Анализ рынка "Мы за ценой не постоим, или Дизтопливо: бег по спирали цен"


 

Олег ЖАРКО

 

Российская экономика устроена весьма парадоксально. С одной стороны, рост мировых цен на нефть – ко всеобщему возмущению – рикошетом бьёт и по внутрироссийским ценам на топливо. Это вполне закономерно ведёт к росту транспортной составляющей в цене любого товара. Увеличиваются цены на товары, растёт инфляция. Но при этом, заметьте, транспорт не останавливается, а сбытовые компании не жалуются на падение продаж.

Тем не менее факт остаётся фактом: цены на топливо не перестают расти. И мы, похоже, начали привыкать к этому. И кроме общего недовольства самим фактом роста перевозчиков интересует оперативный прогноз самих темпов роста. Потому что многие из успешно работающих транспортников уже давно ушли от жёстких тарифов и в договорах с заказчиками предусматривают гибкую цену на перевозку в зависимости от цен на топливо.

Поэтому в последние месяцы редакция «АП» регулярно обращается за консультациями и прогнозами к своему постоянному эксперту – генеральному директору компании «Инфорком» Михаилу Никину.

 

«План расходов» на завтра

Почти полтора года назад в интервью нашему журналу, комментируя ситуацию, сложившуюся на российском рынке розничной продажи дизельного автомобильного топлива, генеральный директор компании «Инфорком» Михаил Никин предрекал как минимум 18-процентный рост цен в прошлом году… Его прогноз сбылся – хотя и с некоторой (почти на месяц) задержкой.

Накануне 2008 г. он предупредил: «Потребительские цены на дизельное топливо неизбежно наверстают и догонят 50-процентный рост оптовых цен. О цифре меньше 20,5 рублей за литр в ближайшее время можно даже не мечтать. Из чего я исхожу? Возьмём начало 2007 г. – если говорить о Московском регионе, средняя цена здесь была в пределах 17,50. К 17,50 рублей прибавляем 18 % – получается 20 рублей 60 копеек. Эта цена должна была бы быть на 31 декабря 2007 г.

– А в целом на 2008 г. рассчитывайте на 22 рубля, – сказал тогда в интервью «АП» Михаил Никин. – Наибольшее отсроченное удорожание, скорее всего, произойдёт в новогодние каникулы. Поэтому мой прогноз: готовьтесь, что уже в начале года будет 22 рубля за литр топлива. И 2008 г. закончится на цене, не меньшей 24 рублей. Когда именно это в следующем году произойдёт – это отчасти непредсказуемо (2007 г. в этом плане – показательный: весь год цена стояла, стояла, в конце года поползла, а дальше – побежит, а может быть и полетит).

В начале апреля мы вновь встретились с генеральным директором «Инфоркома». Прогноз его вновь был неутешительным:

– Ситуация абсолютно нерыночная. Факторы, которые влияют сейчас на цену топлива, никоим образом не относятся к области экономики. Это и конкурентная борьба между крупными брендовыми компаниями, и крупные политические события, которые влияют на положение дел на рынке топлива (выборы, предстоящая инаугурация избранного президента страны). В итоге ситуация выглядит таким образом: например, по Московскому региону для достаточно крупного опта цена тонны дизельного топлива на сегодняшний момент непрерывно колеблется между 22 200 и 22 800 рублей. Что это означает в литрах? Нижняя цена – 18,70 руб./л верхняя – 19,2. Повторяю: речь идёт о крупном опте. Причём чаще всего доминирует уровень в 22 500 – 22 700 рублей. Одним словом, сегодня отпускная цена за литр топлива на нефтебазе при покупке его крупным оптом составляет 19 рублей за литр. Стоимость доставки его к АЗС – в зависимости от удалённости – 20 – 30 копеек (опять же речь идёт о себестоимости, потому что коммерческая перевозка, если кто-то пользуется для транспортировки чужим бензовозным парком, обходится в 40 – 50 копеек за литр). Добавим сюда себестоимость процесса на АЗС – это 1 – 1,50 рублей, причём и это тоже относится исключительно к себестоимости работы АЗС: стоимость амортизации, энергоресурсов, налоги, зарплата и т. п.

Таким образом, чтобы получить сегодняшнюю себестоимость топлива, суммируем: 19 рублей + 30 копеек + хотя бы рубль. Получается: 20 рублей 30 копеек – это себестоимость одного литра дизельного топлива.

Налицо явно отсроченное повышение цены. Я считаю, что в цифрах отсроченное повышение составляет минимум полтора рубля. Причём поясню, что полтора рубля – это сегодняшняя потребность в повышении цены: если бы сейчас представить себе хотя бы более или менее рыночную ситуацию, то цена уже сегодня в любой момент могла бы измениться минимум на полтора рубля вверх. Потому что чудес в экономике не бывает, и нормальная торговая надбавка, с которой может работать топливный рынок на дизтопливе, – это 13 %. В противном случае выходит бег по кругу, который сейчас отчасти происходит у некоторых топливных компаний. Поэтому полтора рубля будут отыграны в ближайшее время.

Для того чтобы узнать, насколько реализовался этот прогноз, достаточно взглянуть на приведённую ниже таблицу.

 

Средние розничные цены дизельного топлива в регионах России по состоянию на 4 апреля и 18 мая 2008 г (руб./л)

Регион

Средняя цена за наличный расчёт 4 апреля

Средняя цена за наличный расчёт 16 мая

Разница в цене

Архангельская обл.

21,7

22,9

+1,2

Астраханская обл.

18

20,7

+2,7

Брянская обл.

20,5

21,0

+0,5

Башкортостан

22

22

-

Белгородская обл.

19,5

20,6

+1,1

Бурятия

23

25,2

+2,2

Воронежская обл.

21

21,8

+0,8

Владимирская обл.

21,8

23,1

+1,3

Вологодская обл.

22

23,5

+1,5

Волгоградская обл.

20,2

21,2

+1,0

Ивановская обл.

21,8

23,1

+1,3

Иркутская обл.

24

26,5

+2,5

Курганская обл.

21,5

22,5

+1,0

Карелия

22,5

23,3

+0,8

Кемеровская обл.

19,9

21

+1,1

Калужская обл.

20

21,2

+1,2

Кировская обл.

21,5

22,9

+1,4

Калининградская обл.

22,6

23,7

+1,1

Краснодарский край

20,3

20,9

+0,6

Красноярский край

21,25

22,85

+1,6

Ленинградская обл.

21,5

23,3

+1,8

Липецкая обл.

19,6

20,7

+1,1

Москва и Московская обл.

20,6

22,0

+1,4

Мурманская обл.

24,9

25,7

+0,8

Новгородская обл.

21,3

23,25

+1,95

Нижегородская обл.

21,5

22,9

+1,4

Новосибирская обл.

21,5

22,5

+1,0

Омская обл.

23,2

23,5

+0,3

Оренбургская обл.

21,5

22,3

+0,8

Орловская обл.

22

23,1

+1,1

Пензенская обл.

20,9

22

+1,1

Пермская обл.

21,3

22,6

+1,3

Псковская обл.

22

23,1

+1,1

Ростовская обл.

19,5

21

+1,5

Рязанская обл.

20,8

22

+1,2

Самарская обл.

21,3

22,7

+1,4

Саратовская обл.

20,03

21,2

+1,17

Свердловская обл.

21

22,3

+1,3

Смоленская обл.

21

22,5

+1,4

Тамбовская обл.

19,3

21,9

+1,6

Татарстан

21

22,6

+1,6

Тверская обл.

20,2

21,3

+1,1

Тульская обл.

20,5

22,1

+1,6

Ульяновская обл.

20

22

+2,0

Удмуртия

22,2

23,3

+1,1

Тюменская обл.

21,5

23,3

+1,8

Ханты-Мансийск

24,5

25,4

+0,9

Челябинская обл.

22,1

23,5

+1,4

Читинская обл.

24,5

25,6

+1,1

Чувашия

21,5

22,9

+1,4

Ярославская обл.

21,5

22,9

+1,4

 

За месяц цена выросла в некоторых регионах больше чем на рубль, в некоторых регионах – на 2 рубля, и почти неизменной она осталась лишь там, где она выросла ещё два месяца назад, – т. е. уже в марте достигла уровня 24 руб./л и выше. В общем, как и было обещано, те самые полтора рубля отыграны.

Для такой крупной нефтедобывающей страны, как Россия, довольно странно иметь проблемы с поставками топлива на внутренний рынок. Однако что делать, если федеральное правительство сформировало налоговый режим в нефтяной отрасли таким образом, что выгоднее оказалось поставлять продукцию на внешний, а не на внутренний рынок?

А ведь меры по стабилизации давно уже разработаны в правительстве: Министерство промышленности и энергетики РФ предложило снизить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль путём увеличения с 9 до 15 долларов цены отсечения, не облагаемой налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Министерство предлагает привязать акцизы к качеству нефтепродуктов и повысить экспортную пошлину на мазут, чтобы стимулировать производство более качественных нефтепродуктов. Однако принятие решения в правительстве тормозится уже не первый год.

Регионы не могут решить проблему на локальном рынке, и попытки властей ввести административное регулирование на региональных рынках приводят только к перекосам в экономической жизни региона и проблемам у коммерческих организаций.

Одним словом, во всех регионах РФ сложилась одинаково сложная ситуация с ростом цен на рынке нефтепродуктов, что подтвердили участники заседания совета директоров Российского топливного союза. Это проблема федерального масштаба: производителей нефтепродуктов немного, и только они определяют цены на российском рынке.

 

В режиме неопределённости

Чего же ждать перевозчикам дальше? С этим вопросом мы вновь обратились к Михаилу Никину.

– «Инфорком» является держателем информации по динамике оптовых цен, – говорит Михаил Павлович, – поэтому я могу сказать, что за прошедший месяц цены на топливо лихорадило, стабильности в цене не было. И это относится не только к цифрам, но и к тому, как цена менялась. Порой это происходило в течение недели дважды: сначала опускается на 200 руб./т, потом тут же поднимает на 300 рублей. А это и есть признак ценовой нестабильности. Ещё один признак этого – когда общаешься с поставщиками (допустим, в Уфе) и пытаешься понять цену, то многие просто не могут её сформулировать. Представьте себе ситуацию: ты планируешь заключить или продлить договор о поставке дизельного топлива. А твой контрагент (который, кстати, хочет того же) попросту не в состоянии ответить на простой, на первый взгляд, вопрос: «Какова же цена сделки?» И вовсе не потому, что он случайный на НПЗ или некомпетентный человек. В общем, у них там тоже своя неразбериха. И это можно понять: сейчас он тебе объявит цену, но пока мы будем обмениваться документами, заключать договор и проплачивать сделку, цена вполне может подскочить вверх. Таким образом, опасения нашего контрагента вполне понятны и оправданны: ведь очень высок риск того, что он может серьёзно проиграть в результате такой сделки.

Зачастую при анализе рынка нефтепродуктов обращают внимание на розничные цены. Они, разумеется, являются весьма показательным индикатором рынка. Но при таком подходе вся цепочка движения нефтепродуктов до АЗС – от производителя через оптовое звено – остаётся за рамками изучения причин роста цен. Отсюда – попытки власти решить вопрос с ценами на топливо уже ставшим привычным методом «договорённостей» с нефтяниками о замораживании цен на АЗС. Ещё экстравагантнее выглядят угрозы чиновников в адрес продавцов топлива, которым представители власти в случае повышения цен на АЗС обещают строгие санкции. И без того непростая ситуация с ценами на бензин становится ещё и абсурдной: рыночную экономику «разбавляют» административным регулированием цен в отдельно взятых отраслях (кстати, попытки замораживания цен пока не дали положительного результата ни в сфере продовольственных товаров, ни в случае с автомобильным топливом.

Решение между тем остаётся на уровне нефтепереработки и оптового звена. Однако нефтяники отказываются признавать, что причина роста цен – в оптовом звене, и ещё совсем недавно были готовы стабилизировать только розничные цены на АЗС. Но на такой популистский шаг компании готовы пойти только в силу того, что бренды могут позволить своим АЗС работать в убыток, снимая прибыль в другом звене нефтяной промышленности.

Между тем рост оптовых цен на автомобильное топливо привёл к самому значительному падению рентабельности розничных продаж топливо с 2005 г. Расчётная маржа – 2700 рублей с 1 т (с вычетом НДС) составляет предельный уровень рентабельности независимых АЗС. В апреле текущего года розничная маржа упала до 1584 рублей с 1 т.

– Михаил Павлович, как изменились за этот месяц оптовые цены на дизельное топливо?

– Только что я этот же вопрос задавал начальнику топливного отдела нашей компании Алексею Назолину. Если во время прошлого нашего разговора оптовая цена тонны дизтоплива в столичном регионе России колебалась в пределах 22 200 – 22 800 руб./т, то на сегодняшний день (16 мая) цена крупного опта на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне составляет 23 400 руб./т, на Володарской нефтебазе хранения – 23 200 руб./т, на Уфимском НПЗ – 21 100 руб./т. Правда, с учётом железнодорожного тарифа (2 тыс. руб./т), цена Уфимского НПЗ составляет те же самые 23 100. Да если ещё учесть отложенный срок поставки, разница в 100 рублей на тонне менее выгодна, чем может показаться, потому что в Капотне и на Володарском НПЗ топливо получаешь сразу. Иными словами, оптовая цена за это время повысилась на рубль за тонну дизельного топлива. И если мы говорили месяц назад о том, что отложенное удорожание розничных цен на АЗС составляет полтора рубля, и оно уже как бы отыграно, то оптовая цена выросла ещё на рубль. Поэтому можно смело говорить тенденции к росту, все основания для этого есть. Я не могу сказать, что это обязательно произойдёт в течение ближайших двух-трёх недель, но экономические основания для того, чтобы розничная цена выросла ещё, налицо.

Кроме того, рост цен на дизельное топливо (как, впрочем, и остальные нефтепродукты) продолжится ещё и потому, что с июня повысятся экспортные пошлины на нефть на 17 % (до 400 долл. за тонну) и нефтепродукты (светлые – до 282 долл. за тонну, тёмные – 152 долл. за тонну). Производители в мае стараются максимизировать экспорт топлива по старым пошлинам, что к конце мая – начале июня неизбежно снизит предложение на внутреннем рынке.

 

Рост цен на топливо продолжится

– Михаил Павлович, насколько, по-Вашему, вырастет розничная цена литра дизтоплива в ближайшее время?

– Думаю, что на рубль. Давайте посчитаем вместе. Берём 23 400 руб. (это оптовая цена за тонну), умножаем на 0,84 (коэффициент плотности дизельного топлива) и получаем сегодняшнюю оптовую стоимость литра топлива: 19 руб. 70 коп. Добавляем к ней примерно 20 коп. за доставку, плюс ещё примерно рубль – это себестоимость работы АЗС на литре топлива. В итоге получаем себестоимость одного литра дизельного топлива для рядовой АЗС – 20 руб. 90 коп.

Разумеется, экономика этого процесса для брендовых компаний совсем другая: у них есть свой собственный топливный ресурс, своя добыча и переработка. Они сами являются держателями ресурса и могут себе позволить продавать по той себестоимости, которую я только что назвал – примерно 20,90 руб. л. Но и они тоже этого не делают. «Лукойл», например, за последнее время, насколько я знаю, повысил цену больше, чем на рубль. Буквально сегодня я возвращался из командировки в Пензенскую область и не мог не обратить внимания на то обстоятельство, что на трассе наивысшая цена топлива была именно на заправках «Лукойла».

Видимо, брендовые компании уже не готовы к искусственной стабилизации розничных цен на АЗС. Даже несмотря на то, что могут позволить своим АЗС работать в убыток. И хотя крупные топливные компании имеют огромный профит уже на опте, продавая по очень высокой цене (фактически, я ещё раз повторяю, оптовая цена приближается к нормальной розничной цене), но никто ещё не отказывался от дополнительного заработка. Поэтому брендовые компании какое-то время действительно держали розничную цену, близкую к опту, но этот процесс закончился, и сейчас маржа между оптом и розницей составляет где-то 2 - 3 рубля.

- В общем, ещё не шесть, как год-два назад, но уже ощутимо…

- Верно, предыдущие три года маржа составляла 5 - 6 рублей. И сейчас, думаю, у всех будет желание стремиться к этой цифре. И если цифры реализуются, то можно смело говорить, что в обозримом будущем мы будем заправляться по совершенно нормальной среднеевропейской цене.

- Это при российских-то доходах…

- Увы…

 

За что платим?!.

- Михаил Павлович, однако, в таблице, которую мы привели выше, далеко не все цены находятся на одном уровне.

- Конечно. Причин здесь несколько. Прежде всего вернусь к тому, что говорил едва ли не в каждом интервью журналу «Автоперевозчик»: если вы видите «на столбе» цену топлива, которая принципиально отличается от общего уровня цен, то к этому всегда нужно относиться как минимум настороженно. Опять же, сейчас, возвращаясь из командировки, на границе Рязанской области и Мордовии остановился на АЗС под вывеской «ТНК». Остановился не потому, что надо было заправляться, а, скорее, от удивления: розничная цена литра топлива здесь составляла 19,50 руб./л. Я посмотрел их документы, это были джобберы ТНК. В джобберстве, в принципе, ничего плохого нет, джоббер работает по пользовательскому договору. Этакий вариант франчайзинга, с той лишь разницей, что при франчайзинге используется только имя компании, а джоббер работает и под именем, и обязан продавать её продукт. Но у ТНК эта ситуация сегодня очень размыта: поскольку часто бывает, что на джобберов у неё не хватает ресурса, то многим из них не возбраняется брать топливо со стороны. Так что если вы порой видите заправку с логотипом известного бренда, это вовсе не означает, что вы покупаете топливо, произведённое на заводах этого бренда.

Трудно не удивиться, когда АЗС с логотипом ТНК продаёт дизельное топливо по 19,50 руб. уже в розницу. Хочется спросить, где они взяли это топливо. Вряд ли на рязанском НПЗ. Потому что даже оптовая отпускная стоимость делает эту цену непроходной.

- А джобберов можно как-то вычислить?

- Да, конечно. В каждой компании на стене должны быть вывешены (и они висят практически всегда) документы, в том числе лицензия. Глядя на неё, можно сделать выводы о том, ТНК это или ООО «Лютики-Цветочки». Но не надо путать: там ещё вывешивают сертификаты продукции – и они почти всегда вывешивают брендовые сертификаты – что это топливо ТНК, что это топливо «Лукойла» и т. д. Будьте внимательны и недоверчивы: это не означает, что вы заправляетесь именно этим продуктом. Потому что подписать топливо и поставить на нём печать невозможно. Есть вероятность, что в ёмкости и было залито тонн десять качественного топлива, которое они взяли с Рязанского НПЗ. Но обычному потребителю невозможно установить невооружённым глазом, чего и сколько потом в эту ёмкость долито. Тем более, что во многих регионах, учитывая полную смычку с правоохранительными и всевозможными контролирующими органами, заправщики зачастую позволяют себе, мягко говоря, очень многое…

- «Многое» – это что?

- Приведу пример хотя бы из своей последней, сегодняшней поездки. Крупная АЗС, подчёркиваю: не какая-нибудь заброшенная колонка на дальнем зимнике, а именно крупная АЗС с большим оборотом на очень оживлённой автомобильной магистрали. Так вот, заправка происходит следующим образом. Подходит к вам оператор АЗС и сообщает: «Оплата – на месте». Ничего не понимающий водитель спрашивает: «А касса где?» Ему в ответ: «Вы что, уважаемый, не поняли? Оплата – на месте. Деньги давайте. Сколько Вам топлива?». Берёт деньги и сообщает оператору по рации: «Третья колонка, двести литров». И ходит по территории заправки со здоровенным брикетом купюр. Когда нет кассового чека, а из расчётов - только вот этот кирпич денег в руках у заправщика, можно ли говорить о качестве топлива? Конечно, нельзя, потому что неучтены здесь и деньги, и топливо…

Ещё раз подчеркну: в данном случае нас интересует не налоговая ситуация, а качество топлива, которое попадает в двигатель автомобиля. А о чём можно говорить при такой тотальной неучтённости? А вариантам сотворения «бадяги» в России – несть числа. Берётся с завода нормальное топливо, к нему добавляется тракторное, тепловозное топливо с цетановым числом 40, которое по определению не может заливаться в высокооборотистые двигатели. Всё это заливается в пропорции «сколько чего есть, столько того и льём» в заправочные ёмкости. В итоге получается «нечто», которое прямым ходом отправляется в топливный бак автомобиля...

А под Кузнецком, в 120 км за Пензой, где дальнобойщики облюбовали для парковки территорию заброшенного поста ДПС, довелось увидеть этакую степную заправку со старинными колонками. Цена дизтоплива там просто поразила: 17,50 руб./л. Жаль, не было времени – у меня было желание заправить в канистру литров пять этого топлива и отдать на анализ, узнать, каков же химический состав так называемого дизельного топлива по 17,50 руб./л.

- Наверное, ворованное с ближайшего колхоза?..

- Даже если оно и ворованное, то смысла продавать его по 17,50 попросту нет, оно благополучно уйдёт и как минимум за 19,50.

Такая цена – это практически гарантия того, что топливо «забадяжено». Как у нас умеют «бадяжить», я уже рассказывал в предыдущих интервью.

- Я так понимаю, Вы методично повторяете читателям «АП», что плохое топливо не может быть дешёвым. Чем лучше топливо, тем оно дороже?

- Отнюдь. Я противник всяческих крайностей. И именно от них предостерегаю автоперевозчиков: если цена предлагаемого вам топлива значительно отличается от общего уровня цен, это должно стать для вас не приманкой, а сигналом тревоги, потому что сегодня на рынке просто не существует возможности дёшево продавать качественное топливо.

А что касается крайностей, то их на нашем рынке хватает. Есть, например, компании, которые декларируют, что все люди – как люди, все заправщики как заправщики, а мы – особые заправщики: мы заправляем качественным топливом. И это уже превращено в рекламный ход. Еду по трассе, вижу рекламный плакат: «17 км до качественного топлива». Разумеется, имеется в виду АЗС «Лукойл». На самом деле это странный тезис, он означает, что везде заправляют всякой ерундой и только здесь – качественное топливо. Лично я считаю, что это не совсем корректно.

На некоторых заправках вывешиваются две цены: вот цена – за просто топливо, а вот цена за топливо, соответствующее требованиям стандарта Евро-4, но на рубль с небольшим дороже. Возникает желание узнать, а что же это такое по химическому составу? Потому что, насколько я знаю, нет в России такого ГОСТа – Евро-4. Есть разные ГОСТы. А что такое Евро-4? Я пока не слышал. И может быть, с письменным запросом обратиться в компанию «Лукойл».

- Думаю, это заинтересует и наших читателей. Обратимся в «Лукойл» с просьбой прислать в редакцию журнала «Автоперевозчик» химический анализ лукойловского супертоплива. Вернёмся к этой теме в одном из ближайших номеров журнала.

- Было бы неплохо. Потому что многие перевозчики реально спрашивают: «А есть у вас в компании «Инфорком» топливо Евро?» У меня такой вопрос вызывает недоумение. Почему – объясню. Наше топливо – российского производства, сделано по ГОСТу. С успехом экспортируется в Европу.

Скажу больше. Основным поставщиком дизтоплива в Европу являются страны бывшего СССР, прежде всего Россия. Сейчас Россия экспортирует в Европу примерно 25 млн дизтоплива. По утверждению генерального секретаря Европейской ассоциации нефтяной промышленности (Europia) Изабель Мюллер, ожидается, что к 2030 г. этот объём удвоится.

Никого не должен вводить в заблуждение такой далёкий срок. Европа требует от России больше дизельного топлива уже сегодня. Именно так следует понимать ключевое сообщение конференции Platts European Refining Markets. Спрос на дизтопливо в Европе в 2006 г. составлял 220 млн т, в 2015 г. достигнет 290 млн т, в 2020 г. - 295 млн т. Причина этого – «дизелизация» Европы: сейчас 30 % европейского автопарка занимают автомобили с дизельным двигателем. Это не просто прогноз. Это заблаговременно объявленный спрос.

Итак, наше дизельное топливо Европа покупает. И покупает не как сырьё. Они же не приобретают дизель, чтобы его «переплавить» в «евродизель». Покупают и успешно заправляются. Тезис о том, что наше дизтопливо никуда не годится, неправильный по определению. Потому что топливо, сделанное по ГОСТу и не «забадяженное» заправщиками, - это совершенно нормальное топливо. И большинство заводов сейчас выпускают его с содержанием серы 0,02 % (это один из основных показателей, которые влияют не только на экологичность топлива, но и на износ двигателя, потому что чем больше серы, тем больше серной кислоты образуется в процессе сгорания. Отсюда - коррозия двигателя, «съедание» форсунок и забивание фильтров. Топливо, сделанное по этому ГОСТу, соответствует существующим в мире требованиям. Поэтому интересно было бы получить ответ от компании «Лукойл», что же она продаёт, кроме рекламного лозунга?

И ещё. Евро-4 – это стандарт, относящийся к классификации двигателя автомобиля согласно экологичности его отработавших газов, но никак не к топливу.

- Михаил Павлович, Ваши прогнозы трудно назвать оптимистичными. Впрочем, у них есть определённое достоинство: они, увы, сбываются. Так что – до следующего интервью.

- Я не против. Что же касается информации о ценах на топливо, да и вообще о ситуации на топливом и транспортном рынках, обо всём, что с этим связано, то к «Инфоркому» обратилась за помощью администрация Интернет-портала автотранспортной информации http://www.transler.ru. Так что если вы хотите в режиме реального времени, в динамике – за неделю, месяц, год и т. д. - посмотреть цены на топливо, там же планируется создать архив цен на топливо по регионам, удобный для пользования перевозчиками. Мы с удовольствием будем предоставлять эту информацию транспортно- информационному Интернет-порталу. Поэтому если хотите смотреть, рекомендую вам обратиться к этому транспортно-информационному порталу.