Подвижной состав "Минские премьеры для России"


 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

За последние годы минчане приучили российскую журналистскую братию, пишущую на автомобильные темы, к своеобразной тенденции: во-первых, на проходящие в Москве автомобильные выставки Минский автомобильный завод не приезжает без новинок; во-вторых, если нынче он привёз в российскую столицу, к примеру, две совершенно новые модели своей автотехники, то можно не сомневаться, что через год он их привезёт уже серийными и модернизированными. Неудивительно, что эта техника вызывает повышенный интерес у российских транспортников.

 

Для начала стоит обратить внимание на один из принципиальных сегодня моментов: с начала 2007 г. завод приступил к серийному производству тягачей Евро-4, а в 2008 г. планируется создать и освоить в производстве автомобили уровня Евро-5. Соответственно, и презентуемая в нынешнем сезоне в России минская техника уже сегодня имеет «экологический задел» на будущее.

Год назад «МАЗ» презентовал в Москве экспериментальный седельный магистральник МАЗ 544019, соответствующий экологическим требованиям Евро-4.

Теперь МАЗ 544019 едет в Россию в качестве одной из серийно выпускаемых машин. Новый автопоезд из Минска состоит из седельного тягача МАЗ 544019 и полуприцепа МАЗ 915830. Высота седельно-сцепного устройства у тягача понижена до 1150 мм: это позволяет вместо привычных полуприцепов объёмом 89 м³ использовать полуприцепы объёмом 94 м³ (впрочем, транспортные компании могут приобрести и модель МАЗ 544019-421-031, у которой высота седла составляет 1250 мм). И на тягаче МАЗ 544019-421-030, и на полуприцепе установлены шины уменьшенного размера – 315/70R22,5.

V-образный шестицилиндровый двигатель DaimlerChrysler OM501 LA IV/4 мощностью 320 кВт (435 л. с.) и максимальным крутящим моментом 2100 Н·м., с применением системы избирательной каталитической нейтрализации (SCR) с впрыском аммиачного раствора (AdBlue) в систему выхлопа. Бак для аммиачного раствора и трубопроводы для него выполнены с подогревом для обеспечения эксплуатации при низких температурах (насколько этот подогрев будет эффективен в условиях реальной российской зимы – узнаем только в результате эксплуатации).

 

Двигатель укомплектован 16-ступенчатой коробкой передач ZF16S221 и сцеплением MFZ-430.

Для соответствия требованиям Правил 51-02 ЕЭК ООН по уровню внешнего шума (80 Дба) на кабине и шасси автомобиля установлены шумопоглощающие экраны. В новой конструкции рамы на МАЗ 544019 применены более технологичные лонжероны постоянного профиля по высоте. Передняя подвеска автомобиля – малолистовые рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости, пневматическая четырёхбаллонная подвеска заднего ведущего моста оснащена электронной системой ECAS. На новом тягаче усовершенствована система электрооборудования: все устройства коммутации собраны в единый блок (удобно в обслуживании и надёжно в эксплуатации), для соединения кабелей использованы герметичные байонетные разъёмы, применён современный комплекс новых электронных систем, включая бортовую систему контроля и диагностики, именуемую в народе бортовым компьютером.

Привычная мазовская кабина с двумя спальниками была вполне комфортна и прежде, а сейчас в установке системы микроклимата применяется электропривод заслонок воздухораспределения и автоматический контроль температуры. В длинной кабине с высокой крышей размещены два достаточно широких спальных места. Подвеска кабины – пневматическая, а для автомобилей с задней рессорной подвеской – пружинная (впрочем, перевозчик и в этом случае может заказать пневматическую).

Автомобиль под завязку «нафарширован» тем же, чем и все новые седельные тягачи из Минска: полным набором электронных систем управления и бортовой системой контроля и диагностики.

 

Полуприцеп МАЗ 915830 – тоже совершенно новый. На нём применена платформа со сдвижными боковыми шторками тента, сдвижными боковыми стойками и сдвижной крышей. Год назад такую же схему начали использовать на полуприцепе для принципиально нового среднетоннажного автопоезда в составе МАЗ 447131 + 931020.

Полуприцеп облегчён за счёт использования алюминия. К такому инженерному решению минского автопроизводителя склонили многолетние требования автоперевозчиков, которые вынуждены были снижать массу перевозимого груза из-за высокой собственной массы минских прицепов и полуприцепов. Теперь же вероятность претензий многочисленных транспортных полиций разных стран к осевым нагрузкам машин из Беларуси сведена к минимуму.

Ну и, наконец, главные характеристики, которые интересуют руководителей транспортных компаний: ресурс автопоезда – 1 млн км пробега, гарантийный пробег – 100 тыс. км в течение года. Периодичность ТО1 – 30 – 45 тыс. км, ТО2 – 60 – 90 тыс. км.

Ещё один автопоезд, который МАЗ нынче презентует в Москве, несомненно, вызовет немалый интерес у российских строителей и дорожников. Речь идёт о самосвальном автопоезде с колёсной формулой 6х4, с трёхсторонней разгрузкой в составе трёхосного автомобиля МАЗ 6501А8-320-021 (это – очередное звено в эволюционной цепочке белорусской спецтехники, предшественником которого был МАЗ 650108) и двухосного прицепа МАЗ 856100. Впрочем, в случаях, где перевозчик нуждается в большем объёме перевозимого груза, можно использовать трёхосный прицеп МАЗ 856102. Это позволяет повысить технически допустимую полную массу самосвального автопоезда с 55,5 до 60,5 т. Максимальная грузоподъёмность самосвала – 20,1 т.

Главная «фишка» автопоезда – это, конечно, возможность трёхсторонней разгрузки и «головы», и прицепа. Это в огромной степени облегчает работу транспортников, работающих на строительстве дорог, жилья, промышленных объектов и т. п.

Самосвал оснащён новым 400-сильным ярославским двигателем ЯМЗ 6581.10, соответствующим экологическим требованиям Евро-3. Штатно устанавливается ярославская девятиступенчатая коробка переключения передач ЯМЗ 239. Впрочем, возможна и комплектация 12-ступенчатой КПП китайского производства 12JS200TA.

Водители отмечают явные достоинства кабины нового самосвального автопоезда. Значительно улучшена её звуко- и термоизоляция. На этих автомобилях применяется короткая подрессоренная (на пружинной подвеске) кабина с низкой крышей, в которой под заказ можно установить одно спальное место. Конечно, пневмоподвеска кабины обеспечивает больший комфорт водителя, однако в тех местах, где доводится работать самосвалам из Беларуси, пневмоподушек хватает ненадолго.

В числе новой и обновлённой техники, которую Минский автомобильный завод представляет в текущем году на российском рынке – рестайлинговая версия городского автобуса МАЗ 103, который давно уже стал привычным на улицах многих российских городов, а также среднетоннажное шасси МАЗ 438043.

Традиционно именно российский рынок является для Минского автозавода определяющим (впрочем, здесь же находится и основное количество поставщиков комплектующих узлов и агрегатов для конвейеров производственного объединения «МАЗ»). Минувший год сложился для крупнейшего белорусского автопроизводителя весьма успешно: объём производства товарной продукции в сопоставимых ценах увеличился по отношению к 2006 г. на 12,6 %. За год произведено 23429 автомобилей (без шасси под краны и автобусы, но с включением машинокомплектов), что на 2099 единиц (или на 9,8 %) больше, чем за 12 месяцев 2006 г.

 

 

Всего в 2007 г. выпущено 7809 единиц прицепной техники, 1796 единиц пассажирской автотехники (в том числе 1690 автобусов и 106 машинокомплектов троллейбусов), что на 104 единицы (или на 6,1 %) больше, чем год назад. На филиале «МАЗа» «Завод «Могилёвтрансмаш» в прошлом году произведено 563 автокрана, что на 24,6 % больше, чем в 2006 г.