Таможня "Откуда «левые» грузовики?"


 

Ирина САРКИСОВА

 

Как свидетельствует таможенная статистика, за пять месяцев 2008 г. на территорию Российской Федерации ввезено более 8 тыс. единиц новых и 9 тыс. бывших в эксплуатации грузовых автотранспортных средств импортного производства общей стоимостью свыше 2 млрд долларов США. Характерно, что основными поставщиками прежде всего подержанной грузовой автомобильной техники в Россию являются вовсе не европейские страны: на первом месте – США, на втором – Китай и только на третьем - страны Евросоюза.

 

По данным Росстата, импорт России  в январе – апреле текущего года составил 78,5 млрд долларов США и по сравнению с тем же периодом 2007 г. вырос на 49,9 %, в том числе из стран дальнего зарубежья – 67,4 млрд долларов США (рост на 53,7 %), из стран СНГ – 11,1 млрд долларов США (рост на 30,6 %). Увеличение стоимостных объёмов импорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования приходилось 55,5 % (в январе – апреле 2007 г. – 51,4 %). Стоимостный объём импорта машиностроительной продукции увеличился на 65,9 % за счёт роста закупок механического оборудования на 72,1 %, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 67,3 %. Физический объём ввоза легковых автомобилей увеличился на 50,6 %, грузовых – на 39 %.

 

Импорт России важнейших товаров за апрель 2008 г.

Автомобили легковые,
тыс. шт.

613,3

8 949,1

559,8

8565,8

53,5

383,3

Автомобили грузовые,
тыс. шт.

36,1

1 169,2

35,7

1147,7

0,4

21,5

 

 

 

Однако далеко не всегда эти поставки носят законный характер. «Серые» схемы регулярно проскакивают в оперативных сводках Государственного таможенного комитета РФ. В последнее время правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы выявили увеличение объёмов импорта новых дешёвых грузовиков и седельных тягачей китайского производства, которые ввозятся на  территорию России с существенным занижением их таможенной стоимости под видом автотранспорта, бывшего в эксплуатации.

Таможенники отметили также ввоз подержанных (более десяти лет) американских седельных тягачей. Они никак не могут соответствовать требованиям действующих сегодня на территории РФ регламентов. Оказывается, всё очень просто: дата выпуска автомобиля, указанная в сопроводительных документах, заведомо ложно «освежается» до «приемлемой» даты. Правда, сами автомобили от этого новее не становятся.

Кроме этого, в таможенные органы нередко предоставляются недостоверные сведения на импортные грузовики, которые в действительности не соответствуют экологическому классу Евро-3, вступившему в силу с 1 января 2008 г. в отношении автомобильной техники на территории РФ.

Всё это ведёт к нарушению российского законодательства и умышленному декларированию заниженной ставки таможенной пошлины. При контрабандном ввозе только одного грузового транспортного средства ущерб государству в среднем может составлять около 1 млн рублей.

В 2008 г. в результате проведённых правоохранительными подразделениями таможенных органов мероприятий по фактам незаконного ввоза грузового автотранспорта на территорию РФ было возбуждено 32 уголовных дела по статье 188 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) (контрабанда) и 39 уголовных дел по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Возбуждены уголовные дела по преступлениям, совершённым организованными группами лиц.

В частности, правоохранительные подразделения таможенных органов Центрального федерального округа по фактам контрабанды грузового автотранспорта и уклонения от уплаты таможенных платежей возбудили 20 уголовных дел, сумма неуплаченных таможенных платежей составила около 19 млн рублей.

В Северо-Западном федеральном округе возбуждено 19 уголовных дел, сумма неуплаченных таможенных платежей составила около 9 млн рублей.

В Дальневосточном федеральном округе возбуждено 20 уголовных дел, сумма неуплаченных таможенных платежей составила свыше 19 млн рублей.

В Сибирском федеральном округе в результате оперативно-розыскных мероприятий пресечена деятельность организованной преступной группы, осуществившей незаконный ввоз более 2 тыс. самосвалов и седельных тягачей китайского производства общей стоимостью свыше 100 млн долларов США. Сумма неуплаченных таможенных платежей превысила 120 млн рублей.

По мнению экспертов, решить эту проблему возможно путём разработки заинтересованными министерствами и ведомствами РФ комплекса законодательных и экономических мер по совершенствованию тарифного регулирования, таможенного и технического контроля.