Практика эксплуатации "Mercedes-Benz Atego 1318: современный и адекватный "


 

Рассказы о новинках автомобильного рынка, описание их поведения на всевозможных тестах – всё это интересные и полезные читателю материалы, составляющие если не весь креативный костяк, то уж точно заметную его часть в любом автомобильном журнале, позволяющую формировать ему собственный художественный стиль. Изобретать здесь что-то можно только в форме преподнесения сухой и безапелляционной информации, «поиграть» сравнением номинальных технических характеристик схожих моделей машин, разместить на страницах качественные эффектные иллюстрации.

Но всё это - лишь верхний пласт информации. Редакция «Автоперевозчика» решила заглянуть глубже и рассказать о практике эксплуатации подвижного состава. Мы остановили своё внимание на автомобилях, эксплуатирующихся от двух с половиной до трёх с половиной лет с небольшими погрешностями в большую или меньшую сторону. Это объясняется тем, что такие машины уже «переболели» детскими болезнями, вызванными особенностями сборки и по-прежнему находятся на конвейерах производителей, а значит - доступны на рынке. Достоинства и недостатки автомобилей этого возраста в наибольшей степени уже зависят от их конструкционных особенностей.

Мы решили собирать информацию в максимально возможном объёме. Нас интересовали условия приобретения автомобиля, его средний пробег за смену, неделю и пр., средний вес перевозимого груза, маршрутные условия, в которых используется автомобиль, вид, качество, условия покупки и расход ГСМ. Каковы условия стоянки, планового технического обслуживания и ремонта автомобиля, гарантии производителя, наиболее характерные отказы деталей и узлов автомобилей конкретной марки, их частота и количество, особенности эксплуатации машин и пр. И, конечно, эксплуатирующее предприятие должно владеть хотя бы десятком или около того исследуемых нами автомобилей для того, чтобы собираемая информация в большей степени носила объективный характер.

 

 

Роман Мурашов

 

Современный развозной автомобиль средней грузоподъёмности

Итак, Mercedes-Benz Atego 1318. Мы нашли эти машины в автопарке Агрокомбината «Московский», что расположен при въезде в столицу РФ на Киевском шоссе.

Все несколько десятков лет своего существования до недавнего времени Агрокомбинат «Московский» содержал парк развозного транспорта из полутора сотен отечественных автомобилей. Кто «плавал», тот знает, что хотя наши марки и показывают чудеса неприхотливости и нетребовательности к условиям эксплуатации и содержания, но вечно сопровождающие их грязь, копоть, ремонты и простои заставляют перевозчиков обращаться к продукции зарубежных производителей.

В 2005 г. Агрокомбинат в качестве опытных образцов приобрёл по нескольку единиц следующие автомобили: M.A.N. LE1822 грузоподъёмностью 10 т, Scania R340 c полуприцепом грузоподъёмностью 24 т и Mercedes-Benz Atego 1318 грузоподъёмностью 7 т. Нельзя сказать, что Atego победил в этом тесте, поскольку все машины имеют разные технические и экономические характеристики и прямые сравнения здесь некорректны. Он оказался наиболее подходящим для удовлетворения нужд аграрного предприятия в доставке своей продукции (овощи, зелень и цветы) потребителям. Несколько слов об этой машине.

 

Не сомневайтесь - это Mercedes-Benz

Мировая премьера нового Atego состоялась в сентябре 2004 года на международной выставке коммерческого автотранспорта IAA. При взгляде на кабину Atego легко узнаются знакомые черты семейства грузовых автомобилей Mercedes-Benz: широкая лобовая часть капота, V-образная решетка радиатора темного цвета, расположенные под ней фары, боковые обтекатели.

Mercedes-Benz Atego 1318:

Модель

Двигатель

Количество цилиндров

Рабочий объём, см3

Номинальная мощность при 2200 об/мин

Максимальный крутящий момент, Нм


Трансмиссия


Полная масса


Колесная база (мм)


Atego 1318

Дизельный OM 904 LA

R 4

4249

130 кВт/ 177 л. с.

975 при 1200 об/мин

G 60 - 6

13,5 т

3 560 _ 5 360

 

В Atego устанавливаются фары с рассеивателями из прозрачного стекла. Лампы H7 и H1 в фарах ближнего и дальнего света соответственно, позволяют эффективно освещать полотно дороги. В отличие от применявшихся ранее ламп H4, конструкция которых позволяла включать фары ближнего и дальнего света лишь по отдельности, новые системы освещения Atego могут работать параллельно. Указатели поворота расположены выше головных фар по наружным краям решётки радиатора.

Усовершенствована система наружных зеркал: зеркала заднего вида сдвинуты на 50 мм дальше, что позволяет водителю лучше видеть обстановку сзади и сбоку от автомобиля. Зона видимости значительно увеличена благодаря применению асферических зеркал с улучшенными характеристиками радиуса кривизны. Входящие в серийную комплектацию панорамные зеркала так же передвинуты на другое место для улучшения обзора. Теперь они устанавливаются на левой и правой стороне автомобиля под основными зеркалами заднего вида.

Удобна низко расположенная входная ступенька Atego. Конструкция кабины, обеспечивающая удобный вход, выход и проход, имеет большое значение на развозном коммерческом автотранспорте, поскольку водителям приходится входить и выходить из автомобиля до 30 раз за смену.

Компактный 4-цилиндровый двигатель девятисотой серии, установленный на Atego, имеет высокие тяговые характеристики в нижнем и среднем диапазонах вращения коленчатого вала, уверенно развивает мощность, что позволяет быстро преодолевать средние и большие расстояния.

Вместо 12-ступенчатой трансмиссии с передним редуктором, которой Atego оснащались раньше, теперь устанавливается совершенно новая 9-ступенчатая коробка передач. Новая КПП отличается повышенной экономичностью. Допустимый крутящий момент на входе составляет 1300 Н·м. Переключение передач G 131 выполняется вручную при помощи гидропневматического привода.

Низкое расположение кабины – одно из достоинств Atego. Рама состоит из двух частей: низкая впереди (что обеспечивает невысокую посадку кабины), она достаточно высока сзади. В передней части автомобиля, где монтируются агрегаты и кабина, раму образуют два лонжерона Z-образного профиля, изогнутые вниз по направлению вперед на внешнюю сторону. В результате расстояние от дорожного полотна до пола кабины составляет 818 мм. Такая конструкция обеспечивает большой запас пространства для установки агрегатов, способствует повышению безопасности при фронтальном столкновении: в этом случае рулевой механизм, двигатель и подвеска моста уходят под пол кабины.

Буквой U обозначен классический U-образный профиль задней части рамы, который соединён с передней. Все серийные автомобили Atego и шасси - оборудуют цельным противоподкатным брусом, который устанавливается между осями и обеспечивает полную боковую защиту. Задний противоподкатный брус также является неотъемлемым элементом рамы.

Там, где активно работает Atego, а это в основном развозка грузов на небольшие расстояния в городе или по магистралям, очень важна эффективная тормозная система. Atego оборудован дисковыми тормозами, которые приводятся в действие при помощи тормозной системы с двухконтурным пневматическим приводом (в нём постоянно поддерживается давление на уровне 10 бар). Благодаря этому обеспечиваются короткий тормозной путь и оптимальная устойчивость к федингу при высокой нагрузке на тормоза.

Особенностью Atego, оборудованного тормозной системой Telligent, является встроенная противооткатная система. После того, как водитель нажал на педаль тормоза и отпустил её, тормозное давление в остановившемся автомобиле сохраняется до тех пор, пока не последует хотя бы легкий нажим на педаль сцепления, тормоза или акселератора. Так предотвращается скатывание автомобиля при остановке на светофоре или на спусках (подъёмах).

Современные системы Atego по определению производителя обеспечивают межсервисные интервалы, составляющие 100 тыс. километров для дальних грузоперевозок, 60 тыс. километров для перевозок на малые расстояния и 30 тыс. километров при эксплуатации в тяжелых условиях. Стандартную проверку большинства приборов и систем водитель Atego может выполнить со своего рабочего места. Ему доступен контроль уровня моторного масла, его давление и объём необходимого долива, уровень охлаждающей жидкости и жидкости в бачке стеклоомывателя, а также степень износа тормозных накладок. Система оборудована сигнальными лампами на приборной панели.

 

Что же на практике?

По данным на март 2008 г. предприятие владеет 53 автомобилями Mercedes-Benz Atego 1318. Весь подвижной состав приобретён с полной предоплатой без использования каких бы то ни было лизинговых или банковских кредитных схем покупки. Таким образом, предприятию удалось избежать переплаты сверх реальной стоимости товара, а не истраченные деньги – та же прибыль. При чём у производителя были куплены только шасси, которые были отправлены на кузовной завод «Мосдизайнмаш», где для них изготовили и установили изотермические фургоны, оснастили гидробортами. В среднем, учитывая большой размер партии автомобилей – более полусотни штук, что принесло Агрокомбинату весомую экономию в виде скидок от цены единичной покупки, полностью укомплектованный дополнительным оборудованием Mercedes-Benz Atego 1318 обошёлся примерно в 80 тыс. €.

По планам перспективного развития автопарка Агрокомбината «Московский» в сегодняшних масштабах его производства овощной и цветочной продукции, необходимо иметь 75 таких машин. При этом они исчерпывающе заменят собой полторы сотни отечественных автомобилей («ГАЗели», «Бычки» и пр.).

Mercedes-Benz Atego 1318 имеет грузоподъёмность 7 т. Конечно, при доставке в торговые сети овощной зелени и цветов номинальная грузоподъёмность автомобиля полностью не используется. Зато полностью используется объём фургона, установленного на Mercedes-Benz Atego 1318. С овощами, в частности помидорами и огурцами – обратная картина: в фургоне они занимают гораздо меньше места, но полностью используют заявленную грузоподъёмность Mercedes-Benz Atego 1318. Таким образом, к вместительности и грузоподъёмности автомобиля агрокомбинат претензий не имеет.

Машины эксплуатируются в две смены – часто при передаче смены водители даже не глушат двигатель автомобиля. Одна из смен обязательно ночная. Это связано с особенностями организации движения автотранспорта по дорогам столичного мегаполиса – к Садовому кольцу Atego дозволено подбираться только ночью, при доставке в дневное время груз приходится уже на подъездах перераспределять между несколькими автомобилями меньшей грузоподъёмности, имеющими право въезда в центр Москвы.

За одну смену пробег Atego составляет в среднем 200 км, то есть за день машина проходит 400 км при двухсменном режиме работы. В год пробег этого автомобиля в «Московском» составляет около 100 тыс. км, учитывая, что машины эксплуатируются уже более двух лет, к нашему знакомству они накатали уже около 200 тыс. км.

Одно дело, какие межсервисные интервалы рекламирует у своего автомобиля его производитель, другое – как с этим обстоят дела на самом деле? В гараже агрокомбината нам сообщили, что Atego приходится делать два ТО в год через каждые 50 тыс. км. Но это не критично, а вполне обоснованно и разумно. Стоимость процедуры ТО одного автомобиля на авторизованной СТО – в среднем 25 тыс. руб., с учётом скидок как крупному клиенту.

Гарантийные обязательства производителя определялись двумя годами или 200 тыс. км пробега. И в том, и в другом случае несколько месяцев назад они уже закончились, но все Atego, естественно, остаются на обслуживании фирменной СТО.

В период действия гарантийных обязательств производителя случались единичные поломки ходовой части автомобиля – вышли из строя подшипники ступиц на нескольких машинах. После «разбора полётов» в инженерном центре производителя в Германии выяснилось, что каким-то образом на эти автомобили были установлены подшипники, изготовленные из других сталей. Немцы, не теряя времени, доставили необходимые подшипники и заменили несоответствующие каталогу детали даже на тех автомобилях, где они ещё не вышли из строя.

Была и ещё одна неприятность в начале эксплуатации автомобилей, но её скорее можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам. Поскольку фары у Atego 1318 расположены в бампере довольно близко к уровню дорожного полотна, а почему-то гравия и просто крупных камней на московских городских и областных дорогах разбросано много, словно в горах, разбитые световые приборы стали бичом для автохозяйства комбината. Владелец автопарка обсудил этот вопрос с производителем. Немецкая сторона предложила весьма эффектный выход из этой ситуации – изготовила и установила на весь обслуживаемый подвижной состав специальные металлические решётки на фары. Теперь камни водителей не сильно беспокоят.

Закупив новые автомобили, Агрокомбинат «Московский» сразу позаботился о качественном топливе – предприятие подписало с нефтеперерабатывающей компанией «Лукойл» договор на поставку дизельного топлива класса «евро-дизель». Да, это топливо существенно дороже обычного, но в Агрокомбинате не стали экспериментировать, рисковать, а поверили рекламе. Почти за два с половиной года эксплуатации автомобилей топливная аппаратура не подвела ни на одном из двигателей. Не было даже сбоев. Платить же за тонну «евро-дизеля» приходится почти 25 тыс. руб., то есть 25 руб./л. Отчасти для компенсации этих расходов комбинат построил АЗС не только для заправки собственного автопарка, но сделал её открытой и для стороннего личного и коммерческого транспорта.

Ещё одна деталь, характеризующая Mercedes-Benz Atego 1318 с положительной стороны – весьма умеренный расход горючего: по городу – 24 л/100 км, в смешанном цикле город-трасса – 21 л/100 км. Я не считаю себя предвзято относящимся к отечественному автопрому, но не сказать не могу. Показатели расхода горючего Atego 1318 почти точно совпадают с показателями ЗиЛовского «Бычка», с одной лишь разницей: расход то одинаковый, а грузоподъёмность у «Бычка» в два раза меньше – всего-то 3,5 т.

Наблюдал со стороны, как водители используют возможности современной тормозной системы Atego – у порожнего грузового автомобиля тормозной путь практически как у легкового. Очень эффектно! И главное, эффективно – никто не пострадал и транспортное средство осталось целым. Других особенностей эксплуатации этого автомобиля владельцы пока не отметили.