Топливо "Цены на дизель почти догнали цены на бензин"


Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Удивляться тому, что растут цены на топливо, не приходится. Как отмечают аналитики мирового рынка, дело здесь не только в спекулятивных тенденциях на мировых рынках. Просто потребность в нём растёт, а добыча падает. То есть всё острее ощущается дисбаланс между спросом и предложением. В частности, в 2007 г. потребление нефти выросло на 1,1 %, а добыча упала на 0,2 %. Эта информация опубликована в ежегодном статистическом обзоре мировой энергетики, выпущенном Вritish Рetroleum. Добыча снизилась во всех основных регионах, кроме стран бывшего СССР и Африки, а сильнее всего – в Норвегии.

В то же время очевидно, что мировой экономике нужно всё больше нефти. В развитых странах из-за её дороговизны (в среднем баррель смеcи Brent в прошлом году стоил 72,4 долларов) спрос снижается два года подряд. Например, в мае нынешнего года потребление бензина в США было на 140 тыс. баррелей в день меньше, чем годом ранее.

Но экономию перекрыло растущее потребление в Азии, прежде всего в Индии и Китае. Этому способствуют государственные субсидии в большинстве азиатских стран, которые делают топливо для конечных потребителей дешевле, чем в развитых странах, отмечает ВР. Более четверти бензина в мире продаётся по ценам ниже рыночных. Кроме того, в азиатском регионе ещё мало кто задумывается об энергосберегающей экономии: общий рост валового производства пока перекрывает любые издержки.

Предложение нефти сдерживается экологическими ограничениями и «ресурсным национализмом» правительств добывающих стран, не допускающих международные компании к разработке запасов, отмечает гендиректор ВР Тони Хейворд. Впрочем, российские эксперты с этим не согласны: по их мнению, добыча падает не столько из-за «ресурсного национализма», сколько из-за того, что в последние 20 лет инвестиций в нефтяную отрасль было крайне недостаточно, и прирост запасов в это время происходил не за счёт разведки и разработки новых месторождений, а в основном за счёт слияний и поглощений. Это было дешевле, чем вкладывать в новые проекты, а теперь компаниям сложно нарастить добычу.

Из-за этого запасы нефти сокращаются. Россия не раскрывает свои запасы; по оценке BP, за год они выросли на 100 млн баррелей.
ВР не делает прогнозов на цены нефти, но динамика спроса и предложения показывает, что причин для её удешевления нет. Главный экономист ВР Кристоф Рюль надеется на снижение субсидий в некоторых странах (по крайней мере в Индонезии и Таиланде) уже в этом году.

К выводу о том, что нынешняя цена нефти вызвана не финансовыми спекуляциями, пришло в своём докладе и министерство финансов Великобритании. Минфин этой страны объясняет дороговизну нефти развитием Азии: там десятипроцентный рост доходов населения увеличивает спрос на нефть на 70 %, а в США - лишь на 20 %.

В России же за последние месяцы наметилась та же тенденция, из-за которой всё чаще бастуют западноевропейские дальнобойщики и рыбаки: из-за массового роста парка легковых машин на дизтопливе и из-за объективного роста спроса на услуги грузового и пассажирского автотранспорта розничные цены на дизтопливо ускоренными темпами догоняют цены на бензин АИ-92.

В частности, по данным мониторинга «Верген Групп», на розничном рынке нефтепродуктов Москвы в течение периода с конца мая по середину июня произошло увеличение темпов роста цен. При этом средние цены на АИ-98 по итогам отчётного периода выросли на 2 %, дизельное топливо – на 1,9 %, АИ-80 – на 1,8 % , АИ-92 и АИ-95 – на 1,1 %. Среди основных причин роста цен агентство выделяет существенный скачок оптовых цен в предыдущие недели, приведший к резкому сокращению маржи операторов розничного рынка прежде всего по дизельному топливу (практически до нуля), а также сезонный рост спроса на основные виды моторных топлив.

Таким образом, средние розничные цены на топливо в Москве на 16 июня составили: АИ-80 – 20,02 руб./л (+0,38 руб./л); АИ-92 – 23,32 руб./л (+0,26 руб./л); АИ-95 – 24,31 руб./л (+0,26 руб./л); АИ-98 – 26,61 руб./л (+0,53 руб./л) и дизельное топливо – 22,62 руб./л (+0,43 руб./л).

В целом за май средние розничные цены на дизельное топливо и АИ-80 выросли на 3,5 %, АИ-92 – на 3 %, АИ-95 – на 2,7 %, АИ-98 – на 4,4 %.

С начала 2008 г. средняя стоимость дизельного топлива в розничном звене топливного рынка Москвы увеличилась уже на 19,3 % (+ 3,66 руб./л), АИ-80 – на 18,5 % (+3,12 руб./л), АИ-92 – на 16,2 % (+3,25 руб./л), АИ-95 – на 15,4 % (+3,25 руб./л), АИ-98 – на 17,6% (+3,98 руб./л).

Средний уровень маржи по дизельному топливу по-прежнему находится вблизи нулевого значения. При этом по бензинам марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 средние показатели маржи операторов в Москве на 04.06.08 составили 15, 17 и 14 % соответственно.

В розничном звене топливного рынка Московской области в течение первой половины июня произошёл скачок цен на дизельное топливо на 3 %.

Средние цены на АИ-98 по итогам недели увеличились на 2,4 %, АИ-80 – на 1,7 %, АИ-92 – на 1,5 %, АИ-95 – на 1,4 %.

Как и в российской столице, основное влияние на рост цен на топливо по области оказывает очень низкий уровень маржи операторов, который по дизельному топливу в середине июня опустился даже ниже нулевого значения, т. е. АЗС практически работали в убыток при реализации данного вида топлива.

В результате на большинстве заправок Московской области наблюдалась смена ценников по всем основным видам моторных топлив. При этом в ряде случаев стоимость дизельного топлива впервые превзошла стоимость бензина марки АИ-92.

Таким образом, средние розничные цены на моторное топливо по области составили: АИ-80 – 19,66 руб./л (+0,32 руб./л); АИ-92 – 22,97 руб./л (+0,33 руб./л); АИ-95 – 23,98 руб./л (+0,34 руб./л); АИ-98 – 26,61 руб./л (+0,61 руб./т) и дизельное топливо – 22,54 руб./л (+0,66 руб./л). За месяц средняя стоимость дизельного топлива увеличилась на 3,6 %, АИ-80 – на 3,9 %, АИ-92 – на 3,4 %, АИ-95 – на 3,3 %, АИ-98 – на 5,3 %.

С начала 2008 г. средние розничные цены на дизельное топливо выросли уже на 19,1 % (+3,61 руб./л), АИ-80 – на 17,8 % (+2,97 руб./л), АИ-92 – на 16,3 % (+3,22 руб./л), АИ-95 – на 15,4 % (+3,21 руб./л), АИ-98 – на 17,2 % (+3,91 руб./л).

Аналитики «Верген Групп» отмечают, что в розничном звене вполне возможно сохранение прежних темпов роста цен прежде всего по дизельному топливу. Как было отмечено выше, существенное снижение маржи операторов практически до нуля на фоне рекордно высоких оптовых цен по данному нефтепродукту вынуждает их повышать цены. Средняя стоимость дизельного топлива может увеличиться в ближайшее время примерно на 0,5 – 0,7 руб./л, тем самым практически сравняться со стоимостью бензина АИ-92 в целом по столице и области.