Логистика "Российская логистика: угонимся ли за рынком?"


Транспортно-логистическая система Московского региона

Светлана ДОМНИНА, к. т. н.,
Председатель Совета Гильдии логистических операторов Московской Торгово-промышленной палаты



Логистика сегодня – это высокотехнологичный вид деятельности, требующий новейшей техники (транспортные средства, погрузочно-разгрузочное и складское оборудование), использования информационных технологий для управления цепями поставок и координации работы отдельных участников процесса, проектирования логистических систем потребителей.
Любое производство, торговля (оптовая или розничная) не могут существовать без логистики. От того, как организована эта деятельность, во многом зависит конечная цена товара, что крайне важно для потребителя. Учитывая, что затраты на логистику достигают 25 – 30 % в цене товара, вопросы оптимизации логистических процессов являются крайне актуальными.
Соответствуют ли логистические услуги современным требованиям?
К сожалению, приходится констатировать, что логистические операторы не обеспечивают потребности рынка. Производители сами занимаются транспортировкой своей продукции, торговые компании - таможенным оформлением и хранением своих товаров.
Не в этом ли заключается главная проблема нерационального распределения товаров и использования транспортных средств? Ведь все они занимаются несвойственным видом деятельности. Мне понравилось образное сравнение профессора Стокгольмской школы экономики Кьелла Нордстрома, который сказал: «Вы все еще занимаетесь тем, что другие умеют делать лучше? Тогда вы – труп! Ваша мумия будет долго служить пособием в бизнес-школах.». Но это может быть справедливым только в том случае, если профессионалы предлагают услуги требуемого качества.
Разрозненность сегментов рынка логистических услуг препятствует развитию востребованных на рынке услуг по управлению цепями поставок. Стихийное строительство складов в Москве и Московской области в последние годы практически исчерпало резервы дальнейшего развития.
Сегодня можно констатировать, что Москва и Московская область, сделав шаг от стихийно развивающегося рынка, уверенно идут к созданию эффективной транспортно-логистической системы. Этому во многом способствовали разработанные и принятые в 2006 г. программы для Москвы и Московской области: “ Городская целевая Программа реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на 2007 – 2009 годы” и “Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2006 – 2010 годах».
Господствовавший тезис о том, что рынок наилучшим образом сам всё расставит по своим местам, показал свою несостоятельность в сфере логистического обслуживания мегаполиса. В частности, развитие грузового автотранспортного рынка по экстенсивному пути привело к перегрузке инфраструктуры Московского региона, увеличению времени доставки, росту транспортных расходов. Так, например, численность только грузовых автомобилей в городе возросла в три раза – с 80 тыс. единиц в начале 90-х годов до 245 тыс. в настоящее время. При этом количественное наращивание транспортного потенциала не сопровождается адекватными процессами качественных преобразований и повышением эффективности перевозок.
Аналогичные процессы можно видеть и в сфере складского бизнеса, включая склады временного хранения (СВХ). Большегрузные автомобили, выполняющие международные автомобильные перевозки, проходят таможенное оформление на СВХ в Москве для того, чтобы затем отправиться на разгрузку в Московскую область или другие регионы России. Таких машин насчитывается более 2 млн в год.
С точки зрения спроса и предложения на услуги логистики, а также состояния инфраструктуры Москва и Московская область имеют существенные отличия, но их объединяет устойчивый рост спроса на логистические услуги, который оценивается в 20 – 30 % ежегодно.
К проблемам города можно отнести: тяжелейшую дорожную и экологическую ситуацию, высокие затраты на аренду складских и офисных помещений, высокий уровень заработной платы. Всё это приводит к высокой стоимости услуг по хранению, обработке, транспортировке, а следовательно – негативно отражается на цене товара. Строительство транспортных развязок уже не даёт выхода из кризисной ситуации. Московская программа направлена прежде всего на повышение качества и эффективности использования имеющихся ресурсов. Предусматривается создание городской системы транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Такие центры должны быть созданы во всех административных округах российской столицы, прорабатывается размещение ТЛЦ на базе действующих автотранспортных предприятий системы “Мосавтотрас”. ТЛЦ должны стать местом притяжения индивидуальных владельцев грузового транспорта, которые сегодня кочуют по городу в поисках груза, стоянок или ремонта.
Вот некоторые услуги, которые будут предоставлять ТЛЦ:
– информация о наличии грузов и потребности в перевозках;
– оптимизация перевозок и снижение транспортных издержек;
– информационная поддержка;
– размещение экспедиторских и логистических фирм:
– приобретение автомобилей в лизинг или аренду;
– предоставление свободных площадей для экспедиторских и транспортных компаний;
– услуги по парковке грузовых автомобилей на многоярусных стоянках;
– техническое обслуживание транспортных средств и др.
Другое направление деятельности ТЛЦ – сокращение численности и обновление подвижного состава. Программа предусматривает приобретение и использование современного подвижного состава на условиях лизинга, аренды и других механизмов.
Какие же результаты можно ожидать от реализации программы? Во-первых, ежегодное сокращение числа грузовых автомобилей. Так к 2009 г. количество автомобилей должно сократиться на 40,9 тыс. единиц. Как следствие, ожидается уменьшение количества ДТП с участием грузовых автомобилей (на 111 единиц в год) и снижение экологического ущерба на 363 млн рублей.
Во-вторых, снижение транспортных издержек грузовладельцев на 7,7 млрд рублей, в том числе за счёт передачи на аутсорсинг функций по логистике профессиональным логистическим компаниям.
В-третьих, прирост налоговых поступлений в бюджет на 32,2 млрд рублей, в том числе за счёт легализации перевозочного бизнеса и создания равных условий на рынке транспортных услуг.
Для получения намеченных результатов предполагается создать оптимальную систему грузообразования, грузодвижения, включая размещение объектов.
Другой подход к развитию транспортно-логистической системы характерен для Московской области. Это и понятно, ведь Московская область имеет свободные земельные участки, которые могут быть использованы для создания логистической системы, наличие специалистов. Но самое главное - это спрос на логистические услуги , который делает Московскую область очень привлекательной для развития логистики.
Во-первых, это связано с высокими темпами экономического роста. По макроэкономическим показателям Московская область занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации. Московская область обеспечивает высокие темпы роста и потребительского рынка. По объему розничного товарооборота область занимает второе место в России, уступая только Москве.
Как следствие, в Московской области бурными темпами строятся логистические объекты. Появляется всё больше профессиональных логистических операторов. Однако процесс стихийной застройки складскими комплексами может привести к повторению московской ситуации. Уже сегодня дорожная инфраструктура области перегружена, прежде всего за счёт транзитного грузопотока. Так, по дорогам области транзитом только автомобильным транспортом перевозится более 35 млн т экспортно-импортных грузов, а к 2010 г. транзитный поток может возрасти до 60 – 65 млн т. В связи с этим в Транспортной стратегии России определено, что в период 2010 – 2025 гг. необходимо переориентировать грузопотоки и направить их в обход Центрального Федерального округа. В реализации поставленной задачи главная роль отводится Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). Новая кольцевая дорога протяжённостью около 500 км будет сформирована из двух бетонок – московских малого и большого колец (А107 и А108). Магистраль обогнёт Звенигород, Ногинск, Электросталь, Бронницы и Голицыно. Стоит подчеркнуть, что маршрут окончательно не определён.
Модель дороги делится на неравнозначные участки. На трассе предполагают организовать 31 развязку со всеми крупными радиальными магистралями и 180 искусственными сооружениями. Магистраль, имеющая от четырёх до восьми полос в обоих направлениях и освещённая на всём протяжении, частично будет скоростной, разрешённая скорость – до 150 км/ч. Кроме того, здесь построят разделительный барьер, как на МКАДе.
Одна из задач ЦКАД – сделать структуру грузораспределения в Московском регионе более рациональной за счёт развития поперечных линий транспортного сообщения и перехвата большегрузных машин на дальних подъездах к городу с последующей пересортировкой перевозимых грузов и отправкой их по адресам мелкими партиями. Поэтому строительство ЦКАДа в конечном итоге благоприятно скажется и на российской столице – уличная сеть мегаполиса и радиальные выходы из него станут свободнее от большегрузных и транзитных автомобилей. За счёт того, что транспортные и таможенные объекты, обслуживающие город (равно как и вредные производства), вынесут на периметр ЦКАДа, высвободится большое число дорогостоящих площадок и улучшится экологическая обстановка в Москве. Кроме того, новая магистраль позволит нарастить потенциал и транзитную привлекательность международных транспортных коридоров (МТК) № 2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород) и № 9 (Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – юго-восточная Европа). А также МТК Север – Юг и перспективного коридора Хельсинки — Нижний Новгород, проходящих через территорию Московской области. В сеть МТК интегрируют современную логистическую инфраструктуру. В рамках большого логистического кольца возведут около 3 млн м² складских площадей категорий А и Б, в том числе четыре крупных центра федерального значения.

На что направлена программа Московской области

Московская область должна стать крупнейшим логистическим узлом европейской части России, интегрированным в международную систему товародвижения.
Рассматриваемые программы сделаны добротно, им предшествовала большая работа, но имеют, на мой взгляд, один серьёзный недостаток – отсутствие координации приводит к серьёзным потерям в цепи поставок.
Объединение усилий позволит эффективнее и с меньшими затратами реализовать поставленные задачи.
Гильдия логистических операторов Московской Торгово-промышленной палаты объединяет в своих рядах транспортные, экспедиторские компании, складских операторов, таможенных брокеров не только Москвы, Московской области, но и других регионов России – Смоленск, Екатеринбург и др. Работая вместе, компании разрабатывают и реализуют совместные проекты, которые в одиночку выполнить не смогли бы. Для бизнеса нет границ, так же, как и для логистики. Мировая практика идёт по пути облегчения товародвижения, которое возможно только при создании эффективных товаропроводящих путей. Тем более необходимо преодолеть искусственные барьеры Москвы и Московской области.