (91 %). Китайские грузовики занимают 10 % российского рынка и сравнивать этот показатель пока не с чем. Новая импортная техника заняла 16 % российского рынка, а подержанная импортная – 22 %. Это говорит о планомерном увеличении объёма продаж новой импортной грузовой техники в ущерб подержанной, объёмы продаж которой сократились в прошлом году по сравнению с предыдущим на 8 %, а новой импортной – увеличились на 6 %.

 

Структура рынка грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 12 т, % (2000 – 2007 гг.)

 

Кризис производства

Российские производители тяжёлых грузовиков сегодня серьёзно отстают от тех объёмов, которые необходимы для развития российского рынка. С другой стороны – европейские производители тоже не обеспечивают российский рынок тяжёлыми грузовиками в достаточном количестве. Это происходит потому, что у импортных производителей не хватает производственных мощностей. Сегодня российские транспортные компании вынуждены ждать заказ на тягачи Scania по полгода, а на грузовики Volvo и того больше – от пяти месяцев до года. По мнению генерального директора ЗАО «Вольво Восток» Ларса Корнелиуссона, рост российского рынка тяжёлых грузовиков будет продолжаться как минимум в течение пяти лет. Поэтому сегодня многие ведущие европейские производители задумались над проектами строительства собственных сборочных заводов в России.

Так, компания «Scania» планирует в ближайшее время запустить подобный проект, чтобы в следующем году такой завод уже начал работу на территории России.

Масштабный проект по строительству сборочного завода и у компании «Volvo». Речь идёт о новом заводе в Калуге, открытие которого намечено на январь 2009 г. Размер инвестиций в его строительство составил 100 млн евро. Начальная мощность предприятия – 10 тыс. грузовиков Volvo и ещё 5 тыс. машин Renault. Общий штат сотрудников составит 1 тыс. человек. В производственную гамму войдут Volvo FH, FM, FL и FE, а также Renault Premium и Kerax.

Кстати, именно «Volvo» стала первой иностранной компанией, открывшей свой завод на территории России – в Зеленограде. Это произошло в 2003 г., и сегодня его производственная мощность составляет 506 грузовиков в год.

Возвращаясь к китайской технике, отметим, что, по данным Интернет-сайта техники Foton, московские власти планируют производить грузовики совместно с китайскими производителями на заводе «ЗИЛ». Там вскоре будут выпускаться грузовики Howo.

Видимо, вскоре без функционирования своих сборочных заводов на территории России говорить о серьёзной работе в стране не сможет ни один иностранный производитель. На сегодняшний день в России осуществляется производство грузовых автомобилей Hyundai Porter и HD-500 на мощностях Ростовского завода грузовых автомобилей, в Челябинской области собираются самосвалы Iveco-Урал 6329, 6362 и 6529, в Санкт-Петербурге производятся автобусы Scania OmniLink и OmniLine, в Коломне – микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter и т. д. Однако, по мнению Л. Корнелиуссона, будущие российские заводы вряд ли смогут в полном объёме решить проблему очередей на грузовики иностранного производства, поскольку, в частности, Volvo Trucks пока намерена закупать в России только кузовные надстройки.

 

Без китайцев

В прошлом году соотношение новой и подержанной техники на российском рынке импортных грузовиков изменилось. Теперь здесь превалируют новые импортные грузовики. Доля подержанных грузовых машин по сравнению с предыдущим годом снизилась на 8 %. Если в 2006 г. было реализовано 30168 подержанных грузовиков, то в 2007 г. – 27855. Впрочем, этот спад был вполне прогнозируемым. Это произошло в результате снижения спроса на европейские грузовые машины вследствие их подорожания. Кроме того, в 2006 г. были введены повышенные пошлины на ввоз автомобилей от пяти лет и старше.

 

И всё же спрос на подержанные американские грузовики сохранился. Так, доля американской компании «Freightliner» в прошлом году составляла 20 % (+ 6,8 % по сравнению с 2006 г.). Это абсолютный лидер среди других иностранных производителей подержанной грузовой техники. Однако, по словам экспертов, Freightliner вследствие капотной компоновки не соответствует российским стандартам. Поэтому автомобили ввозятся как подержанные через Дальний Восток. Второе место в реализации грузовой подержанной техники занимает Volvo с 17-ю % (в 2006 г. – 15 %). Третье место по этому показателю принадлежит компании «MAN» (11 % против 13,8 % в 2006 г.). Далее следуют Mercedes-Benz – 9 % (2006 г. – 8,8 %), Renault и DAF – по 8 % (в позапрошлом году 12,3 и 9,3 % соответственно). Замыкают эти показатели американская International, которая увеличила свой результат по сравнению с 2006 г. с 1,6 до 4 %, и Scania, которая сознательно не занимается подержанными грузовиками и снизила свой показатель по сравнению с 2006 г. с 7,3 до тех же 4 %.

 

Доли компаний на рынке подержанных тяжёлых грузовых автомобилей в 2007 г., % 


 

 

Динамика рынка подержанных тяжёлых
грузовых автомобилей в 2000 – 2007 гг.

 

 

В отличие от реализации подержанных грузовых автомобилей, общий импорт новых тяжёлых иностранных грузовиков в Россию растёт огромными темпами. И если в 2006 г. было реализовано 8976 единиц техники, то в 2007 г. этот показатель достиг цифры 20993, что составило рост на 133 %.

 

 

По доле реализации новых тяжёлых грузовиков в 2007 г. в России лидирующие позиции седьмой год подряд продолжает удерживать Scania, которая, однако ж, в сравнении с 2006 г. всё же потеряла свои позиции на 3 процентных пункта (25 % – в 2007 г. и 28 % – в 2006 г.). Стабильна ситуация со вторым и третьим местами по реализации новых грузовиков. Их занимают Volvo и MAN соответственно (21 и 14 %). И если Volvo, как и Scania, всё же потеряла 4 процентных пункта (2006 г. – 25 %), то MAN свои результаты приумножил (2006 г. – 14 %, 2007 г. – 19 %). Далее места распределились следующим образом: Mercedes-Benz и Iveco – по 8 %. При этом обе компании свои позиции несколько утратили (MB – c 9 %, а Iveco – с 10 %); компания «Renault» также немного снизила свои показатели с 6 % в 2006 г. до 5 % в 2007 г.; замыкают этот список ничуть не изменившая своей доли Tatra (4 %) и приумноживший свой результат DAF (с 2 до 3 %).

 

К «другим» производителям новых грузовых автомобилей, которые на диаграмме занимают суммарную долю в 7 %, относятся производители из Турции, Кореи и Японии.

 

В 2007 г. иностранными компаниями было ввезено в Россию 48878 единиц новых и подержанных тяжёлых грузовиков. Это на 25 % больше показателя 2006 г. Тогда было ввезено 39144 грузовых автомобиля. Общая картина долей иностранных компаний новых и подержанных грузовиков в тройке лидеров не изменилась. Лидирует по-прежнему компания «Volvo». В прошлом году она реализовала в России 9566 автомобилей (в позапрошлом – 7149), из них 4582 грузовика приходится на новую (в 2006 г. – 2436), и 4973 – на подержанную технику (в 2006 г. – 4713 единиц). Таким образом, Volvo занимает долю в 18 %, что превышает показатели 2006 г. на 0,6 %. На второе место вышла компания «MAN» с долей продаж новых и подержанных грузовиков в России в 2007 г. в 15 % (в позапрошлом году + 1,1 %). MAN реализовала 4085 новых и 3015 подержанных грузовиков в 2007 г.. Обе компании скрупулёзно занимаются как продажей новых, так и реализацией подержанных автомобилей. В отличие от Scania, которая свои позиции утратила и переместилась на третью строчку в европейском масштабе (13 %, хотя показатели прошлого года она всё же превысила на 0,8 %) и на четвёртую – в мировом. В прошлом году компания продала 5337 единиц техники (в 2006 г. – 2820 грузовиков). Четвёртую строчку занимает Freightliner с 11 % в прошлом году (+ 1 % по сравнению с 2006 г.) за счёт продаж подержанной техники. На пятом месте расположился Mercedes-Benz, доля продаж которого в 2007 г. составила 9 % (+ 0,2 % по сравнению с 2006 г.). Следующую позицию разделили между собой Iveco и Renault (их доли составляют по 7 % каждая). Обе компании сдали свои позиции по сравнению с 2006 г. (9,2 и 10,9 % соответственно). Компания «Renault» в прошлом году обновила гамму грузовых автомобилей Renault Trucks и внедрила двигатели нового поколения DXi. Помимо этого в 2007 г. был создан филиал компании в Украине, открылся региональный склад запчастей в Москве. В прошлом году компания продала в странах СНГ новых 1700 единиц техники, тогда как в 2006 г. этот показатель составлял 800 новых автомобилей. Далее в табели о рангах следует DAF с долей в 6 % (2006 г. – 7,5 %). И замыкают список наиболее продаваемых иностранных грузовых автомобилей в 2007 г. компании «Tatra» и «International» с равными долями – по 2 % (обе увеличили свой показатель по сравнению с 2006 г. на 0,8 % каждая).

 

Доля компаний на рынке и подержанных тяжелых грузоиков 2000-2007гг., %

Что дальше?

Сегодня китайские автомобили медленно, но верно завоёвывают российский рынок тяжёлых грузовиков. И с ними наверняка уже считаются компании из «большой европейской семёрки». Однако в этом году в России вступили требования по соответствию новых автомобилей экологическим нормам Евро-3, которому китайская техника не соответствует. Да и сам российский рынок не безграничен. Поэтому многие эксперты полагают, что в текущем году, равно как и в последующих двух, произойдёт небольшое снижение его роста. По прогнозам, объём импорта подержанных грузовиков в Россию будет продолжать сокращаться в пользу новой техники.

По гипотезе информационного Интернет-портала «РЖД-партнёр», в текущем году рост спроса на российском рынка переместится с самосвалов на тягачи. Так, уже в конце прошлого года у российского автогиганта «КАМАЗ» не было ажиотажа по самосвалам, поскольку рынок уже частично насытился.

Если же спрос на тяжёлые грузовики в России будет возрастать, трудно предположить, производители каких стран смогут его насытить. Китайцы не производят грузовики, соответствующие нормам Евро-2, европейские (равно как и российские) производители серьёзно ограничены производственными мощностями, а американцы не соответствуют российским стандартам.