Дороги "Дед Мазай без зайцев, или Нужны ли памперсы российским дорогам?"


Инна ЗАЕЦ

 

После четырёхлетнего перерыва Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) в нынешнем году вновь ввели месячное весеннее ограничение на проезд по автодорогам для грузового автотранспорта. Грузоперевозчики пытались добиться отмены ограничений, устроив в апреле текущего года несанкционированные стачки, а эксперты подсчитывают миллионные потери от псевдопаводка. Потому что, если верить Минтрансу, нынешняя зима была суровой и снежной, затем бурный ледоход крушил мосты, а поводок подмывал автомобильные дороги. Где уж тут за тонированными стеклопакетами из центра российской столицы разглядишь глобальное потепление! Вот и невдомёк нашим чиновникам, что нынешней зимой даже пингвины в Антарктике взопрели.

 

Привет от «нострадамусов»!

Когда и в каком регионе ожидать паводок знали только дорожники. Сидя в своих московских кабинетах, в январе они установили неблагоприятный период, заранее предписав весеннее закрытие дорог для большегрузного транспорта. Фактическое состояние климатических условий, а также несущую способность отдельных участков дорог, к сожалению, спрогнозировать нельзя. Однако уже в январе ограниченная нагрузка на ось, а также регионы проблемной зоны и сроки её дислокации были рассчитаны.

А паводок и не думал начинаться. К удивлению чиновников, зима 2007 - 2008 гг. на европейской территории страны была умеренно снежной. В результате теплой погоды, наблюдавшейся в осенне-зимний период, в бассейнах рек северо-запада и севера почва оказалась слабо промёрзшей. В бассейнах Верхней Оки, Дона, Хопра и Медведицы глубина промерзания почвы была на 25 % меньше средних многолетних значений. В бассейнах рек Заволжья почва промёрзла на глубину 70 - 90 см, а в бассейне р. Урал – до 100 -120 см. Опасения не оправдались, на европейской территории России наблюдался низкий уровень половодья, на азиатской – обычный. Таким образом, весенний паводок был только на Ярославском шоссе (Ярославль, Кострома) и Горьковском (Магнитогорск, Чебоксары, Казань).

Так чего стоим, кого ждём? Заместитель директора российского Гидрометцентра Геннадий Елисеев прокомментировать этот вопрос отказался. Начальник отдела безопасности дорожного движения Управление автомобильных дорог Московской области (Мосавтодор) Сергей Туманов время нашёл, но, кажется, имеет очень туманное представление о паводке, не понимая причины недовольства перевозчиков и тем более не зная о дорожных стачках. Росавтодор отменять паводок и не собирался, считая, что и так пошёл перевозчикам на уступки, вопреки требованиям дорожников снизив срок ограничения дорожного участка до одного месяца.

 

Перевозчик и закон

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законом Московской области № 118/2003-ОЗ «Об автомобильных дорогах в Московской области» (с изменениями, внесёнными законом Московской области № 178/2005-ОЗ) и в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также сохранности автодорог, находящихся в собственности Московской области, в период неблагоприятных природно-климатических условий весны 2008 г., при которых снижается несущая способность конструктивных элементов автодорог, вышло новое постановление. В нём говорится, что в период с 10 апреля по 9 мая 2008 г. будет установлено временное ограничение движения транспортных средств с нагрузками, превышающими 6 тонн на ось по автодорогам, находящимся в собственности Московской области. Но, позвольте, пустые грузовики весят от 6 до 17 т. Стандартный вес груза – около 20 т, т. е. нагрузка на ось трёхосного грузовика составляет от 6,6 т. Значит, придётся дробить груз, что поднимет цену перевозки в среднем на 40 %. Если заменить двухосные прицепы трёхосными, стоимость перевозок возрастёт на 20 %. Отсюда вывод: на время моратория может быть парализовано строительство и мн. др. Проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, осуществляется по пропускам. К международным перевозчикам это не относится. Также в законе прописано, что выдача пропусков должна осуществляться на безвозмездной основе. А весь контроль за выполнением настоящего постановления будет возложен на заместителя Председателя Правительства Московской области - министра транспорта Правительства Московской области Петра Кацыва. Так что недовольным лучше обращаться именно к нему, боюсь, что президентская братия вас просто не услышит.

То же относится и к дорогам общего пользования федерального значения. Приказом Минтранса России от 10.04.2007 № 41 утверждён «Порядок временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения», Росавтодором издан Приказ от 6.11.2007 № 83 «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2008 году». Указанным приказом предусмотрено временное ограничение движения грузового автотранспорта по автодорогам общего пользования федерального значения в период с 25 марта по 25 июня текущего года (продолжительностью не более 30 дней) с учётом особенностей региона и дорожно-климатических условий.

 

Мониторинг информации о введении временных ограничений проезда транспортных средств по дорогам субъектов Российской Федерации весной 2008 г.

Регион

Ограничения

Нагрузка на ось, т

Исключения

Срок действия

Свердловская область

Автомобильные дороги общего пользования

7

Автомобили, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий, и пассажирские автобусы. Транзитный транспорт будет проезжать только при наличии федеральных и областных пропусков

С 01.04.2008 на 45 суток

Тверская область

Ограничения на движение грузового транспорта по улицам города, а также тракторов и самоходных машин

4

Поливомоечные машины, пескоразбрасыватели, мусоровозы, ассенизационные машины МУП «Спецавтохозяйство», МУП «Дороги Твери», МУП РЭУ районов, ассенизаторские машины МУП «Тверьводоконал», а также транспорт МУП «ТТУ» и МУП «ПАТП-1», оборудованные жёлтыми проблесковыми маячками. Транзитный транспорт будет проезжать только при наличии федеральных и областных пропусков

С 24.03.2008 по 22.04.2008

Ростовская область (Южный федеральный округ)

Трассы М-4 «Дон», М-21 Волгоград – Каменск - Шахтинский, М-19 Новошахтинск - Майский, М-23 Ростов-на-Дону – Таганрог – граница Украины

6

Проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче –смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, грузов, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. Специальные пропуска для проезда по автодорогам выдаются в Федеральном дорожном агентстве и уполномоченной им организации ГУ ФУАД «Северный Кавказ» (на безвозмездной основе)

С 25.03.2008 по 23.04.2008

Ленинградская область

Областные, федеральные трассы, расположенные на территории Ленинградской области

6

Грузовики, перевозящие медикаменты и продовольствие. Разрешение можно будет получить в Федеральном управлении автомобильных дорог

С 15.04.2008 по 15.05.2008

Башкирия

Автомобильные дороги общего пользования

11

Механические транспортные средства марок МТЗ-80 и Т-40, транспортные средства, используемые для строительства, ремонта и содержания территориальных автодорог, перевозки продуктов питания, пассажиров, семенного фонда, удобрений, гербицидов, кормов для скота, скота и птицы, почты и почтовых грузов, горюче-смазочных материалов, различных видов топлива, лекарственных средств. До 27 т выдаётся пропуск. Для альтернативной перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги предоставит предприятиям и организациям по их заявкам вагоны

С 01.04.2008 по 05.05.2008

Владимир

Ограничения на движение грузового транспорта по улицам города, а также тракторов и прицепов

3

Автомобили, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий, и пассажирские автобусы. Транзитный транспорт будет проезжать только при наличии федеральных и областных пропусков

 С 29.03.2008 по 05.05.2008

Хакасия

Ограничения на движение грузового транспорта по улицам города, а также тракторов и прицепов

10

Перевозка продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты в период распутицы допускается по спецпропускам

С 25.04.2008 по 24.05.2008

Новосибирск

Росавтодор зарегистрировал 3 федеральный трассы, проходящие через Новосибирскую область

От 4 до 8

Машины спасателей, пожарных, пассажирские автобусы, грузовики международных перевозок, а также автомобили, перевозящие скоропортящиеся товары и товары первой необходимости

С 15.04.2008 по 15.05.2008

Псков

Ограничения на движение грузового транспорта по улицам города, а также тракторов и прицепов

8

Проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, грузов, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. А также проезд будет разрешён по спецпропускам

С 17.03.2008 по 30.04.2008

Челябинск

Ограничения на движение грузового транспорта по улицам города, а также тракторов и прицепов

11

Машины, перевозящие лесопосадочные материалы, уголь и газ для населения, скоропортящиеся продукты. В эту категорию также входят подвижные составы, участвующие в строительстве, реконструкции, ремонте, уборке улиц и городских магистралей. Владельцы этих машин будут платить в сутки всего 60 рублей. Машины, которые весят более 11 т, цена проезда в сутки составит 600 рублей. Полученные деньги, как утверждают власти, тратятся на ямочный ремонт дорог в межсезонный период

С 01.04.2008 по 15.05.2008

Саратов

Ограничений нет

Пензенская область

Документ не подписан

С 20.03.2008 по 20.04.2008

Московская область

Автомобильные дороги, находящиеся в собственности Московской области

6

Проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, а также грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, осуществляется по пропускам. Движение транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, перевозка пассажиров автобусами, в том числе и международная осуществляется без пропусков, за исключением перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

С 10.04.2008 по 09.05.2008

Набережные Челны

Автомобильные дороги местного значения. Запрещается движение гусеничных тракторов все марок, колёсных тракторов типа К-700, К-701, Т-150

9

Машины спасателей, пожарных, пассажирские автобусы, грузовики для международных перевозок, а также автомобили, перевозящие скоропортящиеся товары и товары первой необходимости

С 15.03.2008 по 30.04.2008

Марий Эл

Автомобильные дороги республиканского значения. Запрещено перевозить тяжеловесные грузы, превышающие 10 т, и полной массой, превышающей 44 т

10

Автомобили, перевозящие личный состав войсковых частей и МВД, транспортных средств Главного управления МЧС России, Комитета гражданской защиты Республики Марий Эл и учреждений, находящихся в их ведомстве. Выдаются платные пропуска. В соответствии с законом Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2008 год» средства, полученные от выдачи временных и разовых пропусков, в полном объёме поступают в республиканский бюджет республики

С 10.04.2008 по 09.05.2008

Татарстан

Дороги общего пользования регионального значения Республики Татарстан

5

Проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, грузов необходимых для предотвращения или ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий. А также проезд будет разрешён по спецпропускам

01.04.2008 по 01.05. 2008

 

Легальный пропуск или в Бутырке отпуск

На период закрытых дорог придётся 39 700 пропусков. Только на декабрь прошлого года в стране зарегистрировано около 4 млн 930 тыс. автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, без учёта спецтехники и армейских автомобилей. Лёгкие коммерческие грузовики (развозные малотоннажники и различные «пирожковозы») составляют около 55 %. То есть на среднетоннажники и тяжёлые грузовики, попадающие под действие ограничений, приходится никак не меньше 2,1 - 2,3 млн единиц техники. Грузовой транспорт перевозит, по различным данным, от 60 до 70 % внутрироссийских народно-хозяйственных грузов. Понятно, что такой нагрузки пропускная система не выдержит.

Хотелось бы представить, каким образом приказ Росавтодора изменит логистические схемы современных терминалов, распределительных центров, оптовых баз, промышленных предприятий, всю технологическую схему, складские мощности которых выстроены, исходя из 3-х – 5-дневного запаса продукции и товаров, а производственная деятельность ориентирована на непрерывные транспортные связи и грузопотоки с клиентами? Сложно понять, чего в приказе Росавтодора больше – узковедомственного подхода, глупости, или того, что раньше называли хлёстким словом «вредительство»... При этом, оценивая количество «легальных» пропусков и потребности экономики в автоперевозках, совершенно очевидно, что с введением ограничений нас захлестнёт очередная волна взяточничества, вымогательства денег, мошенники за эти месяцы здорово нагреются на изготовлении всякого рода подделок и фальшивок. Или не только мошенники? То есть благодаря дорожникам, под прикрытием «заботы о сохранности автодорог», выстраивается масштабная коррупционная сеть, охватывающая практически всю Россию.

 

Разнарядка на выдачу пропусков уполномоченным организациям

Федеральные государственные учреждения Росавтодора

Количество пропусков

Управление федеральных автодорог по Краснодарскому краю

1000

Управление ордена Знак Почёта Северо – Кавказских автодорог

1200

Управление автомагистрали Невер – Якутск

100

Управление автомагистрали Красноярск – Иркутск

600

Управление автомагистрали Самара –Уфа – Челябинск

900

Управление автомагистрали Нижний Новгород – Уфа

850

Управление автомагистрали Москва – Нижний Новгород

1000

Управление автомагистрали Москва – Архангельск

1650

Управление автомагистрали Санкт-Петербург – Мурманск

850

Управление автомагистрали Москва – Бобруйск

1200

Управление автомагистрали Москва – Волгоград

1050

Управление автомагистрали Москва – Санкт-Петербург

1200

Управление автомагистрали Москва – Харьков

1200

Управление автомагистрали Москва – Минск

500

Управление автомагистрали «Колыма»

30

Управление федеральных автодорог Карачаево-Черкесской республики

100

Управление федеральных автодорог на территории Челябинской области

530

Управление федеральных автодорог на территории Республики Бурятия

100

Управление автомагистрали М-54 «Енисей»

100

Управление федеральных автодорог Магаданской области

80

Управление федеральных автодорог «Алтай»

250

Управление федеральных автодорог Читинской области

100

Федеральное управление автодорог «Дальний Восток»

1000

Федеральное управление автодорог «Байкал»

710

Федеральное управление автодорог «Сибирь»

1300

Федеральное управление автодорог «Урал»

1500

Федеральное управление автодорог «Большая Волга»

2300

Федеральное управление автодорог «Черноземье»

1200

Федеральное управление автодорог «Северный Кавказ»

900

Федеральное управление автодорог «Северо-Запад» им. Смирнова Н.В.

2000

Федеральное управление автодорог Волго-Вятского региона

1500

Федеральное управление автодорог «Центральная Россия»

12 500

Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России

150

Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербург

50

ВСЕГО

40 000

 

Перевозчик и Росавтодор – повесть о взаимопонимании

Надежда Росавтодора на взаимопонимание с перевозчиками не оправдалась. И апрелевская стачка тому подтверждение. Межрегиональный профессиональный союз водителей-профессионалов (МПВП) выступил с призывом к дальнобойщикам страны поддержать всероссийскую стачку автоперевозчиков, проведение которой было намечено на 2 - 4 апреля 2008 г. С наступлением весны в прессе стала появляться информация о зреющем в среде водителей фур недовольстве, обусловленном закрытием автодорог страны на просушку. Однако, как следует из распространенных МПВП агитационных материалов, требования автоперевозчиков идут гораздо дальше отмены сезонных профилактик. Накипело на всю неповоротливую взяткоёмкую систему. В своих предапрельских тезисах председатель центрального совета профсоюза МПВП Александр Котов обращает внимание также и на вопросы, связанные с тарифными ставками, ответственностью за перегруз, водительской безопасностью - со всем тем, о чём автоперевозчики обычно “шептались на стоянках и в семье”. 

 

Крайне приблизительная оценка участия в стачке 2 - 4 апреля 2008 г.

Населённый пункт

Примерное количество, %

Замечания

Калуга

Около 20

Москва

Менее 5

Нижний Новгород

Около 40

Освещение в телеэфире. Приезжали представители администрации

Новороссийск

Около 30

Приняли активное участие, в том числе и крупные компании. Штрейкбрехерами выступили ростовские и московские фирмы. В порту простояли три дня в ожидании разгрузки как минимум два судна. Произошла драка между участниками стачки и штрейкбрехерами

Новосибирск

Около 25

Омск

Около 10

Пятигорск, Минводы

Около 30

Приняли активное участие, в том числе и крупные компании

Рославль

50 - 60

Ростов

Около 5

Кричали много, пыжились. Как до дела, так в кусты

Санкт-Петербург

Менее 5

Сыктывкар

Около 40

К водителям, принимающим участие в стачке, приезжал прокурор

Тула

Около 40

Освещение в телеэфире

Уфа

Около 50

Примечание. В целом по стране приняли активное участие в акции 2 - 4 апреля 2008 г. около 15 % дальнобойщиков. Выразило поддержку более 50 %.

 

В числе главных требований автотранспортников – ликвидация системы, в которой организацией перевозок занимаются полулегальные экспедиторские компании, не несущие ответственность за доставку грузов и расплачивающиеся с перевозчиками «чёрным налом». Из-за системы откатов грузоотправителей и экспедиторов рост тарифов на грузоперевозки не отражается на выручке автотранспортников. При этом они в полной мере ощущают рост цен на ГСМ и запчасти.

Всякий стремится обидеть перевозчика! Дороги, которые так навязчиво защищает Росавтодор, находятся в аварийном состоянии. Самая ходовая трасса – Минское шоссе. На Ленинградском шоссе можно убиться, его просто нет, а питерская кольцевая автодорога (КАД) неповторима развязками. Зачастую знаки, повешенные в аварийной ситуации, дорожники забывают снимать, а ГАИ этим пользуется. Например, автомобильный мост через Волхов с коррупционным знаком, определяющим высоту габарита в 3,5 м. Хотя над переправой – пустое пространство, никаких проводов и арок там отродясь не было, но стоящие на мосту сотрудники ГИБДД неустанно заботятся о том, чтобы фуры ненароком не зацепили небо. Стоит отъехать 400 км от Москвы – и ты попадаешь в жизнеопасную среду, а если ещё дорога располагает снежными заносами, то сохранить свою груз перевозчику представляется верхом удачи. В зимнее время, как правило, перевозчики спят три часа в сутки. Неопытные дальнобойщики тратят больше, чем зарабатывают. Весенний паводок – это денежная проблема для перевозчика. Нет отдельной тарификации на пропуск, цены на солярку скачут, а тут ещё ответственность водителя грузовика за перегруз и вымогательство сотрудников МВД. По словам перевозчиков, если автомобильных весов в стране с избытком (хотя многие из них и были изготовлены ещё в Советском Союзе), то найти устройства по взвешиванию транспортных средств по осевой нагрузке на российских терминалах и в логистических центрах практически невозможно - их просто нет. Водитель становится заложником этой ситуации, произвести контрольный замер он просто не в состоянии. Выехавшего из Финляндии (где данные аппараты присутствуют повсеместно) дальнобойщика «взвесит» и ГИБДД, и Департамент связи и транспорта, и дорожники, и таможня, и при этом каждый обнаружит перевес. У сотрудников ГАИ свои представления. С весами, оказывается, всё нормально, а перегруз осуществляют владельцы грузоперевозок, оплачивая водителю, допустим, не 70, а 100 тысяч за поездку, в итоге – приходится делиться.

Двоякая ситуация с пропусками. Если у тебя перевес, то ты просто обязан поделиться с гаишником. А дача взятки, согласно Уголовному кодексу РФ (ст. 291), карается лишением свободы от двух до восьми лет.

Перевозчик оказался заложником паводка. Возможно, апрельская стачка ни к чему не приведёт, оппозиция в России не столь значима, как хотелось бы. Но и капля камень точит. Последствия стачки проявятся позже. МПВП подготовил обращение к тогда ещё президенту РФ Владимиру Путину и избранному президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором призывает верховную власть навести правовой порядок в сфере грузоперевозок, неоднократно намекнув на политический курс «единоросов» и защиту малого бизнеса. Будем надеяться на политическое взаимопонимание.