Отдел кадров "Ажиотаж вокруг логиста"


Виктор СТЕПАНОВ

 

Дефицитная профессия, вызывающая ажиотаж у хэдхантеров (так называются люди, которые занимаются поиском специалистов) и рекрутеров, название которой пришло вслед за “менеджером” и о которой совсем мало известно абитуриентам. Речь идёт о профессии логиста. О ней рассказывает директор белорусской консалтинговой компании "Квадрат" Светлана Николаевна Коростелева.


 

Директор консалтинговой компании "Квадрат" Светлана Коростелева


– Светлана Николаевна, чем занимаются логисты?

– Этим названием охватываются достаточно разные виды деятельности. Всё зависит от того, о каких логистах мы говорим: о специалистах в области транспорта, экспедирования или таможни, информационной или складской логистики.

– Получается, что эта профессия разветвилась?

– Скорее, можно сказать, что специалисты, которые раньше занимались отдельно складом, транспортом или таможней, теперь стали называться одним красивым словом «логисты». Ну и поскольку сейчас в отдельную ветвь выделяется логистика товарных потоков, в логисты зачислены бывшие специалисты в области снабжения, сбыта и маркетинга.

Одна из самых востребованных специализаций – это информационная логистика, в рамках которой специалистам приходится заниматься товарными потоками, движением товара от производителя до потребителя через склад, транспорт и таможню.

Есть среди логистов специалисты широкого профиля, которые знают все этапы и стороны логистики, а есть более узкие специалисты. Например, есть отдельные профессии специалиста по логистике склада, специалиста по таможенной очистке или транспортного логиста.

– Насколько востребованы логисты на рынке труда и какие из них (широкого или узкого профиля) пользуются наибольшим спросом?

- На рынке труда сегодня существует острый дефицит логистов. На основе своего опыта могу сказать, что уже минимум десять лет существует просто-таки ажиотажный спрос на специалистов по транспортной логистике. Они нужны всегда, на них постоянно есть заказы. И сейчас практически все кадровые агентства отказываются принимать такие заказы, поскольку они работают на результат, а найти незанятого логиста очень трудно. У нас, например, на тот случай, если появится хотя бы один соискатель, существует договорённость с несколькими компаниями, которые устраивают нечто вроде аукциона на этого специалиста.

Что касается складской логистики, то на специалистов в этой сфере спрос не так высок, однако в последнее время появилось несколько заказчиков, которые имеют намерение, согласующееся и с государственной политикой в этой области, построить у нас в Беларуси крупные складские терминалы. Поэтому сейчас наблюдается тенденция к росту спроса на специалистов в складской логистике. В то же время следует отметить, что хорошо подготовленных кадров в этом виде логистики не хватает. Чаще всего имеющиеся сейчас специалисты осваивали профессию на практике где-нибудь на складе, постепенно поднимаясь по служебно-квалификационной лестнице.

Только в последнее время к нам стали обращаться кадры, подготовленные в Белорусском государственном университете в рамках сотрудничества с Норвежской высшей школой логистики. Они уже имеют не только полноценное высшее образование в этой области, но даже квалифицированы по международным стандартам подготовки менеджеров в сфере бизнеса MBA. И если транспортных логистов выпускается несколько сотен каждый год (и всё равно их не хватает), то складских логистов с профильным высшим образованием – единицы.

Как это ни парадоксально звучит, заказчиков мало, специалистов – и того меньше, и найти друг друга им очень трудно. Если им это удаётся, самостоятельно или через кадровое агентство, то это – большая удача. При этом зарплаты таких специалистов измеряются в тысячах долларов.

- Спрос на логистов за рубежом такой же высокий? Приходилось ли вам выполнять заказы из-за рубежа?

– Белорусские кадровые агентства не имеют права трудоустраивать людей за границу, однако с их спросом на логистов я знакома благодаря опыту работы в качестве директора по персоналу одной из транспортно-экспедиционных компаний. Когда мне приходилось заниматься поиском специалистов для филиалов в других странах, я убедилась, что там спрос также достаточно высок. Другое дело, что там больше специалистов, но и более широкий выбор вакансий.

Например, в Москве специалистов много, но изобилие вакансий создаёт ситуацию, при которой, если по твоему объявлению к тебе приходит логист, но ты не готов в этот же день принять его на работу, ты его теряешь навсегда. Дело в том, что этот специалист, выйдя от тебя, зайдёт ещё в пару компаний, в одну из которых сразу же и трудоустроился.

Рынок труда там иной, более подвижный, а люди более мобильны. Они очень быстро оставляют работу, находят новую, более активно относятся к предложениям на рынке труда. Шесть этапов собеседования, традиционно принятые в белорусских компаниях, в Москве были бы совершенно неприемлемы. Такой же подвижный рынок труда и на Западе.

- Когда впервые появился спрос на логистов?

- Спрос на логистов под этим новым названием впервые возник около пять лет назад. Если же говорить конкретно о транспортной логистике, то примерно двенадцать лет назад стал ощущаться активный спрос на специалистов по международным перевозкам и экспедированию.

- Как соотносятся сейчас спрос и предложение?

- Спрос, пожалуй, раза в четыре превышает предложение. Готовых специалистов на рынке просто нет. Если кто-то из них случайно, по каким-то личным причинам, например, из-за конфликта с руководством, появляется на рынке труда, то хэдхантеры, которые очень внимательно отслеживают все процессы на рынке, тут же начинают ходить за ним по пятам толпой.

Специалисты с потенциалом на рынке имеются, но далеко не все знают, что есть такая профессия, и что она такая хорошая. Поэтому нуждающимся в таких специалистах компаниям следовало бы более активно заниматься чем-то вроде профориентации молодёжи. Как это не удивительно, профессия логиста, при всех её достоинствах, всё ещё нуждается в активной рекламе.

- Какова динамика спроса на логистов за эти пять лет? Были ли скачки роста и падения спроса?

- Можно говорить лишь о постоянном росте. Несмотря на то, что выпуск специалистов постепенно увеличивается, спрос, благодаря расширению рынка перевозок, росту и появлению новых компаний, не снижается. Более того, есть тенденция к оттоку кадров за границу.

Профессия специалиста по международным перевозкам – это очень высокооплачиваемая, престижная и весьма востребованная профессия, получив которую, очень легко найти работу в любой стране мира. Имея подготовку в белорусских учебных заведениях и наработав опыт в здешних компаниях, специалисты уезжают туда, где им могут предложить более выгодные условия. Причём мне приходилось слышать от некоторых компаний-заказчиков, что специалистов у них переманили их же клиенты.

- И куда чаще всего уезжают?

– В Польшу, Чехию, Россию и Украину. Едут туда, где проще легализоваться, получить рабочую визу, устроиться с жильём. Мне известны ситуации, когда три девушки, наработав опыт в РБ, уехали в Италию, одна – во Францию, где продолжают работать по специальности, занимаются международными перевозками.

- Что знают соискатели о том, каких данных потребует от них избранная профессия?

- В принципе, поскольку кандидатов на должности специалистов по международным грузоперевозкам чаще всего приходится подбирать среди людей, владеющих как минимум двумя иностранными языками, но в то же время не имеющих никакого образования в области организации перевозок, то вполне естественно, что их представления об этой профессии бывают достаточно расплывчатыми.

К таким специалистам предъявляются совершенно конкретные требования, большей частью касающиеся их личностных качеств и деловых навыков. Владение иностранным языком имеет, конечно же, приоритетное значение. Тем не менее, выпускники факультета иностранных языков для этой профессии не подходят.

Желательно, чтобы соискатель имел техническое образование либо аналитический склад ума и математические способности. Поскольку человеку этой профессии приходится иметь дело с особенностями крепления грузов, нагрузками на ось, с техническими характеристиками транспортных средств вообще, то лучше всего, если технические знания у него будут иметься изначально. В противном случае ему приходится овладевать такими знаниями самостоятельно за достаточно короткий период времени. А без аналитического склада ума и базового негуманитарного образования достичь успеха в этом будет слишком трудно.

- Об этом Вы рассказываете соискателям в ходе собеседования?

- Да, а также о том, что входит в обязанности логиста, каких высот можно достичь, какие карьерные перспективы существуют в этой профессии. После этого мы приглашаем их в компанию. Там им предлагают обычно либо пройти обучение на курсах Белорусской ассоциации международных экспедиторов (БАМЭ), либо организуют внутреннее обучение. Сегодня уже есть несколько хороших школ экспедиторов в компаниях, организованных в форме внутрикорпоративных институтов, школ и университетов, где за полгода - год можно, по сути дела, получить профессию.

- Насколько ясно представляют себе работодатели, чем профессия логиста отличается от прежних профессий, имевших отношение к международным перевозкам и экспедированию грузов?

- Компании, которые обращаются к нам с целью поиска таких специалистов, конечно же, достаточно хорошо знают, кого они ищут. Ведь они, как правило, уже давно работают на рынке международных перевозок, и современные тенденции в этом бизнесе для них весьма актуальны.

Кроме того, компании, которые могут позволить себе обратиться в кадровое агентство, – это обычно компании с западным стилем работы и менеджмента, продвинутые и успешные. Естественно, они прекрасно представляют, чем должен заниматься специалист, которого они готовы взять на работу, и достаточно чётко формулируют перечень его должностных обязанностей.

Можно предположить, что и само название «логист» пришло тем же путём, что и широко сейчас используемое слово «менеджер». Как в советские времена не было у нас менеджеров или маркетологов, так не было спроса и на логистов. Его появление можно связать с развитием бизнеса в Беларуси.

- А как на упомянутый Вами ажиотажный спрос реагируют белорусские вузы?

- Складывается впечатление, что никак. Сейчас специалистов по международным перевозкам готовят на автотракторном факультете в Белорусском национальном техническом университете (БНТУ), где конкурс на эту специальность составляет три-четыре человека на место. Там выпускают не очень много специалистов, и все они трудоустраиваются в соответствии с государственным распределением. Многие из них получают распределение на государственные предприятия, где, к сожалению, им не всегда могут предложить достаточно высокую зарплату.

В БНТУ дают замечательное образование, но там, к сожалению, нет достаточной языковой подготовки, в то время как экспедитору нужно знать минимум два иностранных языка. Можно упомянуть лишь об экспериментальной группе в БНТУ с дополнительной, в виде факультатива, подготовкой по иностранному языку.

Кроме того, вызывает нарекания общий уровень подготовки специалистов в белорусских вузах. В транспортно-экспедиционной компании, где мне пришлось работать, практиковали приём студентов на стажировку и на дипломную практику, с тем, чтобы потом они по направлению пришли на постоянную работу. К сожалению, этот опыт был не очень удачным. Всё-таки теория слишком далека от практики. Причём эта проблема касается не только подготовки специалистов по международным перевозкам: похоже, она затрагивает все вузы страны.

Официальное название этой специальности в БНТУ звучит так: «Организация международных грузоперевозок». А вот логистов, а более точно, в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией, логистиков-экономистов, готовят на факультете маркетинга Белорусского государственного экономического университета. Однако, насколько мне известно, чаще всего логистов в настоящий момент готовят сами компании, которые в них нуждаются.

- Каковы особенности требований работодателей к личным качествам людей, претендующих на эту работу?

- Это должен быть очень коммуникабельный и энергичный человек. Он должен уметь очень активно работать с потенциальными клиентами. Успеха в этой профессии добивается не тот, кто ждёт, когда ему позвонят, а который сам берёт трубку телефон и начинает обзванивать потенциальных клиентов. Причём делает это с удовольствием. Он постоянно ведёт переговоры на русском и ещё минимум на двух иностранных языках.

Со стороны работа экспедитора или логиста выглядит так: одна телефонная трубка висит на плече, ещё один телефон у него в руке, вторая рука набирает текст в ICQ. Ему приходится держать в голове огромное количество информации, очень быстро её анализировать и принимать решения. В таком ритме он проводит весь рабочий день. Для этого он должен обладать очень высокой стрессоустойчивостью.

- Какие рекомендации можно было бы дать работодателям, соискателям и абитуриентам?

- Работодателям в такой ситуации можно порекомендовать растить специалистов по логистике у себя в компаниях, создавать и развивать свои корпоративные школы, договариваться с бизнес-школами, активнее работать с молодёжью.

Есть ещё одна больная тема: стоит компании подготовить и трудоустроить специалиста, как его начинают переманивать конкуренты. Поэтому специалистов нужно ещё и удержать, а для этого – как следует мотивировать. В первую очередь адекватной заработной платой.

При этом все компании, которые обращаются к нам в поисках специалиста, чаще всего предлагают одну и ту же заработную плату. Мы же в ходе собеседования обращаем внимание соискателя на то, что в каждой компании за одну и ту же сумму вознаграждения предлагается выполнить разный объём работы. Поэтому соискателю рекомендуется, прежде чем устраиваться, поинтересоваться ожидающим его объёмом работы. Объём работы того же экспедитора, например, измеряется количеством перевозок в месяц и суммой заработанной комиссии.

Абитуриентам же можно посоветовать обратить внимание на профессию логиста, а для успешного её освоения и дальнейшей работы в этой области – учить иностранные языки.