Пассажирские перевозки "Имя «Автолайн» стало нарицательным"


 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

Перед встречей с президентом ОАО «Группа Автолайн» Никитой Музыря я уже располагала некоторой информацией об этой компании. К примеру, она в числе первых коммерческих транспортных операторов пришла в 90-е годы прошлого столетия на рынок пассажирских перевозок в Москве и за короткое время маршрутки с логотипом компании стали неотъемлемой частью столицы.

– Наша команда гордится тем, что в трудные перестроечные годы мы вовремя подхватили эту идею и не дали ей умереть, – говорит Никита Игоревич. – Имя «Автолайн» стало нарицательным – москвичи давно привыкли все маршрутные микроавтобусы называть именем нашей компании как наиболее крупной и – главное – самой первой, которая вывела свои машины на улицы города. Не только в Москве, но и в сотне других городов России. Приятно, что наша работа получила всенародное признание, правда,  в связи с этим нам часто чужие грехи приписывают.

Мы всегда были компанией открытой. Любую жалобу, любое предложение пассажиров старались рассматривать быстро и эффективно. Конечно, не всегда удавалось все недостатки исправить сразу. Человеческий фактор – самая сложная составляющая в любой технической задаче, тем более – в транспортных проблемах. Но в любом случае мы помним о том, что работаем для жителей города. Разрабатываем новые, удобные для них маршруты, используем современный комфортабельный транспорт.

Компания открыла свой сайт в Интернете, на котором представлена вся актуальная информация о пассажирских перевозках, каждый пассажир может высказать свои предложения и пожелания.

 

Группа компаний, входящих в холдинг «Автолайн», заявила о себе в 1994 г. За год интенсивного развития «Автолайн» настолько прочно занял рынок, что стал несомненным лидером в сфере маршрутных автоперевозок. За два последующих года компания крепко утвердилась в Москве как лидер программы городского правительства по перевозке пассажиров в микроавтобусах.

Распоряжением мэра Москвы от 12 марта 1998 г. № 260-РП и губернатора Московской области № 680-РГ от 15 августа 1996 г. ОАО «Группа Автолайн» и его дочерним предприятиям был присвоен  статус предприятий транспорта общего пользования.

Московское областное правительство в 1998 г. предложило компании выполнять областной заказ пассажирских перевозок наряду с муниципальным «Мострансавто».

 

Сегодня ОАО «Группа Автолайн» – это свыше 20 динамично развивающихся предприятий, где трудятся около 7 тыс. человек. Для обслуживания более 300 маршрутов в Москве и Московской области ежедневно на линию выпускаются 2500 единиц подвижного состава.

 

 

 

За большой вклад в обеспечение перевозок москвичей и гостей столицы автомобильным транспортом и в связи с пятилетием со дня основания предприятия мэр российской столицы наградил коллектив ОАО «Группа Автолайн» Почетной грамотой Правительства Москвы.

За высокие производственные показатели 58 специалистов ОАО «Группа Автолайн» награждены знаком «Почётный автотранспортник РФ», 7 работников – знаком «Почётный работник транспорта РФ». Двое сотрудников компании получили государственную награду «Заслуженный работник транспорта». Всего различными государственными и отраслевыми наградами в ОАО «Группа Автолайн» награждено 562 человека.

 

 

ОАО «Группа Автолайн» и его дочерние предприятия оказывают помощь детским домам, домам престарелых, церковным приходам, содействуют проведению спортивных мероприятий.

В числе приоритетов компании – содействие развитию спорта в стране. «Группа Автолайн» поддерживает юных спортсменов московской федерации Ашихара-каратэ, молодёжную баскетбольную ассоциацию, оказывает адресную помощь российской футбольной команде инвалидов. В 2004 г. компания стала официальным партнёром олимпийской сборной России по бобслею.

 

 

 

С конца 2003 г. «Автолайн» приступил к реализации масштабной программы по замене подвижного состава. Сегодня в компании насчитывается около 2100 автобусов и микроавтобусов. Более 70 % парка составляет техника европейского автопроизводителя: автобусы большой вместимости Scania, микроавтобусы Mercedes, Ford, Volkswagen.

В сентябре 2007 г. осуществлена поставка первой партии автобусов Scania OmniLink с двигателем экологического стандарта Евро-4.

 

 

 

– С Вашей точки зрения, какова степень важности Устава автомобильного транспорта для компаний, занятых в сфере пассажирских перевозок? 

– Устав – это законодательная база, по которой для перевозчиков определяются правила игры. Один из основных его моментов – муниципалитет даёт частным перевозчикам право участвовать в проведении конкурсов, это очень важно. Конечно, федеральный закон достаточно общий, тем не менее там отражены основные моменты нашей деятельности. Устав – первый законодательный акт в ряде других. До недавнего времени отрасль вообще работала без нормативной базы, что позволяло муниципалитету устанавливать свои правила. Раньше муниципалитет, в частности – московский, не мог принять собственный закон, потому что была непонятна федеральная позиция. Сейчас сформирована рабочая группа по подготовке московского закона на основе устава. Это начало большого законодательного пути.

Какие проблемы Вы бы сегодня выделили в сфере пассажирских перевозок, насколько они решаемы и какие меры для этого необходимо предпринять? 

– Проблемы – это неправильный посыл. Есть просто рабочие ситуации, которые законодательство должно привести в соответствие, чтобы перевозчики (независимо от форм собственности) имели возможность полноценно работать. Первое – это выполнение определённых конкурсных требований. Второе – пришёл тот момент, когда частные перевозчики могут эффективно исполнять государственный заказ. Сейчас правительству нужно время, чтобы всё обдумать и дать частным перевозчикам этот заказ.

Глобальных проблем в пассажирских перевозках ни в Москве, ни в области нет: пассажиры перевозятся, техника более или менее нормальная. Это не начало 90-х годов прошлого столетия, когда был реальный кризис. Сейчас задача в том, чтобы сделать услуги более качественными, объединить малый и средний бизнес для выполнения функций, которые поручит государство. Это вопрос эффективности. Естественно, частная компания более эффективна, чем государственная.

Одна из насущных проблем транспортных предприятий сегодня – дефицит профессиональных кадров. Как и за счёт чего она решается?

– Первое – улучшение условий труда. Продолжается закупка нового подвижного состава и ремонтного оборудования, значительно облегчающего труд рабочего персонала и повышающего производительность труда (разница в управлении «Газелью» и, например, «фордом» или «Мерседесом» очевидна).

Второе – заработная плата. Происходит не только увеличение её размера. Изменяется сама система оплаты. Введение переменной части зарплаты напрямую определяет зависимость размера оплаты от результатов труда и соблюдения производственной дисциплины.

С текущего года в нашей компании начались выплаты ежемесячных надбавок за выслугу лет.

Необходимо отметить, что мероприятия, проводимые в компании по вопросам оплаты труда, повышают реальные доходы сотрудников, поскольку увеличивают накопительную часть их пенсии.

И третье – профсоюзная организация. На сегодняшний день «Автолайн» – единственная компания среди коммерческих перевозчиков, в которой есть своя профсоюзная организация (более 3 тыс. человек).

Это обеспечивает стабильный кадровый состав.

Насколько сегодня честна и добросовестна конкуренция между государственным и частным секторами пассажирских перевозок в Москве?

– Для того чтобы существовала правильная конкуренция, необходимы единые правила игры, должна быть создана служба заказчика, которая распределяет госзаказ как на муниципального, так и на частного перевозчика.

Именно государство должно установить эти единые правила. Муниципальный транспортный оператор перевозит 2/3 населения, но есть и частный сектор, который, не получая государственных дотаций, при отсутствии льгот (в том числе и налоговых) перевозит оставшуюся треть. Когда государство даёт деньги и платит за работу, оно вправе требовать, а если не даёт, то и требовать проблематично. Разве что в части выполнения общих норм и соблюдения безопасности движения. Следует допустить частного перевозчика к выполнению госзаказов, тогда государство будет иметь право жёстко с него требовать в рамках договора.

Если частник не выполняет условия договора, то это лишает его права работать. Есть конкурсная комиссия, транспортная инспекция – созданный государством механизм наблюдателей, которым это регулируется. И если у коммерческого перевозчика будет угроза потери права работать на маршруте, то те, кто не соблюдали договор, быстро подтянутся.

– Насколько комфортно как по условиям поездки, так и по времени доставки чувствует себя московский пассажир?

– Вы пользуетесь микроавтобусами? Это удобно? Быстрее, чем на обычных автобусах?

Да.

– Вот и ответ на ваш вопрос.

Маршруты распределяются согласно итогам конкурса. На маршруте есть определённое расписание, но с пробками, существующими в Москве, его сложно соблюдать. Если у государственного перевозчика жёсткое расписание, которое всё равно слабо соблюдается из-за пробок, то у коммерческих, тоже есть определённая формула движения, которой они придерживаются. Всё это накладывается на каждый маршрут. Соблюдать расписание в Москве просто не реально, никогда нельзя сказать, за какое время транспортное средство проедет Садовое кольцо. Безусловно, исследуется пассажиропоток, его нужды той компанией, которая обслуживает данный маршрут.

В городе очень много маршрутов, не справляющихся с пассажиропотоком. Каждый из частных перевозчиков какую-то часть маршрутов мог бы взять на себя. И город бы выиграл от этого, а критерием могла бы быть стоимость дотации государства на эксплуатацию маршрутов. Что Вы на это скажете?

– Есть государственный заказ. Он выдаётся по конкурсу. Мосгортранс тоже участвует в конкурсе. Но, кто может конкурировать с муниципальным перевозчиком, когда конкурс рассчитан на 6 тыс. машин? Нет таких транспортных компаний, поэтому и нужна служба заказчика, которая будет распределять маршруты на конкурсной основе.

Неправильно говорить, кстати, что минимальный тариф решает всё, потому что низкая стоимость соответствует качеству. На гужевом транспорте не хотим ездить, значит, должна быть адекватная стоимость. А что происходит во многих городах: низкий тариф – плохая техника. Любому перевозчику, неважно частному или государственному, всегда выгоднее купить новую технику, поэтому и тариф растёт, ведь в него и бензин, и длина маршрута и прочие моменты закладывается. Государство должно устраивать тендер между государственным и частным перевозчиком по разным критериям, учитывать более эффективную работу.

Как Ваша компания справляется с нехваткой городской инфраструктуры пассажирского транспорта: отстойных,  разворотных площадок, остановочных пунктов, конечных станций?

– В Москве вообще с местом большая проблема, и она должна решаться поэтапно. Но это больше вопрос к комитету по архитектуре и градостроительству. У нас есть определённые отстойные площадки, остановки, где мы забираем пассажиров. Всё это чётко прописано, эти места законодательно оформлены. А вот инфраструктура города – это более глобальный вопрос, потому как иногда планировщики забывают, что есть транспорт и что нужно возить пассажиров. Было несколько скандальных ситуаций, в результате которых менялись градостроительные планы. Это просто работа. Вот и всё. В большом городе место – это всегда проблема.

Перспективы?

– Мы не останавливается на достигнутых результатах. Основная задача компании – дальнейшее укрепление своих позиций на традиционных рынках пассажирских перевозок и обеспечение выхода на новые.

В перспективе рассматриваем возможность выхода на региональный рынок в качестве системного оператора с целью создания программы управления пассажирским транспортом – от нормативной базы до сопутствующей инфраструктуры.

– Региональные проекты?

– Целью региональной политики является создание экономических, правовых и организационных условий для успешной реализации основных направлений общей стратегии развития ОАО «Группа Автолайн» и его дочерних обществ в регионах Российской Федерации, в том числе условий для стабильного и перспективного функционирования транспортной системы на основе взаимовыгодного сотрудничества ОАО «Группа Автолайн», его дочерних обществ и субъектов РФ.

Данное направление предполагает решение следующих задач:

– определение масштабов деятельности ОАО «Группа Автолайн» в конкретных субъектах РФ и целесообразности их расширения с учетом формирования региональных рынков сбыта услуг;

– взаимодействие с субъектами РФ с целью учёта программ развития транспортных систем, сроков освоения и ввода в эксплуатацию при составлении программ развития пассажирского транспорта соответствующими субъектами РФ;

– учёт региональных особенностей при проектном обеспечении деятельности ОАО «Группа Автолайн» и его дочерних обществ;

– участие в создании, перевооружении транспортных предприятий современными технологиями производственных процессов;

– разработка и оптимизация маршрутной сети пассажирского транспорта, увеличение рентабельности деятельности;

– внедрение систем автоматизированного контроля производственной деятельности предприятий;

– реализация региональных программ поставок современных типов подвижного состава для городских, пригородных, междугородных и международных пассажирских перевозок;

– взаимодействие с субъектами РФ по правовому обеспечению деятельности, связанной с транспортным обслуживанием регионов;

– организационная поддержка и информационное обеспечение направлений и задач региональной политики ОАО «Группа Автолайн»;

– всестороннее и качественное информационное обеспечение пассажиров о параметрах работы пассажирского транспорта;

– взаимодействие с субъектами РФ по вопросам разработки, внедрения и контроля параметров качества транспортных услуг;

– обеспечение совместного контроля со стороны ОАО «Группа Автолайн» и субъектов РФ за выполнением заключенных соглашений о взаимном сотрудничестве;

– создание эффективного механизма корпоративных коммуникаций ОАО «Группа Автолайн» и дочерних обществ;

– координация усилий дочерних обществ по освещению в средствах массовой информации официальной позиции ОАО «Группа Автолайн» и новостной информации о его деятельности в субъектах РФ;

– организация и проведение ОАО «Группа Автолайн» совещаний, конференций, выставок с привлечением партнёрских организаций, а также участие ОАО «Группа Автолайн» и его дочерних обществ в аналогичных мероприятиях, проводимых другими компаниями.