Актуально"Есть ли выход из московских пробок?"Актуально"Есть ли выход из московских пробок?"



Правительственная комиссия рассмотрела Программу развития транспортного комплекса Московского региона

 

Ирина САРКИСОВА

Фото Андрея МАХОТИНА

 

В конце июня 2008 г. в Москве на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова обсуждали «Программу развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)», разработанную Министерством транспорта РФ совместно с правительствами Москвы и Московской области. В заседании принял участие министр транспорта РФ Игорь Левитин.

 

Проблема мегаполиса: есть ли решение?

Цель разработки Программы заключалась в формировании согласованной политики правительств РФ, Москвы и Московской области по развитию транспортного комплекса столичного региона, обеспечивающей решение задачи устойчивого экономического роста, развития Москвы как мирового финансового центра, повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды.

В настоящее время Московский транспортный узел во многом выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. По территории региона проходят международные транспортные коридоры, концентрирующие мощные транспортные потоки. В Москве и Московской области расположено восемь таможен, которым подчинено 97 таможенных постов, осуществляющих оформление 60 % грузов, поступающих в РФ автотранспортом. В 2007 г. на таможенных постах столичного региона оформлено 18,6 млн т товаров статистической стоимостью 61,4 млрд долларов США, большая часть из которых (10 млн т) обработана таможнями Москвы. Для ввоза такого объёма грузов используется свыше 1 млн большегрузных автомобилей в год.

Прохождение основных транспортных коридоров и размещение таможенных служб способствовали формированию на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено около 70 % общего объёма складских площадей РФ.

Автотранспорт не только обеспечивает функционирование национальной экономики, перемещая товары и рабочую силу, но и сам по себе является генератором её развития. Процессу автомобилизации общества сопутствует развитие целого ряда секторов экономики (автомобилестроение, нефтепереработка, электронная и химическая промышленность, дорожное строительство и т. д.), расширение внутренней и внешней торговли. Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из наиболее ёмких среди других отраслей экономики. Так, ещё в 2005 г. его общий объём достиг 2640 млрд рублей. По оценкам Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), вклад автотранспортного комплекса в формирование ВВП России составляет более 16 %. Кроме этого, рост благосостояния населения сопровождается существенным и стабильным увеличением числа автотранспортных средств (и прежде всего легковых автомобилей) в личной собственности граждан.

Как следствие, возрастает доля перевозок личным автотранспортом в общем объёме пассажирских перевозок (в городах она достигает 20 %). Такие показатели, как уровни обеспечения транспортной подвижности и транспортной доступности, становятся важнейшими показателями качества жизни населения, особенно в крупных городах России, где проживает более трети населения страны и сосредоточено около половины её автопарка.

Рост объёмов автоперевозок и дорожного движения происходит в условиях отставания темпов развития дорожной инфраструктуры. Так, например, в Москве ежегодный рост автопарка опережает темпы строительства и реконструкции дорожной сети в четыре раза. Это ведёт к перегруженности улично-дорожных сетей городов и основных магистралей на подходах к ним, и, как следствие, к регулярным и повсеместным нарушениям нормальных режимов движения транспортных потоков и образованию заторов.

За последние годы в Московском регионе значительно выросли темпы жилищного строительства (всего в Москве и Московской области в 2007 г. было введено 12,4 млн м² жилья). Развитие транспортной инфраструктуры существенно отстаёт от высоких темпов жилищного строительства. Это приводит к тому, что некоторые районы новой застройки оказываются практически отрезанными от системы скоростного пассажирского транспорта, не имеют удобных выездов на магистральную дорожную сеть.

Москва во многом исчерпала свои градостроительные ресурсы, поэтому в перспективе основные объёмы жилищного строительства планируются на территории Московской области в зоне, опоясывающей столицу. Планами застройки предусматривается, что в этой зоне будет построено около 77 млн м² жилья и создано около 733 тыс. рабочих мест. Суммарная численность населения Москвы и Московской области уже достигла 17 млн человек. На 20-летнюю перспективу прогнозируется, что численность населения Москвы и Московской области достигнет 20 млн человек, из которых 12 млн будут проживать в Москве, а 7,6 млн – в Московской области. При этом существенно увеличится нагрузка на транспортную инфраструктуру, особенно по направлениям радиальных связей Москвы и Московской области, где уже сегодня практически исчерпана пропускная и провозная способность транспортной инфраструктуры. Без принятия серьёзных мер по развитию транспортного комплекса ситуация может превратиться в критическую и затормозить социально-экономическое и градостроительное развитие столичного региона.

 

Вход в тупик

В 2007 г. в Москве численность автопарка возросла до 3,3 млн автомобилей. В часы пик количество автомобилей на городских дорогах превышает 400 тыс. В настоящее время около 80 % протяжённости магистральных дорог и транспортных узлов Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.

Согласно озвученной на заседании информации, нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350 - 400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5 - 10 км/ч. По данным НИИАТ, в рабочие дни на дорогах Москвы насчитывается в среднем около 650 пробок, в которых стоят сотни тысяч автомобилей. Удельные средние затраты москвичей на  поездки с работы и на работу по городу составляют в среднем 65 минут (при рекомендованных 50 – 55 минут) для 70 % трудоспособного населения. Ввиду высокой загруженности улично-дорожных сетей, скорости общественного пассажирского транспорта (ОПТ) сегодня на 15 – 20 % ниже рекомендованных нормативами. Интервалы движения наземного ОПТ в часы пик из-за заторов на 65 % маршрутов, по данным НИИАТ, превышают 15 минут.

 

Оценка ущерба, связанного с потерями времени в заторах, по некоторым европейским странам, %

 

 

Таким образом, автомобильные пробки приобретают статус одной из наиболее острых социально-экономических проблем российских городов. Так, в Москве результаты социологического опроса, проведённого в 2007 г., показали, что больше всего жители российской столицы обеспокоены автомобильными пробками. На данный момент 56 % москвичей считают их самой большой проблемой. Для сравнения, в 2003 г. заторы серьёзно волновали 21 % респондентов. По данным другого опроса, 48 % москвичей не удовлетворено регулярностью и 29 % – скоростью движения на маршрутах наземного ОПТ.

 

Количество подвижного состава ОПТ, ежедневно вовлекаемое в сбойные ситуации в Москве

Такая ситуация неизбежно приводит к росту аварийности. По официальным данным ГИБДД, в 2007 г. в Москве было зарегистрировано почти 15 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 1161 человек.

 

Мегаполис + мегаполис = …

По динамике роста уровня автомобилизации Московская область не уступает Москве. В настоящее время в Московской области зарегистрировано 2,1 млн автомобилей, уровень автомобилизации приближается к 300 легковых автомобилей на 1000 жителей. Наибольшая интенсивность движения автомобилей отмечается на федеральных автодорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров.

В 2007 г. около 1,1 тыс. км автодорог федерального значения или 47 % от их общей протяжённости на территории Московского региона работало в режиме перегрузки; 1,8 тыс. км, или 73 % от их общей протяжённости не соответствовали нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

Из-за исчерпания пропускной способности дорожной сети на подходах к Москве регулярно возникают многочасовые пробки и растёт уровень аварийности. В 2007 г. в Московской области произошло более 14 тыс. ДТП, в которых погибли 2866 человек.

К 2015 г. прогнозируется, что в Московском регионе численность автомобилей увеличится в полтора раза и приблизится к 8 млн автотранспортных средств. Соответственно возрастёт интенсивность движения на дорожной сети. Уже сейчас автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Московском регионе. Ежегодно объём валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в Москве составляет около 1 млн т, а в Московской области – около 2 млн т, что в семь раз превышает выбросы загрязняющих веществ от всех предприятий региона.

Экономический рост и увеличение торгового оборота способствуют развитию рынка складской недвижимости. Объём рынка складских помещений Московского региона в 2007 г. оценивался в 8,4 млн м³, из них современных складских комплексов (складов класса А и В) – 3,4 млн м³. Основная часть складских объектов Московского региона расположена в зоне МКАД.

К 2015 г. прогнозируется увеличение площади терминально-складских комплексов более чем в два раза – до 18 млн м². Наибольший прирост складских объектов планируется на территории Московской области, где строятся крупные логистические центры. Строительство Центральной кольцевой автодороги также повлияет на увеличение складских площадей. Постепенно вдоль всех основных автомагистралей формируется плотный пояс складских объектов.

Уже сейчас около 60 % от общего объёма движения грузовых автомобилей в Москве и пригородной зоне связано с облуживанием терминально-складских комплексов. Согласно прогнозам, с учётом роста площади терминально-складских объектов более чем в два раза, количество грузовых автомобилей, обслуживающих складские комплексы, увеличится со 190 тыс. до 350 тыс. в сутки, при этом рост интенсивности движения на дорожной сети в зоне МКАД составит 60 - 70 %.

В режиме перегрузки работают не только автомобильные, но и железные дороги Московского транспортного узла.

Перечисленные факты свидетельствуют об исчерпании пропускной способности транспортной системы Московского региона. В перспективе, с учётом планов градостроительного развития, ситуация в Московском транспортном узле ещё более обострится.

Системный анализ позволил выявить основные проблемы транспортного комплекса Московского региона, вызывающие неудовлетворительные условия движения транспортных потоков. К основным из них, как было отмечено на заседании Правительственной комиссии, относятся:

– отставание развития транспортного комплекса Московского региона от потребностей в перевозках, нехватка провозных и пропускных мощностей транспортной инфраструктуры;

– недостаток финансовых ресурсов государства и недостаточное использование возможностей государственно-частного партнёрства для развития транспортной инфраструктуры;

– отсутствие или неэффективное использование административных мер, предусматривающих ограничение нового строительства на территориях, где исчерпана транспортная ёмкость, а также регламентирование правил парковки и работы грузового автотранспорта на территории Москвы.

По расчётам потери валового регионального продукта (ВРП) Москвы и Московской области из-за роста затрат времени на передвижения достигли 400 млрд рублей в год, что составляет около 6 % ВРП Московского региона.

С учётом сложившейся кризисной ситуации в основу разработки Программы положено несколько основных принципов, направленных на приоритетное развитие скоростного внеуличного общественного транспорта и способствующих переключению населения с пользованием легковыми автомобилями на общественный транспорт.

В Программе предусматриваются меры по взаимоувязанному развитию скоростного пассажирского транспорта и дорожной сети, регулированию движения грузового транспорта и парковок, внедрению Интеллектуальной транспортной системы, совершенствованию нормативно-правового обеспечения, которые в совокупности решают задачи обеспечения бесперебойного движения автотранспорта по дорожной сети Московского региона.

 

Как зажечь зелёный свет?

На федеральном уровне предусматривается ряд мер по улучшению условий движения транспортных потоков.

Во-первых, это развитие автодорог федерального значения, имеющих наибольшую интенсивность движения транспортных потоков. Сегодня по федеральным автодорогам Московской области, протяжённость которых составляет 14 % от общей протяжённости дорожной сети региона, осуществляется 65 % грузовых автоперевозок.

В Программе предусматриваются большие объёмы реконструкции трасс федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, а также строительство новых скоростных автодорог.

В Московском регионе начнёт формироваться система платных автомагистралей, для создания которой предусматривается:

– строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург;

– реконструкция автодороги М-4 «Дон»;

– строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь";

– строительство Центральной кольцевой автодороги, которая станет инфраструктурной основой логистической системы Московского транспортного узла.

В Программе предусмотрено строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог. В результате доля федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, возрастёт с 27 до 65 %. Доля федеральных автодорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, уменьшится с 47 до 29 %. Количество ДТП из-за сопутствующих дорожных условий снизится с 1,9 до 1,3 на 1000 автомобилей (на 46 %).

Во-вторых, развитие Московского железнодорожного узла с целью перераспределения транспортной работы и сокращения нагрузки на дорожную сеть за счёт:

– усиления головных участков основных направлений магистральных железных дорог;

– развития пригородных и межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними субъектами РФ;

– выноса части грузовых дворов в Московскую область и перепрофилирования оставшихся для обеспечения завоза грузов в Москву;

– развития дальних железнодорожных обходов Москвы для вывода транзитного грузового движения;

– развития контейнерных технологий перевозки грузов, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение Московского региона грузами и формирование сетевых грузопотоков.

Всего в Программе определена необходимость строительства 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце, предусмотрена реконструкция 11 пассажирских и технических станций.

Для улучшения качества перевозок пассажиров и уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть Программой предусматривается организация железнодорожного сообщения между аэропортами Московского авиаузла и железнодорожными вокзалами Москвы.

На расчётную перспективу объём пассажирских перевозок между аэропортами и Москвой прогнозируется на уровне 20 млн человек в год, что потребует организации скоростного пассажирского сообщения.

В настоящее время 2,5 млн жителей Москвы (24 % от общей численности населения города) проживают в крупных жилых массивах, не имеющих метрополитена. Отставание в сооружении линий метрополитена составляет более 100 км.

 

Нагрузку заберут метро и железная дорога

С целью улучшения транспортного обслуживания населения Москвы и сокращения перегрузки действующих линий метрополитена в Программе предусматривается строительство к 2015 г. 79 км новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена.

В результате реализации Программы общая протяжённость сети метрополитена в Москве возрастёт с 292 км в 2007 г. до 371 км в 2015 г. В результате численность населения Москвы, не обслуженного метрополитеном, уменьшится в полтора раза. За счёт строительства третьего контура метрополитена появится возможность подключения новых направлений, принимаемых из Московской области.

Приоритетным проектом для Москвы является организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги, где по прогнозу объём перевозок на перспективу составит около 270 млн человек в год. На Малом кольце предусматривается строительство третьего главного пути, организация семи пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и одиннадцать пересадочных пунктов на линии метрополитена.

Малое кольцо позволит объединить разрозненные радиальные железнодорожные линии в единую транспортную систему, интегрированную с сетью метрополитена, что будет способствовать уменьшению затрат времени пассажиров на поездки.

К приоритетным задачам развития улично-дорожной сети Москвы относятся:

– обеспечение ввода в город новой трассы автодороги Москва – Санкт-Петербург за счёт строительства Бусиновской транспортной развязки и участка Фестивальной улицы и транспортной развязки на ней с продолжением до Четвёртого транспортного кольца;

– поэтапное формирование Четвёртого транспортного кольца, которое в перспективе обеспечит связь между новыми радиальными вводами федеральных автомобильных дорог Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ногинск;

– обеспечение ввода в город обхода г. Одинцово за счёт строительства транспортной развязки на Молодогвардейской ул. и северного дублёра Кутузовского проспекта;

– строительство участка от Четвёртого транспортного кольца до МКАД и далее до границы Московской области;

– строительство южного дублёра Кутузовского проспекта до Минской ул. и от Аминьевского шоссе до пересечения с южным дублёром Кутузовского проспекта.

В результате реализации Программы к 2015 г. планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети и 39 транспортных сооружений. Всё это позволит снизить к 2015 г. долю протяженности магистральной улично-дорожной сети, работающей в режиме перегрузки, с 80 до 60 %.

Меры по развитию общественного транспорта и улично-дорожной сети позволят улучшить транспортное обслуживание населения Москвы, повысить среднюю скорость передвижения по городу на 15 %, увеличить долю численности населения, затрачивающего на трудовые передвижения нормативные 50 - 55 минут, с 35 до 50 %, снизить число заторных перекрёстков на 20 %.

По прогнозу, пассажиропотоки между Москвой и Московской областью возрастут с 315 тыс. человек в утренние часы пик в направлении Москвы до 440 тыс. человек. В настоящее время около 22 % от общего числа передвижений совершается на легковых автомобилях, 62 % – по железной дороге, 16 % – на наземном пассажирском транспорте. Задача на перспективу – при общем росте пассажиропотоков обеспечить управление спросом и не допустить увеличения доли перевозок на легковом автотранспорте.

Поэтому в Программе предусмотрены меры по приоритетному развитию железных дорог и повышению качества пригородно-городских перевозок в Московской области за счёт увеличения интенсивности движения поездов, организации экспрессов на всех радиальных направлениях, применения более совершенного подвижного состава.

Организация перевозок скорыми электропоездами предусматривается на всех радиальных направлениях в сообщении с наиболее крупными районными центрами – Крюково, Лобня, Пушкино, Сергиев Посад, Подольск, Переделкино, Одинцово, Нахабино и другими.

Задачи по развитию дорожной сети регионального значения предусматривают:

– преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети Московского региона в сетевую структуру с развитием хордовых автодорог, которые обеспечивают разгрузку Московской кольцевой автодороги и головных участков федеральных трасс;

– строительство и реконструкцию перегруженных участков дорожной сети, а также автодорог, обеспечивающих подъезды к аэропортам, объектам массового жилищного строительства и рекреационного назначения.

 

Логистика, логистика и ещё раз логистика

Всего Программой предусматривается строительство и реконструкция 1172 км региональных автомобильных дорог.

В Программе также предусмотрены:

– мероприятия по оптимизации движения грузового автотранспорта, которые включают создание в городе зон локализации грузогенерирующих объектов, расположенных в районе МКАД, стимулирование вывода грузогенерирующих и грузовых автопредприятий в эти зоны, разработку системы маршрутов проезда грузового автотранспорта, постепенный вынос постов таможенного оформления за пределы Москвы, внедрение системы ночной доставки грузов;

– мероприятия по повышению безопасности движения, которые включают разработку схем совершенствования организации движения транспортных и пешеходных потоков, строительство внеуличных пешеходных переходов, формирование транспортно-пешеходных зон и улиц спокойного движения, строительство разделительных полос на городских магистралях, ликвидацию железнодорожных переездов в одном уровне с городскими магистралями, ликвидацию очагов ДТП;

– мероприятия по регулированию системы парковок, строительству внеуличных и перехватывающих паркингов;

– мероприятия по внедрению Интеллектуальной транспортной системы в Московском регионе, включающей:

– автоматизированную систему управления наземным городским пассажирским транспортом;

– интегрированную систему электронных платежей;

– систему управления движением грузового транспорта;

– автоматизированную систему управления дорожным движением с подсистемой управления светофорной сигнализацией в реальном режиме времени и подсистемой приоритетного пропуска общественного транспорта;

– систему управления парковочным пространством города.

К приоритетным задачам совершенствования транспортного законодательства на федеральном уровне относятся:

– разработка и принятие Федерального закона «О метрополитенах и других видах скоростного внеуличного транспорта»;

– внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих современные нормативы транспортной обеспеченности городов (в частности, количество мест стоянок автотранспортных средств в зависимости от объёмов жилищного строительства);

– обновление строительных норм и правил на проектирование объектов транспортной инфраструктуры в городах. Действующий СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не в полной мере учитывает современные направления развития магистральной дорожной сети, рост уровня автомобилизации населения, не отражает специфических требований к проектированию скоростных дорог и магистралей непрерывного движения в городах, сложных многоуровневых транспортных узлов;

– внесение изменений в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» в части ужесточения штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, и нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств;

– внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, определяющих возможность взимания сборов за парковку транспортных средств в городах и отнесение их к региональным или местным сборам;

– внесение изменений в Правила дорожного движения в части возможности выделения полос приоритетного движения маршрутного транспорта, а также условий использования выделенных полос.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований к приоритетным задачам совершенствования транспортного законодательства относится принятие законодательного акта, определяющего стандарты транспортного обслуживания населения в городах. Стандарты транспортного обслуживания должны отражать обязательные требования к показателям доступности, объёма и качества транспортных услуг. Установление подобных гарантий будет выступать своеобразной публично-правовой обязанностью городских властей перед населением города.

Для достижения стандартов транспортного обслуживания необходимо разработать нормативы затрат на содержание и ремонт объектов городского транспорта, улиц, дорог и искусственных сооружений, которые должны лечь в основу системы бюджетного планирования.

Необходима разработка территориальных норм проектирования для крупнейших городов, которые должны регламентировать проектирование, строительство и реконструкцию объектов и транспортных сооружений в границах исторически сложившихся и периферийных районов. Установленные нормы должны разрабатываться с учётом сложившейся транспортной нагрузки и перспективных изменений в структуре и объёмах движения, связанных с развитием городов.

Нужно принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок деятельности платных парковок на территории населённых пунктов.

Также принятие нормативного правового акта, устанавливающего, что жилые и общественные здания на территории городов могут приниматься в эксплуатацию только при условии обеспечения их подключения к системе общественного транспорта, дорожной сети и парковочному пространству.

 

Откуда деньги?

Общий объём необходимых расходов на реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона на период 2010 - 2015 гг. составляет 4900,8 млрд рублей в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:

– средств федерального бюджета – 2324,4 млрд рублей;

– средств бюджетов субъектов РФ – 1212,2 млрд рублей, в том числе:

– бюджета Москвы – 1070,7 млрд рублей;

– бюджета Московской области – 141,5 млрд рублей;

– внебюджетных инвестиций – 1364,2 млрд рублей.

В составе федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)», одобренной Правительством РФ, предусмотрено финансирование развития Московского транспортного узла за счёт средств федерального бюджета в объёме 979 млрд рублей, что составляет 42 % от потребности. За счёт этих средств решаются задачи развития аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительства автодорог федерального и регионального значения. В частности, предусмотрено софинансирование объектов строительства и реконструкции автодорог регионального значения Московской области и объектов улично-дорожной сети Москвы за счёт средств федерального бюджета в объёме 209,2 млрд рублей.

Однако в составе федеральной целевой программы не предусмотрено финансирование ряда объектов развития дорожной сети и метрополитена Москвы, без которых невозможно обеспечить решение транспортных проблем Московского региона.

При общем дефиците бюджетного финансирования в объёме 2417,4 млрд рублей и возможности дополнительного финансирования из бюджетов Москвы и Московской области в объёме 985,4 и 40,1 млрд рублей, соответственно, общая потребность в дополнительном финансировании «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 гг.)» за счёт средств федерального бюджета составляет 1345,3 млрд рублей.

Этот вопрос был рассмотрен на совещании в Минэкономразвития России с участием представителей Минтранса России, Минрегиона России и Минфина России.

Для обеспечения решения проблем развития Московского транспортного узла Минтранс России предлагает предусмотреть дополнительное выделение средств из федерального бюджета в размере 1345,3 млрд рублей на реализацию мероприятий «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 гг.)».

Оценка экономических последствий от реализации этой программы показала, что суммарный эффект от реализации программных мероприятий оценивается величиной 7,2 трлн рублей.

Проведённый анализ показал, что в результате инвестирования в развитие транспортного комплекса прирост валового регионального продукта Московского региона по сравнению с прогнозируемым значением может составить 16,6 процентных пункта, прирост товарооборота – 17 %, прирост объёма инвестиций в основной капитал – 15,9 % за 20-летний период.

Значительное положительное влияние мероприятий Программы на темпы роста экономики Московского региона, а также высокие показатели общественной эффективности обосновывают целесообразность её утверждения и оказания ей государственной поддержки.