Анализ рынка "С ценами на ДТ можно заиграться…"



Почему в России цены на дизтопливо почти сравнялись с европейскими?

 

На этот и другие вопросы «Автоперевозчика» отвечает генеральный директор компании «Инфорком» Михаил Никин.

 

Олег ЖАРКО

Фото Александра НИКОЛАЕВА

 

Россия – одна из тех немногих стран в мире, которая располагает практически неограниченными запасами собственной нефти. И в то же время это единственная из нефтедобывающих мировых сверхдержав, в которой цены на моторное топливо парадоксальным образом зависят от мировых цен на углеводороды. Внутренние цены на автомобильное топливо растут на АЗС едва ли не быстрее, чем на мировом рынке. Тревожная ситуация складывается и в обозримой перспективе: рынок живёт ожиданием ещё большего повышения цен. А ожидание ещё большего скачка оптовых цен уже в начале июля текущего года привело к снижению предложений на оптовом и мелкооптовом рынке. При этом трейдеры практически единодушно заявляли, что свободные объёмы в наличии есть, в особенности на мелкооптовом рынке. И только ожидание роста цен в июле стало сдерживающим фактором при их реализации. Стоимость сырья в июле в сравнении с предыдущим месяцем повысилась в среднем по России на 14,2 %. О том, что все свободные объёмы на июль законтрактованы, ещё в июне объявили представители «Роснефти», «КиришиНефтеоргсинтеза», Московского НПЗ, ТАИФ НК (Нижнекамский НПЗ), «Газпромдобыча Астрахань», «СалаватНефтеоргсинтеза» и некоторых других компаний. На мелкооптовом рынке продукция есть, но ресурсодержатели в ожидании роста цен заинтересованы её придерживать.

Продавцы загодя начали готовить рынок к более серьёзному росту цен в июле.

С просьбой прокомментировать ситуацию на топливном рынке мы обратились к генеральному директору компании «Инфорком» Михаилу Никину.

 

- Михаил Павлович, что же произошло с российским рынком топлива? Почему так подскочили цены - прежде всего на дизельное топливо? Ведь затратность производства дизтоплива по определению не может идти ни в какое сравнение с высокооктановыми бензинами. А на АЗС цена ДТ уже перескочила не только стоимость АИ-92, но и АИ-95.

- Могу ответить лишь сославшись на классическую формулу Карла Маркса о соотношении спроса и предложения. Спрос рождает предложение. И никто не отменял эту формулу политэкономии. Стоимость товара – это время, затраченное на его производство, а потребительская стоимость соответствует тому, сколько потребитель готов выложить за этот товар. Соответственно, в данный момент потребитель готов выложить за дизель больше, чем за бензин АИ-95.

Коммерческое обоснование в этом есть. Если завтра бензин АИ-95 будет стоить 100 руб./л, автовладельцы поставят своих «железных коней» в гаражи, на стоянки и поедут по своим делам на электричках, в метро, на других видах транспорта. А дизельное топливо – сколько бы оно ни стоило - всё равно придётся брать, потому что на прикол большегрузный транспорт поставить невозможно. И сколько бы ни говорили о забастовках – ну, максимум неделю дальнобойщики пробастуют, – и… дальше ничего не произойдет. Я только что разговаривал со своим испанским коллегой. Когда там началась забастовка, это сказалось только на некоторых продуктах первой необходимости: исчезло с прилавков парное мясо, свежие абрикосы, помидоры. Но жизнь-то на этом не остановилась, все полуфабрикаты в магазинах остались.

Учтём также и то, что на западе социалистические традиции живы и процветают: то, о чём так долго говорили большевики, там давно свершилось, и трудящиеся имеют достаточно форм и способов доведения своей позиции до власти предержащих, в России об этом говорить не приходится. Здесь транспортники децентрализованы и реальных способов влиять на власть у них нет.

– В общем, перспектива – хуже не придумаешь?

- Давайте будем реалистами. Прошлый год (до конца сентября) был очень стабильным: в течение года рост потребительской цены на топливо был незначительным. Но в то же время увеличение оптовых цен за три месяца на дизельное топливо составил по Московскому и Северо-Западному регионам 53,8 %. За два календарных месяца, с 1 сентября по 26 октября, цены дизельного топлива на московском оптовом рынке выросли с 14450 до 21800 рублей за тонну. На своём пике двухмесячный рост цен составил 7350 рублей за тонну, или 51 %. Уже тогда начинало складываться сегодняшнее противоречие: ведь розничные цены за это время выросли в среднем всего лишь на 11 %. Таким образом, розничная цена дизельного топлива на конец прошлого года примерно выравнялась с оптовой, причём даже без накладных расходов. Тогда и начала закладываться мина замедленного действия. Отложенный рост розничных цен на топливо на АЗС был замедленно гарантированно предопределён.

На сегодняшний момент хорошая оптовая цена в Санкт-Петербурге – это, подчёркиваю, такая замечательная цена, когда радуешься уже хотя бы тому, что она стоит на месте – это 28800 руб./т, умножаем на 0,84. 24 рубля 20 копеек – это себестоимость топлива на нефтебазе в хорошем опте. Без накладных расходов. Прибавляем к этому 35 копеек за доставку (которая тоже, между прочим, подорожала – 350 – 400 рублей за тонну). А дальше идёт собственно себестоимость АЗС (амортизация, персонал, электричество, налоги и т. д.). Эта цифра у всех заправок разная. Она зависит от выборки на АЗС, от себестоимости самой заправки, но в любом случае эта цифра не может быть меньше рубля с литра (1 рубль с литра обеспечивает её накладные расходы). Потому что (я опять же приведу простую арифметику) средняя заправка прокачивает в день 15 т топлива, умножаем: 15 тыс. рублей она зарабатывает в день; далее умножаем на 30, получается 450 тыс. рублей в месяц. И этих денег обычно хватает на зарплату, амортизацию и налоги. Меньше этой цифры в принципе быть не может. Получается, что себестоимость топлива в Санкт-Петербурге должна составлять 25,60 руб./л.

Теперь посчитаем цену по Москве и Московской области. Здесь разумная оптовая цена сегодня – около 28 тыс. руб./т. При расчёте по той же схеме (28 х 0,84 + 0,35) себестоимость литра дизтоплива получается 23,9 руб./л, а с накладными расходами на АЗС - 24,90 руб./л.

Но по этой цене не продают топливо до сих пор. Брендовые компании держат на заправках цену пока ещё меньше 24 рублей, где-то уже начинают перешагивать через планку в 25 рублей. Очевидно, что держать ситуацию под контролем могут только брендовые компании, у которых есть собственный ресурс. И их прибыль заложена не в рознице, а в тех самых 28,8 рублей за 1 кг – там уже получается 4 – 5 рублей чистой прибыли. Поэтому в розницу они могут себе позволить продавать даже ниже себестоимости (впрочем, не делают этого).

- Выходит, что с момента нашего разговора в конце прошлого года спрогнозированный Вами отсроченный платёж реализовался. А теперь накопился новый отложенный и непременный рост? Вопрос, конечно, покажется Вам наивным, и всё же я задам его: почему это происходит? У нас же нет событий, даже отдалённо напоминающих партизанскую войну в Ираке. Угрозы Вашингтона Ирану тоже никак не могут повлиять на уровень добычи российской нефти. Итак: почему в России цена топлива на АЗС должна быть такой же, как в странах Западной Европы? Ведь уровень жизни и развития экономики в стране пока ещё далеки от европейских стандартов.

- У российских нефтяных компаний есть гарантированный сбыт – это экспорт. Ничем не ограниченный и не лимитированный сбыт, спрос -гигантский, цены - огромные, и можно гнать туда сколько угодно нефтепродуктов в любом виде – хоть в виде нефти, хоть в виде готового топлива. Поэтому у крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) нет никакой заинтресованности в оптовой торговле на внутреннем рынке. Следовательно, отсутствует и полноценные оптовые предложения топлива в России.

 

Экспорт топлива бьёт рекорды

По информации Государственного таможенного комитета РФ, в январе – мае 2008 г. удельный вес топливно-энергетических товаров в товарной структуре российского экспорта в страны дальнего зарубежья составил 72,7 % от всего объёма экспорта в эти страны (в январе – мае 2007 г. – 66,6 %).

В январе – мае 2008 г. по сравнению аналогичным периодом прошлого года среди товаров топливно-энергетического комплекса физические объёмы экспорта в страны дальнего зарубежья нефтепродуктов возросли на 2,9 %.

 

Наименование

товара

 

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

тыс.

т

млн

долл.

тыс.

т

млн

долл.

тыс.

т

млн

долл.

Всего

-

191071,9

-

161829,5

-

29242,4

Нефтепродукты

46 022,3

30 021,4

42926,7

27945,7

3095,6

2075,7

Бензин автомобильный

2 092,2

1 516,5

1298,7

1047,0

793,5

469,5

Дизельное топливо

14 677,4

12 781,1

13531,2

11903,6

1146,2

877,5

Мазут

23 594,1

11 118,0

22951,3

10795,0

642,8

323,0

 

 

Цифры в миллионы тонн добычи и экспорта завораживают наши информационные агентства, но мешают видеть реальный рынок нефтепродуктов. На самом деле внутренний рынок нефтепродуктов выглядит совсем иначе. Основная ликвидность внутреннего рынка сосредоточена на средне- и мелкооптовом сегменте региональных рынков, на партиях в 50 – 200 т. Объём свободного рынка нефтепродуктов сравним с объёмами реализации дизельного топлива нефтяными компаниями через свои сети АЗС или по прямым договорам с крупнейшими потребителями, а порой и превосходит эти объёмы. Именно реальный свободный рынок поставок наиболее чувствителен к изменениям конъюнктуры. Он всегда был и остаётся наилучшим индикатором ситуации на рынке нефтепродуктов. Именно на этом сегменте формируются запасы топлива, здесь происходит их конечная реализация. Это высоколиквидный рынок, на котором в режиме ежедневных операций обслуживается большая часть российского корпоративного сектора и подавляющая часть независимых АЗС.

Структура производства и распределения дизельного топлива в России

 

 

млн т

%

Объём внутреннего рынка дизельного топлива в России, всего

32,4

100

ВИНК

Реализация через собственные сети АЗС

9,72

30

Железнодорожные поставки по прямым договорам с потребителями (включая Минобороны, МЧС, сельхозпроизводителей, а также крупные коммерческие структуры)

5,67

17,5

Реализация дизельного топлива на свободный рынок

17,01

52,5

Свободный рынок (трейдеры)

Независимые АЗС

6,48

20

Железнодорожные поставки потребителям

7,14

22,05

Самовывоз потребителями бензовозами с региональных нефтебаз

0,32

1

Бензовозные поставки конечным корпоративным потребителям

3,06

9,45

 

Но именно реального, свободного, и уж тем более цивилизованного оптового рынка топлива в России нет, да и не было никогда. Недавно я вернулся из Санкт-Петербурга, где беседовал с руководителем «Роснефть Северо-Запад» Александром Долговым, и он подтвердил, что для торговли мелким оптом топливо компаниями практически не выделяется. То есть «Роснефть» даёт топливо только для снабжения собственных заправочных сетей. Да, действительно, собственные сети у «Лукойла», «Роснефти», «Сибнефти» и «ВР» без топлива не сидят.

Итак, резюмируем: нормального оптового рынка топлива в России нет. Потому что: во-первых, топливо на рынок разделено крупными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые отпускают его на внутренний рынок по остаточному принципу; а во-вторых, взаимоотношения непосредственных потребителей топлива с крупными нефтяными компаниями построены через ряд посредников. Невозможно просто прийти в офис «Газпрома» или, допустим, написать письмо на имя г-на Миллера: выделите мне ресурс, я крупный конечный потребитель, потребляю столько-то миллионов литров топлива в месяц. Сказал бы ты это где угодно в мире – за тебя бы схватились, тебя бы обласкали, ещё и специальные условия дали, прикрепили бы персонального менеджера. Это возможно где угодно, но только не в России. У нас - сколько десятков миллионов литров топлива в месяц ни потребляй (а это чудовищно большая цифра) – на твоё письмо даже не ответят. Разумеется, если у тебя нет в компании-монополисте особых отношений или посредников - доверенных посреднических компаний, через которые они отпускают топливо на внутренний «независимый» рынок и которые оказались в числе «допущенных к столу». А большинство российских потребителей оказываются в лучшем случае лишь допущенными к столику возле выхода в туалет.

- С Ваших слов ситуация рисуется тупиковой…

- Не тупиковой, но крайне сложной и малоперспективной в её сегодняшнем виде.

- То есть положительные изменения всё же возможны?

- Теоретически – да. Недавно на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса РФ в Северодвинске глава российского правительства Владимир Путин заявил о необходимости стимулировать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами в России. Он говорил о том, что необходимо довести до ума все ранее принятые решения по развитию и стимулированию биржевой торговли, а также сформировать рынок производных финансовых инструментов, базовым товаром для которых являются нефть и нефтепродукты. При этом В. Путин считает, что на биржевых площадках, возможно, следует размещать и государственные заказы на нефтепродукты. «У нас ведь и Минобороны, и МВД, и Минтранс, и Минсельхоз, и другие ведомства в больших количествах закупают нефть и нефтепродукты по каким-то тендерам. А как они проводятся, мы с вами хорошо знаем (далеко не всегда корректно)», – добавил он, подчеркнув, что самым лучшим инструментом является биржа.

Премьер напомнил, что биржа уже создана, и нужно, чтобы она заработала. Он обратил внимание представителей Минфина на то, что для того, чтобы биржа эффективно заработала, нужно создавать стимулы, чтобы компании шли на биржу. Кроме того, по словам В. Путина, необходимо вместе с производителями проработать возможности продажи остатков нефти и нефтепродуктов на открытых торгах. Именно после того, как выполняются обязательства компаний по поставкам в рамках долгосрочных договоров, экспортных контрактов, стратегический резерв – остатки должны реализовываться рыночным способом. Премьер призвал строить в России новые НПЗ, независимые от нефтяных компаний. По его мнению, они будут работать не на корпоративном сырье, а на сырье, полученном на рыночных принципах.

Если бы направление на создание биржевых отношений было реализовано, и в России, помимо газовой, эффективно заработала бы нефтяная биржа – конечно, это бы изменило ситуацию и рынок стал бы нормально работать. Государство в этом заинтересовано. Потому что именно оно и его подразделения (армия, правоохранительные органы, его коммунальное хозяйство) являются одними из самых крупных конечных потребителей нефтепродуктов.

– Ну, армию-то не обижают, ей-то топливо дают…

- Армия закупает точно так же, как и все остальные. Здесь тоже товарно-денежные отношения - никто никому ничего не даёт. Согласитесь: нелепая была бы ситуация: почему «Лукойл» или «Газпром» должны кому-то что-то предоставлять? Это компании (пусть и со значительным участием государственного капитала), у которых есть акционеры, хозяева. Они ничего не дают - они продают. И это нормально. В наших условиях энергоносители – это чрезвычайно взяткоёмкий сектор. И хотя все эти унитарные коммунальные предприятия, армейские соединения обязывают осуществлять закупки через тендеры – сегодня эта задача нереальная и бесперспективная.

Зайдёшь в Интернет – пожалуйста, там полно объявлений о том, что такое-то унитарное госпредприятие объявляет тендер на закупку нефтепродуктов на регулярной или разовой основе. Но когда рынка нет – нельзя даже им в вину поставить, почему они купили топливо не по 28 рублей за килограмм в опте, а по 32. С одной стороны, очевидно: речь идёт о 3 – 3,5 рублях «отката». Но с другой – у таких покупателей всегда готов очень простой ответ: не было по 28 – и всё тут! В итоге в вину никому не поставишь. Когда есть биржа, и на ней есть свободное обращение товара, сама вероятность подобного рода «откатных» схем стремится к нулю.

Нефтепродукты являются классическим биржевым товаром. Есть товары, которые могут торговаться на бирже, а есть те, которые не могут. Условно говоря, одежда из бутика не может торговаться на бирже, она не обладает целым рядом признаков – унификацией и т. д. и т. п. Нефтепродукты – классический биржевой товар, а у нас из этого сектора рынка есть только Санкт-Петербургская нефтяная биржа, но она находится в полуобморочном, зачаточном состоянии, работает очень условно – какое-то шевеление на ней есть, но ориентироваться на неё не приходится. Вот если будет цивилизованная биржа – тогда, конечно, ситуация может измениться. Но есть огромное количество людей, которых устраивает нынешнее положение дел. В нефтяных компаниях работают топ-менеджеры. Через свои частные компании они «откидывают» свободные фонды на рынок тем, кто допущен к «столу», а уже те, в свою очередь, кидают их тем, кто допущен к «столикам».

- Михаил Павлович, но ведь совсем не факт, что с появлением эффективно работающей нефтяной биржи цена на топливо для конечного потребителя станет ниже. Она будет более предсказуемой, но вряд ли более низкой. Что и когда у нас дешевело?..

- Существует два вида сбытовых розничных сетей (речь идёт об автомобильных заправочных станциях (АЗС): сети нефтедобывающих компаний существующие и так называемые независимые сети АЗС, которые не являются добывающими и которые как раз должны перекупать топливо. Когда у них нет этого свободного рынка нефтепродуктов, они брендовым компаниям - вообще не конкуренты, и крупные нефтедобывающие брендовые компании могут не оглядываться ни на каких там независимых заправщиков – особенно в тех регионах, где они вообще являются монополистами. Традиционно в некоторых регионах закрепились своего рода региональные топливные монополисты. Например, в Челябинской области одна из крупнейших – «Лукойл», в Башкирии – «Башнефтепродукт», в Белгороде – опять же «Лукойл» и т. д. Эти «монстры» в регионах что хотят, то и делают – кто там с ними будет конкурировать? Они могли бы уже сейчас совершенно спокойно поставить цену на столбе хоть 27 рублей – и никто бы им конкуренцию не составил, никто бы рядом не стал продавать, например, по 25 рублей. И в этом случае все независимые заправщики тут же поставили бы у себя на столбе такую же цену – 27 рублей или на 20 копеек ниже. Почему крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании сегодня ещё не ставят цену 26, 27 руб./л? Они просто это делают с некоторой оглядкой на государство. А планово они цену повышают. И на российском рынке источник повышения – это и есть брендовые компании. Из-за того, что им никто не создаёт конкуренцию, они потихонечку, не привлекая особого внимания повысили цену и в опте, и в рознице за последние восемь месяцев больше чем на 35 %. Ведь лихорадить рынок начало не сегодня. Начало, как я уже говорил, с дефицитом где-то в сентябре –  октябре, и планово, потихонечку довели цену до её сегодняшнего уровня.

 

Средние розничные цены дизельного топлива в регионах России по состоянию на 3 октября 2007 г., 4 апреля, 18 мая и 25 июня 2008 г. (руб./л)

Регион

Средняя цена за наличный расчёт 3 октября 2007 г.

Средняя цена за наличный расчёт 4 апреля 2008 г.

Средняя цена за наличный расчёт 18 мая 2008 г.

Средняя цена за наличный расчёт на 25 июня 2008 г.

Разница в цене

3 октября 2007 г./25 июня 2008 г.

Архангельская обл.

17,10

21,7

22,9

26,5

+9,4

Астраханская обл.

16,40

18

20,7

23,0

+6,6

Брянская обл.

16,18

20,5

21,0

23,4

+6,6

Башкортостан

17,44

22

22

24,3

+6,86

Белгородская обл.

16,70

19,5

20,6

24,5

+7,8

Бурятия

19,50

23

25,2

27,9

+8,4

Воронежская обл.

16,85

21

21,8

24,8

+7,95

Владимирская обл.

18,09

21,8

23,1

25,3

+7,21

Вологодская обл.

17,56

22

23,5

24,3

+6,74

Волгоградская обл.

16,00

20,2

21,2

24,9

+8,9

Ивановская обл.

17,50

21,8

23,1

25,9

+8,4

Иркутская обл.

18,61

24

26,5

27,4

+8,79

Курганская обл.

17,18

21,5

22,5

24,4

+7,22

Карелия

18,26

22,5

23,3

25,9

+7,64

Кемеровская обл.

17,12

19,9

21

23,0

+5,8

Калужская обл.

16,79

20

21,2

24,3

+7,51

Кировская обл.

17,90

21,5

22,9

25,0

+7,1

Калининградская обл.

17,95

22,6

23,7

26,9

+8,95

Краснодарский край

15,38

20,3

20,9

23,8

+8,42

Красноярский край

16,83

21,25

22,85

25,0

+8,17

Ленинградская обл.

16,61

21,5

23,3

25,2

+8,59

Липецкая обл.

15,90

19,6

20,7

24,4

+8,5

Москва и Московская обл.

17,05

20,6

22,0

24,5

+7,45

Мурманская обл.

19,35

24,9

25,7

26,5

+7,15

Новгородская обл.

17,67

21,3

23,25

26,2

+8,53

Нижегородская обл.

17,89

21,5

22,9

23,1

+5,21

Новосибирская обл.

17,40

21,5

22,5

24,2

+6,8

Омская обл.

16,08

23,2

23,5

25,5

+9,42

Оренбургская обл.

16,10

21,5

22,3

23,5

+7,4

Орловская обл.

19,4

22

23,1

25,9

+6,5

Пензенская обл.

16,60

20,9

22

24,1

+7,5

Пермская обл.

17,50

21,3

22,6

24,2

+6,7

Псковская обл.

16,69

22

23,1

26,1

+9,41

Ростовская обл.

16,05

19,5

21

24,1

+8,05

Рязанская обл.

14,32

20,8

22

24,7

+10,38

Самарская обл.

17,00

21,3

22,7

24,4

+7,4

Саратовская обл.

16,40

20,03

21,2

24,5

+8,1

Свердловская обл.

17,47

21

22,3

24,4

+6,93

Смоленская обл.

16,18

21

22,5

23,7

+6,9

Тамбовская обл.

16,08

19,3

21,9

23,1

+7,02

Татарстан

16,84

21

22,6

24,5

+7,66

Тверская обл.

16,46

20,2

21,3

24,2

+7,74

Тульская обл.

16,74

20,5

22,1

24,6

+7,86

Ульяновская обл.

17,32

20

22

24,5

+7,18

Удмуртия

17,23

22,2

23,3

25,0

+7,77

Тюменская обл.

18,67

21,5

23,3

24,7

+6,03

Ханты-Мансийск

18,33

24,5

25,4

27.2

+8,87

Челябинская обл.

17,53

22,1

23,5

24,4

+6,87

Читинская обл.

20,00

24,5

25,6

29,5

+9,5

Чувашия

18,62

21,5

22,9

24,5

+5,88

Ярославская обл.

16,73

21,5

22,9

24,6

+7,87

 

- Причём цены поднимали все компании дружно и синхронно, и корпоративного сговора нет, и Федеральная антимонопольная служба замучается что-то доказывать…

- Совершенно верно. Никакой сговор никто доказать не сможет (хотя он и очевиден). Да, это, наверное, и не главное. Давайте разберёмся по сути. В чём заключается задача государства? Это относится не только к топливному рынку, но и к экономике вообще. Государство должно провоцировать конкуренцию, создавать её. Как только есть конкуренция - цены падают. Это совершенно очевидно. Но наше государство сегодня вообще ничего не делает для того, чтобы создавать конкуренцию на топливном рынке. Наоборот – идёт постоянная целенаправленная монополизация этого рынка, всё большее количество сбытовых сетей исчезает, поглощается «Лукойлом», «Роснефтью», «Сибнефтью» и т. д.

- Да, но президент страны Дмитрий Медведев позиционирует себя рыночником.

- Сейчас рано о чём-то говорить: прошёл очень короткий период с начала его деятельности на этом посту. А цыплят, как говорится, по осени считают. И всё же - никаких макроэкономических действий в стране пока замечено не было. Можно говорить о том, что начинается борьба с коррупцией, что президент проявил себя на международной арене, но в экономике заметных действий пока не было. 

И даже непонятно, что будет происходить. Наоборот – сложившаяся к сегодняшнему дню ситуация с топливом, о которой кричат все без исключения средства массовой информации, показывает полное и абсолютное бездействие власти.

- Значит государству эта ситуация выгодна?

- Государство на экспорте топлива получает совершенно чудовищные доходы. Но с внутреннего роста цен оно мало что имеет.

- Собственно говоря, выгодополучатель только один – нефтяные монополисты. А между тем собственные производители товаров и услуг потихоньку разоряются.

- Опасность сложившейся ситуации не только в этом, но и в том, что в любой момент могут начать действовать макроэкономические процессы, когда выйдет из-под контроля инфляция, с топливом можно заиграться – и доиграться. Мы всё время говорили о дизельном топливе. Но стоит особенно подчеркнуть, что сейчас подписываются контракты на закупку топочного мазута, нефтепродуктов для ТЭЦ – там рост цен впечатляет не меньше.

В западноевропейских странах сохранились рычаги влияния на властные структуры – те же независимые средства массовой информации, профсоюзы, другие профессиональные объединения действуют, устраивают забастовки, массовые акции протеста. У нас тоже есть попытки создать профессиональные объединения. Меня пригласили принять участие во встрече на Международном Автотранспортном Форуме (МАФ), которая посвящена саморегулируемым объединениям в автотранспортной отрасли. Планируется, что на этой встрече будет присутствовать заместитель министра науки и промышленности, руководители двух палат Госдумы, так что собрание будет представительной.

Саморегурируемые предприятия и объединения уже существуют. В том числе компания «Инфорком» работает с саморегулируемым объединением автоперевозчиков «Белогорье» в Белогорской области, с некоммерческим партнёрством «Поволжье», Межрегиональным транспортным союзом водителей-профессионалов, Саморегулируемой ассоциацией автоперевозчиков, с некоторыми другими организациями. И эффективность в них есть. Потому что, например, приходит в «Инфорком» то же «Белогорье» и говорит – вот если мы придём всем объединением, получим ли мы дополнительную скидку? Конечно, получат. И мы даём им дополнительные преференции. Приходят другие объединения – мы заинтересованно к ним относимся. Но они же могут выступить и зачинателем каких-то действий в борьбе за нормальный цивилизованный рынок энергоносителей.

- Так всё же: каков Ваш прогноз на розничные цены дизельного топлива?

- Попробуем решить эту задачу, как в школьном учебнике по физике. Зная ускорение, вектор и время, можно понимать, где мы будем. Сейчас у нас есть статистика: за прошедшие восемь месяцев цена на дизтопливо выросла по разным регионам в среднем на 40 – 45 %. Зная статистику и видя этот вектор, у нас нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время этот процесс закончится. Как раз наоборот – есть основания говорить, что брендовые нефтедобывающие компании с большим удовольствием будут продолжать повышать цены. Рано или поздно он произойдёт кризис, крупная забастовка или ещё что-то в этом роде. И тогда они пообещают в очередной раз заморозить цены, положа руку на сердце, поклянутся, что больше цены расти не будут. И заморозят их - на максимальной отметке. Дальше – оптовые цены откатятся назад, и все трейдеры будут жить припеваючи, зарабатывая на литре дизельного топлива по 6 рублей маржи, как это было четыре-пять лет назад.

- Если не появится, биржи?

- Ну да – если государство наконец-то не вмешается в процесс.

- А с чего ему вдруг вмешиваться – что ему плохо, что ли? Помните кота из известного мультика про попугая Гошу: «Таити, Таити… Нас и здесь неплохо кормят…».

- Я бы даже не ставил так вопрос. Давайте исходить из другого. По тому же вектору оглянемся назад: если государство на протяжении восьми месяцев бездействовало, то у нас нет никаких оснований предполагать, что оно вдруг встрепенётся, проснётся, очнётся и начнёт действовать. Из амбициозных задач в области экономики пока прозвучала поддержка малого бизнеса. От цен на топливо реально гибнут и малый, и большой бизнес, и потребители конечной продукции. Отнесут ли власти топливо к сфере интереса малого бизнеса? Маловероятно. Хотя перевозочный бизнес традиционно является в нашей стране в подавляющем большинстве малым и средним. И ещё долго будет таковым.

- Так Вы ничего оптимистичного и не напрогнозировали…

- Уж извините. Как говорится, чем богаты…

 

Когда верстался номер

Когда номер журнала уже был готов к печати, мы созвонились с Михаилов Павловичем, чтобы уточнить текущую ситуацию на российском топливном рынке:

- Михаил Павлович, ничего не изменилось?

- Отчего же? Очень даже изменилось. Буквально сегодня утром оптовые цены на дизельное топливо в Москве опустились до отметки 27,2 тыс. руб./т. В пересчёте на литр отпускная цена снизилась с недавних 23,9 до 22,85 руб./л. Вы сами видите алгоритм действий крупных топливных компаний: достигнув известного максимума в оптовой цене, они услышали резкий окрик премьер-министра страны Владимира Путина на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса РФ в Северодвинске 12 июля, и опт тут же начал откатываться в цене назад.

- Быть может стоит надеяться на то, что розничная цена тоже опустится?

- А вот на это рассчитывать не стоит. Действительно высокий уровень оптовых цен загнал цены АЗС на совершенно необоснованный и неразумный уровень. Если три дня назад на московских АЗС крупных брэндов цена литра дизтоплива в основном не превышала 25 рублей, то сегодня я ехал по дороге и своими глазами наблюдал: нижний предел - 25,20 руб/л, а верхний – 26 руб/л. Опускать их никто не будет по той простой причине, что вся эта восьмимесячная гонка цен только с той целью и затевалась. Чтобы брендовые топливные компании имели свои шесть рублей маржи с литра дизельного топлива. Так что не тешьте себя надеждой…