Геополитика "Новые технологии - транспорту..."


Виктор СТЕПАНОВ

 

Вопросы и проблемы

Как сделать автомобильный транспорт более экологичным, безопасным для человеческой жизни и разумно организованным? Как уменьшить пробки в городах, снизить уровень загрязнения воздуха, побудить граждан к более активному использованию экологически чистого транспорта и уменьшить количество жертв на дорогах? Конечно, этих целей можно достигнуть с помощью новых законов, ужесточённого контроля за поведением водителей и новых правил для автопроизводителей.

Однако, как считают в Европе, кроме регуляторного подхода, необходима также целеустремлённая интеллектуальная деятельность: работа инженеров, урбанистов, химиков и экологов, позволяющая создавать новые технологические модели транспорта будущего – экологически чистого и встроенного в удобную дорожно-транспортную инфраструктуру.

Согласно распространённой Представительством Европейской Комиссии в Украине и Беларуси информации, именно этим вопросам и была посвящена ежегодная «Европейская арена транспортных исследований» (Transport Research Arena, TRA), прошедшая в Любляне, столице Словении (нынешнего государства-председателя ЕС).

Как отмечается в информации Представительства Европейской Комиссии в Украине и Беларуси, событие было одновременно и конференцией, и огромной выставкой-павильоном, поэтому её участники могли не только обсудить ключевые инновационные проекты, касающиеся европейского транспорта, но и наглядно представить результаты своей деятельности.

Целью проведения «Европейской арены транспортных исследований» было не только собрание крупнейших европейских игроков в сфере автодорожного транспорта для обсуждения его инновационного будущего, но и поиск ответов на вопросы социального и экологического характера: как сделать европейский транспорт экологически более чистым, более безопасным для жизни и разумно организованным.

Наряду с существенным улучшением качества европейского транспорта за последние несколько десятилетий, отмечалось в ходе мероприятий «Европейской арены транспортных исследований», основные проблемы безопасности, экологичности и разумной организации транспорта по-прежнему остаются на повестке дня ЕС.

На сегодня в Евросоюзе в среднем на дорогах гибнет около 50 тыс. людей в год (т. е. около 100 человек на один миллион жителей). Вместе с тем в ЕС значительно выросли объёмы автомобильного движения (согласно оценкам экспертов, ежедневный километраж европейских автомобилей сейчас в три раза выше, чем двадцать лет назад).

Рост количества автомобилей заостряет проблемы автодорожных пробок почти во всех европейских городах: по оценкам Европейской Комиссии, ежегодно вследствие этого ЕС теряет около 2 % своего ВВП, т. е. 200 млрд евро в год, что составляет 440 евро в перерасчёте на одного человека.

В настоящее время 75 % городского транспортного движения в странах Евросоюза приходится на автомобили, при этом городской транспорт составляет огромную часть всего транспортного сектора ЕС, ведь в городах проживает около 80 % граждан Союза.

 

Проекты и инициативы

Проекты и инициативы, представленные на данной выставке-конференции, дают ответы именно на эти вызовы. Тут были представлены проекты активных мер безопасности (уменьшение вероятности ДТП благодаря улучшению качества дорог и автомобилей, новым нормативно-правовым мерам контроля за поведением водителей), а также пассивных мер безопасности (уменьшение последствий аварий благодаря инновационному оборудованию автомобиля, повышающему безопасность пассажира во время аварии).

Также была представлена Европейская программа оценки качества новых автомобилей (Euro NCAP) – независимый инструмент оценки всех новых машин, предлагающий рейтинг новых европейских автомобилей по их уровню безопасности.

В отдельном павильоне посетители узнали о финансируемом Европейским Союзом проекте APROSYS, разрабатывающим новые подходы к оценке и гарантии «пассивной безопасности» пассажиров. Проект работает над снижением уровня травм пассажира в случае ДТП благодаря новым математическим моделям человеческого тела, моделированию аварий и разработке сверхбыстрых предупредительных приборов.

Организаторы Арены не обошли вниманием и улучшение транспортной ситуации в европейских городах. В частности, по мнению представителей Европейской Комиссии, бороться с пробками можно не только путём развития дорожной инфраструктуры, но и с помощью альтернативных видов городского и регионального транспорта: железных дорог, метро, речного и водного транспорта.

Многочисленные проекты, финансируемые Европейским Союзом и направленные на повышение транспортной мобильности в европейских городах, также имели возможность представить свои достижения. Так, проект CityMobil разрабатывает модели улучшенной инфраструктуры для пяти европейских городов. Его находкой является разработка и создание нового пассажирского автобуса для крупнейшего европейского аэропорта Лондон-Хитроу: этот автобус, работающий на электроэнергии и без водителя, доставляет пассажиров от автомобильной стоянки к терминалу аэропорта.

 

Партнёры

На выставке были также представлены многочисленные партнёры ЕС в реализации транспортных проектов. Это прежде всего Форум европейских национальных дорожных исследовательских лабораторий (http://www.fehrl.org), который в течение почти двадцати лет координирует исследовательскую деятельность лабораторий разных стран ЕС, направленную на повышение экологичности и безопасности европейских трасс.

Это также Европейский консультационный совет по дорожному транспорту (http://www.ertrac.org), чья «Стратегическая исследовательская программа» по развитию дорожного транспорта послужила ориентиром для формирования приоритетов транспортных исследований в рамках Седьмой европейской рамочной программы по развитию исследовательской деятельности (РП7).

В конце концов это сама Европейская Комиссия, представившая множество финансируемых ею проектов развития транспортных исследований, а также транспортную составляющую Седьмой рамочной программы, семилетний бюджет которой составляет 4 млрд евро.

Детальную информацию о Европейской арене транспортных исследований можно найти на её сайте (http://www.tra2008.si). Кроме того, Европейская Комиссия поддерживает специальный сайт о современных европейских исследованиях в транспортной сфере.