Международные перевозки "Киев: блокада снята, «кирпич» остался, все довольны…"


Светлана АЛЕКСЕЕВА

Фото Олега ДОЛИЧА

 

Восьмого июля текущего года украинские дальнобойщики провели обещанную акцию протеста. По разным источникам, от пятисот до тысячи водителей-дальнобойщиков прорвались к стенам Киевской городской государственной администрации. Пикет начался в 7.00. В руках у бастующих были флаги АсМАП, Украины, а также плакаты с требованиями, среди которых: «Украина транзитное государство, а не княжество Черновецкого», «Хватит экспериментов над украинскими перевозчиками», «Требуем снизить цены на топливо». В то же время магистральные автопоезда специально не блокировали въезд в Киев - они просто выстроились на обочинах дорог вокруг украинской столицы. На подходах к городу стояло, по разным данным, от 3 до 5 тыс. грузовиков.

 

Почему «закрыли» город?

Основная масса пикетчиков приехала в Киев для того чтобы добиться от Киевской городской государственной администрации (КГГА) отмены распоряжения № 772 от 29.05.2008 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) от 11.03.2008 № 323», в соответствии с которым с 01.06.08 въезд грузового транспорта общим весом свыше 4,5 т в пределы города запрещён с 07.00 до 20.00. Однако запрет остался в силе, а довольные пикетчики разъехались по домам.

Согласно заявлению, сделанному 9 июля 2008 г. на брифинге в Кабинете министров Украины руководством АсМАП, автоперевозчики Украины довольны решениями Кабинета министров.

Пикеты сняты, дороги разблокированы. Но у читателя, надо полагать, возникли некоторые вопросы. Поэтому попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Итак, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины подала заявку в Киевскую городскую государственную администрацию на проведение 8 июля акции протеста. По иску Киевгорадминистрации Окружной Административный Суд Киева запретил АсМАП проведение акции протеста в центре Киева. Тем не менее, она состоялась. Правоохранительные органы не препятствовали пикетчикам, однако наряды милиции в зоне митинга были усилены.

Главное требование перевозчиков – отменить действующий с 1 июня запрет на въезд в столицу Украины с 7.00 до 20.00 часов грузовиков общей массой свыше 4,5 т.

По мнению киевских властей, временное ограничение передвижения нескольких десятков тысяч фур, ежедневно въезжающих в украинскую столицу, должно улучшить уровень прохождения транспорта по киевским дорогам на 25 – 30 %. Это в определённой степени решило проблему перегруженности транспортом дорог Киева, но осложнило жизнь перевозчиков: вокруг украинской столицы нет полноценной кольцевой дороги, и потому запрет означает фактическое прекращение в дневное время куда более ощутимых перевозок в трансъукраинском сообщении. Немаловажно и то, что некоторые таможенные терминалы находятся в городской черте Киева. Неизбежно возникает вопрос: когда и каким образом сможет транспорт, осуществляющий международные перевозки грузов, доставить их к месту таможенной очистки?

– Нужно принять во внимание и то, что Верховная Рада ратифицировала соглашение ЕСТР о рабочем времени и отдыхе водителей, - отметил замминистра транспорта и связи Украины Леонид Сергиенко. - У нас на объездных дорогах нет мест для отдыха водителей, поэтому, вынуждая перевозчиков ехать исключительно объездными путями, мы будем нарушать законодательство... Реализация этого решения сейчас повлечёт к таким «пробкам» на подходах к столице, что город просто будет парализован.

Мы понимаем, что в Киеве есть реальная проблема с заторами - и её следует решать. Однако такие решения, как это, должны согласовываться, чтобы не повлечь ещё большее социальное напряжение. В таком контексте вряд ли являются странными сообщения перевозчиков о проведении забастовок», - подчеркнул Л. Сергиенко, добавив, что транспортное ведомство направило соответствующие письма в КГГА и МВД.

Ранее министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский заявил, что решение об ограничении въезда крупногабаритного грузового транспорта в Киев в дневное время является преждевременным, непродуманным и неправильным.

Первоначально это решение должно было вступить в силу с 1 мая нынешнего года. Но буря словесных баталий оттянула время «Ч» до 1 июня 2008 г.

В итоге действия запрета к середине июня пять районов Киевской области (Обуховский, Киево-Святошинский, Броварский, Вышгородский и Бориспольский), граничащих с Киевом, превратились в огромный отстойник для тысяч грузовиков. Практически все подъезды к городу забиты многотонными машинами, припаркованными по обочинам трасс. По данным Киевской областной государственной администрации, 25 июня, автопоезда стояли вокруг Киева в радиусе 50 км. В области объясняют, что предоставленные руководством региона 436 мест для отстоя транзитного транспорта вполне могут вместить всех дальнобойщиков, однако водители предпочитают парковать свои грузовики просто на дорогах, дабы не оплачивать услуги официальных стоянок. Региональное руководство обратилось к столичной мэрии с просьбой решить вопрос о строительстве в Киеве собственных баз по отстою машин и при помощи ГАИ отправлять транзитчиков на их территорию. Но городские власти ответили, что пока не имеют такой возможности, и лишь направили в Киевскую раду прошение о выделении земельных участков для строительства автомобильных терминалов на въездах в украинскую столицу.

В АсМАП считают, что это – не выход из положения: отстойники для автомобилей должны строиться не под Киевом, а вдоль автомобильных трасс. Об этом сообщил вице-президент АсМАП Леонид Докиль. По его мнению, строительство стоянок на расстоянии 25 – 30 км вдоль трасс отвечает международному опыту, а решение киевских властей о запрете въезда на территорию Киева грузовых автомашин с 7.00 до 20.00 может привести к нехватке продуктов в магазинах. Кроме того, запрет на въезд в дневное время в Киев нарушает работу международных автоперевозчиков, поскольку таможенные склады работают в то время, когда они ожидают разрешения въезда в Киев, а после 20.00 – не работают.

 

«Вы пришли не по тому адресу…»

Комментируя требования пикетчиков, блокировавших здание КГГА, Киевский городской председатель Леонид Черновецкий заявил на пресс-конференции, что забастовщики, которые протестуют против запрета въезда грузовых автомобилей в Киев с 07.00 до 20.00, пришли не по адресу.

– Сегодня основная проблема, которую заостряют эти люди, находящиеся возле Киевсовета, не касается нас. В основном это относится к инфляции и повышению цен на бензин и солярку, которая достигла уже 7 гривень за литр, - сказал Л. Черновецкий, добавив, что это уже проблема Кабинета Министров Украины. Л. Черновецкий подчеркнул: «Там нам рассказывают сказки, что к этому имеет какое-то отношение киевская городская власть».

Мэр сказал, что акция протеста мешает работе общественного транспорта. Кроме того, он отметил полезность распоряжения КГГА о запрете въезда на территорию Киева крупногабаритных грузовых автомобилей до 22.00. Это решение, по его словам, улучшает экологическую ситуацию в Киеве.

– Мы будем последовательны и не пойдём ни на какие уступки в части въезда в город грузового транспорта. Во-первых, мы им дали окно, т. е. есть график, по которому совершенно очевидно, когда их больше в городе Киеве, когда их меньше, - отметил Л. Черновецкий, а также добавил, что киевская городская власть будет продолжать бороться за здоровье киевлян.

Л. Черновецкий заявил, что не позволит автоперевозчикам использовать методы шантажа и давления, направленные против интересов и здоровья миллионов киевлян:

– Мы ограничили с 1 июня проезд большегрузных автомобилей по улицам Киева для того чтобы снизить количество заторов и уменьшить аварийность на дорогах столицы. И уже за месяц имеем заметные результаты – количество ДТП при участии грузовиков снизилось на 15 %. Сотни тысяч киевлян, опоздав на работу из-за ограниченного проезда общественного транспорта, предопределённого митингом автоперевозчиков, будут свидетелями того, как транзитные перевозчики, которые приехали из других городов, пытаются методом шантажа заставить киевскую власть уступить интересам киевлян, – отметил Л. Черновецкий.

– Киев, как и любой мегаполис, страдает от выхлопных газов. А это не просто негативное влияние на экологию города, а ещё и нанесение вреда здоровью миллионов киевлян. И когда ежедневно по улицам столицы проезжает около 12 – 13 тыс. огромных машин, то этими газами дышат не владельцы компаний-автоперевозчиков, а мы с вами», – подчеркнул Киевский городской председатель.

Мэр украинской столицы отметил, что в ходе внедрения ограничения проезда транзитных большегрузных автомобилей столичная власть приняла меры в пределах своей компетенции и исключительно в рамках закона.

– Правительство заигралось в политику, что мешает сегодня решать пакет стратегических вопросов, которые могут повлиять на улучшение жизни рядового киевлянина. Уже несколько лет идёт дискуссия о необходимости строительства кольцевой дороги вокруг Киева, по которой в обход столицы можно было бы направить транзитные транспортные потоки. Однако разговоры о её необходимости не подкрепляются финансированием из государственного бюджета, хотя это строительство находится в компетенции государства. И когда премьер-министр Украины Юлия Тимошенко обещает золотые горы автоперевозчикам, меньше всего она думает об интересах и здоровье миллионов киевлян, – заявил Л. Черновецкий.

О законности и обоснованности решения об ограничении въезда грузовиков в Киев скадал и первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Денис Басс. Чиновник подчеркнул, что КГГА вправе вводить правила проезда автотранспорта по территории города. «Если недовольные перевозчики обратятся в суд, то при рассмотрении этого вопроса КГГА будет защищать не свои интересы, а интересы 5 млн киевлян, которые каждый день простаивали в автомобильных заторах, созданных грузовым транспортом», - отметил он. Д. Басс также подчеркнул, что, вводя ограничение въезда грузовиков, руководство города учитывало европейской опыт, ведь подобные ограничения действуют в Риме, Варшаве, Берлине и других больших европейских городах, и там не возникает проблем с международными перевозками: «Мы создали специальные терминалы для отстоя транспорта, которые заполнены лишь на 10 %. Однако водители грузовиков отдают предпочтение парковке на въездах к городу». Значительно улучшить ситуацию с грузовым транспортом поможет строительство Большой кольцевой дороги. Первый заместитель председателя КГГА подчеркнул, что ускорение решения этого вопроса и финансирование строительства зависит от Кабинета министров Украины и Киевской областной государственной администрации.

 

Ничего не изменилось, но все довольны

В общем, пикет у здания КГГА закончился ничем. При этом перевозчики довольны действиями Кабмина.

– Сегодня мы можем сказать, что имеем беспрецедентный случай, когда в течение недели мы нашли взаимопонимание с правительством. Мы приняли конкретные решения, из наших 13 требований правительство выполнило 11, - говорилось в заявлении руководства АсМАП Украины на брифинге 9 июля. В первую очередь, таможня и Минтранс учли требования относительно перехода к европейским стандартам таможенного досмотра соответствующих грузов в портах. При этом, по словам руководителей АСМАП, на данный момент Кабмин ещё не выполнил требование перевозчиков ввести нулевую ставку на подвижной состав. Перевозчики сняли все пикеты, подписан совместный указ Министерства транспорта и связи и Таможенной службы, который удовлетворил бастующий комитет.

Среди основных требований к правительству - делегирование АсМАП полномочий на распределение разрешений на международные перевозки, обеспечение выполнения условия с ЕС об упрощённом оформлении виз. Также перевозчики требовали отмены решения Гостаможслужбы о внедрении вексельной формы расчётов при оформлении автомобилей, привести к европейским нормам порядок прохождения в пунктах пропуска через границу, вернуться к нулевой ставке налогообложения перевозок по Украине, установить нулевую ставку на ввоз новых тягачей, грузовых автомобилей и полуприцепов, решить вопрос с ростом цен на топливо и т. п.

Одним словом, похоже на то, что решение КГГА стало лишь поводом для выхода накопившегося недовольства сложившейся в отрасли экономической ситуацией. Выпустив излишки пара, украинские перевозчики разъехались. Надолго ли? Ведь «кирпич» на въезде в Киев никуда не делся…

И ни киевские власти, ни власти области не в состоянии решить проблему в корне. А она заключается в том, что мегаполисы на территории бывшего СССР развиваются, руководствуясь давно устаревшей внутренней логикой – своеобразной логикой централизма. А именно: эпицентрами развития экономики и денежных потоков привычно остаются административные столицы нынешних суверенных государств. А вместе с денежными потоками в них концентрируются товарно-транспортные потоки. В то же время в транспортно-логистической работе о современных технологиях организации доставки грузов можно только послушать в докладах продвинутых теоретиков. В крупных западноевропейских, американских и австралийских городах этот принцип очень прост: большегрузные магистральные автопоезда должны возить грузы лишь от терминала до терминала, которые расположены за пределами городской черты. Кстати, именно поэтому на дорогах той же Австралии можно увидеть четырёх- и пятизвенные автопоезда: они едут только по прямой, у них нет нужды в мелком маневрировании, и благодаря этому экономическая эффективность транспортной работы несопоставима с нашей. А дальше должна делать своё дело коммерческая развозная техника.

Увы, всё это у нас пока в теории. Мозговой центр автомобильного транспорта – транспортная логистика – у нас пока ещё работает отдельно от транспорта.

А бурное развитие постсоветских мегаполисов – это уже не теория. Это – жизнь…

 

КСТАТИ

Невольно напрашиваются параллели. В частности, проблема пробок в российской столице стоит, пожалуй, ещё острее, чем в украинской. Выступая на совещании по развитию автотрассы М-5 «Урал» (Москва – Челябинск), российский вице-премьер Сергей Иванов сказал: «Фуры надо останавливать, как на фронте, иначе Москва вообще станет». По его мнению, выход из положения заключается в том, что все логистические центры необходимо организовать в районах планируемой Центральной кольцевой автодороги. С ним полностью согласился министр транспорта Игорь Левитин: «В пределы ЦКАД грузовой автотранспорт входить не будет, это где-то 50 – 70 км от Москвы».

Но это пока что – всего лишь слова. Для их реализации нужна серьёзная проработка транспортно-логистических программ и колоссальные капиталовложения. Автотранспортная инфраструктура российской столицы развивается, вокруг Москвы строятся логистические терминалы, новые дороги и развязки. Но их всё равно не хватает. И так будет и дальше.

Не случайно в своём докладе на Третьем Международном Автотранспортном Форуме (МАФ) в Москве генеральный директор Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Вадим Донченко отмечал: «Рост объёмов автоперевозок и дорожного движения происходит в условиях отставания развития дорожной инфраструктуры. Так, например, в Москве ежегодный рост автопарка опережает темпы строительства и реконструкции дорожной сети в четыре раза. Это ведёт к перегруженности улично-дорожных сетей городов и основных магистралей на подходах к ним, и, как следствие, к регулярным и повсеместным нарушениям нормальных режимов движения транспортных потоков и образованию заторов. Снижение скоростей движения в свою очередь ведёт к повышению себестоимости перевозок на 20 – 30 %, росту транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и услуг. Транспортная составляющая в конечной цене российской продукции достигает 15 – 20 %, а в США и Европе этот показатель не превышает 7 – 10 %, т. е. вдвое ниже.

Если выразить все последствия перегруженности улично-дорожной сети и образования заторов в экономических категориях, то можно утверждать, что вследствие них крупнейшие города России ежегодно несут колоссальный экономический ущерб. По зарубежным оценкам только из-за задержек в заторах европейские страны ежегодно теряют до 2 % ВВП…»